СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка. 5 класс. Тема: «Изменение имён существительных по числам»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. 5 класс. Тема: «Изменение имён существительных по числам»»



Областное казенное общеобразовательное учреждение «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени»















Методическая разработка

урока письма и развития речи

для обучающихся 5 класса


«Изменение имён существительных по числам»












Составитель:

Амелина Елена Евгеньевна

учитель письма и развития речи

ОКОУ «Курская школа «Ступени»











2022





Конспект урока


Тема урока.

Изменение имён существительных по числам (единственное и множественное число).

Тип урока.

Комбинированный.


Форма проведения

Урок-путешествие в Великий Устюг в гости к Деду Морозу.

Цель урока.

Формирование понятия об основных грамматических категориях имени существительного. Повышение уровня владения речью.

Задачи урока.

  1. Образовательные.

Закреплять умение различать части речи по вопросам, выделять имя существительное в тексте. Познакомить с новой грамматической категорией имени существительного – числом. Формировать умение определять число имени существительного, изменять имена существительные по числам.

  1. Коррекционно-развивающие.

Способствовать коррекции нарушений развития высших психических функций: внимания, кратковременной памяти на основе работы со словарными словами.

Развивать операции мышления: сравнение, обобщение, классификация на основе работы со словами, аналитико-синтетической деятельности, устной речи на основе работы со схемой, связной письменной речи на основе работы над деформированным текстом.

Способствовать активизации мыслительной и творческой деятельности.

Коррекция нарушений развития эмоционально-личностной сферы.

  1. Воспитательные.

Воспитывать учебную мотивацию, коммуникативные навыки, нравственные качества.


Оборудование.

  1. При наличии компьютерного оборудования:

  • презентация к уроку «Великий Устюг – родина Деда Мороза»;

  • конверт для письма Деду Морозу;

  1. Для традиционного урока:

  • индивидуальные карточки для словарной работы, дифференцированные по степени трудности;

  • наборное полотно со словарными словами;

  • схема к определению частей речи и изученных категорий имени существительного;

  • карточки-опоры для обозначения числа имени существительного;

  • иллюстрации с изображением сказочных героев;

  • конверт для письма Деду Морозу;

(Для иллюстраций урока можно использовать картинки с сайта Великий Устюг – родина Деда Мороза)


















Ход урока



п/п,

этап урока

Содержание этапа урока

Коррекционный компонент

1.

Орг. Момент.


- Ребята, сегодня у нас не простой урок, к нам пришли гости. Поприветствуем их.

- Добрый день, я вам сказала,

- Добрый день, сказали вы,

Нас две ниточки связали,

Теплоты и доброты.

- Ребята, пожелайте друг другу и всем присутствующим того, что хотели бы пожелать себе.

(Каждый ребёнок выбирает из опорной таблички слова – пожелания: счастья, удачи, радости, хорошего настроения, добра, мира и др.)

Подготовка учащихся к работе на уроке,

Психологический настрой, организация внимания.

2.

Подготовка обучающихся к усвоению нового материала.

Вводное сообщение учителя.






3.

Сообщение темы, постановка учебных задач


- Ребята, закончите четверостишие:

Что за праздник у ворот?

Песни, игры, хоровод,

Сказка, чудеса и вот

Наступает…..

- Правильно, Новый год.

- Кто главные герои любого новогоднего праздника?

- Да, это Дед Мороз и Снегурочка.

- Многие люди хотят узнать, где живут Дед Мороз и Снегурочка. Чтобы это узнать, они отправляются в интересное путешествие на специальном поезде, который называется «Зимний экспресс» (Экспресс – это поезд, который едет очень быстро). А вы хотели бы узнать, где живёт Дед Мороз?

- Тогда я рада пригласить вас в такое путешествие.

Сегодня на уроке мы отправимся на родину Деда Мороза. Пока будем путешествовать, закрепим учебный материал, изученный ранее, и разберёмся в новой теме, название которой вы узнаете чуть позже. Мы будем учиться размышлять и постараемся стать чуточку добрее и внимательнее к своим друзьям и другим людям.


- Итак, закройте глаза и представьте, что мы садимся в поезд. Проводник приветливо приглашает нас занять свои места. Закрывает вагон и поезд отправляется …

(звучит музыка)

- Пока волшебный экспресс мчит нас на родину Деда Мороза, мы немного подготовимся к встрече с ним, запишем число в тетрадь и поработаем над словарными словами.

Организация познавательной деятельности учащихся.

Мотивация обучающихся.

4.

Словарная работа. Работа по карточкам разной степени трудности.

- Прочитайте текст (слайд 2 или карточки).

- Как называется город, в котором живёт Дед Мороз?

Облюбовал Дед Мороз для своего поселения город Великий Устюг, что на севере страны, в Вологодской области. Город удивительно красивой природы. Каждый желающий может взять конверт, написать адрес и отправить его Деду Морозу в Великий Устюг. Добрый волшебник обязательно получит его.

Найдите в тексте словарные слова и запомните их.

(открывается пустой слайд или карточки с текстом переворачиваются).

- Найдите данные словарные слова на наборном полотне (или слайд 4). Запишите в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

- Самопроверка, самооценка (слайд 5 или наборное полотно со словами).

- Ребята, что пишут люди Деду Морозу?

- Правильно, письма. В основном люди хотят, чтобы Дед Мороз поздравил их и подарил подарок к празднику. А как хотелось бы доброму волшебнику, чтобы и его кто-нибудь поздравил с праздником, поблагодарил за трудную работу, ведь Деду Морозу ох как нелегко в эти предпраздничные дни!

-Можем ли мы порадовать Деда Мороза? (Дети предлагают написать ему письмо).

Отработка умения видеть словарные слова в незнакомом тексте, правильно писать их..


Развитие внимания,

кратковременной памяти, орфографической зоркости.

5.

Повторение. Актуализация знаний

- Ребята, пока мы выполняли словарную работу, наш поезд прибыл на родину Деда Мороза.

- Кто может повторить название города, где живёт Дед Мороз?

(слайд 6 или иллюстрация Города Великий Устюг).

- Я приглашаю вас на экскурсию по этому старинному городу. - Недалеко от города, в бору сосновом построил себе Дед Мороз терем узорчатый. Круглый год там сказка живёт и нас ждёт.

А путешествие в сказку начинается у резных ворот.

(слайд 7 или иллюстрация Деда Мороза и Снегурочки у сказочных ворот)

- Чтобы войти в ворота и узнать, что за ними, нужно вспомнить изученный материал.

- Упражнение «4-й лишний». Найди лишнее слово в каждой строчке. Объясни, почему оно лишнее (слайд 8 или табличка).

  • Стражник, ворота, Снегурочка, морозит;

  • Стоять, резные, встречать, охранять;

  • Узорчатые, белоснежные, сказочные, Дед Мороз.

- Как назвать слова в каждой группе (слайд 9 или составляется схема на доске)?

ИМЯ ИМЯ ГЛАГОЛ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ


- Как можем обобщить это? (Это части речи)

- (выставляется вторая карточка ЧАСТИ РЕЧИ)


ИМЯ ИМЯ ГЛАГОЛ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ


ЧАСТЬ РЕЧИ

- Изучению какой части речи мы посвятили последние уроки? (имя существительное).

- Что обозначает имя существительное? (предмет). Выставляется следующая карточка ОБОЗНАЧАЕТ ПРЕДМЕТ


ИМЯ ИМЯ ГЛАГОЛ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ


ЧАСТЬ РЕЧИ


ОБОЗНАЧАЕТ

ПРЕДМЕТ

- На какие вопросы отвечает? (Кто? Что?) Выставляется след карточка КТО? ЧТО?

ИМЯ ИМЯ ГЛАГОЛ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ


ЧАСТЬ РЕЧИ


ОБОЗНАЧАЕТ

ПРЕДМЕТ


КТО?

ЧТО?

- С помощью схемы сформулируйте определение. Что такое имя существительное?

- Давайте повторим, что мы узнали об имени существительном на предыдущих уроках.

- На какие группы делятся имена существительные (слайд 10 или работа со схемой на доске: грамматические категории имени существительного)?

- Подберите к каждой группе слов грамматическую категорию (слайды 11, 12 или карточки на доске).

внучка Снегурочка стражник ворота

город Великий Устюг белка ель

волшебник Дед Мороз лиса тропинка

(собственные – нарицательные) (одушевл. – неодушевл.)


Развитие слуховой памяти,

внимания.








Развитие мыслительных операций (обобщение).




Развитие аналитико-синтетической деятельности, связно устной речи.

Релаксационная пауза, зарядка для глаз

Модифицированный вариант таблицы Базарного

Профилактика нарушений зрения.

6.

Введение нового материала

- Как я уже сказала в начале урока, сегодня мы познакомимся с новой грамматической категорией имени существительного. А какой, вам помогут узнать наши герои, которые приглашают нас войти в сказочные ворота.

За воротами – Тропа Сказок.

(Слайд 13 или иллюстрация тропы сказок)

- Угадайте загадки и узнаете, каких сказочных героев мы встретим на тропе сказок?


1. Человек немолодой
С усами и бородой.
Любит ребят,
Любит зверят.
Симпатичный на вид,
А зовется…


2. Так быстро от принца девица бежала,
Что туфельку даже она потеряла.

А эта дружила с самим Буратино,
Зовут ее просто, ребята, — …


(Слайды 14,15,16 или карточки на доске).

- Прочитайте слова в правом и левом столбиках. Сравните их. Чем они отличаются?

Золушка Золушки

Айболит Айболиты

Мальвина Мальвины

(в первом столбике записаны слова, обозначающие один предмет, во втором – несколько предметов).

- Значит, слова в первом и втором столбиках отличаются разным количеством или числом предметов.

- Кто догадался, с какой грамматической категорией мы будем работать на уроке?

(число)

- Тема урока «Изменение имён существительных по числам».

- Работа с правилом (стр. 98)

- Добавление в схему. На доску вывешиваются таблички сокращённой записи (ед. ч.), (мн.ч.) (Слайды 17, 18)






Развитие мыслительных операций

(анализ, синтез,

сравнение)

7.

Первичное

закрепление

материала

















Физминутка

- Ребята, мы продолжаем наш путь. Тропа сказок приводит нас к дому Деда Мороза. Дедушка с внучкой Снегурочкой гостям всегда рады. Каждого тепло встретят, добрым словом приветят.

(Слайд 19 или люстрация дома Деда Мороза).

- А также помогут нам разобраться в новом материале. Помогут научиться определять число имён существительных, изменять слова по числам. Для этого они приглашают нас в свой зимний сад.

(Слайд 20 или иллюстрация зимнего сада).

- Игра с мячом (устно).

1 ряд. Назови число имени существительного.

Камень, сад, ручьи, цветы, лестница, камни.

2 ряд. Измени число (Слайд 21).


Окно - … Клумбы - …..

Мост - … Деревья - ….

Ручей - … Фонтаны - …

- Запишите слова в тетрадь. Какие окончания вы видите у имён существительных во множественном числе?

1. Если назову имя существительное в ед. числе – приседаете, если – во множественном – подпрыгиваете.

2. Игра на внимание (делай, как слышишь).

- Ребята, мы отправляемся дальше по городу Великий Устюг. Мы добрались до центра города, где находится почта Деда Мороза. Суда приходят письма со всех концов нашей страны.

(Слайд 22 или иллюстрация почты Деда Мороза).

Дед Мороз все письма читает и всё ждёт то единственное, которое ему так хочется прочитать.

- Ребята, давайте вернёмся домой и напишем письмо Деду Морозу, в котором поблагодарим его за всю заботу о нас.

Практическое закрепление материала

















Развитие слухового внимания.

8.

Работа над развитием связной письменной речи

- Итак, мы снова в классе. А дед Мороз остался дома и ждёт весточки от нас.

Я хотела помочь вам и кое-что написала, давайте посмотрим, что у меня получилось? Прочитайте предложения. Можно ли их назвать текстом письма? Почему? Расставьте части текста в правильном порядке так, чтобы получилось письмо. Запишите в тетрадь (Слайд 23 или на карточке).

Мы ждём тебя в гости на праздник 28 декабря.

Спасибо тебе за то, что ты есть. Ты самый добрый. Без тебя Новый год не был бы таким светлым, волшебным праздником.

Здравствуй, дорогой (Дедушки Морозы).

Пятиклассники.

Запись письма в тетрадь.

(Если останется время подписать конверт)


Развитие связной письменной речи.

Работа с деформированным текстом.

9.

Домашнее задание

Упр. № 245, стр.98. (1 ряд – 1 столбик, 2 ряд – 2 столбик, К. Ф., С. Ч. - 1 и 2 столбики). Правило стр. 98

Разбор упражнения.


10.

Подведение итогов

- С какой грамматической категорией познакомились на уроке?

- Что вы можете сказать о числе имени существительного (слайд 24)?

- Что учились делать на уроке?

- Что вам особенно понравилось?


11.

Оценки

Выставление оценок с комментированием.



Отвечали вы активно,

Хорошо себя вели,

Наши гости дорогие

Захотят к нам вновь прийти.


Литература

В.В. Воронкова «Русский язык» 5 класс











































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!