Урок русского языка ФГОС 2 поколения
Тема урока: Правописание слов с парными по глухости звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.
3 класс
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы ведения урока: деятельностный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.
Средства обучения:
компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной, парной работы, тест, сигнальные карточки .
Дидактическая цель: создать условия для систематизации знаний и способов действий учащихся по теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне».
Предметные задачи урока:
-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;
-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
-отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.
Метапредметные задачи урока:
Регулятивные:
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;
-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные задачи урока:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Планируемые результаты
Дети учатся:
- понимать и принимать учебную задачу;
- проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами;
- сопоставлять произношение и написание слов;
- подбирать проверочное слово;
- находить примеры слов на изученную орфограмму;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Умения, характеризующие эти результаты:
- принимать учебную задачу, выполнять ее;
-определять проверяемое и проверочное слово;
- владеть разными способами проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова;
Ход урока:
Оргмомент
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
2. Актуализация знаний.
Минутка чистописания.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с
- Что записано на доске? (Буквы)
- Какая буква лишняя и почему? (у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)
- На какие 2 группы можно разделить эти согласные?
(буквы обозначающие звонкие и глухие согласные)
В алфавите пары есть
Их у нас всего лишь 6.
Верхний ряд всегда звенит.
Нижний - тихо говорит.
Соберите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней - буквы, обозначающие глухой звук.
(Проверка. ПРОЧИТАТЬ ЗВУКАМИ)
Постановка темы и целей урока.
- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?
- Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (подбирать проверочные слова)
- Сегодня на уроке русского языка мы должны хорошо потрудиться, повторить изученное и проведем исследование, как можно подобрать проверочное слово
Парные согласные -
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.
4. Работа по теме урока
РАБОТА С ПЕРВОЙ ГРУППОЙ СЛОВ В ПАРАХ
-Какая орфограмма пропущена?
-Работаем в парах. (городок)
Вставьте буквы, подбирая проверочные слова по очереди с соседом по парте.
Весенний луг-
Фруктовый сад-
Телеграфный столб-
Стог сена -
Белый снег-
Новый репортаж-
Точный масштаб-
Опасный враг-
Устная проверка подбора проверочных слов
- Поднимите руку те, у кого были ошибки.
- Какие два вида проверочных слов вы подобрали?
(Форма мн. Числа и Форма Р. Падежа)
РАБОТА СО ВТОРОЙ ГРУППОЙ СЛОВ
- Запишем на доске и разберем слова по составу:
КОРОБКА-
ЧАШКА -
ДОРОЖКА-
Путем подбора родственных слов, с помощью
суффикса -очк-, -ечк-, -еньк-
ФИЗМИНУТКА «Раз подняться – потянуться…»
ПОСМОТРИТЕ НА слайде ТРЕТЬЮ ГРУППУ СЛОВ
разведка-
поливка-
посадка-
погрузка-
загадка-
-Какая орфограмма пропущена?
- Подберите проверочные слова
Какой частью речи являются проверочные слова?
ГЛАГОЛЫ
ПОСМОТРИТЕ НА ЕЩЕ ОДНУ ИНТЕРЕСНУЮ ГРУППУ СЛОВ
- Откройте учебник Стр 96 №22 (1)
- Прочитайте слова. Запишем эти слова с проверочными на доске
УЗКИЙ
ГЛАДКИЙ
РЕЗКИЙ
ЛЕГКИЙ
МЯГКИЙ
СЛАДКИЙ
- Какая орфограмма пропущена?
- Какой частью речи являются эти слова?
- Подберите проверочные слова
- Как по-другому можно проверить эти слова? -ЕНЬК-
ФИЗМИНУТКА «Руки вверх в кулачок, разожми…»
6. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации.
- Давайте потренируемся подбирать проверочные слова к орфограммам в тексте. Прочитайте текст ( читает ученик).
Ночью был легкий мороз. Выпал первый снег. Он мягкий, белый, пушистый. Ребята играют в снежки. Красив зимний наряд земли!
-Определите тему текста.
-Какая основная мысль текста?
-Прочитайте предложение, в котором содержится основная мысль текста?
-Как можно назвать текст?
-Вам нужно списать текст и подчеркнуть слова с парными согласными в корне, подобрав устно проверочное слово.
- Проверка (называете слово с парной согласной и устно проверочное слово)
-Кто не сделал ни одной ошибки, поднимите руку? Сегодня вы мастера грамотного письма.
-В написании каких слов ошиблись?
- Укажите над словами с парной согласной части речи.
- Проверка
Какие еще орфограммы встретились в тексте? (Ночью, мороз, пушистый, ребята, играют снежки, красив, земли)
7. Подведение итога урока.
Подведем итог нашим знаниям по теме: «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне»
Результатом нашего исследования стали секреты подбора проверочных слов.
- Какие секреты мы открыли?
- Проверяем путем изменения формы слова и путем подбора родственных слов.
( мн.ч., Р. п., -очк-,-ечк-, еньк-, гл., -ок-)
-Какие цели мы с вами ставили на урок?
-Выполнили ли мы намеченные цели?
Рефлексия с помощью незаконченного высказывания.
Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я повторил…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
На этом уроке самым интересным для меня было…
Напишите себе смс сообщение, что я узнал сегодня на уроке.
Прочитай, пожалуйста, что ты записал?
Остальные смс мы прочитаем завтра.
Оценки!!!
9. Домашнее задание по выбору.
1. Написать по 10 слов с парным согласным в корне слова.
2. Найти 2 загадки со словами на изученную орфограмму.
3. Составить 3 предложения, в которых есть слова с парным согласным в корне слова.