СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе по теме "Фразеологизмы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе по теме "Фразеологизмы"»

Урок в 6 классе "Фразеологизмы"

Цели урока:

образовательные – закрепить понятие фразеологизма как неделимого словосочетания, расширить представление о фразеологизме как лексической единице речи, способной образовывать синонимические и антонимические ряды;

развивающие – способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, обогащению их словарного запаса, углублению фоновых знаний школьников;

воспитательная – воспитывать любовь к слову и к родному языку.


Задачи:

- формировать способность отличать фразеологизм от свободного словосочетания;

- развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения;

- вырабатывать навыки пользования различными фразеологическими словарями;

- активизировать исследовательскую деятельность учащихся.


Оборудование: компьютер, фразеологические словари, рисунки учащихся к фразеологическим оборотам; задания в конвертах.


(У входа в кабинет стоит стол, покрытый белой скатертью, стоят колбы, приборы, лежит череп человека, рядом толковый словарь и фразеологический словарь, косметичка, шарфы, сумочка).

За столом сидят 2 человека: ученый (в черном костюме и шапочке выпускника университета) и стилист (девочка ярко одета, у неё креативная прическа, разглядывает глянцевый журнал).

Ученый ( читает): Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой всё выражается в нем. Русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.

Звучит тревожная музыка. Вбегает профессор по биологии (в белом халате), он встревожен. Все смотрят на него с удивлением.

Профессор биологии: Беда, господа ученые, беда. Сегодня получил я чрезвычайно важное сообщение. Но как его трактовать? Я в недоумении.

Остальные (хором): Объясните подробно, что случилось.

Профессор биологии: Послушайте. (На стене за столом приклеены рисунки: звезда, семя, птица, самолет, корова, скорпион, ученик с хвостом).

Есть хвост у падающих звезд,

И у семян бывает хвост,

У птиц, у самолета он нужен для полета.

Хвостом корова бьет слепней,

Когда они кусаются.

Для скорпионов хвост важней,

Они хвостом сражаются.

В одной из школ слушок прошел,

Прошла молва о том,

Что в этой школе, в 6 «А»,

Есть… ученик с хвостом.

( Ю. Коринец)

Ученый: Невозможно !

Стилист: Как креативно!

Профессор биологии: Невероятно. Ученик с хвостом… Кажется мы на пороге великого открытия: это пример обратной эволюции. Мы снова превращаемся в животных!

Стилист: Что вы? Ни о каком превращении речь не идет. Хвост – это всего лишь модный аксессуар (поднимается и демонстрирует хвост). Скоро все будут ходить с хвостами.

Ученый: Позвольте, коллеги! Не стоит буквально понимать данное сообщение, возможно, здесь речь идет и не о хвосте вовсе!

Остальные (хором): Что же делать? Где получить ответы на вопрос.

Ученый: Предлагаю во всем разобраться, отправившись в школу в 6 класс.

Урок начинается.

Сценка.

Поссорились на перемене ребята.

Валя кричит: Ты наш класс позоришь, одни хвосты по всем предметам. Сколько можно ворон считать, бить баклуши и плевать в потолок?

Маша возмущается: Перестань валять дурака, возьми себя в руки. Не кривя душой хочу тебя заверить: больше хлопать ушами тебе не позволим.

Настя: Нужно идти в ногу со всем классом, а не плестись в хвосте. Пора взяться за ум.

Юра: Ишь разошлись! Дым коромыслом. Прямо из кожи вон лезут. Свалились как снег на голову, вставляют мне палки в колеса. Не хочу учиться, мне с хвостами хорошо.

Девочки (хором) вместе с классом: Нет уж, перестанешь скоро в бирюльки играть и коровам хвосты крутить. Как миленький будешь учиться, сегодня на уроке русского языка хвост пересдашь.

Юра: Совсем замучили человека. Дались вам мои хвосты…

У: Не ругайтесь, ребята. На уроке во всем разберёмся. Садитесь на свои места. Вы, наверное, уже заметили, что сегодня у нас гости, учителя русского языка и литературы нашего района, их гораздо больше, чем нас с вами. Поприветствуем их стоя.

(создание эмоционального настроя)
- мы пришли сюда … (учиться)
- не лениться, а … (трудиться)
- слушаем … (внимательно)
- работаем … (старательно)

- Чтобы наш урок принес пользу, нужно быть очень внимательным и старательным.

Вы сможете оценить свою работу на уроке с помощью карты успеха . Она на ваших столах, заполняйте её в течение урока (плюс/минус). Пять плюсов – ваша оценка 5 и т.д.

Готовы к уроку? Тогда вперёд!

Сегодня мы продолжим разговор о богатстве русского языка, о его выразительных возможностях, пополним свой словарный запас новыми выражениями. А о чем же сегодня пойдет речь?

- Ребята, послушайте отрывок из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти» и скажите, почему такое могло произойти?

Мальчик услышал, что пришедшая в гости старушка «собаку съела» на каких-то делах, он тут же спрятал от неё своего щенка.

- Какое сочетание слов так испугало мальчика? Чего же не знал мальчик?

Учащиеся отвечают: Собаку съела. Он не знал значения этого выражения.

Учитель: А вы знаете ,что значит «собаку съел(а)»?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель: Верно, ребята, выражение «собаку съел» (Разг.), значит приобрёл большой опыт, основательные знания в чём – либо, стал мастером в каком - либо деле.

Ребята, а вы знаете, как называются подобные сочетания слов?

Запишите к себе в тетрадь это слово это и будет тема нашего урока.

У: Записываем тему урока: «Фразеологизмы».

Выбираем вопросы, на которые вы хотели бы получить ответ в конце урока?

  • - Что такое фразеологизмы? Фразеологизмы- устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.
    – Как называется наука, изучающая эти выражения?

- Чем отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний?

- Где можно узнать лексическое значение фразеологизмов?

- Имеют ли фразеологизмы синонимы и антонимы?

– Для чего мы используем их в речи?

А теперь, опираясь на тему и вопросы, сформулируйте цель нашего урока:

Запись на доске:

  • Уточнить, что такое........, выяснить их особенности.

  • Узнать, как называется........ о языке, в котором изучаются..........

  • Выяснить, где узнать лексическое значение........

  • Выяснить роль .......... в речи.


У: Скажите, что вы знаете о фразеологизмах. Из какого языка пришло к нам это слово? Как может называться наука, изучающая фразеологизмы?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель: Совершенно верно, слово фразеологизмы пришло из древ-греч. Языка. Оно восходит к двум словам.

На доску Устойчивые выражения

Учитель: А знаете ли вы, как появились фразеологизмы?

Представьте, когда-то давным-давно лежали в мастерской две дужки и стержень, которые можно было использовать и вместе и по отдельности. Но однажды, мастер приварил все эти детали вместе, получилась одна необходимая ему деталь.

Подобное мы можем наблюдать в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания и употребляются только вместе, целыми сочетаниями. Их называют фразеологизмами. - Ребята, какие фразеологизмы знаете вы?

Ребята, мы ведь не знаем всех фразеологизмов, а тем более их значений. Как вы думаете, где можно посмотреть их значения?

На доску Словари фразеологические


У: Проверим, умеем ли мы находить фразеологизмы.

Выборочное списывание.

У каждого на парте распечатан листочек со стихотворением. «Глеб у доски повесил нос»

Задание: выпишите из стихотворения фразеологизмы, устно объясните их значение.

Повесил нос – расстроился, пришел в уныние.

Краснеть до корней волос – сильно краснеть от стыда, смущаться.

Сквозь землю провалиться – мгновенно исчезнуть.

Баклуши бил – лентяйничал, заниматься пустяками.


- Но чтобы  умело использовать фразеологизмы в речи, нужно знать их в лицо и не путать их с другими сочетаниями слов.

Попробуем составить словосочетания с данными в скобках словами и ответим, есть ли среди этих словосочетаний устойчивые?


(Голуби, петухи, куры) не клюют.

(Собака, кот, козел) наплакал.

(Тертый, ржаной, черствый) калач.


Задание. Можно ли использовать в качестве фразеологизмов остальные словосочетания? Почему?

На доску: Переносное


– Чем отличаются свободные сочетания от фразеологизмов нам расскажет Иванова Мария

- Итак, вы узнали, чем фразеологизм отличается от свободного словосочетания.

Чтобы закрепить это знание выполним задание. Среди приведённых предложений спрятались фразеологизмы. Напишите номера предложений, где есть фразеологизмы.


1.На прощание она махнула рукой.

2.На него все махнули рукой.

3.Засучив рукава, я доставал рыбу и бросал её на дно лодки.

4. Ребята работали засучив рукава.

5.За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову.

6.Ребёнку намылили голову ароматным шампунем.

- Молодцы, вы хорошо справились с заданием, продемонстрировали знание фразеологизмов. Следующее упражнение поможет нам узнать, умеем ли мы употреблять фразеологизмы в речи правильно.

- Каждая сам выберет уровень сложности.

1 тип задания: даны предложения, в которых подчеркнуты слова, их нужно заменить подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.

2 тип задания: слова не подчеркнуты. Учащиеся самостоятельно должны понять, какие выражения необходимо трансформировать во фразеологизмы.


Синяя

  1. Стали искать Витю, но он куда-то пропал. (Сквозь землю провалился)

  2. Целый час он меня обманывал, дурачил. (Лапшу на уши вешал)

Желтая

  1. Мальчик с большим аппетитом ел обед в школе. (Уплетал за обе щеки)

  2. Мы не позволим никому нам мешать. (Вставлять палки в колеса)

Красная

  1. Сыщики установили слежку за опасным преступником. (Сели на хвост)

  2. Дмитрий – кроткий, безобидный человек. (Мухи не обидит)

(Подсказки-картинки. Яма в земле; на ушах лапша; лицо с надутыми щеками; колесо с палкой; хвост, на котором сидят люди; муха)

У: Объясните, почему вы выбрали именно этот тип задания? Что было интереснее? Что дало нам выполнение этого задания? С какой целью фразеологизмы употребляются в речи?

На доску Ярче и образнее

О роли фразеологизмов в русском языке более подробно нам расскажет Петрова Настя.

- Что ещё нового узнали о фразеологизмах ? ( имеют синонимы и антонимы)

Работа по вариантам

1вариант: подобрать к данным фразеологическим оборотам синонимы из другого столбика и стрелочками соединить полученные пары

1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят

2) кто во что горазд 2) в двух шагах

3) как снег на голову 3) куры не клюют

4} ни рыба, ни мясо 4) кто в лес, кто по дрова

5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба

6) куда ноги несут б) ни то ни сё

2 вариант: подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика и стрелочками соединить полученные пары

1) рукой подать 1) мастер на все руки

2) на вес золота 2) молоко на губах не обсохло

3} семи пядей во лбу 3) у черта на куличках

4) песок сыплется 4) на всех парах

5) в час по чайной ложке 5) грош цена

6) мастер кислых щей 6) хоть кол на голове теши

На доску «Синонимы, антонимы».

Мы на уроке говорим о фразеологизмах, некоторые из них вспомнили, какие-то  узнали новые. А кто-нибудь подумал о том, откуда берутся фразеологизмы? Рассказ Леонтьевой Валентины.

По определениям отгадайте фразеологизмы из мифов Древней Греции

На доску Древняя Греция и Рим





Молодцы. Выполняя предыдущие упражнения, мы вспоминали о значениях фразеологизмов, учились употреблять фразеологизмы в речи. А сейчас выполним очень интересный вид работы, который поднимет нам всем настроение, да еще и познакомит с новыми оборотами. Перед вами серия рисунков, на которых изображены фразеологизмы. Попробуйте их отгадать.

Диктант-молчанка.

  1. Наломать дров

  2. Спустя рукава

  3. Съесть пуд соли

4. Водить за нос

У: устно поясните значение фразеологизмов.


Творческая мастерская ( сочинение-миниатюра) 5-6 предложений ( тихая музыка)

- Вы пополнили свои задания о фразеологизмах, а теперь вам предстоит создать творческую работу на одну из предложенных тем «Медвежья услуга», «Прийти к финишу». Вы можете использовать фразеологизмы, предложенные на карточках. Помните, что употребление фразеологизмов поможет сделать вашу речь красочнее, ярче, образнее. Но не переусердствуйте!


Медвежья услуга

Плыть по течению, бить баклуши, ни в зуб ногой, под лежачий камень вода не течет, втереть очки, ломать голову, ни бе ни ме, попал пальцем в небо, вышел сухим из воды, уши вянут, хранить молчание, вот тебе и на, жить своим умом, не покладая рук, болеть душой, и никаких гвоздей.


Прийти к финишу

Сломя голову, плечом к плечу, в два счета, со всех ног, как одна минуту, с одного маха, в мгновение ока, сыграть на руку, что есть духу, одержать победу, потерпеть поражение, на седьмом небе от радости, всем сердцем





У: Молодец, Юра. Ты сегодня на уроке хорошо работал, можно считать, что свой хвост ты исправил, но в дальнейшем постарайся делать все вовремя и не допускать появления долгов.

Биолог, стилист (разочарованно): вот в чем дело, нам встретился фразеологизм. Ученик с хвостом – тот, кто не сдал зачет, имеет задолженность по какому-либо предмету. А мы-то мечтали о великом открытии…

Ученый : ну что вы, друзья мои, как можно расстраиваться, ведь мы узнали столько нового сегодня. Познакомились с новыми фразеологизмами, пополнили свой словарный запас и сделали самое важное открытие: с русским языком можно творить чудеса! Краше и величественнее его нет. Поэтому не будем вешать нос, опускать руки, а возьмемся за дело. Вперед, к новым свершениям.



Итоги урока: я думаю, что наши уважаемые ученые сегодня сделали много открытий. А с какими впечатлениями вы уйдете с нашего урока? Оцените свою работу (некоторые учащиеся могут отвечать , используя фразеологизмы, их нужно особо отметить) А теперь настало время оценить свою работу на уроке: выберите звездочку подходящего цвета и напишите на ней, чему вы научились на уроке, что понравилось, а что нет.


(На краю стола каждого ученика прикреплены звездочки трех цветов: желтые, голубые, красные. На оборотной стороне каждого написано: Голубые (Мне понравилось, что…)
Желтые (Я узнал, что…

Красные (Было скучно, неинтересно). - У нас получилось ясное небо, пусть и в дальнейшей учебе у вас будет ясно, не будет тёмныхпятен.

Домашнее задание (вариативное).

  1. составить синквейн

  2. по желанию изобразить фразеологизмы





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!