Тема | В. Г. Распутин «Уроки французского». Отражение в рассказе «Уроки французского» трудностей послевоенного времени |
Класс | 6 |
Цель | Показать сложность послевоенного времени; выявить мотивы поступков героя; нравственные качества мальчика; совершенствовать навыки работы с текстом художественного произведения; речь, мышление; воспитывать интерес к чтению |
Задачи | Подготовить ребенка к реальной жизни; выяснить умение учащихся строить логическое рассуждение, делать умозаключения и выводы, организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, применять полученные знания вне школы. |
Тип урока | Изучение нового материала |
Планируемые образовательные результаты (предметные) | Умение работать с книгой; умение применять полученные ранее знания, умение работать с терминами, понятиями. |
Личностные результаты | Осознание учеником культурной духовной ценности литературы; уважительное отношение к литературному наследию; создание мотивации - осознание потребности чтения; осуществление сотрудничества со взрослыми и сверстниками; стремление к развитию своего мышления. |
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия) | Владение видами речевой деятельности; адекватное понимание информации; владение разными видами чтения: поисковым, просмотровым, ознакомительным, обучающим; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; умение сопоставлять и сравнивать; способность определять цель предстоящей учебной деятельности; умение воспроизводить текст (план, пересказ, конспект); умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность свободно и правильно излагать свои мысли; соблюдение норм речевого общения; умение выступать перед сверстниками. |
Основное содержание темы, понятия, термины | Рассказ, эпизод, сюжет |
Форма | Индивидуальная, фронтальная |
Методы обучения | По характеру познавательной деятельности: аналитический, метод сегментирования текста, сопоставления, частично-поисковый, эвристический; по виду источника инф.: словесный (слово учителя, фронтальная работа с учащимися); наглядный, иллюстративный (демонстрация презентации); практический (проверочный тест). |
Образовательные ресурсы | Презентация, иллюстрации, портрет, тексты. |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля |
| | | Осуществляемые действия | Формируемые компетенции | |
I. Организационный момент | фронтальная | Приветствие учащихся, обеспнчение готовности к уроку | Демонстрирование готовности к уроку | Регулятивная: учатся контролировать свои действия; | самоконтроль |
2. Мотивация к учебной деятельности | Рассказ (эмоциональная, психологическая подготовка к восприятию материала) | Слово учителя Ребята, пока мы изучаем произведение, подумайте, что вас больше всего взволновало, какие вопросы вы хотели бы задать писателю? | Слушание и осмысливание информации, устные высказывания | Личностная: понимание важности творчества писателя; проявление интереса к изучаемому материалу; | Самоконтроль |
II. Проблематизация Сообщение темы. | словесный, демонстративный, аналитический | Сообщение темы урока (совместнно учащимися (слайд 2) | Формулирование на основе эпиграфа темы урока; совместная с учителем постановка целей урока | Учебно-познавательная: умение извлекать необходимую информацию, определять тему, ставить цели; Коммуникативная: умение взаимодействовать с классом; | Фронтальный устные ответы запись темы в тетради |
III. Словарная работа | словесный, демонстративный частично-поисковый | Диалог с классом, объяснение Работа над пополнением словарного запаса учащихся (слайд 3) | Слушание, беседа | Познавательная | Устные ответы Запись в тетради определений |
IV. Актуализация знаний | словесный, демонстративный частично-поисковый сравнительный | Руководит действиями ребят Жизнь в деревне (слайд 4) Голод Жизнь в кругу семьи Любовь родны Жизнь в городе Голод ещё более сильный Одиночество Безразличие хозяйки -
ДЕЛАЕМ ВЫВОД | Составляют сравнительную таблицу с записью в тетрадь Работа с текстом рассказа | Учебно-познавательная: умение извлекать необходимую информацию Коммуникативная: умение работать сообща, сотрудничать,обмениваться мнениями, понимать отличную от своей точку зрения. | |
V Изучение нового материала Постановка проблемного вопроса | словесный, демонстративный | Ведет диалог, дополнят ответы учащихся А с какой самой главной проблемой, на ваш взгляд, столкнулся мальчик? (Проблемой нравственного выбора) | Диалогическая беседа, работа с текстом | Учебно-познавательная: умение извлекать необходимую информацию из сообщения учащихся, рассказа учителя; Коммуникативная: умение работать сообща, сотрудничать,обмениваться мнениями, понимать отличную от своей точку зрения. | Устные ответы |
VI Аналитическая беседа по тексту | словесный, демонстративный частично-поисковый | Вопросы учащимся и дополнение к их ответам (слайд 5) - Почему герой рассказа начал играть в «чику»? -Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик? -Почему Вадик и Птаха избили его? -Найдите слова, передающие его состояние в этот момент. | Диалог Ответы на вопросы учителя | Коммуникативная: умениевести диалог, вступать в речевое общение, обосновывать свою точку зрения, не создавая конфликтов; Познавательная: слушают учителя и отвечают на вопросы; Регулятивная: соотнесение того, что уже известно, с тем, что ещё неизвестно. | Фронтальный устные ответы |
VII. Работа по тексту | Аналитический словесный | Аналитическая беседа: (слайд 6) Как ведёт себя герой на следующий день после драки? -Как учительница выясняет, что случилось с героем? -Какие чувства испытывает герой? -Какие качества героя проявляются в этом эпизоде (слайд 7- главные черты) | Работа с текстом рассказа, Проблемно-поисковая деятельность учащихся. | Коммуникативная: умение работать сообща, сотрудничать,обмениваться мнениями, понимать отличную от своей точку зрения Учебно-познавательная: умение извлекать необходимую информацию из сообщения учащихся, рассказа учителя, учебника; Регулятивная: умение видеть ошибки, неточности и исправлять их по ходу работы, дополнять ответы | Фронтальный устные ответы |
VIII. Размышления над прочитанным | Словесный аналитический | Как отреагировала Лидия Михайловна на слова Тишкина? Почему именно так? | Работа с текстом рассказа, Проблемно-поисковая деятельность учащихся | Коммуникативная: умение работать сообща, сотрудничать,обмениваться мнениями, понимать отличную от своей точку зрения Учебно-познавательная: умение извлекать необходимую информацию из сообщения учащихся, рассказа учителя, учебника; | |
IX. Рефлексия. Итог урока. | словесный | Руководит действиями учащихся Какое чувство вызвал у вас сегодняшний разговор? Над чем заставил задуматься? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Доволен своей работой, потому что… Не очень доволен, потому что… У меня сегодня не получилось, потому что… Что нужно сделать, чтобы в следующий раз достичь успеха? Я понял, что мне нужно… | Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения, определяют своё эмоциональное состояние | Коммуникативная: умение аргументированно высказывать свои мысли; Учебно-познавательна: формирование первичных форм рефлексии, осмысление изученного материала; Личностная: осознание важности полученных знаний, формирование мотивации к процессу обучения | Фронтальный устные ответы |
X. Домашнее задание | | Перечитать стр. 131-147 Отвечать на вопросы (устно) Перечислить в последовательном порядке все попытки Лидии Михайловны помочь мальчику (письменно) Пересказ эпизодов (индивидуально) «Я шел туда, как на пытку…» до « … в свой кургузый пиджачишко» ( стр. 132-133) «Стыдно сейчас вспомнить…» до слов «Я вздохнул свободней» ( стр. 133-134) | | Учебно-познавательная: умение извлекать необходимую информацию из сообщения учащихся, рассказа учителя, учебника; Регулятивная: умение контролировать свои действия; | |