СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрим виды дифференциации, которые используются на уроках русского языка.

 

  1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

 

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности обучающихся, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

К репродуктивным заданиям относятся, например, ответ на вопросы хорошо изученных тем. От обучающихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений. Например, выполнение разборов с применением карточки – подсказки, расстановка знаков препинания в упражнениях, и т.д.

К продуктивным заданиям относятся упражнения, предполагающие творческие задания (составить мини-текст, анализ текста, составление предложений, составление опорного конспекта, составление карточек-подсказок, иллюстрация пунктуационных правил и т.д.). Ученикам приходится применять знания, полученные на уроках, в новой, нестандартной ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия, создавать новый продукт. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности (объяснение смысла пословицы или поговорки, составление текста на заданную тему и т.д.) На уроках русского языка можно использовать большое количество творческих заданий:

  • сравнение двух текстов с точки зрения оправданности применения различных языковых средств;
  • объяснение смысла того или иного высказывания;
  • составление предложений по предложенной схеме;
  • объяснение знаков препинания в тесте;
  • составление мини-тестов с использованием различных видов предложений;
  •  выделение изобразительных средств языка;
  • составление устных и письменных высказываний на грамматическую тему и т.д.

Дифференцированная работа организуется различными способами. Чаще всего учащимся 3-ей группы предлагаются репродуктивные задания, а ученики со средним (2-я группа) и высоким (1-я группа) уровнем обучаемости – творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам, но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным – творческие задания на применение знаний в новой ситуации. Например, (для 3-ей группы) в ряду предложений, объединенных одним признаком, найти то, которое похоже, но отличается некоторыми признаками (в ряду предложений с обособленными обстоятельствами выделить предложение, в котором обособленное обстоятельство не выражено деепричастным оборотом).  А для 1-ой и 2-ой группы – составить предложения, иллюстрирующие правила постановки знаков препинания для всех случаев обособления обстоятельств или определить, какое предложение относится к тому или иному случаю обособления обстоятельства.

 

  1. Дифференциация учебных заданий по уровню сложности.

 

Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных обучающихся:

  • усложнение  материала (для  3-ей группы – вставить пропущенные знаки препинания; для 2-ой группы – объяснить их графически; для 1-ой – привести свои примеры для каждого из правил основного задания);
  • увеличение объема изучаемого материала (увеличение количества пунктов задания, например, не одно, а два упражнения на  данное правило; самостоятельная работа по изучению некоторых правил и выполнение упражнений к ним);
  • выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию (выявить различия между составными именными и составными глагольными сказуемыми или между группами бессоюзных сложных предложений);
  • использование обратного задания вместо прямого (написать сочинение-рассуждение с доказательствами от противного характера, по характеристике предложения найти его в тексте и т.д.).

 

 

  1. Дифференциация заданий по объему учебного материала.

 

Такой способ дифференциации предполагает, что обучающиеся 1-ой и 2-ой групп кроме основного выполняют еще дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним (например, объяснить постановку знаков препинания не в одном абзаце текста, а в двух или во всем тексте).

Необходимость дифференциации заданий обусловлена разным темпом работы обучающихся. Медлительные дети, а так же дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным  для всех обучающихся.

 Как правило, дифференциация по объему  сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более  трудные задания, а так же задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы (объясните конкретные орфограммы, проведите какой-либо вид разбора).

Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задания игрового характера, их можно индивидуализировать, предложить задания в виде карточек (ребусы, кроссворды, объяснение смысла высказывания и т.д.).

 

  1. Дифференциация работы по степени самостоятельности обучающихся.

 

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для различных групп обучающихся. Все выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие – самостоятельно.

В этом случае работа организуется следующим образом. Обучающиеся знакомятся с заданием, объясняют его, выясняют правила оформления. После этого обучающиеся 1-ой группы выполняют задание самостоятельно, обучающиеся 2-ой группы – после проговариваривания 2 – 3 примеров из упражнения, а обучающиеся 3-ей группы – записывают упражнение после проговаривания и объяснения каждого примера с выполнением у доски (например, вставить пропущенные знаки препинания, объяснить их постановку графически). После этого этап проверки проводится фронтально.

Таким образом, степень самостоятельности обучающихся различна. Для 1-ой группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-ой полусамостоятельная, для 3-ей – фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя. Кроме того, у каждого обучающегося существует тетрадь-справочник, который ведется для того, чтобы в нем записывать все важные для обучающихся сведения по теории: опорные конспекты, схемы, таблицы, примеры выполнения заданий различного типа. Обучающиеся могут в любой момент воспользоваться этими записями для выполнения работы. Пользоваться своими записями не разрешается только на контрольной работе обучающимся 1-ой и 2-ой группы. Обучающиеся 3-ей группы могут их использовать в том случае, когда выполняют задание, предназначенное для более сильных ребят.

 

  1. Дифференциация работы по характеру помощи учителя.

 

Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все обучающиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

Наиболее распространенными видами помощи являются:

  • помощь в виде вспомогательных заданий, наводящих вопросов;
  • помощь в виде карточек-подсказок;
  • помощь в виде дополнительного объяснения задания и т.д.

Могут использоваться такие виды помощи как:

  • образец выполнения задания: показ способа выполнения задания, образца рассуждения, композиции письменного или устного высказывания, образца рассуждения (таблицы, опорные конспекты, планы рассуждений, планы разборов и анализов текста и т.д.) и оформления;
  • памятки, планы, инструкции (например, как работать с текстом для написания изложения, план синтаксического разбора предложения)
  • справочные материалы: теоретические справки в виде схем, таблиц, опорных конспектов;
  • наглядные опоры, иллюстрации (схемы разбора предложений, схемы словообразовательного разбора и т.д.)
  • дополнительная конкретизация задания (дополнительное разъяснение терминов, указание на источник дополнительной информации)
  • вспомогательные или наводящие вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания;
  • начало или частичное его выполнение.

Различные виды помощи при выполнении учеником одного задания часто сочетаются друг с другом. Наиболее целесообразной является следующая организация работы: 

  • обучающиеся 2-ей группы выполняют задание самостоятельно:
  • обучающиеся 3-ей группы выполняют это же задание под руководством учителя или используя дополнительные источники (словари, справочники, карточки-подсказки, схемы, таблицы и т.д.);
  • обучающиеся 1-ой группы выполняют творческое задание на основе основного задания (например, выяснив строение предложений упражнения, составить свои предложения по тому же типу).

Большинство заданий в современных учебниках построены таким образом, что они содержат в себе как репродуктивную, так и продуктивную часть, поэтому имеется возможность использования дифференциации по уровню творчества. Во многих учебниках имеются нестандартные по уровню сложности задания. В некоторых учебниках имеется избыточное количество заданий, что позволяет применять дифференциацию по объему учебного материала. Для дифференцированной работы могут использоваться также тетради на печатной основе, тесты.

Этот вид работы формирует у обучающихся умение рассчитывать свои возможности, критически подходить к уровню собственной обученности, умение использовать дополнительную информацию для выполнения задания, отбирать и анализировать информацию, необходимую для работы.

Следствием такого подхода является создание «ситуации успеха», что влияет на самооценку ребенка, дает ему возможность почувствовать себя значимым; приучает к тому, что ребенок становится более успешным, его цели становятся более достижимыми; учит соразмерять свои возможности с поставленными целями и искать пути достижения этих целей посредством получения дополнительной информации. Для подростка становится совершенно естественным поиск новых знаний в ситуации, когда для достижения поставленной цели их не хватает. Кроме того, достижения одноклассников воспринимаются уже с позиции «я тоже могу», пропадает необходимость самообмана, выраженного в виде списывания или изготовления «шпаргалок».

В результате дифференцированного подхода к обучению повышается качество знаний обучающихся по русскому языку, т.к. почувствовав поддержку учителя, обучаясь практически по индивидуальному плану, подросток не чувствует себя отверженным, поскольку он не попадает в ситуацию систематических неудач. Это позволяет обучающимся осознать свои пробелы в обучении и, не снижая темпа работы, продвигаться с классом по программе. Кроме того, такой подход к обучению помогает обучающимся раскрыться в тех направлениях, которые невозможны при общем подходе, без учета индивидуальности подростков (например, подготовка сообщений на грамматическую тему, оформление «раскладушки», создание кроссвордов, ребусов, написание сценариев и т.д.)

 

Просмотр содержимого документа
«Применение технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка»

  1. Применение технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка


Рассмотрим виды дифференциации, которые используются на уроках русского языка.


  1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.


Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности обучающихся, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

К репродуктивным заданиям относятся, например, ответ на вопросы хорошо изученных тем. От обучающихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений. Например, выполнение разборов с применением карточки – подсказки, расстановка знаков препинания в упражнениях, и т.д.

К продуктивным заданиям относятся упражнения, предполагающие творческие задания (составить мини-текст, анализ текста, составление предложений, составление опорного конспекта, составление карточек-подсказок, иллюстрация пунктуационных правил и т.д.). Ученикам приходится применять знания, полученные на уроках, в новой, нестандартной ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия, создавать новый продукт. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности (объяснение смысла пословицы или поговорки, составление текста на заданную тему и т.д.) На уроках русского языка можно использовать большое количество творческих заданий:

  • сравнение двух текстов с точки зрения оправданности применения различных языковых средств;

  • объяснение смысла того или иного высказывания;

  • составление предложений по предложенной схеме;

  • объяснение знаков препинания в тесте;

  • составление мини-тестов с использованием различных видов предложений;

  • выделение изобразительных средств языка;

  • составление устных и письменных высказываний на грамматическую тему и т.д.

Дифференцированная работа организуется различными способами. Чаще всего учащимся 3-ей группы предлагаются репродуктивные задания, а ученики со средним (2-я группа) и высоким (1-я группа) уровнем обучаемости – творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам, но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным – творческие задания на применение знаний в новой ситуации. Например, (для 3-ей группы) в ряду предложений, объединенных одним признаком, найти то, которое похоже, но отличается некоторыми признаками (в ряду предложений с обособленными обстоятельствами выделить предложение, в котором обособленное обстоятельство не выражено деепричастным оборотом). А для 1-ой и 2-ой группы – составить предложения, иллюстрирующие правила постановки знаков препинания для всех случаев обособления обстоятельств или определить, какое предложение относится к тому или иному случаю обособления обстоятельства.


  1. Дифференциация учебных заданий по уровню сложности.


Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных обучающихся:

  • усложнение материала (для 3-ей группы – вставить пропущенные знаки препинания; для 2-ой группы – объяснить их графически; для 1-ой – привести свои примеры для каждого из правил основного задания);

  • увеличение объема изучаемого материала (увеличение количества пунктов задания, например, не одно, а два упражнения на данное правило; самостоятельная работа по изучению некоторых правил и выполнение упражнений к ним);

  • выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию (выявить различия между составными именными и составными глагольными сказуемыми или между группами бессоюзных сложных предложений);

  • использование обратного задания вместо прямого (написать сочинение-рассуждение с доказательствами от противного характера, по характеристике предложения найти его в тексте и т.д.).



  1. Дифференциация заданий по объему учебного материала.


Такой способ дифференциации предполагает, что обучающиеся 1-ой и 2-ой групп кроме основного выполняют еще дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним (например, объяснить постановку знаков препинания не в одном абзаце текста, а в двух или во всем тексте).

Необходимость дифференциации заданий обусловлена разным темпом работы обучающихся. Медлительные дети, а так же дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех обучающихся.

Как правило, дифференциация по объему сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а так же задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы (объясните конкретные орфограммы, проведите какой-либо вид разбора).

Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задания игрового характера, их можно индивидуализировать, предложить задания в виде карточек (ребусы, кроссворды, объяснение смысла высказывания и т.д.).


  1. Дифференциация работы по степени самостоятельности обучающихся.


При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для различных групп обучающихся. Все выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие – самостоятельно.

В этом случае работа организуется следующим образом. Обучающиеся знакомятся с заданием, объясняют его, выясняют правила оформления. После этого обучающиеся 1-ой группы выполняют задание самостоятельно, обучающиеся 2-ой группы – после проговариваривания 2 – 3 примеров из упражнения, а обучающиеся 3-ей группы – записывают упражнение после проговаривания и объяснения каждого примера с выполнением у доски (например, вставить пропущенные знаки препинания, объяснить их постановку графически). После этого этап проверки проводится фронтально.

Таким образом, степень самостоятельности обучающихся различна. Для 1-ой группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-ой полусамостоятельная, для 3-ей – фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя. Кроме того, у каждого обучающегося существует тетрадь-справочник, который ведется для того, чтобы в нем записывать все важные для обучающихся сведения по теории: опорные конспекты, схемы, таблицы, примеры выполнения заданий различного типа. Обучающиеся могут в любой момент воспользоваться этими записями для выполнения работы. Пользоваться своими записями не разрешается только на контрольной работе обучающимся 1-ой и 2-ой группы. Обучающиеся 3-ей группы могут их использовать в том случае, когда выполняют задание, предназначенное для более сильных ребят.


  1. Дифференциация работы по характеру помощи учителя.


Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все обучающиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

Наиболее распространенными видами помощи являются:

  • помощь в виде вспомогательных заданий, наводящих вопросов;

  • помощь в виде карточек-подсказок;

  • помощь в виде дополнительного объяснения задания и т.д.

Могут использоваться такие виды помощи как:

  • образец выполнения задания: показ способа выполнения задания, образца рассуждения, композиции письменного или устного высказывания, образца рассуждения (таблицы, опорные конспекты, планы рассуждений, планы разборов и анализов текста и т.д.) и оформления;

  • памятки, планы, инструкции (например, как работать с текстом для написания изложения, план синтаксического разбора предложения)

  • справочные материалы: теоретические справки в виде схем, таблиц, опорных конспектов;

  • наглядные опоры, иллюстрации (схемы разбора предложений, схемы словообразовательного разбора и т.д.)

  • дополнительная конкретизация задания (дополнительное разъяснение терминов, указание на источник дополнительной информации)

  • вспомогательные или наводящие вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания;

  • начало или частичное его выполнение.

Различные виды помощи при выполнении учеником одного задания часто сочетаются друг с другом. Наиболее целесообразной является следующая организация работы:

  • обучающиеся 2-ей группы выполняют задание самостоятельно:

  • обучающиеся 3-ей группы выполняют это же задание под руководством учителя или используя дополнительные источники (словари, справочники, карточки-подсказки, схемы, таблицы и т.д.);

  • обучающиеся 1-ой группы выполняют творческое задание на основе основного задания (например, выяснив строение предложений упражнения, составить свои предложения по тому же типу).

Большинство заданий в современных учебниках построены таким образом, что они содержат в себе как репродуктивную, так и продуктивную часть, поэтому имеется возможность использования дифференциации по уровню творчества. Во многих учебниках имеются нестандартные по уровню сложности задания. В некоторых учебниках имеется избыточное количество заданий, что позволяет применять дифференциацию по объему учебного материала. Для дифференцированной работы могут использоваться также тетради на печатной основе, тесты.

Этот вид работы формирует у обучающихся умение рассчитывать свои возможности, критически подходить к уровню собственной обученности, умение использовать дополнительную информацию для выполнения задания, отбирать и анализировать информацию, необходимую для работы.

Следствием такого подхода является создание «ситуации успеха», что влияет на самооценку ребенка, дает ему возможность почувствовать себя значимым; приучает к тому, что ребенок становится более успешным, его цели становятся более достижимыми; учит соразмерять свои возможности с поставленными целями и искать пути достижения этих целей посредством получения дополнительной информации. Для подростка становится совершенно естественным поиск новых знаний в ситуации, когда для достижения поставленной цели их не хватает. Кроме того, достижения одноклассников воспринимаются уже с позиции «я тоже могу», пропадает необходимость самообмана, выраженного в виде списывания или изготовления «шпаргалок».

В результате дифференцированного подхода к обучению повышается качество знаний обучающихся по русскому языку, т.к. почувствовав поддержку учителя, обучаясь практически по индивидуальному плану, подросток не чувствует себя отверженным, поскольку он не попадает в ситуацию систематических неудач. Это позволяет обучающимся осознать свои пробелы в обучении и, не снижая темпа работы, продвигаться с классом по программе. Кроме того, такой подход к обучению помогает обучающимся раскрыться в тех направлениях, которые невозможны при общем подходе, без учета индивидуальности подростков (например, подготовка сообщений на грамматическую тему, оформление «раскладушки», создание кроссвордов, ребусов, написание сценариев и т.д.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!