СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к урокам литературы в 6 классе. В.Г.Распутин "Уроки французского". Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказ «Уроки французского» вызывает живой интерес у детей.

Просмотр содержимого документа
«Материалы к урокам литературы в 6 классе. В.Г.Распутин "Уроки французского". Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени.»

Материалы к урокам литературы в 6 классе


Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени. Характеристика литературного героя. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою

      I. Проверка домашнего задания
      Рассказ «Уроки французского» вызывает живой интерес у детей. Беседу можно начать с выявления читательского восприятия рассказа путем выразительного чтения наиболее понравившихся отрывков. Учитель организует работу так, чтобы ученики прочитали отрывки в том порядке, в котором идут события рассказа.
      Перед тем как перейти к анализу произведения, обязательно прочитаем заключительные страницы рассказа со слов «...Стоя друг против друга на коленях, мы заспорили о счете».

      II. Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени
      — В какое время происходит действие рассказа? Назовите приметы этого времени в рассказе.
      — Когда и как началась самостоятельная жизнь героя? Какие испытания ожидали его? (3-й вопрос учебника, с. 147, ч. 2.)
      Самостоятельная жизнь героя началась в 11 лет, когда он отправился в райцентр на учебу в пятый класс. Его ждали тяжелые испытания: голод и одиночество.
      — Что означает признание мальчика: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»?
      Рассказчик говорит: самым страшным была тоска по родной деревне, по родным людям и душевной теплоте, тоска, которая наваливалась после уроков на одинокого ребенка.

      III. Характеристика литературного героя. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою

      Эвристическая беседа
      — Чем интересен для вас герой рассказа?
      В самых трудных обстоятельствах герой не терял чувства собственного достоинства, у него был сильный характер.
      — Как вы понимаете слово характер?

      * Характер — совокупность психических и духовных свойств человека, которые обнаруживаются в его поведении.

      Мы часто говорим: сильный характер, твердый характер, волевой характер. Если мы говорим о человеке «бесхарактерный», значит ли это, что у него нет характера? «Бесхарактерными» мы называем слабовольных людей, которые не умеют принимать решения или исполнять их.
      — Какие еще выражения со словом характер вы знаете? Выдержать характер — сохранить твердость, не уступить в чем-либо; человек с характером — человек с сильным характером.
      — Как вы считаете, каким человеком был герой рассказа Распутина?
      — Как мы об этом узнаем?
      Подведем учеников к мысли о том, что автор дает своему герою литературную характеристику, т. е. с помощью художественных приемов описывает отличительные качества, свойства и черты героя.
      — С помощью каких приемов можно охарактеризовать героя?
      Приемы характеристики литературного героя:
      — портрет (Настя и Митраша в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»);
      — рассказ о поступках (Ассоль и Грэй в феерии А. С. Грина «Алые паруса», Маттео Фальконе в одноименной новелле Проспера Мериме);
      — речевая характеристика (Санька Левонтьев в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»).
      — Каким вы представляете героя рассказа? Найдите в тексте портрет героя. Выделите эпитеты. Какую роль они играют в создании портрета?
      «Перед ней корчился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки».
      Эпитеты живо помогают представить себе героя.
      — Как вы думаете, почему мальчик не убежал к матери в деревню? Что двигало им: жажда знаний или желание выделиться, страх или чувство долга?
      — Почему герой никому не сказал о том, что кто-то таскает у него хлеб и картошку? Почему он «заставил себя смириться и с этим»?
      Этот вопрос сложен для детей. Чувство собственного достоинства, сильно развитое в герое, не позволяло ему оскорбить подобное чувство в другом человеке. Здесь можно обратиться к эпиграфу: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях», — писал Л. Н. Толстой. Человек с чувством собственного достоинства не будет оскорблять это чувство в других людях.
      — Почему герой начал играть в «чику»?
      — Кто из ребят был заводилой в игре?
      — Найдите портрет Вадика, сравните его с портретом главного героя.
      «Все они были примерно тех же лет, что и я, кроме одного — рослого и крепкого, заметного своей силой и властью, парня с длинной рыжей челкой».
      Эпитеты «рослый», «крепкий», характеризующие Вадика, противопоставлены эпитетам «тощий», «на обвислых плечах». Определение «заметный своей силой и властью» противопоставлено определениям «диковатый», «одинокий».
      — Какой прием использовал автор?
      Рисуя портреты героев, автор использовал антитезу.
      — Для чего играет в «чику» Вадик? Как относятся к игре Вадик и главный герой?
      Голод заставил мальчика задуматься, как можно добыть деньги. Но в райцентре мальчик никак не мог ни заработать, ни получить деньги. Мать помогала ему, чем могла, и он начал играть в «чику». Герой относился к игре как к единственному способу, которым он может добыть себе денег на молоко. Для него эта игра не была развлечением. Для Вадика эта игра была развлечением и возможностью проявить свою власть, командуя младшими мальчиками. Вадику игра давала удовольствие властвовать над другими людьми.
      Выполним 5-е задание учебника (с. 147—148, ч. 2): сравним описания пейзажа того дня, когда герой первый раз выиграл в «чику», и дня, когда его побили.
      Чем отличаются эти картины? Как они связаны с настроением и состоянием рассказчика?
      Первая зарисовка описывает день, когда рассказчик в первый раз выиграл в «чику». Вторая зарисовка соответствует рассказу о том, как Вадик и Птаха побили главного героя и выгнали из игры за то, что он позволил себе выигрывать. Картины природы отличаются друг от друга. В первой картине мы видим ясную и сухую погоду, синее небо, приветливое солнце. Во второй настроение рассказчика подчеркивает черная крапива, жесткая, сухая трава. Эти детали помогают автору передать настроение рассказчика, который сначала счастлив от того, что у него есть деньги на молоко, и потом испытывает обиду и боль от человеческой несправедливости.
      Объясним ученикам, что охарактеризовать состояние героя можно не только с помощью портрета, передачи его поступков и слов, но и с помощью описания окружающей героя природы.
      — Почему Вадик и Птаха избили героя?
      Вадик и Птаха избили мальчика, потому что он играл лучше их и не хотел унижаться перед заводилами игры. Автор пишет: «Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом».
      — Каким было после этого состояние героя?
      Передавая состояние своего героя, автор пишет: «Я не ответил. Все во мне как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово».
      — Почему, уже поднявшись на гору, герой крикнул что было мочи: «Переверну-у-ул!»? Что он хотел этим доказать?
      На этом вопросе завершим этот урок.

       Домашнее задание
      Подготовить ответы на 7—9 вопросы учебника (с. 148, ч. 2). Письменно выполнить 3-е задание рубрики «Будьте внимательны к слову» (с. 149, ч. 2).
      Индивидуальное задание
      Принести на урок отдельное иллюстрированное издание рассказа «Уроки французского», подготовить отзыв об иллюстрациях к рассказу.

  1. Программы общеобразовательных учреждений: литература 5—11 классы (Базовый уровень) / под ред. В. Я. Коровиной. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.:- Просвещение, 2006. 

  2. Ерёмина О. А. Литература: 6 кл.: поурочные разработки: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2006




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!