СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Парные звонкие и глухие согласные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку на тему "Парные звонкие и глухие согласные"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 3 класс "Парные звонкие и глухие согласные"»

Урок русского языка 3 класс

Тема: Парные звонкие и глухие согласные.

Цели:

  1. Содействовать формированию умения применять на практике правила правописания парных звонких и глухих согласных. Учить сопоставлять произношение и написание парных согласных в середине и в конце слова.

  2. Обогащать словарный запас речи учащихся. Воспитывать интерес к родному языку, развивать орфографическую зоркость.

  3. Развитие положительной мотивации школьной деятельности, формирование навыков интеллектуального труда, умение работать коллективно.

Задачи:

  • обобщить знания учащихся о способах деятельности при проверке парных согласных в корне и на конце слов;

  • сформировать алгоритм деятельности при проверке парных согласных в корне слова;

  • закрепить умение проверять слова с парными согласными в конце и в середине слова.

  • развивать у учащихся память, внимание, логическое мышление, устную речь;

  • развивать умение формулировать выводы, аргументировать свои высказывания.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Методы ведения урока– деятельностный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения – индивидуальные карточки, учебная доска

Формы контроля – индивидуальный опрос, самостоятельная работа, фронтальный опрос.

Ход урока:

Учитель:

-Начинаем урок русского языка.


  1. Оргмомент

Сегодня на уроке русского языка мы должны с вами хорошо потрудиться, повторить то, что знаем и узнать что-то новое.

Урок – весёлым, интересным, красивым, необычным, обучающим, познавательным

Ученик – внимательным, сообразительным, догадливым, активным, рассудительным

Учитель – помощником, товарищем, наставником

Орфографическая минутка.

Начнем урок с игры в «Лото».

На парте лежит листок, на котором находится таблица, такая же таблица висит на доске ( спрятана от детей). К доске выходит сильный ученик, а остальные работают за партами.



Имя существительное кто?что?

Глагол
что делать?
что сделать?

И,у,а после шипящих

А

Звонкий звук

Ж.р.

Парные согласные

О

Словарное слово

Глухой звук

Большая буква в именах собственных

подлежащее

Разделительный ь

сказуемое

Непроизносимые согласные

Ср.р

Безударные гласные

2 скл

Употребление ь

твердый

Мн.число

мягкий

Раздельное написание предлогов со словами

И

Ед.число

3 скл.

неодушевленные

Имя прилагательное
какой? Какая? Какое? Какие?

Имена собственные

1 скл.

Учитель начинает читать слова, ученики должны определить, какая орфограмма в этом слове и фишкой закрыть её на листке.

Ландыши – орфограмма ( гласная после шипящих)
Собака – орфограмма ( словарное слово)

Скворец – буква в корне (О)

Перья – орфограмма (разделительный ь)

У дома – орфограмма (раздельное написание предлогов со словами)

Хлеб – орфограмма ( парные согласные)

Весёлый – часть речи ( имя прилагательное)

Бревно – орфограмма (безударная гласная в корне слова)

Открывается доска, ребята проверяют с тем, что у них на партах

-Оцените себя: у кого нет ошибок? 1 ошибка? 2 ошибки?

- Что мы с вами делали? (работали с орфограммами)

-Хорошо ли мы умеем определять и писать нужную орфограмму?
- Надо продолжить работу?

2. Актуализация знаний.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Словарная работа.

-Вы сейчас получите карточки. У сильных детей написаны слова при помощи транскрипции, у остальных написаны загадки, надо записать отгадки.

[горат],[аб`эт],[п`ирок],[марос],[загатк`и]

1.Не деревня, ни село,
И людей полным-полно,
Много народа,
В трудах и заботах ( город)

2. Сел за стол на табурет,
Жду, когда дадут ….( обед)

3. Каждый, каждый с ним знаком,
Вот берется теста ком,
Запекают в нем творог,
Получается ….(пирог)

4. Невидимкой осторожно
Он является ко мне
И рисует как художник

Он узоры на окне (мороз)

Один из учеников читает отгадки.
- Что мы сейчас с вами записывали?
- Запишите это слово.
-Чем похожи эти слова ? ( парные согласные в конце слова, которые можно проверить)
- Какой частью речи являются эти слова? ( существительные)
- Что мы знаем о парных согласных?

1.Они пишутся в конце и середине слова

2. Их 6 пар
3. Верхний ряд – звонкие, нижний – глухие

4.Парные согласные надо проверять


3.Постановка темы и целей урока

- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? Чему будем учиться на уроке? (Учиться находить слова с парным звонким и глухим согласным в конце и в корне слова. Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно подбирать проверочные слова)

4. Обобщение и систематизация знаний.

- Давайте вспомним правила проверки парных звонких и глухих согласных

Было мало, стало много

Так скорее проверяй

(поставь слово во множественное число)

дуб – дубы


Слово ласково назови и правильно напиши

(подбери о/с, используя уменьшительно-ласкательное значение слова)


гриб – грибочек

Большой – маленький


(подбери однокоренное слово, которое обозначает маленький предмет)


арбуз – арбузик

Писать правильный ответ нам поможет слово «нет»

(добавить слово –нет-изменить форму слова)

Снег (нет) снега


Чтобы правильно писать надо признак подобрать

(подобрать о/с, обозначающее признак)

холод – холодный

Чтобы правильно писать надо действие подобрать

(подобрать о/с, обозначающее действие)

обед – обедать

- Знать правило хорошо, но надо уметь применять его.

Групповая работа.

- Группа получает таблицу, в которую надо записать правильно слова, а потом мы проверим. Первое слово разбираем все вместе, а остальные самостоятельно.


Множественное число

Большой-маленький

ласково

нет

действие

признак

Шкаф







Холод







морковь








Проверка. Оцените себя.

Вывод: способы надо знать все, но пользоваться удобным.


5.ФИЗМИНУТКА

Поработали мы дружно,

Отдохнуть сейчас нам нужно.

Физминутка посвящена также парными согласными-

Мелкие шажки – раз, два, три.
Лёгкие прыжки – раз, два, три.
Повороты резко – раз, два, три.
И наклоны низко – раз, два, три.
Три хлопка в ладошки – раз, два, три.
Покрутись немножко – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.


6. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации.

Самостоятельная работа

На доске написан текст, надо его списать и вставить пропущенные буквы.

Пришла зима. Сне… укутал деревья. Ду… в мохнатой ша…ке. На ветках берё… белый шар….Молодая елочка спряталась в сугро….Не страшен им холо… и моро…

У сильных учеников на карточках деформированный текст

Сне…ная,пришла,зима,суровая

Все,в,пушистый,деревья,лесу,сне…,укутал
В,старый,ша…ке,мохнатый,ду…,стоит
Из,на,ветках,снега,бере…,шар…,лежит,белый
В, сугробе,молодая,большом,елочка,спряталась

Им,не,ни,холо…,страшен,теперь,ни,моро..

- Проверяем и объясняем, какую букву вставили и почему.

Предложение Молодая елочка спряталась в сугроб разобрать по членам предложения с полной характеристикой.

Оцените себя.


7.Работа по учебнику.

Упр. 216 (с. 94).

— Прочитайте. Выполните задание по образцу(по рядам)

- Прочитайте пары слов, которые вы составили. Назовите буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки.

-Проверка

8. Итог урока.

Эмоциональная рефлексия:
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй – слово смело изменяй:
“Зуб” на “зубы”, “лёд” на “льды” - 
Будешь грамотным и ты.
Где растёт морковь? (на грядках).
Буквы пишут где? (в тетрадках).
Чистим что мы? (чистим зубки).
Одеваем в холод? (шубки).
Любим все снежки, салазки,
И читаем часто? (сказки).
Звук согласный проверяй – 
Рядом гласный подставляй!
Грядка. Нет чего? (нет грядок).
А тетрадка? (нет тетрадок).
Изменяем: зубки? (зубы).
Проверяем: шубки? (шубы).
Ждём снежинок и салазок
И побольше чудных… (сказок)

9. Рефлексия

- Какую орфограмму сегодня повторяли?

- Как проверить парную согласную в корне слова?

- Почему нужно проверять слова с парными согласными?

Какие слова называются проверочными?

- Что вызвало затруднение?
- Оцените свою работу в оценочном листе


Оценка ученика

Оценка учителя

Мне все понятно на уроке



Мне еще надо поупражняться



На этом уроке я плохо понял




10. Домашнее задание


Стр 94 упр 215 ( сильные ученики придумывают и записывают 10 предложений, остальные 5)



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!