СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка на тему "Простые и сложные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даннный  урок подготовлен для воспитанников Суворовского военного училища г.Тирасполь. Урок был проведен на неделе русского языка и литературы, посвященной А.В. Суворову.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему "Простые и сложные предложения"»

Тема урока:             «Сложные предложения»

Цели урока:

знать:

  • Дать понятие о сложном предложении;

  • познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на ССП,СПП и бессоюзное;

уметь:

  •  распознавать простые и сложные предложения, определять основные признаки сложного предложения, строить сложное предложение, определять его границы;

  •  выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия)

  •  следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника;

  • способствовать развитию  навыка чёткого и красивого письма;

  •  способствовать развитию у учащихся устной речи, фонематического слуха, памяти, внимания;

  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;

  • закрепить навык определения простых осложнённых  и сложных предложений

  • закрепить навык постановки запятой в простом осложненном предложении, сложном предложении;

  •  способствовать формированию орфографической зоркости, грамотности учащихся;

  •  способствовать развитию навыка свободного письма, речи.

  • развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;

  • развивать кругозор учащихся, творческое мышление

личностные:

  • расширять коммуникативные способности детей;

  • закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления;

  • воспитывать интерес к русскому языку через  языковые средства;

  • воспитывать культуру общения на уроке, ответственное отношение к учебе;

  • воспитывать необходимое для красивой и грамотной речи чувство языка

  • развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;

  • развивать кругозор учащихся, творческое мышление

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок развивающего обучения

Методы обучения: проблемно-поисковый метод, наглядный, репродуктивный и другие   методы стимулирования учебной деятельности

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

Оборудование и техническое оснащение: учебник, тетрадь, приложение к учебнику, карточки с упражнениями и иллюстрациями

Этапы  урока: 

  1. Организационный момент.

  2. Мотивирование к учебной деятельности

  3. Актуализация знаний.

  4. Формулирование темы и цели урока.

  5. Изучение нового материала.

  6. Закрепление изученного материала. 

  7. Подведение итогов. Рефлексия.

  8. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

 1.Организационный момент

Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.

Открываем все тетрадки,

В книжках нужные закладки.

На вопросы отвечаем,

Когда нужно – замолкаем.

В теме будем разбираться,

Главное – не отвлекаться!

2. Слово учителя:

-Как много мы уже вами умеем и знаем. Но человек всегда идет вперед, стремится больше узнать, стать лучшим и победить. Как делал это А.В.Суворов, а вы-суворовцы. И должны быть лучшими. Вы этого хотите? Тогда - за знаниями, к победе! Сегодня мы выясним, что такое сложное предложение, какие бывают сложные предложения и многое другое.

Знаете ли вы, что дата и место рождения Александра Суворова достоверно неизвестны, однако многие ученые считают, что он родился 13 (24) ноября 1730 года в Москве в семье генерала.

Получил свой имя в честь князя Александра Невского…

Ученик (ФИО) подготовил сообщение (Слушаем рассказ ученика о Суворове).

-Многое из биографии вам известно, что-то вы не знали. Как некоторые слова. (Словарная работа)

-Полководец (военачальник, военный вождь)

-Генералиссимус (Высшее воинское звание, присвоенное за особые военные заслуги)

-Компания (общество, группа лиц, проводящих вместе время или торговое предприятие

-Кампания (совокупность военных операций)
-Агрессия (вооруженное нападение 1 или нескольких государств с целью захвата территорий)

-Афоризм (краткое выразительное изречение)

-Ребята, запишите и запомните эти слова. Попробуйте составить несколько словосочетаний (Устно. Именное, глагольное).

-А вы знаете, что А.В.Суворов был автором многих афоризмов?У вас на столе карточка №1 с афоризмами. Давайте вспомним, что такое простое предложение. (Ответы детей).

Запишите предложения с однородными членами. Разберите их и нарисуйте схемы.

карточка №1
1.Крестьянин богатеет не деньгами, а детьми. 2. Ты стреляй редко, да метко. 3.Пуля дура, штык молодец. (Устная характеристика одного предложения).

-Сколько грамматических основ в предложениях?

- А почему не записали 3 предложение?

- Сделайте вывод

(Дать понятие сложного предложения)

- Сложным называется предложение, состоящее из двух и более простых предложений, связанных по смыслу и интонационно. В сложном предложении две и более грамматические основы.

-Работа с учебником: прочитайте определение, сравните с вашими выводами.

-Работа с карточками.

-У вас на столе карточки №2. Посмотрите на картинки и составьте предложения из данных слов:Турецкая война закончилась, когда Суворов взял Измаил. 2. Суворов говорит, а солдаты внимательно слушают. 3. Враг ранил лошадь, Суворов упал.

-Карточка №2

1. Когда, взял, война, Суворов, Турецкая, закончилась, Измаил.

2. а, слушают, Суворов, солдаты, говорит.

3. упал, лошадь, Суворов, ранил, враг.

(Чтение предложений, запись на доске).

-Подчеркните основы предложений.

- Физминутка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.



Ребята, давайте вспомним, какие знаки препинания существуют….Виды знаков препинания

    1. Знаки завершения

    2. Знаки разделения

    3.  Знаки выделения 

 Запятая –это, во-первых, знак разделения. Разделяет: а) однородные члены предложения, при этом обозначает их границы; этот знак ставится при перечислении действий, предметов, признаков и проч.; б) простые предложения в составе сложного со значением перечисления, разграничивает его части.

– Чем отделяется одно предложение от другого? (Запятой).

– Что их соединяет в одно целое? (Интонация и союз).

– Обведите союзы кружочком, чтобы легче было запомнить, что же соединяет простые предложения в сложное.

– Перечитайте последнее предложение. Чем соединяются простые предложения в состав сложного? При помощи чего? (Интонации.)

– Как можно назвать предложения, которые связываются при помощи союзов? (Союзные.)

– А при помощи интонации, без союзов? (Бессоюзные.)

Сложное предложение, состоящее из простых, связанных без союзов,

называется бессоюзным сложным предложением: Схема[      ] ,[      ].

- Какие бывают союзы? (Сочинительные, подчинительные)

Простые предложения в составе сложного могут связываться с помощью сочинительных и подчинительных союзов. Сложное предложение, состоящее из простых, связанных сочинительными союзами, называется сложносочинённым предложением:

Схема [      ] ,и [      ].

Сложное предложение, состоящее из простых, связанных подчинительными союзами, называется сложноподчинённым предложением:

Схема: [      ] ,( когда ).

-Обобщение, составление схемы:

-Закрепление. Работа с учебником. Упр. 237

-Подведение итогов. Рефлексия:

  • “Сегодня я узнал, что…”

  • “Теперь я умею …”

  • “Я знаю, что …”

-Выставление оценок.

- Дом.задание.



слушают, Суворов, солдаты, говорит.



Когда, взял, война, Суворов, Турецкая, закончилась, Измаил.

Упал, лошадь, Суворов, ранил, враг, и






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!