СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Вид и популяция""

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение и систематизация знаний по теме "Вид и популяция"

Просмотр содержимого документа
«Урок "Вид и популяция""»

Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний по главе «Вид и популяция»

Тип урока: нетрадиционный урок обобщения и систематизации знаний.

Место и роль в системе уроков по данной теме: Обобщение, систематизация и проверка уровня знаний по главе «Вид и популяция».

Цели:

Образовательная: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.

Развивающая: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, а также привить практические умения и навыки по распознаванию и определению видов живых организмов.

Воспитательная: побуждать учеников к само– и взаимоконтролю, точности ответов. Продолжить совершенствование навыка совместной работы в коллективе.

Оборудование: компьютер, рабочая доска, магниты, бланки с индивидуальными заданиями и листами самоконтроля, конверты с вопросами.

Ожидаемый результат: установление взаимосвязей между понятиями, структурирование и систематизация, обобщение учебного материала, применение на практике.



Ход урока:

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте гости!

Я рада видеть всех вас сегодня на уроке обобщения и систематизации знаний по теме «Вид и популяция»

Дорогие ребята! Глубоко вдохните и выдохните... Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство, волнение, неуверенность. Забудьте о них. Чтобы у нас у всех сегодня на уроке было хорошее настроение, давайте подарим друг другу и нашим гостям улыбки.

Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.

Сегодня, ребята, у нас необычный урок, я его назвала «Зачётный урок», каждый из вас будет работать в команде, помните об этом.

Вас ждут интересные задания на следующих уровнях: понятийном, практическом, видео-уровне и на проверочном. Помимо этого ­– ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Обратите внимание, что на рабочем месте каждого из вас лежат листы проверки знаний и самоконтроля.

Прошу капитанов подойти ко мне для жеребьёвки. Сначала определимся с первенством хода. Кто из вас первым догадается о чём идёт речь, тот и будет начинать игру.

Сей орган есть у всех людей,
Других он органов главней.
Ему послушны руки, зубы,
Язык и шея, ноги, губы.
Он всем команды отдаёт.
Он мыслит — значит он живёт.

(За правильный быстрый ответ капитан получает право выбрать одну из картинок: жёлудь или паук – названия команд)

«ПОНЯТИЙНЫЙ» УРОВЕНЬ

Капитаны попеременно берут билеты с вопросами, отвечает команда «противников». За каждый правильный ответ команда получает один балл. В ходе игры будут встречаться «вирусы» и «бонусы». У команды, получившей «вирус» все баллы «обнуляются», если капитан не отвечает на загадку-антивирус, и игра продолжается дальше. Если выпал «бонус», баллы удваиваются. Предлагаемый перечень вопросов:

1.Что такое «вид»? (Вид – это исторически сложившаяся совокупность особей, которые сходны по морфологическим, физиологическим и биохимическим признакам, свободно скрещиваются и дают плодовитое потомство, приспособлены к определенным условиям среды и занимают в природе общую территорию - ареал).

2. Что такое «критерий вида»? (Критерий вида – совокупность характерных однотипных признаков, по которым особи одного вида схожи, а особи разных видов различаются между собой)

3. Какие критерии вида вы знаете? (Генетический, морфологический, физиологический, биохимический, экологический, географический)

4.Что такое «ареал»? (Ареал – это часть земной поверхности, в пределах которой распространены и проходят полный цикл своего развития особи данного вида)

5. Назовите статические свойства популяции? (К ним относятся численность и плотность)

6. Что в экологии понимают под рождаемостью? (В экологии под рождаемостью понимают любой способ появления новых особей путем размножения (деление клетки, прорастание семян, вылупливание из яиц, почкование, живорождение).

7. Что такое «виды-космополиты»? (Это виды, имеющие обширный ареал в пределах разных континентов)

8. Что такое «виды-эндемики»? (Это виды, имеющие очень узкий ареал распространения в пределах небольшого региона)

9. Что такое «популяция»? (Популяция – это способная к саморегуляции группа особей одного вида, обитающих на общей территории, свободно скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство)

10.Численность популяции– это… (это общее количество особей на участке ареала с однородными экологическими условиями)

11. Верхний предел численности в популяции – это… (это максимальное количество особей, способных существовать в данной части ареала)

12. Нижний предел численности в популяции – это… (это минимальное количество особей, способных обеспечить длительное существование популяции)

13. Экологическая плотность популяции – это… (количество особей в расчете на единицу площади территории, пригодной для обитания)

14. Возрастная структура популяции это … (соотношение в популяциях возрастных групп особей, различающихся по способности к воспроизводству)

15. Факторы, зависимые от плотности популяции, изменяют её численность в сторону оптимального уровня и предотвращают перенаселение, поэтому их еще называют ….  регулирующими факторами

16. Факторы, влияющие на численность особей независимо от плотности популяции — это…  модифицирующие факторы.

(За каждый правильный ответ -1 балл. Командный балл получает каждый игрок в команде, + 2 балла получает учащийся, ответивший правильно на вопрос, капитаны получают + 2 балла за правильный ответ на загадки)


ВИДЕО ­– УРОВЕНЬ

Ребята, посмотрите видео и посчитайте, сколько всех особей будет встречаться во время просмотра, сколько разных видов?

(Каждый учащийся получает по 5 баллов за правильный ответ:10 видов,31 особь)

Красивая мелодия, не правда ли? Что вы знаете о ней?

(Дополнительные баллы: передача, автор мелодии)

Все, наверняка, помнят научно-популярную программу "В мире животных"? Сразу перед глазами - "добрая картинка" с журавлями, страусами и обезьянками, висящими на лианах.

Что же это за мелодия? Мелодия была исполнена оркестром знаменитого французского композитора и аранжировщика Поля Мориа. Автором же этой знаменитой мелодии является аргентинский композитор Ариэль Рамирес. Это отрывок из его кантаты Рождество Христово, написанной на слова аргентинского поэта Феликса Луны в 1964 году. Отрывок называется - "Паломничество". Это очень популярная мелодия в испаноязычных странах, послушайте начало этой рождественской песни:

Вот идут шаг за шагом Иосиф, Мария
Всё идут через горы, селенья, поля,
По долам, по заросшим крапивой местам…
«Нет приюта нигде», – тихо молвят уста.
Эта мелодия и песня в исполнении аргентинской певицы Мерседес Соса  сильно потрясли французского шансонье Жиля Дрё, поэтому он попросил своего друга, знаменитого французского поэта-песенника Пьера Деланоэ (автора песен для Эдит Пиаф, Джо Дассена) написать адаптацию для него, что он и сделал.

Песня стала популярной в 1968 году, и называлась «Жаворонок», а в аранжировке оркестра Поля Мориа стала всемирно известной.

Вот так мелодия - музыкальное сопровождение для церковного хора, в честь Рождества Христова, стала заставкой для советской научно-популярной программы "В мире животных".


ПРАКТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1.

Гребенчатый тритон – представитель отряда Хвостатые земноводные. Длина его тела – 14-15 см. Самцы, в отличие от самок, имеют хорошо развитый гребень на спине. Летом они живут и размножаются в мелких водоемах со стоячей водой. Зиму проводят в укрытиях на земле: под корягами, в земле, в опавшей листве. Оплодотворение наружное, развитие происходит с метаморфозом. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

Ответ:

1) морфологический критерий – длина тела, хорошо развитый гребень на спине;
2) экологический критерий – образ жизни зимой и летом;
3) физиологический критерий – оплодотворение и развитие.

Домовая мышь – млекопитающее, длина тела которого достигает 8 см. Обитает как в естественных условиях, так и в жилище человека. Размножается несколько раз в году, в помете 5-7 детенышей. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

Ответ:

1) морфологический критерий - длина тела;
2) экологический критерий - место обитания, требования организма к окружающей среде;
3) физиологический критерий - интенсивность размножения.


2. Описать кривую выживания типа А

(Кривая типа А имеет выпуклую форму. Высокая смертность наблюдается в зрелом возрасте. Это характерно для дрозофил и других насекомых, которые после выхода из куколки оставляют потомство и погибают. Высокая выживаемость до старости обычно наблюдается у животных, для которых характерна забота о потомстве (млекопитающие, человек) или чьи личиночные стадии проходят в благоприятных условиях среды.

Описать кривую выживания типа Б

(Кривая типа Б имеет почти линейную форму и характерна для организмов с равномерной смертностью на всех стадиях развития. Такой тип кривой в природе встречается редко и только в оптимальных условиях среды (рыбы, пресмыкающиеся, птицы, травянистые многолетние растения)







3. Количественное соотношение численности (в %) разных возрастных групп в популяциях животных выражают с помощью возрастных пирамид. Они позволяют прогнозировать дальнейшее изменение численности популяций.

Сделайте прогноз для популяции А

Это растущая популяция. У неё большая доля предрепродуктивных особей относительно других возрастных групп (тип пирамиды с широким основанием). Такая популяция будет увеличивать свою численность.

Сделайте прогноз для популяции В

Пирамида с узким основанием. Популяция имеет малую долю предрепродуктивных особей. Её численность будет снижаться. Такая популяция называется вымирающей (стареющей)  и она нуждается в охране или дополнительном вселении особей.



А Б В

(За каждый правильный ответ команда получает по 3 балла, +3 балла получает ответивший на вопрос)



ДИНАМИЧЕСКАЯ МИНУТКА

Каждая команда получает карточки с изображениями видов. Одна команда получает заготовки – жёлуди, другая – заготовки-пауки, что демонстрирует групповое и случайное распределение особей в популяции соответственно. Задача: участники одной команды (с картинками в руках) должны продемонстрировать для другой команды данное распределение в пространстве (во время демонстрации строятся группами, если распределение групповое или в случайном порядке, если распределение случайное). Задача другой команды – отгадать тип распределения особей в популяции.

(Каждая команда получает 3 балла за правильное распределение и 3 балла за определение распределения в пространстве особей другой команды, дополнительные баллы можно получить, угадав мелодию – «Полёт шмеля», Римский-Корсаков – 5 баллов)

ПРОВЕРОЧНЫЙ УРОВЕНЬ

Ребята, вам предлагаются задания по уровням.

Проверка знаний по теме «Вид и популяция»

1. Для определения вида недостаточно использовать только морфологический критерий, так как

А) существуют виды-двойники

Б) виды разделены на популяции

В) виды между собой скрещиваются

Г) близкие виды могут занимать разные ареалы

Ответ: 1) – 2 б

2.Сколько видов и сколько популяций можно насчитать в сочетаниях особей:
мыши полевые на пшеничном поле и мыши лесные в смешанном лесу;
растения рябины обыкновенной в лесу и в парке;
растения сосны обыкновенной в центре леса и на его окраине;
растения ели европейской в хвойном лесу и сосны обыкновенной в смешанном лесу?

Ответ: 5 видов, 7 популяций – 8 б

3. В одном из парков 20 семей грачей отложили за 2 года 160 яиц. Из них вылупилось и оперилось только 80 птенцов. Рассчитайте для данной популяции величину абсолютной рождаемости.

Ответ: Абсолютная рождаемость определяется числом новых особей, появившихся за исследуемое время:

80 (птенцов): 2 (года) = 40 грачей в год – 6 б

4. Является ли популяцией:

а) группа гепардов в зоопарке; б) семья волков; в) окуни в озере; г) пшеница на поле; д) улитки одного вида в одном горном ущелье; е) птичий базар; ж) бурые медведи на острове Сахалин; з) стадо оленей; и) благородные олени в Крыму; к) колония грачей; л) все растения ельника? Ответ обоснуйте.
Ответ: да - в, д, ж, и - 8б

Максимальный балл - 24

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «В МИРЕ ПРИРОДЫ»

Интересные сообщения из мира природы с презентацией (3 мин)

Максимальный групповой балл -5

Максимальный личный - 15



РЕФЛЕКСИЯ

«Три М». Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока.

«И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги»

К. Паустовский

Домашнее задание: повторить п. и подготовиться к самостоятельной работе.










































Проверка знаний по теме «Вид и популяция»


1. Для определения вида недостаточно использовать только морфологический критерий, так как

А) существуют виды-двойники

Б) виды разделены на популяции

В) виды между собой скрещиваются

Г) близкие виды могут занимать разные ареалы

Ответ: __________

За правильный ответ 2 б.


2.Сколько видов и сколько популяций можно насчитать в сочетаниях особей:
мыши полевые на пшеничном поле и мыши лесные в смешанном лесу;
растения рябины обыкновенной в лесу и в парке;
растения сосны обыкновенной в центре леса и на его окраине;
растения ели европейской в хвойном лесу и сосны обыкновенной в смешанном лесу?

Ответ: _____ , _______

За каждую правильную позицию по 4 б.


2. В одном из парков 20 семей грачей отложили за 2 года 160 яиц. Из них вылупилось и оперилось только 80 птенцов. Рассчитайте для данной популяции величину абсолютной рождаемости.

Ответ: _________птенцов

За правильный ответ 6 б.


4. Является ли популяцией:

а) группа гепардов в зоопарке; б) семья волков; в) окуни в озере; г) пшеница на поле; д) улитки одного вида в одном горном ущелье; е) птичий базар; ж) бурые медведи на острове Сахалин; з) стадо оленей; и) благородные олени в Крыму; к) колония грачей; л) все растения ельника? Ответ обоснуйте.
Ответ: да - ___, ___, ___, ____

За каждую правильную позицию по 2б.

Всего набрано баллов_____________









Лист самооценки Дата_____________________

КОМАНДА______________________________

Ф. И учащегося_____________________________________

1. ПОНЯТИЙНЫЙ УРОВЕНЬ

Командный балл _____________

Личный балл _____________

2. ВИДЕО-УРОВЕНЬ

Ответ: ___видов, ____особей

Личный балл _____________

Бонус_______

3. ПРАКТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Командный балл _____________

Личный балл _____________

4. ДИНАМИЧЕСКАЯ МИНУТКА

Командный балл _____________

Бонус________

5. ПРОВЕРОЧНЫЙ УРОВЕНЬ

Личный балл _____________

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Командный балл _____________

Личный балл _____________

Всего _________________



Три «М»



Назовите три момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока:

1________________________________________

________________________________________

2________________________________________



3________________________________________






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!