СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе Тема: Прямое и переносное значение слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Прямое и переносное значение слова. Цели: 1) Познакомить учащихся с прямым и переносным лексическим значением слова 2) Формировать умение находить в тексте слова с переносным значением, употреблять в своей речи слова в переносном значении. 3) Воспитывать любовь к слову, способствовать развитию чувства юмора. 4) Вырабатывать навык работы с орфограммой, пунктограммой.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе Тема: Прямое и переносное значение слова»

Учитель начальных классов Горбачёва Е.Ю.

КГУ СОШ №30 г.Караганда

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Прямое и переносное значение слова.
Цели: 1) Познакомить учащихся с прямым и переносным лексическим значением слова
2) Формировать умение находить в тексте слова с переносным значением, употреблять в своей речи слова в переносном значении.
3) Воспитывать любовь к слову, способствовать развитию чувства юмора.
4) Вырабатывать навык работы с орфограммой, пунктограммой.

Ход урока.

 Мотивация.
Фронтальный опрос.
- Из чего состоит наша речь? (Из предложений)
- Из чего состоят предложения? (из слов)
- Что могут обозначать слова? (Предметы, явления, признаки, действия, состояние)
- Что называется лексикой? (раздел науки, который изучает словарный состав языка)
- Откуда произошло это слово? (От греч. ЛЕКСИС- слово, оборот, выражение)
- Какие 2 значения имеют слова? (1) лексическое зние, 2) грамм-ое зн-ие)
- Какие слова называются однозначными? (Слова, имеющие одно лексическое значение)
- Какие слова называются многозначными? (Слова, имеющие несколько лексических значений)
Запись в тетрадь . Число . Классная работа . Тема.
1) Слово учителя:
- Дети, прежде чем объявить тему сегодняшнего урока, я хочу задать вам вопрос, связанный с литературой, вы знаете, кто такой Илья Муромец?
(Народный богатырь, герой многих былин)
В одной из былин об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его, девица, повертывать.. »
Вдумайтесь в смысл этого предложения: Слово, если рассматривать его с разных сторон, разное - «с одного боку зеленое», «с другого румяное». А главное:«Ты умей его, девица перевертывать», т.е. умей владеть словом, так как слово может иметь не одно значение.
Оказывается слово, кроме своего прямого значения, может иметь еще и другое, 
переносное. Вот и тема урока звучит так: «Прямое и переносное значение слова»
(запись в тетрадях).
2) Запись на доске:
железные гвозди, железное здоровье.
Объяснение учителя: В словосочетании железные гвозди прилагательное обозначает
«сделанный из железа», а в словосочетании железное здоровье это прилагательное 
обозначает «крепкий, сильный». Почему одно и тоже слово железный употребляется в
этих как будто бы далеких друг от друга значениях? Вещи из железа прочные, крепкие. Здоровье может быть очень крепким, как железо. Поэтому и стали крепкое здоровье называть железным. Так у слова железный, наряду с прямым значением появилось переносное значение.
^ 3) Запись словосочетаний (выполняется с объяснением орфографии учащемся):
золотое кольцо, золотое слово

4) Вопрос к классу: В каких словосочетаниях слово золотой употребляется в прямом, а в каких в переносном значении? (Золотое кольцо в прямом значении, т.е. сделанный из золота, очень ценного металла: Признак назван прямо. Во втором словосочетании 
«золотое» обозначает «очень хорошее, ценное как золото» В этом случае наименование признака одного предмета перенесено на признак другого предмета. Общее у слова и золота не материал, а ценность. У слова золотой появилось новое лексическое значение на основе переноса. Такое значение называется переносным).
5) ^ Вопрос к классу: А в каком значении употреблено это слово в словосочетании золотые руки?
(Переносное значение «золотые», т. е, которые все делают умело, искусно любую работу).
^ 6) Учитель: Послушайте очень интересное стихотворение о золотых руках В. Коркина: 
Золотые руки – В мозолях
Руки не из золота. Руки эти.
Золотые руки Самые нужные
Не боятся холода. Руки
В ссадинах На свете.
7) Информация из учебника стр.49 (Дети зачитывают сведения из учебника)
8) Задание: Придумайте и запишите 2 слова с переносным значением, составить с выбранными словами распространенные предложения.
9) Учитель: Без толкового словаря порой трудно приходится, и, не зная переносного значения, мы можем друг друга не понять. Послушайте, какая история произошла с одним иностранцем.
^ 10) Инсценировка текста:
Иностранец подходит к продавцу ягод.
- Что продаете?
- Черную смородину.
- А почему ж она белая?
- Потому что зеленая.
11) Вопрос к классу: В каком значении употреблено слово зеленый? (Недозрелый, 
неспелый)
12) Словарная работа: олицетворение, метафора.
Олицетворение-перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами
Метафора- это перенос наименования одного предмета или явления на другой предмет или явление по сходству. (Например: стальной (нож) — стальные (нервы) — стальной (цвет).)
^ 13) Распределительный диктант
Прямое значение Переносное значение
Глухой старик Глухой переулок
Завели машину Глухой согласный
^ Вскипела вода Глухой голос
Температура снизилась Завели разговор
Вскипело сердце
Успеваемость снизилась

14) Учитель: Я надеюсь, вы сможете определять прямое и переносное значение слова. A вот когда вы были совсем маленькими, наверное, многого не понимали. Известный 
детский писатель К.И. Чуковский записал несколько высказываний малышей, не знавших о переносных значения слов.
15) Чтение по ролям следующих высказываний и объяснение слов, употребленных в переносном значении:
а) - Я в школу не пойду, - заявил пятиклассник Серёжа. – Там на экзаменах режут.
б) - Вот зимой выпадет снег, ударят морозы
- А я тогда не пойду на улицу.
- Почему?
- А чтоб меня морозы не ударили
в) Мальчика спрашивают о сестре
- Что же твоя сестра Иринка с петухами ложится?
- Она с петухами не ложится - они клюются: она одна в свою кроватку ложится. 
г) Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке.
Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.
- Почему ты не повесил ее сушить?
- Я не достал до солнышка, - ответил Петя.
16) Работа с учебником упражнение 98 стр.50
17) Подведем итоги урока.
Вопросы к классу:
а) Чем переносное значение отличается от прямого?
(Прямое значение указывает на на основной признак , действие. Переносное значение возникает в результате переноса названия одного предмета , действия на другой)
б) Для чего используются слова с переносным значением в речи? 
(используется как выразительное средство)
18) Домашнее задание: Теоретические сведения на стр. 49, упр.99




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!