СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Уроки по географии»

Конспект урока по географии на тему: "Водяной пар в атмосфере. Облака"

Класс: 6 , учитель Курманалиев Г.К.

Ход урока

  1. Организационый момент (2 мин)

  2. Актуализация опорных знаний (3мин)

Фронтальный опрос:

Что такое атмосферное давление?

Как меняется атмосфер. давление с высотой?

Что такое ветер?

Значение ветра?

Какая существует связь между температурой воздуха и геогр.широтой воздуха?

Как и почему меняется температура воздуха в течении дня?

Что такое атмосфера, из каких газов она состоит?

  1. Подведение к теме (3 мин)

Что, помимо газов, содержится в составе атмосферы? - Вода, водяной пар, пыль.

Мы уже вели разговор про роль кислорода, углекислого газа в атмосфере, а сегодня мы поговорим о воде в атмосфере, а точнее водяном паре.

  1. Итак, тема нашего сегодняшнего урока: "Водяной пар в атмосфере. Облака". Запишите в тетрадь. Слайд 2

  2. Целеполагание (3 мин)

Слайд 3

Исходя из темы урока, на сегодняшнем занятии нам предстоит ответить на следующие вопросы:

  1. Что такое водяной пар?

  2. Как связана температура на содержание водяного пара в атмосфере?

  3. Что такое конденсация, влажность воздуха?

  4. Что такое облака и какие существуют виды облаков?

  5. Что такое осадки, какие виды осадков существуют?


Знаем ли мы досконально ответы на все эти вопросы? - Нет.

Значит ЦЕЛЬЮ нашего сегодняшнего урока будет ЧТО? – Ответить на поставленные вопросы!


  1. Открытие нового знания (12 мин)

Учитель протирает доску влажной губкой.


Посмотрите, ребята, на то, чтобы намочить доску у меня ушло около несколько грамм воды. Но, обратите внимание, что наша доска буквально через мгновение становится сухой.

Куда же подевалась вода? – Она испарилась, превратилась в водяной пар.


Действительно, вода превратилась в невидимые капельки пара. И такого невидимого пара в земной атмосфере огромное количество. Можно сказать, что мы живем на дне огромного воздушного океана! Правда, воду мы не видим, она как бы растворена в воздухе, а почему мы её не видим? Ответ кроется в определении понятия «водяной пар»,


Водяной пар – это не мельчайшие капельки воды, а ёё молекулы. Т.е. водяной пар – это газ.

Верно, молодцы! Запишите более короткое определение в тетрадь.

Водяной пар – это молекулы воды, растворенные в воздухе.Слайд 4


Скажите мне, в каких трех агрегатных состояниях может находится вода? – В жидком, твердом, газообразном.Слайд 5

А в каких состоянии, помимо газообразного вода может находится в атмосфере? – В жидком.

Какие погодные явления при этом наблюдаются? – дождь, снег, туман.

Поговорим о тумане. В какое время суток, чаще всего мы можем наблюдать туман? – С утра.

Почему именно утром? А всё потому, что утром поверхность Земли сильно охлаждается, соответственно охлаждается и воздух над ней, а при остывании воздух становится более плотным, молекулы водяного пара, содержащегося в атмосфере начинают сталкиваться друг с другом, образуя мельчайшие капельки воды, которые и образуют туман.

А как называется сам процесс превращения водяного пара в капельки воды?

Конденсация – это превращение водяного пара в жидкое состояние при понижении температуры окружающего воздуха.Слайд 6

Таким образом, именно температура влияет на изменение агрегатного состояния воды! Именно утром, при понижении температуры окружающего воздуха водяной пар конденсируется в жидкость. Потом из-за горизонта пояляется солнце, земле прогревается и туман исчезает, капельки воды, из которых он состоял превратились обратно в водяной пар.

Поэтому какой воздух, теплый или холодный будет содержать больше водяного пара? – Теплый. – Верно, молодцы!


Но самые внимательные наверняка призадумались, ведь в жаркой пустыне воздух тоже теплый, даже жаркий, но почему же там так сухо? Так вот содержание влаги в воздухе зависит еще и не только от температуры, но и от подстилающей поверхности Земли.

Где воздух будет более влажный, над океанами или материками? – Над океаном.

Верно, молодцы! Ведь над океаном испаряемость намного выше. Так же и на материках, где больше лесов, рек, озер – испаряемость выше, а значит и водяного пара в воздухе много, НО не забывайте и про температурный фактор: сколько бы не было рек и озер в северной части планеты – воздух там холоднее, а значит водяного пара в нем значительно меньше, чем в теплых широтах.


Слайд 7-9

Исходя из этого, следующее понятие, которые нам стоит рассмотреть, это влажность, она бывает двух видов: абсолютная и относительная, найдите определения в учебнике (с.119-120) и запишите в тетрадь:

Абсолютная влажность – это максимально возможное содержание влаги в атмосфере.

Относительная влажность – фактическое содержание влаги в атмосфере. Слайд 10

Слайд 11-12

Физкультминутка (1 мин)

Чаще всего в прогнозе погоды мы слышим значение относительной влажности, оно измеряется в процентах от максимально возможной. В разных регионах нашей планеты максимально возможное содержание водяного пара в атмосфере будет разным: в пустыне Сахара оно будет в разы меньше, чем над поверхностью Средиземного моря, ведь в Сахаре водяному пару попросту неоткуда взяться! Но, к счастью в наших широтах влаги достаточно, а значит воздух всегда более менее насыщен влагой. Нормой считается влажность воздуха от 30 до 75%.

Самостоятельная работа. Определите относительную влажность воздуха.

По карточкам Приложение 1

Слайд 13

(2 мин)

До этого мы говорили о тумане, но облака возникают точно так же. Вы ведь помните, что происходит с температурой воздуха в тропосфере при подъеме?Охлаждается на 6 гр. На каждые 1000м.

Верно, воздух поднимается, охлаждается, содержащийся в воздухе водяной пар конденсируется, и возникают облака. Запишите определение в тетрадь: Слайд 14

Облако – это скопление водяных капель или кристалликов льда в атмосфере на значительной высоте.


Как видите, разница между облаком и туманом лишь в высоте над земной поверхностью.

А какие существуют виды облаков и в чем их особенности вы узнаете из параграфа учебника. С.122. Во время изучения параграфа прошу вас записывать данные об облаках в ваши маршрутные листы, которые у каждого лежат на столе. Приложение №2

Виды облаков:

Виды облаков

Высота над земной поверхностью

Особенности

Перистые

6 км и выше

Не дают осадков

Кучевые

2 км – 6 км

Резкие, причудливые очертания; дают осадки

Слоистые

2 км и ниже

Однородные, низкие; дают осадки


Но именно дождевые облака приносят с собой осадки, а вот какие бывают осадки мы с вами узнаем из учебника (с.121), но для начала запишите, что такое атмосферные осадки.


Атмосферные осадки – это вода, выпадающая из воздуха или из облаков на землю в жидком или твердом состоянии. Слайд 15


  1. Закрепление изученного материала (3 мин)

Для того чтобы проверить как вы усвоили материал нашего урока мы с вами выполним практическую работу при помощи гаджетов на сайте РП5.(состояние погоды на данный момент)

Приложение 4

Описание погоды в с. Аксурка Слайд 16

Температура


Относительная влажность, %


Состояние облачности


Вид облаков


Осадки


Атмосферное давление



  1. Рефлексия (2 мин) слайд 17

Вернемся к вопросам, которые мы поставили в начале урока, ответили ли мы на них, скажите мне «да» или «нет»:

  1. Что такое водяной пар? - да

  2. Как связана температура на содержание водяного пара в атмосфере? - да

  3. Что такое конденсация, влажность воздуха? - да

  4. Что такое облака и какие существуют виды облаков? - да

  5. Что такое осадки, какие виды осадков существуют? – да

Таким образом, ЦЕЛЬ нашего урока достигнута? – Да! – Молодцы, ребята!

Продолжите фразу: «Сегодня на уроке я…»

  1. Домашнее задание (1 мин) Слайд 18

п.19, учить; дополнительно: Приложение 3

Атмосферные осадки

Виды осадков

Условия образования (д/з)

Ливень и морось


Конденсация водяного пара на большой высоте

Град

Замерзание водяных капель на большой высоте

Снег

Кристаллизация водяного пара на большой высоте

Роса



Конденсация водяного пара на холодных поверхностях при положительной температуре


Иней

Конденсация водяного пара на холодных поверхностях при отрицательной температуре

















Приложение2

Виды облаков:

Виды облаков

Высота над земной поверхностью

Особенности



Не дают осадков













Приложение2

Виды облаков:

Виды облаков

Высота над земной поверхностью

Особенности



Не дают осадков














Приложение2

Виды облаков:

Виды облаков

Высота над земной поверхностью

Особенности



Не дают осадков














Приложение2

Виды облаков:

Виды облаков

Высота над земной поверхностью

Особенности



Не дают осадков














Приложение1 Определите относительную влажность воздуха.

АбАбсолютная влажность

Относительная влажность

1.При t°+20°воздухсодержит

17 г водяного пара

1.При t°+20°воздухсодержит

8,5 г водяного пара

100%

?

2.При t°+10°воздухсодержит

9 г водяного пара

2.При t°+10°воздухсодержит

0,9 г водяного пара

100%

?


Приложение1 Определите относительную влажность воздуха.

АбАбсолютная влажность

Относительная влажность

1.При t°+20°воздухсодержит

17 г водяного пара

1.При t°+20°воздухсодержит

8,5 г водяного пара

100%

?

2.При t°+10°воздухсодержит

9 г водяного пара

2.При t°+10°воздухсодержит

0,9 г водяного пара

100%

?


Приложение1 Определите относительную влажность воздуха.

АбАбсолютная влажность

Относительная влажность

1.При t°+20°воздухсодержит

17 г водяного пара

1.При t°+20°воздухсодержит

8,5 г водяного пара

100%

?

2.При t°+10°воздухсодержит

9 г водяного пара

2.При t°+10°воздухсодержит

0,9 г водяного пара

100%

?


Приложение1 Определите относительную влажность воздуха.

АбАбсолютная влажность

Относительная влажность

1.При t°+20°воздухсодержит

17 г водяного пара

1.При t°+20°воздухсодержит

8,5 г водяного пара

100%

?

2.При t°+10°воздухсодержит

9 г водяного пара

2.При t°+10°воздухсодержит

0,9 г водяного пара

100%

?


Приложение 3

Атмосферные осадки

Виды осадков

Условия образования (д/з)













Приложение 3

Атмосферные осадки

Виды осадков

Условия образования (д/з)













Приложение 3

Атмосферные осадки

Виды осадков

Условия образования (д/з)













Приложение 3

Атмосферные осадки

Виды осадков

Условия образования (д/з)













Приложение 4

Описание погоды в с. Аксурка

Температура


Относительная влажность, %


Состояние облачности


Вид облаков


Осадки



Приложение 4

Описание погоды в с. Аксурка

Температура


Относительная влажность, %


Состояние облачности


Вид облаков


Осадки



Приложение 4

Описание погоды в с. Аксурка

Температура


Относительная влажность, %


Состояние облачности


Вид облаков


Осадки




Приложение 4

Описание погоды в с. Аксурка

Температура


Относительная влажность, %


Состояние облачности


Вид облаков


Осадки




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!