СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме «Установление господства Рима во всем Средиземноморье» являлся уроком изучения нового материала с опорой на имеющиеся знания, полученные на предыдущих уроках.

Просмотр содержимого документа
«Установление господства Рима во всем Средиземноморье»

Тема урока: Установление господства Рима во всем Средиземноморье.

Цель: познакомить учащихся с историей римских завоеваний в восточной части Средиземноморья.

Тип урока: урок освоения новых знаний

Задачи:

Образовательные:

Изучить историю римских завоеваний; подвести итог по образованию Римской державы; продолжить формирование умений обобщать отдельные события, формулировать несложные выводы, работать с текстом.

Развивающие:

Продолжить формирование умений работать с текстом учебника и аудиовизуальной информацией, выделять главное (составлять таблицу), описывать, оценивать, характеризовать, сопоставлять, оперировать терминами, делать выводы.

Воспитательные:

Осознание разрушительной силы войны, сострадание к побеждённым, понимание необратимости губительных результатов военных столкновений.

План.

1) Покорение Македонии, Сирии и Египта.

2) Разрушение Коринфа и Карфагена.

3) Итоги завоеваний.

Ход урока.

Организационный момент.

Здравствуйте ребята, меня зовут Светлана Владимировна, Я рада вас видеть. Сегодня я утром получила послание из прошлого. Давайте его расшифруем. (Расшифровывают) и всем желаю успеха на нашем уроке. А сейчас проверьте, у каждого ли на парте учебник, ручка, тетрадь. Сегодня на уроке мы с вами работаем с картой-схемой. А сейчас внимание на слайд.

  1. Постановка проблемы и определение темы.

Перед вами слова Пуническая, Северная, Столетняя, Алой и Белой Розы, Отечественная… Что объединяет эти слова? Война. А какие эмоции у вас возникают при слове «война»? (страх , боль, слезы, убийства и тд). Сегодня на уроке мы будем разговаривать об этом явлении. А для того, чтобы узнать одного из участников войны, я предлагаю разгадать вам загадку.

В честь сына Реи Сильвии и Марса
Назвали город, до сих пор он есть.
И в древности и в наше время жить там
Для большинства порой большая честь. (Рим)

Давайте поработаем с картой. Работа с картой на доске (формулировка темы и проблемы урока).

- Давайте представим на минуту, что мы с вами римляне. Какими качествами мы обладаем?

Где располагается наше государство? Покажите на карте.

В чем может заключаться наше преимущество? Еще один нашим преимуществом является сильнейший флот.

Перед нами карта всего Средиземноморья. Какую его часть мы уже покорили?(Западную)

А какие это земли?(Как называются государства расположенные в этой части Средиземноморья?) (часть Испании и острова в Западном Средиземноморье) Запишите в карту-схему, территории, которые входил в западное средиземноморье.

Римляне планируют военный поход. А как выглядит римлянин воин? Давайте поработаем с картой-схемой. Опишите его одежду, оружие, средства защиты.

Куда мы можем пойди с походом?(покорения Восточного Средиземноморья)

А какие наиболее крупные царства здесь нас прельщают? (Македонское, Сирийское, Египетское царство, территория Греции). Записать в карту схему.

А чем они могут привлекать нас? Что мы получим, овладев этими землями? (богатства, земли, рабов) Записать в карту-схему.

Как вы думаете, удастся ли нам осуществить свой коварный план?

(да/нет)

А сейчас, чтоб узнать правильный ответ, мне нужен 1 желающий. Его задача с помощью телефона прочитать QR-код. Прочитав его, мы узнаем не только ответ на вопрос, но и тему урока. Итак, тема сегодняшнего урока будет звучать как…?

(«Установление господства Рима во всём Средиземноморье»)

Исходя из темы, определите цель и задачи урока.

Цель: знакомство с историей римских завоеваний в восточной части Средиземноморья.

Задачи: 1. Изучить историю римских завоеваний;

2. Сделать выводы по образованию Римской державы;

3. Познакомиться с новыми понятиями триумф, император, провинции.

4. Продолжить формирование умений обобщать отдельные события, формулировать несложные выводы, работать с текстом.

А зачем мы будем изучать войны, которые были давно? (ответы детей)

Сегодня на уроке мы будем с вами зарабатывать особенную криптовалюту. Кстати, а что это такое? (Разновидность цифровой валюты) Наша валюта называется «Рубикоин» ( а как вы думаете почему именно так?) Совсем скоро на уроках истории вы будете изучать событие – воины перешли через р. Рубикон. В течение урока вы зарабатываете рубикоины, а в конце вы оцените себя, исходя из количества рубикоина.

После победы над Карфагеном Рим начал борьбу за подчинение стран Восточного Средиземноморья. Но в Риме понимали, что у них не выйдет сразу победить все страны, так как их цари могли объединиться и дать отпор захватчикам.

Римляне умело натравливали врагов друг на друга и громили их поодиночке. (А почему именно такую тактику выбрали римляне?) Так, они убедили греков и сирийского царя Антиоха не помогать Македонии. Он не осознавал той опасности (А о какой опасности идет речь?). В войне с Римом македонский царь потерпел поражение и должен был вывести из Греции свои войска. Это произошло в Битве при Киноскефалах – 197 г. до н.э. (А как давно это было, посчитайте, пожалуйста? 2218 лет тому назад). Запишите в карту-схему дату. Вот что произошло вслед за этим. Давайте  о нём прочитаем (стр. 233, последний абзац – со слов « Огромные толпы…») Прочитав этот абзац, какой вывод мы можем сделать. (Ответы детей) Таким образом, Греция навсегда лишилась своего могущества.

Вскоре римляне объявили войну сирийскому царю Антиоху, обвинив его в том, что они вмешиваются в дела Греции, а также при дворе царя Антиоха нашел убежище Ганнибал. Римские войска высадились в Малой Азии и в  Битве при Магнезии – 189 г до н.э. разгромили войска Антиоха. Запишите в карту-схему. Что это значит? Сирийское царство навсегда лишилось своего могущества.

После победы над Сирией римский сенат решил подчинить себе Македонию. Началась новая война.

Война войной, а физминутка по расписанию:


Тематическая физкультминутка.

Давайте встанем из-за парт. Кем мы с вам сегодня себя представляли на уроке? (Римляне). Мы - гордые римляне (выпрямили спинки, осанка прямая), мы пошли с вами в поход (маршируем на месте). Вначале мы пошли походом направо (подняли правую руку), затем налево (подняли левую руку). Осмотрели окрестности (повернули голову направо и налево). Обвели взглядом (движение глазами вправо-влево). Представили размеры нашего будущего государства (нарисовали глазами круг с волнистой границей). Велико наше государство! (развели обе руки в сторону)! Сделали глубокий вздох, выдохнули , порадовались за могущество государства (улыбнулись!)

Молодцы, спасибо! Займите свои места! А мы продолжаем!



Сейчас у вас есть 5 минут на самостоятельную работу. Открываем учебник на странице 234, читаем про себя пункт 2 и ваша задача по прочтению сформулировать 1 вопрос, на который мы потом с вами ответим.

Какая победа римлянам далась особенно тяжело? И почему?

(За Македонию, Почему? т.к. македонские воины сражались отчаянно, защищая своих жён и детей) А почему они храбро сражаются? А какие чувства они испытывали в этот момент?

Какие новые термины вы встретили при работе с текстом учебника?

(Триумф и император)

Что же такое «триумф», как вы поняли? Карта-схема.

(Триумф – это торжественный въезд в Рим полководца-победителя) А в современном мире вы встречались с этим словом. Что оно означает сегодня (триумф – выдающийся успех)

А кто такой «император»? Карта-схема.

(Император – в переводе с латинского «повелитель» - такое почётное прозвище давали полководцу в дни триумфа)

Таким образом, Рим подчинил себе Сирию и Македонию, но для установления полного господства необходимо уничтожить последние очаги несогласных с властью Рима. А как решил эту задачу? (Война)

Опираясь на ваши карты-схемы, назовите мне 2 города, которые стремились вернуть независимость? (Коринф и Карфаген). А чем еще могли не угодить эти города? (торговым преимуществом). А что будет с этими городами? Как римляне поступят с ними? Затрудняетесь ответить. Давайте обратимся к карте схеме, там есть подсказка. (высказывание Катона) (Катон «Всё же я полагаю, Карфаген должен быть разрушен).Действительно, города Коринф и Карфаген будут разграблены, полностью разрушены, а жители города будут проданы в рабство. Оцените поступок римлян с точки зрения нравственности. (


А теперь давайте вернемся к нашей карте.

Вы все знакомы с картами с уроков географии, истории, биологии. Вы видите на ней много разных цветов, стрелочки. Составьте рассказ, опираясь на материал карты.

Молодцы! А сейчас вернемся к нашим задачам.

Задачи: 1. Изучить историю римских завоеваний;

2. Сделать выводы по образованию Римской державы;

3. Познакомиться с новыми понятиями триумф, император, провинции.

4. Продолжить формирование умений обобщать отдельные события, формулировать несложные выводы, работать с текстом.

Все ли задачи мы выполнили? (да/нет) К какому же итогу мы с вами пришли?

Вывод: Итак, мы убедились в том, что территория Римской республики увеличилась в несколько раз. Рим установил свою власть во всем Средиземноморье. Каковы же были последствия этих завоеваний?

1) Завоевания привели к образованию большого государства с множеством провинций. Их разграбление не могло продолжаться вечно.

2) Завоевания привели к тому, что одни граждане очень сильно обогатились, другие — обеднели, так как добыча от ограбления захваченных территорий попадала в руки нескольких десятков знатных родов.

3) Завоевания вызвали колоссальный приток рабов в Италию.

4) Дешевый рабский труд вытеснял труд свободных, приводил к еще большему разорению крестьян.

5) Разорение крестьян ослабляло римскую армию, которая была ополчением граждан, способных купить себе вооружение. Разорившихся и обездоленных граждан в армию не брали. Начались восстания рабов и завоеванного населения провинций. Римская армия не могла с ними справиться.

А сейчас мы я предлагаю вам сыграть в игру «5 шляп».

Назови земли, которые были присоединены к Риму? (Испания, Македония, Сирия, Греция, Египет).

Предложи, как можно иначе расширять границы государства и устанавливать господство?

Подумай над тем, как будет дальше развиваться РИМ?

Поделись мыслями по поводу того, почему второе название нашего урока «Все дороги ведут в Рим»?

Поделись мнением, какой Рим сегодня, с чем он у тебя ассоциируется?

Х. Рефлексия + Домашнее задание.

А сейчас я попрошу вас оценить ваши успехи на уроке. А сейчас давайте каждый выберет себе домашнее задание.

Если вам все понятно и интересно на уроке – возьмите листочек зеленого цвета.

Если остались вопросы и недопонимание – желтого цвета

А тем, кому не понятна тема и не интересно – красного.

Выбрав листочек, вы еще и определили себе домашнее задание.

Зеленый листочек – Напиши рассказ об 1 дне из жизни римского воина

Желтый – ответить письменно в тетрадях на вопрос: как вы понимаете выражение «разделяй и властвуй»?

Красный – параграф 46прочитать , устно ответить на вопросы к параграфу, рубрика «Проверим себя»

Выставление оценок за урок. (1 мин)

Вы молодцы! Давайте посчитаем наши рубикоины. Те кто набрал больше всего - вы сегодня триумфаторы, триумф ваш! А остальные сегодня добились на уроке успеха! Я вам желаю, чтоб успех вас никогда не покидал! Я бы хотела оставить каждому из вас кусочек нашего общего успеха (Закладки с хорошей цитатой).

Спасибо за внимание!

Упражнение «Главный предмет»


Цель: Развитие абстрактно-логическое мышление


Ход проведения: Взрослый говорит детям: "Сейчас я прочитаю вам ряд слов. Из этих слов вы должны будете выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, т.е. то, без чего этот предмет не может быть.

и) Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!