СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока биологии: "Вид. Популяция."

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект содержит материалы для проведения урока по теме: "Вид. Популяция", тестовые задания для закрепления.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии: "Вид. Популяция."»

Учитель биологии ГБОУ РК «ССШИ №1»

Сидоренкова Юлия Васильевна

Материалы для проведения

уроков биологии по темам:

Популяция. Вид.


Вид и его критерии.


Видом называют совокупность особей, обладающих нас­ледственным сходством морфологических, физиологических, биохимических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, приспособленных к опреде­ленным условиям жизни и занимающих в природе опреде­ленный ареал.

Критерии:

1. Морфологический. Сходство по внешнему и внутреннему строению.

2. Физиолого-биохимический. Сходство процессов жизнеде­ятельности и биохимического состава.

  1. Географический. Особи вида занимают определенный ареал.

  2. Экологический. Вид формирует свою систему связей с другими видами и со средой в биоценозе – экологическую нишу.

  3. Этологический – сходство поведенческих реакций у особей одного вида.

  4. Генетический. Генетическое единство всех особей вида, обеспечивающее способность к воспроизведению и нескрещи­ваемости с другими видами (репродуктивная изоляция).

Каждый из критериев имеет свои недостатки и не может использоваться как единственный. Только при наличии многих критериев можно правильно охарактеризовать вид.

Все виды дискретны (обособлены друг от друга), обладают определенной целостностью и устойчивостью (это обеспе­чивает длительность эволюционного существования). В то же время виды обладают способностью к историческому разви­тию - к эволюции.

Вывод:

Таким образом, вид - одна из форм сущест­вования жизни.

Вид внутренне противоречив: как результат эволюции, он устойчив, целостен, приспособлен к среде, а как объект эволюции обладает расплывающимися границами.

Элементарной структурой вида является популяция.


Популяция.


Популяция - совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительно населяющих определенную часть его ареала, и относительно изолированную от других совокупностей того же вида.

Экологические характеристики популяции.


1. Численность особей является специфичной для каждого вида (и соответственно для популяции). Большие популяции - численность более 500 экземпляров. Эволюционно дли­тельное существование малой популяции маловероятно. В связи с этим стоит проблема исчезновения малых видов и необходимости их охраны.

  1. Площадь (занимаемая территория) зависит от степени подвижности особей. У мало подвижных особей ареал неболь­шой, у подвижных может быть обширным.

  2. Структура популяции:

А) половая - соотношение особей разных полов;

Б) возрастная - распределение по возрастным группам;

В) пространственная - распределение особей по занимаемой территории.


Численность и плотность популяции может изменяться. Колебания численности (популяционные волны) С.С. Четве­риков (1880-1959) назвал «волны жизни».


Изменение численности может быть:

А) периодическим, например, сезонным (в среде обитания с четко выраженными сезонными изменениями условий: весна-размножение, зима-повышенная смертность).

Б) апериодическим, например, катастрофическим (под действием пожаров, наводнений).

Этот экологический фактор влияет на изменение генети­ческого состава популяции (происходит «перетасовка» гено­фонда).


Вывод: Популяционные волны –

  1. играют роль одного из факторов эволюции,

  2. изме­няют генетический состав популяции,

  3. поставляют материал для эволюции.


Тестирование по теме «Популяция»

(жирным шрифтом выделены правильные ответы)


  1. Популяция – это

А) группа родителей и детей

Б) временное объединение животных для миграции

В) изолированная группа особей одного вида


2. Какое объединение особей является популяцией?

А) стая перелетных птиц

Б) озерные лягушки из одного водоема

В) все особи сизого голубя


3. Определенный набор хромосом – это критерий вида

А) географический

Б) экологический

В) генетический


4. Определенный ареал обитания– это критерий вида

А) географический

Б) экологический

В) морфологический


5. Критерий вида, основанный на различии в условиях среды и структуры пищевых связей

А) географический

Б) экологический

В) генетический


6. Сравните популяцию и вид:

А) общие черты

Б) отличительные черты

Вопрос 6 можно использовать как закрепление или домашнее задание




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!