СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ф12 Методическая разработка урока по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по русскому языку «Урок русского языка по теме: «Прямое и переносное значение слов. Что такое тропы?» (УМК «Алгоритм успеха») 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Ф12 Методическая разработка урока по русскому языку»

Учитель: Скворцова Наталья Григорьевна


Школа: МБОУ СШ№1 г. Сычевки Смоленской области


Учебный предмет: русский язык


Автор УМК: Русский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Под ред. А.Д. Шмелева.- М.: Вентана-Граф, 2013


Класс:


Номер урока: 69


Тема: Прямое и переносное значения слов (Что такое тропы?)


Цель для учителя: создать условия для эффективной деятельности: изучения нового материала


Цель для учащихся: научиться

- различать прямое и переносное значения слов, используя алгоритм;

- определять виды тропов,

- понимать их роль в тексте

- развивать творческое мышление, расширять кругозор

- воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к слову


Задачи:

Предметные: различать тропы, понимать их роль в тексте

Метапредметные: повышать познавательную активность, развивать умение анализировать, осуществлять самоконтроль, развивать зрительную память, внимание, творческие способности, дополнять ответы других

Коммуникативные: формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение агументировать свое мнение, сохранять доброжелательные отношения

Регулятивные: осознавать учебно- познавательную задачу, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Личностные: развивать интерес к предмету, коммуникативные качества через организацию совместной работы, понимать и уважать родной язык, видеть его изобразительно- выразительные средства


Оборудование: презентация «Тропы», раздаточный материал (срезовые работы), учебник русского языка под. Ред. А.Д.Шмелева, рабочие тетради, проектор, компьютер


Тип урока: комбинированный, усвоение новых знаний учащимися с использованием технологии критического мышления


Формы организации работы: индивидуальная, фронтальная, работа в группе


Методы и приемы: объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, эвристическая беседа, презентация «Тропы», лингвистический эксперимент, комментированное письмо


Межпредметные связи: литература


Прогнозируемые результаты урока:

в конце урока каждый обучающийся

- знает определение тропов: сравнения, эпитета, перифраза, олицетворения, метафоры, литоты и гиперболы; знает алгоритм определения слов с переносным значением

- умеет: умеет различать прямое и переносное значение слов; умеет определять в тексте слова с переносным значением


Ход урока

1.Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, постановка целей урока учащимися (постановка и решение проблемного вопроса-работа в группах: срезовые работы)?

1. Вступительное слово

Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества, но пользоваться им нужно умело, изучить все его особенности и секреты. А может ли каждый из нас с уверенностью сказать, что в совершенстве овладел родным языком? Знаете ли вы секреты выразительной речи? В чем же заключается богатство, красота, сила и выразительность языка?

Ответом на этот вопрос могут служить слова К.Г. Паустовского: «В каждом слове – бездна образов».

Образность языка достигается путем использования средств выразительности. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.

Понимание образной речи основано на умении узнавать слова в переносном значении.

-Что значит выразительная речь?

- Какое отношение к выразительности речи имеет прямое и переносное значение слов?

-Как отличить прямое значение от переносного?

Выполните задание( раздаточный материал):

Срезовые работы

1 уровень (работа в группе)

Определить прямое и переносное значение (реальное и нереальное)

золотые серьги, золотые руки,  холодный чай, холодный взгляд, черный цвет, черные мысли, вода кипит, работа кипит, серебряная цепочка, серебряные волосы, ручка ребенка, ручка двери, человек идет, часы идут, ветер уснул, малыш уснул

2 уровень

Определить вид тропа.

бесконечная печаль, холодный взгляд, бронзовый загар, я помню чудное мгновенье ,одних пылинок целый лес , Город на Неве, Одни дома длиною до звезд, другие до луны; как ночь, черны его глаза, Мальчик с пальчик






2.Актуализация опорных знаний

Как научиться определять прямое и переносное значения слов? Применим алгоритм: реально- нереально

Слайд №1

Золотое кольцо

Золотые руки

Руки золотые? (из золота)

Кольцо золотое? (из золота)





Это нереально

Это реально



Переносное значение

Прямое значение









Слайд №2



Ветер уснул

Малыш уснул



ветер

малыш



уснул

уснул



Это нереально

Это реально





Переносное значение

Прямое значение





Вывод:

- прямое значение – это его основное лексическое значение (реальное).

- переносное значение - то его вторичное значение, которое возникло на основе прямого(нереальное),на основе переносного значения слова и возникли тропы

3. Применение алгоритма

Этапы

Упражнения первого уровня

Найти слова, употребленные в переносном смысле по алгоритму.

1

коллективно

1. тяжелый камень, тяжелый взгляд

2. легкий чемодан, легкая рука

3. румяный малыш, румяный закат

2

с помощью учителя

4. каменный дом, каменное сердце

5. золотое кольцо, золотое время, золотые руки

6. колючее растение, колючий взгляд

3

Самостоятельно (запись в тетради)

7. живой организм, живой ум

8 железный засов, железный кулак

9. твердый предмет, твердый характер.

4. Объяснение нового материала (аналитическая беседа)

Работая над понятием «прямое- переносное значение», мы приблизились к пониманию, что такое тропы.

Сформулируйте определение и ответьте на вопросы: нужны ли тропы, какова их роль в речи?



Тропы- это слова, употребленные в переносном значении. Тропы придают наглядность изображению предметов, явлений, создают яркие образы. Остановимся на эпитете, сравнении, гиперболе, литоте, олицетворении, перифразе и метафоре. Применим алгоритм.

Слайд №3 (синхронная запись в тетради) Слайд №4

Слайд №5 Слайд №6



Слайд №7 Слайд №8











Физкультминутка (2 мин.)

Мы немного отвлечемся: физкультурою займемся.

Руки вверх мы поднимаем, а потом их отпускаем,

В ладоши мы похлопаем, ножками потопаем.

Влево наклоняемся, вправо наклоняемся.

Дружно приседаем, так все вместе отдыхаем.

5. Закрепление

Выполните задания (раздаточный материал)

Этапы

Упражнения второго уровня

Определить вид тропа  по алгоритму.

1

коллективно

1. Нарядней модного паркета блистает речка…

2 Что взмах- то готова копна

3. Волны вставали горами

4. Мальчик-с-пальчик

5 Сквозь волнистые туманы…

6. Солнце как огненный шар

7. Тучка золотая

8. Утешится безмолвная печаль

9. Как пахарь, битва отдыхает

10 Море слез

2

Работа в группе

11. Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить

12. Солнце русской поэзии

13 Дремлет взрытая дорога

14. Милый север

15. Золото холодное луны

16. Дорога вьется лентой.

17. Целое море мотыльков

3

Самостоятельно

(запись в тетради)

18. В сто сорок солнц закат пылал

19. Облака- белогривые лошадки

20. Талии, никак не толще бутылочной шейки

21 Девочка-Дюймовочка

22. Вечные снега

23. Лохматые тучи

24. Пел лес

25. Черное золото

26 Пожар зари


6. Аналитическая работа с текстом стихотворения С.А. Есенина « Береза »

-Найдите тропы (работа в группе), запись в тетради

-лингвистический эксперимент: попробуйте изъять тропы из стихотворения, что изменилось? Сделайте вывод.

Выполните упр. 52 на стр. у доски комментированное письмо по 1 примеру

7. Рефлексия. Подведение итогов урока.

–Что такое тропы?

-Какие тропы вы знаете?

-Для чего поэты и писатели используют тропы?

-Какие тропы, прозвучавшие на уроке, вам запомнились? Какие нашли эмоциональный отклик в вашем сердце?

8. Домашнее задание:

выучить теоретический материал, знать алгоритм; выписать тропы из стихотворения С.А. Есенина «С добрым утром» и/или творческое задание- придумать свои тропы














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!