СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Строение атома"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на основе деятельностного подхода"

Просмотр содержимого документа
«пояснительная записка»

Пояснительная записка

к уроку физики в 8 классе по теме « Строение атома»

учителя МКОУ Корниловская СОШ

Кармановой Натальи Григорьевны.

Работаю в основной школе по программе А.В. Перышкина и Е.М. Гутник, учебник А.В. Перышкина, недельная нагрузка – 2 ч. 68 ч в год.

Актуальной задачей современной школы является перенос основного внимания с процесса «передачи знаний» на развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников, формирование умений самостоятельного приобретения новых знаний в соответствии с жизненными потребностями. Ученик хочет учиться тогда, когда это занятие ему интересно, в этом случае включается непроизвольное внимание, и новая информация хорошо откладывается в сознании. Поэтому подготовка учителя к уроку должна начинаться с вопросов: «Чем может быть интересна эта тема учащимся? Как можно привлечь внимание учащихся к изучению темы?» При подготовке данного урока попыталась использовать новые подходы, предлагаемые в методической литературе, в частности в статье Э.М. Бравермана «Урок физики: каким ему быть сегодня», журнал «Физика в школе» №2, 2009 г

Урок построен на информационно - деятельностной основе, в котором изучение новой информации построено на системе самостоятельной работы учащихся с учебником и выполнении тестовых заданий. На этом уроке использую задания в виде обобщающих и систематизирующих таблиц, а также таблиц, которые, по сути , являются тестовыми заданиями. Перед учащимися поставлена задача, не только изучить новый материал, но и систематизировать его, а также применить знания в различных ситуациях. Задания урока позволяют не только осознать новую информацию, но расширить ее.

Среди проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают проверка и оценка знаний учащихся. Наиболее перспективной считаю рейтинговую систему оценки знаний. Рейтинговая система оценивания позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, позволяет перевести учебную деятельность из необходимости во внутреннюю потребность, расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности.

Считаю, что цель урока достигнута. Новый материал изучен и закреплен в результате самостоятельной деятельности учащихся, что позволит учащимся лучше его запомнить и применять его в дальнейшем. Каждый учащийся получил оценку своих знаний, причем сам принимал участие в этой оценке.







Просмотр содержимого документа
«приложения»

Приложение -1.

Рабочая карта учащегося _______________________________________

Тема урока. Строение атома.

Схема строения атома

Таблица -1


Водород

Н


Гелий

Не

Литий

Li

1

Модель атома








2

Заряд ядра





3

Число протонов





4

Число электронов





5

Порядковый номер элемента.




6

Число нейтронов.





7

Общее число протонов и нейтронов.




8

Атомная масса.







Выводы: 1) Заряд ядра равен числу…………………….; числу…………………….., а также………………………………………………………………………………………

2)Общее число протонов и нейтронов в ядре атома равно………………………………..

Таблица - 2.

Характеристики частиц, входящих в состав атома.

Название частицы

Обозначение

Заряд в атомной физике

Заряд в Кулонах

Масса в атомных единицах массы.

Масса в кг.

Электрон.






Протон.






Нейтрон.








Таблица – 3. Сравнение атомов и ионов.

Характеристики.

Положительный ион бериллия

Атом бериллия

Отрицательный ион бериллия.

Число протонов.




Число электронов.




Заряд.




Масса по сравнению с массой атома.




Тест. Строение атома.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11












Рейтинговая таблица.

Этап урока


Максимальный балл.

Личный рейтинг.

1

Схема строения атома.

9


2.

Таблица - 1

10


3

Выводы из таблицы – 1.

4


4

Таблица-2

7


5

Таблица-3

6


6

Контрольный тест.

11



Итого.

47


Оценка.

«5» - 43 -47 б

«4» - 33 – 42 б

«3» - 23 – 32 б


Рефлексия.

Элементы знаний

Усвоил хорошо

Усвоил не очень хорошо

Усвоил плохо

1

Строение атома




2

Строение атомного ядра.




3

Что такое ионы. Их состав.




4

Пользоваться таблицей Менделеева для определения состава атома.




















Просмотр содержимого документа
«сценарий урока»

28. 8 класс.

Тема. Строение атома. Объяснение электрических явлений.

Цель урока: Обеспечить усвоение учащимися знаний о строении атома. Понятий:

электрон, протон, нейтрон, положительный и отрицательный ионы.

Научить пользоваться Периодической системой Менделеева для

Определения состава атома. Сформировать умение извлекать информацию,

представленную в различных видах, умение работать с учебником,

рисунком, таблицей.


Материальная база: 1)электронное приложение к учебнику физика 8 класс ( Сферы).

Анимации: строение атома, строение ядра атома, атомы водорода,

гелия и углерода.

2).презентация « Строение атома»


План урока.

Этап урока

Приемы и методы


Рейтинг

Время

I

Мотивация.

. Вступительное слово учителя.


3 мин

II

Изучение нового материала.






1)Изучение §30.


Самостоятельная работа с учебником


5 мин


2) Обсуждение прочитанного.

Фронтальная беседа. Просмотр анимаций.


5 мин


3)Составление схемы атома.

Самостоятельная работа. Рабочая карта.

7

3 мин


4)Заполнение таблицы – 1.


Самостоятельная работа с таблицей Менделеева.

28/2

+ 4

5 мин


5)Заполнение таблицы – 2


Работа со справочным материалом.

14/2

5 мин


6) Ионы .

Презентация. Конструирование ионов и атомов.


5 мин


7) Заполнение таблицы - 3

Самостоятельная работа с таблицей Менделеева и схемами ионов.

12/2

2мин

III

Контроль знаний.

Тест. Строение атома.

11

7 мин

IV

Итог урока. Рефлексия.

Заполнение таблицы «Рефлексия»


2 мин


Домашнее задание.

§30, 31. Составить ОК.








Сценарий урока.

В течение всего урока учащиеся работают с рабочими картами (приложение -1), в которых даны все таблицы, предназначенные для заполнения учащимися. В карте дается, также, рейтинговая карта, в которой ученик фиксирует личный рейтинг.

I этап урока. Мотивация.

Учитель. В 7 классе вы познакомились со строением вещества. Давайте вспомним, из чего состоят вещества? (ответы учащихся). До конца 19-го века атом считался неделимой частицей. После того, как было доказано существование электрона, возникли предположения, что атом является составной частицей. Первую модель строения атома предложил Томпсон, которому принадлежит открытие электрона. Он считал. Что атом состоит из положительного заряда, напичканного электронами, как кекс изюмом. Но эта модель противоречила законам физики и была отвергнута. И вот, в начале 20-го века английским физиком Эрнестом Резерфордом была предложена модель атома, с которой мы сегодня познакомимся. (слайд 1). В качестве одного из эпиграфов к нашему уроку, я выбрала фразу, произнесенную одним физиком, касающаяся его друга, который бросил заниматься физикой. «Он стал поэтом. Для занятий физикой у него было слишком мало воображения». (слайд 2). Для того, чтобы понять строение атома нужно включить наше воображение по максимуму.

II этап урока.

1).Самостоятельная работа с учебником. Учащиеся изучают §30.

2).Фронтальное обсуждение прочитанного материала. Примерный ход обсуждения

отражен в следующей таблице.

Вопрос учителя

Ответы учащихся.

1

Чем отличаются атомы разных химических элементов7

Числом электронов.

2

Почему число электронов не является главной характеристикой атома?

Электроны могут отрываться от атомов и общий заряд электронов изменяется.

3

Что же является главной характеристикой атома? Почему?

Заряд ядра. Его изменить трудно.

4

Из чего состоит ядро атома?

Из протонов_ частиц с положительным зарядом и нейтронов- частиц , не имеющих заряда.

5

Что вы можете сказать о зарядах протона и электрона?

Равны по модулю и отличаются знаком заряда.

6

Имеет ли заряд атом?

Нет. Так число протонов и электронов равны.

7.

Итак подведем итог. Из чего состоит атом?

Из положительного ядра и электронов.

8

Из чего состоит ядро атома.

Из положительно заряженных протонов и нейтронов не имеющих заряда.

Фронтальная беседа завершается демонстрацией анимаций, отражающих строение некоторых атомов.

3 )Чтобы закрепить знания о строении атома, составим схему его строения. (слайд 3).

Необходимо элементы. Которые находятся на слайде справа переместить в схему строения атома. ( в рабочей карте учащиеся вписывают знаки частиц и подписывают их названия). После завершения работы проводится проверка, с помощью анимации частицы и их названия занимают свое место на схеме. Учащиеся подсчитывают сколько элементов расставлено правильно и записывают свой рейтинг в рейтинговую таблицу. Поскольку в задании нужно расставить 9 элементов, то максимальный рейтинг составит 9 баллов.

4) Следующий этап работы- это заполнение таблицы- 1. ( слады 4 и 5).В работе учащиеся используют модели атомов и таблицу Менделеева. После заполнения таблицы учащиеся должны сделать выводы о том, что заряд ядра, число протонов в ядре, число электронов и порядковый номер элемента, это одно и тоже число, а общее число протонов и нейтронов равно массе атома. Проверка заполнения проводится с помощью слайда 5.


Водород

Н

Гелий

Не

Литий

Li

1

Модель атома

2

Заряд ядра

1

2

3

3

Число протонов

1

2

3

4

Число электронов

1

2

3

5

Порядковый номер элемента.

1

2

3

6

Число нейтронов.

0

2

4

7

Общее число протонов и нейтронов.

1

4

7

8

Атомная масса.

1

4

7


5) Следующий этап работа со справочным материалом. Заряды частиц и их массы можно выразить в атомных единицах и в единицах СИ. Хочу обратить ваше внимание на то, что заряд протона в атомной физике равен 1, а заряд электрона -1. Учащиеся заполняют таблицу 2. Проверка заполнения поводится с помощью слайда -8.

Название частицы

обозначение

Заряд в атомной физике

Заряд в Кулонах

Масса в атомных единицах массы.

Масса в кг.

Электрон.

e

-1

-1,6∙10-19 Кл

5,5∙10-4

9,1∙10-31

Протон.

р

1

1,6∙10-19 Кл

1

1,6726∙10-27

Нейтрон.

n

0

0

1

1,6750∙10-27


6).Ребята. давайте обсудим понятие иона. Демонстрируется слайд -9.

Вопросы учителя.

Ответы учащихся.

1

Что изображено нс слайде7

Схема атома Бора

2

От атома отрывается электрон. Что можно сказать суммарном положительном и суммарном отрицательном зарядах в образовавшейся частицы?

Положительный заряд больше отрицательного.

3

Как вы думаете, чему равен заряд этой частицы?

Равен +1

4

Электрон возвращается. Что произошло с частицей?

Стала атомом.

5

Присоединим лишний электрон. Какой заряд положительный или отрицательный будет преобладать?

Преобладает отрицательный.

6

Какая частица образовалась и чему равен ее заряд?

Отрицательный ион с зарядом -1

7

Что вы можете сказать массах ионов?

У положительного иона незначительно уменьшается, у отрицательного- незначительно увеличивается, т.к. масса электрона ничтожна.


Учащиеся наблюдают превращения атома в положительный ион, затем снова в атом, а затем в отрицательный ион. Учащиеся должны понять, что атом потерявший электрон, становится положительным ионом с зарядом 1, а атом, присоединивший лишний электрон, становится отрицательным ионом с зарядом -1.

7). Для закрепления понятия иона учащимся предлагается заполнить таблицу-3


Характеристики.

Положительный ион бериллия

Атом бериллия

Отрицательный ион бериллия.

Число протонов.

4

4

4

Число электронов.

3

4

5

Заряд.

+1

0

-1

Масса по сравнению с массой атома.

уменьшилась

m

увеличилась


Проверка заполнения проводится с помощью слайда 11. Учащиеся подсчитывают свой рейтинг и вносят в рейтинговую таблицу.


III этап урока. Контрольный тест.

Тест.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11












Учащиеся вносят номера правильных ответов в таблицу, что помогает более быстрой проверке.

После проверки теста, учащиеся также вносят свой результат в рейтинговую таблицу.

Итог урока.

Учащиеся подсчитывают свой рейтинг и выставляют оценку. Рейтинг за заполнение таблиц 1,2.3. подсчитывается так: число правильных ответов делится пополам.

В заключение учащиеся заполняют таблицу рефлексии (приложение-1)


Просмотр содержимого презентации
«8»

Строение атома. Резерфорд  (1871 ― 1937) ― английский физик. Родился в городе Спринг Гроув в Новой Зеландии в семье колесного мастера. МКОУ Корниловская СОШ Учитель физики Карманова Наталья Григорьевна.

Строение атома.

Резерфорд  (1871 ― 1937) ― английский физик. Родился в городе Спринг Гроув в Новой Зеландии в семье колесного мастера.

МКОУ Корниловская СОШ

Учитель физики

Карманова Наталья Григорьевна.

Всё выучить невозможно, а научиться рассуждать - необходимо.    Он стал поэтом. Для занятий физикой у него было слишком мало воображения.

Всё выучить невозможно, а научиться рассуждать - необходимо. 

Он стал поэтом. Для занятий физикой у него было слишком мало воображения.

Схема строения атома. Атом - + +

Схема строения атома.

Атом

-

+

+

Таблица -1 № 1 Водород Модель атома 2 Н Гелий Заряд ядра 3 Не 4 Число протонов Литий Li Число электронов 5 Порядковый номер элемента. 6 Число нейтронов. 7 Общее число протонов и нейтронов. 8 Атомная масса.

Таблица -1

1

Водород

Модель атома

2

Н

Гелий

Заряд ядра

3

Не

4

Число протонов

Литий

Li

Число электронов

5

Порядковый номер элемента.

6

Число нейтронов.

7

Общее число протонов и нейтронов.

8

Атомная масса.

Таблица -1 № 1 Водород Модель атома 2 Н Гелий Заряд ядра 3 Не 4 Число протонов Литий 1 2 Li Число электронов 1 5 6 Порядковый номер элемента. 1 3 2 2 Число нейтронов. 3 1 7 8 Общее число протонов и нейтронов. 3 0 2 2 Атомная масса. 3 1 4 4 1 4 7 7

Таблица -1

1

Водород

Модель атома

2

Н

Гелий

Заряд ядра

3

Не

4

Число протонов

Литий

1

2

Li

Число электронов

1

5

6

Порядковый номер элемента.

1

3

2

2

Число нейтронов.

3

1

7

8

Общее число протонов и нейтронов.

3

0

2

2

Атомная масса.

3

1

4

4

1

4

7

7

Выводы из таблицы- 1 1) Заряд ядра равен числу протонов , числу электронов , а также порядковому номеру элемента 2) Общее число протонов и нейтронов в ядре равно атомной массе химического элемента.

Выводы из таблицы- 1

1) Заряд ядра равен числу протонов , числу электронов , а также порядковому номеру элемента

2) Общее число протонов и нейтронов в ядре равно атомной массе химического элемента.

Таблица - 2. Характеристики частиц, входящих в состав атома. Название частицы обозначение Электрон. Заряд в атомной физике Протон. Заряд в Кулонах Нейтрон. Масса в атомных единицах массы. Масса в кг.

Таблица - 2.

Характеристики частиц, входящих в состав атома.

Название частицы

обозначение

Электрон.

Заряд в атомной физике

Протон.

Заряд в Кулонах

Нейтрон.

Масса в атомных единицах массы.

Масса в кг.

Таблица - 2. Характеристики частиц, входящих в состав атома. Название частицы Электрон. обозначение Протон. Заряд в атомной физике e Заряд в Кулонах Нейтрон. р -1 n 1 Масса в атомных единицах массы. -1,6∙10 -19 Кл 1,6∙10 -19 Кл 5,5∙10 -4 0 Масса в кг. 1 0 9,1∙10 -31 1,6726∙10 -27 1 1,6750∙10 -27

Таблица - 2.

Характеристики частиц, входящих в состав атома.

Название частицы

Электрон.

обозначение

Протон.

Заряд в атомной физике

e

Заряд в Кулонах

Нейтрон.

р

-1

n

1

Масса в атомных единицах массы.

-1,6∙10 -19 Кл

1,6∙10 -19 Кл

5,5∙10 -4

0

Масса в кг.

1

0

9,1∙10 -31

1,6726∙10 -27

1

1,6750∙10 -27

ИОНЫ

ИОНЫ

Таблица – 3. Сравнение атомов и ионов. Характеристики. Положительный ион бериллия Число протонов. Атом бериллия Число электронов. Отрицательный ион бериллия. Заряд. Масса по сравнению с массой атома.

Таблица 3. Сравнение атомов и ионов.

Характеристики.

Положительный ион бериллия

Число протонов.

Атом бериллия

Число электронов.

Отрицательный ион бериллия.

Заряд.

Масса по сравнению с массой атома.

Таблица – 3. Сравнение атомов и ионов. Характеристики. Положительный ион бериллия Число протонов. 4 Атом бериллия Число электронов. Отрицательный ион бериллия. Заряд. 4 3 4 4 +1 Масса по сравнению с массой атома. 0 уменьшилась 5 -1 m увеличилась

Таблица 3. Сравнение атомов и ионов.

Характеристики.

Положительный ион бериллия

Число протонов.

4

Атом бериллия

Число электронов.

Отрицательный ион бериллия.

Заряд.

4

3

4

4

+1

Масса по сравнению с массой атома.

0

уменьшилась

5

-1

m

увеличилась


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!