Тема: УСТАНОВЛЕНИЕ ГОСПОДСТВА РИМА ВО ВСЁМ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ
Цель: рассмотреть дальнейшее развитие римской агрессии и превращение Рима в хозяина всего Средиземноморья.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, карта, рабочая тетрадь.
Новые понятия: триумф, император, провинция, диадема.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Контроль знаний и умений.
Задание 1 – работа с картой
1. Какие владения были у Карфагена?
2. Из-за чего началась война между Римом и Карфагеном?
3. Покажите на карте о.Сицилия?
4. Чем закончилась первая война Рима и Карфагена?
Задание 2 - пересказ:
1. Расскажите о вторжении Ганнибала в Италию.
2. Расскажите о битве при Каннах. Почему, несмотря на блестящую победу при Каннах, карфагеняне не смогли завоевать Италию?
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
ПЛАН
1. Поражение Македонии.
2. Разгром Сирии и конец Македонского царства.
3. Разрушение Коринфа и Карфагена.
1. Изучение первого вопроса плана. Объяснение учителя.
Рим, сокрушив Карфаген, стал безраздельно господствовать в Западном Средиземноморье, но не в Восточном.
Работа по карте:
1) Покажите Западное Средиземноморье, где безраздельно господствовал Рим.
2) Покажите Восточное Средиземноморье.
3) Какие государства вы здесь видите?
4) После распада какой державы они вновь обрели независимость?
5) Какое из них было самое могущественное?
Сирийское, Македонское и Египетское царства после распада державы Александра Македонского стали самыми могущественными в Восточном Средиземноморье. Существовали там и более мелкие государства, которые постоянно враждовали между собой. Междоусобные войны восточных царств были выгодны римлянам, главным правилом в отношениях с другими государствами было «Разделяй и властвуй!».
- Как вы понимаете это выражение?
Следуя своему правилу римляне провозгласили себя освободителями Эллады.
Вскоре после окончания второй войны Рима с Карфагеном Ганнибал вынужден был бежать на Восток, где он стал советником сирийского царя Антиоха. Ганнибал был стар и болен, но оставался верен своей клятве и был готов бороться с римлянами.
«Знай, царь, - говорил он своему повелителю, - римляне воинственны и жестоки; они стремятся покорить весь мир. Вспомни, как они унизили мою родину. Почти все владения Карфагена римляне забрали себе. Забудь, царь, свою старую вражду с царями других государств Востока. Объединяйтесь! Только совместными усилиями вам удастся одолеть римлян. Иначе всех вас ждет рабство». Но царь Сирии Антиох не внял мудрому совету знаменитого полководца и не оказал помощи Македонии.
Македонский царь потерпел поражение .
Римляне воспользовались тем , что представители греческих городов находились на стадионе близ города Коринф, где торжественно объявили о том, что возвращают эллинам свободу.
В те дни лишь немногие греки понимали , что совершается не освобождение Греции ,а смена ее господ.
2.Изучение второго вопроса плана
Самостоятельное чтение п.2
Задание:
- Сравните построение римского и македонского войск в бою,
сделайте вывод.
- Какое войско было более совершенным?
-Чем?
Удар македонской фаланги был настолько силен, что римские передовые отряды оказались смятыми и стали отступать к холмам, находившимся возле самого римского лагеря. Поседевший в боях римский консул впоследствии часто вспоминал, какое страшное впечатление произвела на него атака фаланги. Но сама стремительность удара погубила македонян. Ряды фаланги кое-где разорвались из-за быстрого преследования ими римлян и неровностей почвы. Консул воспользовался этим и бросил подвижные отряды в образовавшиеся интервалы. Римляне стали нападать на македонян с флангов и с тыла, расстраивая их ряды македонский царь Персей, растерявшись, бежал с поля боя. Битва продолжалась менее часа. 20 тыс. македонян остались на поле боя; 11 тыс. попали в плен. Римские потери были до смешного малы.
В 168 г. до н. э. - в битве при македонском городе Пидна консул Луций Эмилий Павел (сын героя, погибшего при Каннах) разгромил последнего македонского царя Персея.
Победители уничтожили династию македонских царей и вскоре после этого превратили Македонию в свою провинцию (дословно - «побежденная страна») - это завоеванная римлянами область, страна, лежащая за пределами Италии. Существовала поговорка: «Провинция - это добыча римского народа». В точном соответствии с поговоркой хозяйничанье римлян в провинциях привело к опустошению этих стран.
В честь человека, сокрушившего великую империю Филиппа и Александра Македонского, решено было дать триумф.
Так назывался торжественный въезд в Рим полководца-победителя. В дни триумфа полководец носил почетное прозвище император (по лат. повелитель).
- Рассмотрите рис. на с. 226.
Торжества заняли три дня. Десятки тысяч людей, одетых в праздничные одежды, заполнили улицы и площади Рима. Двери храмов были раскрыты, в них вносили венки, на алтарях курились благовония.
Весь первый день триумфа до самого вечера двести пятьдесят разукрашенных колесниц везли захваченные у врагов произведения искусства - картины, статуи.
Второй день по улицам проходило множество повозок, нагруженных дорогим красивым македонским оружием. Оружие блестело на солнце, звенело, сталкиваясь при движении. Казалось, все это оружие было беспорядочно набросано, но в действительности специальные люди искусно уложили его. Поверх блестящих щитов, лат лежали шлемы, поножи, колчаны со стрелами, обнаженные мечи, и все это словно проткнуто македонскими длинными копьями - сариссами.
За повозками с оружием три тысячи человек несли семьсот пятьдесят кувшинов с серебряными монетами. Кувшины были такими тяжелыми, что на каждый требовалось четыре носильщика.
За ними множество людей высоко поднимали, чтобы все могли видеть, серебряные чаны, кубки, рога, ковши.
Третий день триумфа был самым торжественным и значительным. С самого утра по улицам двинулись трубачи, игравшие боевые марши, какими обычно ободряли воинов на поле битвы. За ними вели сто двадцать откормленных быков, украшенных пестрыми тканями и венками. Рога их были вызолочены. Их должны были принести в жертву богам.
После небольшой паузы появились несколько сот рабов, они несли семьдесят семь тяжелых сосудов, наполненных золотой монетой. Рядом несли множество богатейшей золотой утвари с пиршественных столов Персея.
Завершала эту часть процессии позолоченная колесница Персея. На колеснице грудами лежало оружие царя, поверх сверкала дивной красоты диадема, символ царской власти.
За колесницей шли дети Персея - два мальчика и девочка, - окруженные учителями, воспитателями, наставниками. Дети были еще слишком малы, чтобы понимать глубину случившегося с ними несчастья. Но их сопровождающие жалобно кричали, плакали и молили толпу о сострадании.
В темной одежде, подавленный горем, шел за ними Персей.
Приближалась главная часть процессии, апогей триумфа. На круглой раззолоченной колеснице, запряженной четверкой белых коней, показался триумфатор. Эмилий Павел был одет в пурпурную тунику, расшитую, золотыми пальмовыми ветвями. Поверх нее была наброшена пурпурная тога. Как обычно, за спиной триумфатора государственный раб держал над головой полководца золотой венец и время от времени громко восклицал, склоняясь к герою торжества:
- Помни, что ты только человек! Помни о смерти!
Вопрос: Как вы думаете, что означали эти слова?
Слова раба должны были напоминать триумфатору, что счастье не постоянно, переменчиво и сегодняшний победитель завтра может стать побежденным.
Вопрос: Какие чувства вызвал бы триумф у вас, окажись вы в Риме? Каким было бы ваше личное отношение к подобным празднествам?
(Учитель обращает внимание на контраст между ликующей римской толпой и горестными фигурами пленников. Для одних триумф - радость, для других - унижение и потеря свободы. Пышное зрелище триумфа было не чем иным, как показом награбленной добычи и порабощенных людей.)
3. Изучение третьего вопроса плана.
Объяснение учителя.
Как мы уже отметили разгром Македонского царства в Греции восприняли как освобождение, но на самом деле это была смена господ. В Греции римляне повели себя как в завоёванной стране. Это привело к тому, что многие греки взялись за оружие. Они мужественно сражались, защищая свою независимость, но были разбиты. Римляне сурово расправились с восставшими, но особенно пострадал город Коринф. В 146 г. до н. э. по повелению Сената он был разрушен до основания, а место, на котором стоял, предано проклятию. Уцелевших жителей продали в рабство, а произведения искусства вывезли в Рим.
Такая же участь постигла и Карфаген.
Учителю на заметку.
В военном отношении Карфаген не представлял никакой опасности для Рима, но римские купцы боялись соперничества более опытных карфагенских купцов. Карфагеняне занимались мирным трудом, они выращивали виноград и оливки и торговали вином и маслом во всех средиземноморских странах.
Однажды в Карфаген во главе римского посольства прибыл старый и влиятельный сенатор Катон. С неудовольствием рассматривал он карфагенский порт: множество кораблей стояло у причалов, купцы щеголяли яркими одеждами. «Пятьдесят лет назад, ~ думал Катон, - когда я сражался здесь под началом Сципиона, пуны трепетали от страха. А ныне они забыли все - радуются жизни и богатеют». Вернувшись на родину, Катон выступил в Сенате. «Карфаген процветает! - с негодованием заявил он -морская торговля обогатила пунов, а наши купцы между тем терпят убытки. Я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен». Отныне, выступая на каждом заседании сената, о чём бы там ни шла речь, Катон всегда заканчивал выступление одними и теми же словами: «Всё же я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен». Катона поддерживали римские купцы, знавшие, что вино и оливковое масло из африканских владений Карфагена покупают охотнее, чем италийское. Сенат открыто требовал смести Карфаген с лица земли.
-Работа по учебнику: рассмотреть рисунки в учебнике «Штурм римлянами крепости» «Бои на улицах Карфагена» Стр.235-236.
Объяснение учителя.
Этот рисунок даёт представление о героизме жителей, оборонявших Карфаген в течение шести суток, когда никаких надежд на спасение не было. Озверевшие римские легионеры брали штурмом дом за домом, медленно продвигаясь по горящим улицам к центру города, убивая всех на своём пути. Семнадцать дней горел Карфаген. Вместо прекрасного, полного жизни города до самого залива простиралось безжизненное поле с развалинами. Место, где стоял Карфаген, где трудились ремесленники и торговали купцы, предавалось вечному проклятию, чтобы отныне на нём не появлялось ни дома, ни пашни.
4. Закрепление изученного материала.
Вопрос классу: Предположите, с какой целью Рим в 146 г. до н. э. разрушил Коринф и Карфаген?
5.Домашнее задание: § 48;
рок 50. Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II-м веке до н. э.
I. Вопросы и задания для повторения:
1. После захвата Италии Рим стремился подчинить себе богатую и плодородную Сицилию. Это привело его к столкновению с богатым и сильным противником, который имел обширные владения в Западном Средиземноморье.
С интересами какого государства столкнулся Рим в Западном Средиземноморье? К каким событиям это привело? Чем они закончились?
2. Сохранилось предание, что еще в детстве отец заставил Ганнибала поклясться быть вечным врагом Рима. Отсюда возникло выражение «ганнибалова клятва».
Остался ли Ганнибал верен своей клятве? Объясните современный смысл этого выражения. Какими чертами характера обладал Ганнибал? С каким великим полководцем древности его можно сравнить?
3. Многие годы прошли с тех пор, как война с Ганнибалом стала далеким
прошлым, однако в минуту грозной опасности римляне всегда повторяли: «Ганнибал у ворот»
Объясните происхождение этой поговорки и ее смысл. Какие события римской истории связаны с именем Ганнибала? Какое из них, на ваш взгляд, наиболее значительное? Почему имя Ганнибала так грозно звучало для римлян?
4. В 216 г. до н. э. произошло одно из решающих сражений второй Пунической войны. Ганнибал разгадал замысел римлян и принял смелый план. О каком сражении здесь идет речь? Начертите его план и составьте рассказ об этой битве. Каковы были ее итоги?
II. Новая тема
Учитель: Если первые две войны были захватнические и несправедливые как со стороны Рима, так и Карфагена, то следующие войны Рим вел за установление могущества во всем Средиземноморье.
Вопрос: Вспомните, какие государства возникли в Восточном Средиземноморье после походов Александра Македонского?
Сирийское царство, Египет, Македония и другие, более мелкие государства постоянно враждовали между собой. Междоусобные войны восточных царств были выгодны римлянам, правилом римского сената было: «Разделяй и властвуй!» Как вы понимаете это выражение?
Вскоре после окончания второй войны Рима с Карфагеном Ганнибал вынужден был бежать на Восток, где он стал советником сирийского царя Антиоха. Ганнибал был стар и болен, но оставался верен своей клятве и был готов бороться с римлянами.
«Знай, царь, - говорил он своему повелителю, - римляне воинственны и жестоки; они стремятся покорить весь мир. Вспомни, как они унизили мою родину. Почти все владения Карфагена римляне забрали себе. Забудь, царь, свою старую вражду с царями других государств Востока. Объединяйтесь! Только совместными усилиями вам удастся одолеть римлян. Иначе всех вас ждет рабство». Но царь Сирии не внял мудрому совету знаменитого полководца и не оказал помощи Македонии.
Задание: Прочитайте п. I §48.
Удалось ли Македонии отстоять свою независимость? Почему?
С поражением Македонии удалось ли Греции возвратить себе свободу?
Прочитайте п. 2 §48.
Задание: Сравните построение римского и македонского войск в бою и сделайте вывод. Какое войско было более совершенным? Чем?
Удар македонской фаланги был настолько силен, что римские передовые отряды оказались смятыми и стали отступать к холмам, находившимся возле самого римского лагеря. Поседевший в боях римский консул впоследствии часто вспоминал, какое страшное впечатление произвела на него атака фаланги. Но сама стремительность удара погубила македонян. Ряды фаланги кое-где разорвались из-за быстрого преследования ими римлян и неровностей почвы. Консул воспользовался этим и бросил подвижные отряды в образовавшиеся интервалы. Римляне стали нападать на македонян с флангов и с тыла, расстраивая их ряды македонский царь Персей, растерявшись, бежал с поля боя. Битва продолжалась менее часа. 20 тыс. македонян остались на поле боя; 11 тыс. попали в плен. Римские потери были до смешного малы.
На доске:
В 168 г. до н. э. - в битве при македонском городе Пидна консул Луций Эмилий Павел (сын героя, погибшего при Каннах) разгромил последнего македонского царя Персея.
Победители уничтожили династию македонских царей и вскоре после этого превратили Македонию в свою провинцию (дословно - «побежденная страна») - это завоеванная римлянами область, страна, лежащая
за пределами Италии. Существовала поговорка: «Провинция - это добыча римского народа». В точном соответствии с поговоркой хозяйничанье римлян в провинциях привело к опустошению этих стран.
В честь человека, сокрушившего великую империю Филиппа и Александра Македонского, решено было дать триумф.
Рассмотрите рис. на с. 226.
Торжества заняли три дня. Десятки тысяч людей, одетых в праздничные одежды, заполнили улицы и площади Рима. Двери храмов были раскрыты, в них вносили венки, на алтарях курились благовония.
Весь первый день триумфа до самого вечера двести пятьдесят разукрашенных колесниц везли захваченные у врагов произведения искусства - картины, статуи.
Второй день по улицам проходило множество повозок, нагруженных дорогим красивым македонским оружием. Оружие блестело на солнце, звенело, сталкиваясь при движении. Казалось, все это оружие было беспорядочно набросано, но в действительности специальные люди искусно уложили его. Поверх блестящих щитов, лат лежали шлемы, поножи, колчаны со стрелами, обнаженные мечи, и все это словно проткнуто македонскими длинными копьями - сариссами.
За повозками с оружием три тысячи человек несли семьсот пятьдесят кувшинов с серебряными монетами. Кувшины были такими тяжелыми, что на каждый требовалось четыре носильщика.
За ними множество людей высоко поднимали, чтобы все могли видеть, серебряные чаны, кубки, рога, ковши.
Третий день триумфа был самым торжественным и значительным. С самого утра по улицам двинулись трубачи, игравшие боевые марши, какими обычно ободряли воинов на поле битвы. За ними вели сто двадцать откормленных быков, украшенных пестрыми тканями и венками. Рога их были вызолочены. Их должны были принести в жертву богам.
После небольшой паузы появились несколько сот рабов, они несли семьдесят семь тяжелых сосудов, наполненных золотой монетой. Рядом несли множество богатейшей золотой утвари с пиршественных столов Персея.
Завершала эту часть процессии позолоченная колесница Персея. На колеснице грудами лежало оружие царя, поверх сверкала дивной красоты диадема, символ царской власти.
За колесницей шли дети Персея - два мальчика и девочка, - окруженные учителями, воспитателями, наставниками. Дети были еще слишком малы, чтобы понимать глубину случившегося с ними несчастья. Но их сопровождающие жалобно кричали, плакали и молили толпу о сострадании.
В темной одежде, подавленный горем, шел за ними Персей.
Приближалась главная часть процессии, апогей триумфа. На круглой раззолоченной колеснице, запряженной четверкой белых коней, показался триумфатор. Эмилий Павел был одет в пурпурную тунику, расшитую, золотыми пальмовыми ветвями. Поверх нее была наброшена пурпурная тога. Как обычно, за спиной триумфатора государственный раб держал над головой полководца золотой венец и время от времени громко восклицал, склоняясь к герою торжества:
- Помни, что ты только человек! Помни о смерти!
Вопрос: Как вы думаете, что означали эти слова?
Слова раба должны были напоминать триумфатору, что счастье не постоянно, переменчиво и сегодняшний победитель завтра может стать побежденным.
Вопрос: Какие чувства вызвал бы триумф у вас, окажись вы в Риме? Каким было бы ваше личное отношение к подобным празднествам?
(Учитель обращает внимание на контраст между ликующей римской толпой и горестными фигурами пленников. Для одних триумф - радость, для других - унижение и потеря свободы. Пышное зрелище триумфа было не чем иным, как показом награбленной добычи и порабощенных людей.)
Римляне с завистью смотрели на рост богатства Коринфа и Карфагена. В сенате слышались призывы разрушить эти города, ценности вывезти в Рим, а людей продать в рабство.
Задание: Прочитайте п. 3 §48 о разрушении Коринфа и Карфагена. Чем отличается III пуническая война от двух первых? Каковы итоги римских завоеваний?
На доске:
149-146 г. до н. э.: Карфаген взят и разрушен, жители перебиты и проданы в рабство.
Итоги: Рим установил свое господство во всем Средиземноморье.
Завоеванные области стали называть провинциями.
Домашнее задание:
1)Прочитайте §48, ответьте на вопросы к параграфу.
2)Выучите новые даты и понятия.
3)Составьте рассказ по рис. на стр.