Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний по главе «Вид и популяция»
Тип урока: нетрадиционный урок обобщения и систематизации знаний.
Место и роль в системе уроков по данной теме: Обобщение, систематизация и проверка уровня знаний по главе «Вид и популяция».
Цели:
Образовательная: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.
Развивающая: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, а также привить практические умения и навыки по распознаванию и определению видов живых организмов.
Воспитательная: побуждать учеников к само– и взаимоконтролю, точности ответов. Продолжить совершенствование навыка совместной работы в коллективе.
Оборудование: компьютер, рабочая доска, магниты, бланки с индивидуальными заданиями и листами самоконтроля, конверты с вопросами.
Ожидаемый результат: установление взаимосвязей между понятиями, структурирование и систематизация, обобщение учебного материала, применение на практике.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте гости!
Я рада видеть всех вас сегодня на уроке обобщения и систематизации знаний по теме «Вид и популяция»
Дорогие ребята! Глубоко вдохните и выдохните... Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство, волнение, неуверенность. Забудьте о них. Чтобы у нас у всех сегодня на уроке было хорошее настроение, давайте подарим друг другу и нашим гостям улыбки.
Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.
Сегодня, ребята, у нас необычный урок, я его назвала «Зачётный урок», каждый из вас будет работать в команде, помните об этом.
Вас ждут интересные задания на следующих уровнях: понятийном, практическом, видео-уровне и на проверочном. Помимо этого – ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Обратите внимание, что на рабочем месте каждого из вас лежат листы проверки знаний и самоконтроля.
Прошу капитанов подойти ко мне для жеребьёвки. Сначала определимся с первенством хода. Кто из вас первым догадается о чём идёт речь, тот и будет начинать игру.
Сей орган есть у всех людей,
Других он органов главней.
Ему послушны руки, зубы,
Язык и шея, ноги, губы.
Он всем команды отдаёт.
Он мыслит — значит он живёт.
(За правильный быстрый ответ капитан получает право выбрать одну из картинок: жёлудь или паук – названия команд)
«ПОНЯТИЙНЫЙ» УРОВЕНЬ
Капитаны попеременно берут билеты с вопросами, отвечает команда «противников». За каждый правильный ответ команда получает один балл. В ходе игры будут встречаться «вирусы» и «бонусы». У команды, получившей «вирус» все баллы «обнуляются», если капитан не отвечает на загадку-антивирус, и игра продолжается дальше. Если выпал «бонус», баллы удваиваются. Предлагаемый перечень вопросов:
1.Что такое «вид»? (Вид – это исторически сложившаяся совокупность особей, которые сходны по морфологическим, физиологическим и биохимическим признакам, свободно скрещиваются и дают плодовитое потомство, приспособлены к определенным условиям среды и занимают в природе общую территорию - ареал).
2. Что такое «критерий вида»? (Критерий вида – совокупность характерных однотипных признаков, по которым особи одного вида схожи, а особи разных видов различаются между собой)
3. Какие критерии вида вы знаете? (Генетический, морфологический, физиологический, биохимический, экологический, географический)
4.Что такое «ареал»? (Ареал – это часть земной поверхности, в пределах которой распространены и проходят полный цикл своего развития особи данного вида)
5. Назовите статические свойства популяции? (К ним относятся численность и плотность)
6. Что в экологии понимают под рождаемостью? (В экологии под рождаемостью понимают любой способ появления новых особей путем размножения (деление клетки, прорастание семян, вылупливание из яиц, почкование, живорождение).
7. Что такое «виды-космополиты»? (Это виды, имеющие обширный ареал в пределах разных континентов)
8. Что такое «виды-эндемики»? (Это виды, имеющие очень узкий ареал распространения в пределах небольшого региона)
9. Что такое «популяция»? (Популяция – это способная к саморегуляции группа особей одного вида, обитающих на общей территории, свободно скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство)
10.Численность популяции– это… (это общее количество особей на участке ареала с однородными экологическими условиями)
11. Верхний предел численности в популяции – это… (это максимальное количество особей, способных существовать в данной части ареала)
12. Нижний предел численности в популяции – это… (это минимальное количество особей, способных обеспечить длительное существование популяции)
13. Экологическая плотность популяции – это… (количество особей в расчете на единицу площади территории, пригодной для обитания)
14. Возрастная структура популяции это … (соотношение в популяциях возрастных групп особей, различающихся по способности к воспроизводству)
15. Факторы, зависимые от плотности популяции, изменяют её численность в сторону оптимального уровня и предотвращают перенаселение, поэтому их еще называют …. регулирующими факторами.
16. Факторы, влияющие на численность особей независимо от плотности популяции — это… модифицирующие факторы.
(За каждый правильный ответ -1 балл. Командный балл получает каждый игрок в команде, + 2 балла получает учащийся, ответивший правильно на вопрос, капитаны получают + 2 балла за правильный ответ на загадки)
ВИДЕО – УРОВЕНЬ
Ребята, посмотрите видео и посчитайте, сколько всех особей будет встречаться во время просмотра, сколько разных видов?
(Каждый учащийся получает по 5 баллов за правильный ответ:10 видов,31 особь)
Красивая мелодия, не правда ли? Что вы знаете о ней?
(Дополнительные баллы: передача, автор мелодии)
Все, наверняка, помнят научно-популярную программу "В мире животных"? Сразу перед глазами - "добрая картинка" с журавлями, страусами и обезьянками, висящими на лианах.
Что же это за мелодия? Мелодия была исполнена оркестром знаменитого французского композитора и аранжировщика Поля Мориа. Автором же этой знаменитой мелодии является аргентинский композитор Ариэль Рамирес. Это отрывок из его кантаты Рождество Христово, написанной на слова аргентинского поэта Феликса Луны в 1964 году. Отрывок называется - "Паломничество". Это очень популярная мелодия в испаноязычных странах, послушайте начало этой рождественской песни:
Вот идут шаг за шагом Иосиф, Мария
Всё идут через горы, селенья, поля,
По долам, по заросшим крапивой местам…
«Нет приюта нигде», – тихо молвят уста.
Эта мелодия и песня в исполнении аргентинской певицы Мерседес Соса сильно потрясли французского шансонье Жиля Дрё, поэтому он попросил своего друга, знаменитого французского поэта-песенника Пьера Деланоэ (автора песен для Эдит Пиаф, Джо Дассена) написать адаптацию для него, что он и сделал.
Песня стала популярной в 1968 году, и называлась «Жаворонок», а в аранжировке оркестра Поля Мориа стала всемирно известной.
Вот так мелодия - музыкальное сопровождение для церковного хора, в честь Рождества Христова, стала заставкой для советской научно-популярной программы "В мире животных".
ПРАКТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
№1.
Гребенчатый тритон – представитель отряда Хвостатые земноводные. Длина его тела – 14-15 см. Самцы, в отличие от самок, имеют хорошо развитый гребень на спине. Летом они живут и размножаются в мелких водоемах со стоячей водой. Зиму проводят в укрытиях на земле: под корягами, в земле, в опавшей листве. Оплодотворение наружное, развитие происходит с метаморфозом. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.
Ответ:
1) морфологический критерий – длина тела, хорошо развитый гребень на спине;
2) экологический критерий – образ жизни зимой и летом;
3) физиологический критерий – оплодотворение и развитие.
Домовая мышь – млекопитающее, длина тела которого достигает 8 см. Обитает как в естественных условиях, так и в жилище человека. Размножается несколько раз в году, в помете 5-7 детенышей. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.
Ответ:
1) морфологический критерий - длина тела;
2) экологический критерий - место обитания, требования организма к окружающей среде;
3) физиологический критерий - интенсивность размножения.
№2. Описать кривую выживания типа А
(Кривая типа А имеет выпуклую форму. Высокая смертность наблюдается в зрелом возрасте. Это характерно для дрозофил и других насекомых, которые после выхода из куколки оставляют потомство и погибают. Высокая выживаемость до старости обычно наблюдается у животных, для которых характерна забота о потомстве (млекопитающие, человек) или чьи личиночные стадии проходят в благоприятных условиях среды.
Описать кривую выживания типа Б
(Кривая типа Б имеет почти линейную форму и характерна для организмов с равномерной смертностью на всех стадиях развития. Такой тип кривой в природе встречается редко и только в оптимальных условиях среды (рыбы, пресмыкающиеся, птицы, травянистые многолетние растения)
№3. Количественное соотношение численности (в %) разных возрастных групп в популяциях животных выражают с помощью возрастных пирамид. Они позволяют прогнозировать дальнейшее изменение численности популяций.
Сделайте прогноз для популяции А
Это растущая популяция. У неё большая доля предрепродуктивных особей относительно других возрастных групп (тип пирамиды с широким основанием). Такая популяция будет увеличивать свою численность.
Сделайте прогноз для популяции В
Пирамида с узким основанием. Популяция имеет малую долю предрепродуктивных особей. Её численность будет снижаться. Такая популяция называется вымирающей (стареющей) и она нуждается в охране или дополнительном вселении особей.
А Б В
(За каждый правильный ответ команда получает по 3 балла, +3 балла получает ответивший на вопрос)
ДИНАМИЧЕСКАЯ МИНУТКА
Каждая команда получает карточки с изображениями видов. Одна команда получает заготовки – жёлуди, другая – заготовки-пауки, что демонстрирует групповое и случайное распределение особей в популяции соответственно. Задача: участники одной команды (с картинками в руках) должны продемонстрировать для другой команды данное распределение в пространстве (во время демонстрации строятся группами, если распределение групповое или в случайном порядке, если распределение случайное). Задача другой команды – отгадать тип распределения особей в популяции.
(Каждая команда получает 3 балла за правильное распределение и 3 балла за определение распределения в пространстве особей другой команды, дополнительные баллы можно получить, угадав мелодию – «Полёт шмеля», Римский-Корсаков – 5 баллов)
ПРОВЕРОЧНЫЙ УРОВЕНЬ
Ребята, вам предлагаются задания по уровням.
Проверка знаний по теме «Вид и популяция»
1. Для определения вида недостаточно использовать только морфологический критерий, так как
А) существуют виды-двойники
Б) виды разделены на популяции
В) виды между собой скрещиваются
Г) близкие виды могут занимать разные ареалы
Ответ: 1) – 2 б
2.Сколько видов и сколько популяций можно насчитать в сочетаниях особей:
мыши полевые на пшеничном поле и мыши лесные в смешанном лесу;
растения рябины обыкновенной в лесу и в парке;
растения сосны обыкновенной в центре леса и на его окраине;
растения ели европейской в хвойном лесу и сосны обыкновенной в смешанном лесу?
Ответ: 5 видов, 7 популяций – 8 б
3. В одном из парков 20 семей грачей отложили за 2 года 160 яиц. Из них вылупилось и оперилось только 80 птенцов. Рассчитайте для данной популяции величину абсолютной рождаемости.
Ответ: Абсолютная рождаемость определяется числом новых особей, появившихся за исследуемое время:
80 (птенцов): 2 (года) = 40 грачей в год – 6 б
4. Является ли популяцией:
а) группа гепардов в зоопарке; б) семья волков; в) окуни в озере; г) пшеница на поле; д) улитки одного вида в одном горном ущелье; е) птичий базар; ж) бурые медведи на острове Сахалин; з) стадо оленей; и) благородные олени в Крыму; к) колония грачей; л) все растения ельника? Ответ обоснуйте.
Ответ: да - в, д, ж, и - 8б
Максимальный балл - 24
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «В МИРЕ ПРИРОДЫ»
Интересные сообщения из мира природы с презентацией (3 мин)
Максимальный групповой балл -5
Максимальный личный - 15
РЕФЛЕКСИЯ
«Три М». Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока.
«И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги»
К. Паустовский
Домашнее задание: повторить п. и подготовиться к самостоятельной работе.
Проверка знаний по теме «Вид и популяция»
1. Для определения вида недостаточно использовать только морфологический критерий, так как
А) существуют виды-двойники
Б) виды разделены на популяции
В) виды между собой скрещиваются
Г) близкие виды могут занимать разные ареалы
Ответ: __________
За правильный ответ 2 б.
2.Сколько видов и сколько популяций можно насчитать в сочетаниях особей:
мыши полевые на пшеничном поле и мыши лесные в смешанном лесу;
растения рябины обыкновенной в лесу и в парке;
растения сосны обыкновенной в центре леса и на его окраине;
растения ели европейской в хвойном лесу и сосны обыкновенной в смешанном лесу?
Ответ: _____ , _______
За каждую правильную позицию по 4 б.
2. В одном из парков 20 семей грачей отложили за 2 года 160 яиц. Из них вылупилось и оперилось только 80 птенцов. Рассчитайте для данной популяции величину абсолютной рождаемости.
Ответ: _________птенцов
За правильный ответ 6 б.
4. Является ли популяцией:
а) группа гепардов в зоопарке; б) семья волков; в) окуни в озере; г) пшеница на поле; д) улитки одного вида в одном горном ущелье; е) птичий базар; ж) бурые медведи на острове Сахалин; з) стадо оленей; и) благородные олени в Крыму; к) колония грачей; л) все растения ельника? Ответ обоснуйте.
Ответ: да - ___, ___, ___, ____
За каждую правильную позицию по 2б.
Всего набрано баллов_____________
Лист самооценки Дата_____________________
КОМАНДА______________________________
Ф. И учащегося_____________________________________
1. ПОНЯТИЙНЫЙ УРОВЕНЬ
Командный балл _____________
Личный балл _____________
2. ВИДЕО-УРОВЕНЬ
Ответ: ___видов, ____особей
Личный балл _____________
Бонус_______
3. ПРАКТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Командный балл _____________
Личный балл _____________
4. ДИНАМИЧЕСКАЯ МИНУТКА
Командный балл _____________
Бонус________
5. ПРОВЕРОЧНЫЙ УРОВЕНЬ
Личный балл _____________
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Командный балл _____________
Личный балл _____________
Всего _________________
Три «М»
Назовите три момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока:
1________________________________________
________________________________________
2________________________________________
3________________________________________