СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе «Способы словообразования»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе «Способы словообразования»

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе «Способы словообразования»»

Урок русского языка в 5 классе «Способы словообразования»




Цели:



  1. Познавательные:  выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования; закрепить знания о способах словообразования;

  2. Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, устную речь; развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка.

  3. Воспитательные: поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения; воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: учебник, раздаточный материал, презентации

ХОД УРОКА

I.                   Приветствие учащихся. 

II. Слово учителя.

- Сегодня мы с вами продолжаем разговор о словах. Вспомните, какая наука  о языке занимается правописанием слов. (Орфография)

- А почему она так называется?

- Теперь давайте повторим уже изученные вами орфограммы. 

     III.  Орфографическая работа.

Ночной, ключ, сказка, речка, каменщик, золотой, вьюн, пахуч, грустный, площадка, подъезд, тишь, дремлешь, молотьба, удивление, скрипишь, замуж, сплошь, концерт, могуч.

     IV. Фонетический разбор слова

Сделайте фонетический разбор слова «сказка», подберите к нему однокоренные. Чем отличаются друг от друга однокоренные слова?

(составом основы).

    V. Орфоэпическая разминка (слайд №2, 3)

Баловать, клала, жалюзи, свекла, включит, простыня, пуловер, занята, обеспечение, каталог, отрочество, статуя, столяр, торты (кусочек  торта), сливовый, джинсовый, откупорить, кухонный, включит (включишь, включим), вручит. 

      VI.  Интрига. (слайд №4)

Эпиграф

 Слово делится на части,

 Ах, какое это счастье! 

 Может каждый грамотей 

 Делать слово из частей!

Перед ребятами лежат на столах отрывки из сказки А.Лингрен  “Пеппи – Длинный чулок”.

— Ребята прочитайте внимательно отрывок из сказки:

— Привет, Пеппи! – ещё раз крикнули Томми и Анника.

— Во всяком случае знайте – мечтательно проговорила Пеппи, – знайте, что я это нашла. Я, и никто другой.

— Скажи, скажи скорей: что ты нашла?

— Новое слово, – торжественно объявила Пеппи и взглянула на своих друзей так, словно только теперь их увидела.– Новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки.

— А какое это слово? – спросил Томми.

— Прекрасное, – сказала Пеппи.– Одно из самых красивых слов не свете.

— Ну, скажи какое, – попросила Анника.

— Кукарямба, – с торжеством промолвила Пеппи.

— Кукарямба? – переспросил Томми. – А что это значит?

— Ах, если бы я только знала! – вздохнула Пеппи.– Мне ясно одно – что это не пылесос!

Томми и Анника в растерянности промолчали, потом Анника сказала:

— Но если ты сама не знаешь, что значит это слово, то какой от него толк?

— В этом-то и вся штука, вот это мне и не даёт покоя, – объяснила Пеппи.

— Как вы поняли, ребята: что такое кукарямба? 

- Удалось ли Пеппи найти “новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки”? 

- Почему? (Слова в языке существуют для того, чтобы что-то называть: предмет, признак, действие… Это значит, что у слова есть лексическое значение. Данное слово ничего не означает.)

– Пополнение словаря происходит двумя путями. Кто может назвать их? (1 – образование новых слов, 2 – заимствование из другого языка.) (слайд №5)

– Что представляет собой словообразование? (Образование новых слов с помощью словообразовательных аффиксов.)

VII. Объявление темы урока, целей. (слайд№6)

— Сегодня на уроке мы поговорим о том, как образуются новые слова. Следовательно, тема нашего урока “Способы словообразования”, запишем тему урока в тетрадь.

— Какие цели определим для себя?

(Ответы учащихся должны быть сформулированы самостоятельно.).

Учитель должен обобщить ответы учащихся:

— Цель нашего занятия 

выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;

закрепить знания о способах словообразования;

отработать умения определять способ образования слова.

VIII. Объяснение нового материала учителем. (слайд№7-17)

IX.  Игра «Кто больше?» (слайд№18)

X. Распределительный диктант. (слайд№19-21)

XI. Закрепление изученного материала

1.Решение тестовых заданий. (слайд№22-25)

VIII. Итоги урока

IX. Домашнее задание:  П.16.упр.79, 

составить тестовые задания по теме «Способы словообразования» 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!