Дата___________
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Обобщение знаний учащихся об имени прилагательном.
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.
Форма проведения урока: урок – путешествие с героями мультфильма «Винни –Пух».
Цель урока: обобщить знания учащихся об имени прилагательном.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить знаний учащихся об имени прилагательном; развивать умение правильно употреблять их в речи;
Развивающие:
- развивать умение работать в доброжелательности и уважения к чужому мнению, преодолевать трудности;
- развивать мышление при помощи умения анализировать, обобщать и систематизировать;
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся любовь к родному языку;
- воспитывать у учащихся чувство ответственности за выполнение заданий;
- воспитывать бережное отношение к природе;
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная работа.
Технология урока: ТВУ (Технология встречных усилий учителя и ученика)
Оборудование урока: презентация, разноцветные шары.
Ход урока:
- Организационный момент. Подготовка к уроку – слайд - 1
Покажите умные глазки, ровные спинки.
- Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы! Тогда - за работу!
Удачи желаю я вам!
|
II. Контрольно-подготовительный этап урока
- Записать число и Классная работа слайд 2
1. Целеполагание: прочтите тему урока
(тема и цель урока) – слайд 3
- Если тема «Обобщение знаний учащихся об имени прилагательном», то, что мы должны сегодня на уроке с вами делать? Сформулируйте цель урока.
2. Сообщение темы и задач урока
III.Работа по теме
1. Повторение теоретического материала
– С каким настроением вы пришли сегодня на урок?
(С весёлым, радостным, хорошим, бодрым, замечательным).
– Какую часть речи вы употребили? (прилагательные – слайд – 4)
- Какая же часть речи называется именем прилагательным?
- Почему она так называется? (это слово к чему-то прилагается, присоединяется).
– К каким же словам присоединяются прилагательные?
– Имя прилагательное – вечный спутник имени существительного. У. - Человеческий мозг стремится не только назвать предмет, но и оценить его: какой он?
– Как изменяется имя прилагательное?
– Как определить род, число прилагательного? (определить род, число существительного, с которым связано имя прилагательное; как ниточка за иголочкой, так прилагательное за существительным).
2. Употребление прилагательных в речи.
Учитель: Сегодня мы должны вспомнить об имени прилагательном все то, что узнавали на протяжении нескольких уроков, а помогут нам в этом герои мультфильма «Винни - Пух».
- Давайте послушаем их. (слайд – 5)
- О чём говорили герои? (о желании)
- Что пожелал ослик кролику ? ( чтобы он не был таким угрюмым)
- Посмотрите друг на друга и что-нибудь приятное пожелайте!
У: - Вперёд, вперёд, работа не ждёт!
3. Минутка чистописания
Слова на картинке: .– слайд – 6-7
1. Зверь мохнатый, неуклюжий,
не боится зимней стужи, под корягою лесною спит под снежной пеленою. (Медведь.)
2. Зимой белый, летом серый. (Заяц.)
Слайд 4
3. Зелёные листочки, жёлтые серёжки, стоит в лесочке на белой ножке. (Береза.)
4. Этот шарик полосатый очень любят все ребята. С виду он зелёный гладкий, в середине красный сладкий. (Арбуз.)
Отгадать и назвать признаки предмета, указанные в тексте.
Слайд 5
4. Маленькая дружба лучше большой ссоры– слайд – 8
– Найдите в пословице имена прилагательные. Чем вы руководствовались, когда находили эти части речи.
- Как вы понимаете смысл этих пословиц?
- Есть ли у вас друзья? Надо ли дорожить дружбой?
5. – – слайд – 9 - Ребята, вы помните, что прилагательное определяет различные признаки предмета, поэтому вы сейчас должны будете подобрать и записать по 3 прилагательных, указывающие на цвет – 1 ряд, на размер – 2 ряд и на характер героев - 3 ряд
6. Среди данных слов назовите и запишите только имена прилагательные.
Сделайте разбор слова по составу: глубокий
7 . ФИЗМИНУТКА
Имя прилагательное – очень замечательное.
На вопрос какой? Какая? Отвечать оно желает.
Если прилагательное в ед. числе, то дети ТОПАЮТ.
Если прилагательное в мн. числе, то дети НАКЛОНЯЮТСЯ.
Полосатый – топают
Белые – наклоняются
Умные – наклоняются
Интересная – топают
Яркий – топают
Солнечные – наклоняются
Осенний – топают
8. Назовите одним словом
– синий, красный, белый . Что это? (цвет)
– большой, маленький, огромный (размер)
– круглый, прямоугольный, продолговатый (форма)
– лёгкий, тяжелый, невесомый (масса)
– умный, трудолюбивый, аккуратный (качество)
9. «Путаница». Верните прилагательные на свое место (работа в парах)
Заяц (слабый, большой, косолапый);
Медведь (косой, резиновый, круглый);
Мяч (гладкий, трусливый, неуклюжий).
Проверка:
Заяц (слабый, косой, трусливый);
Медведь (большой, косолапый, неуклюжий);
Мяч (гладкий, резиновый, круглый)
10. Упражнения на систематизацию знаний – работа с учебником
Взаимосвязь прилагательного и существительного - № .
11. Индивидуальная работа
. Подбери и назови прилагательные, противоположные по значению:
Подбери и назови прилагательные, противоположные по значению: Смелый –трусливый
Добрый – злой
Кислый – сладкий
Веселый – грустный
Белый – черный
Маленький – большой
12. "Найди пару". ( Работа на карточках)
Например: солнечный день
Прозрачный , голоса, воздух, голубое, зелёная, небо, весенние , птичьи, цветы, трава.
Проверяем: прозрачный воздух, птичьи голоса, голубое небо, зелёная трава, весенние цветы,.
Соедини линиями прилагательные с существительными, к которым они относятся и надпиши число над прилагательными.
IV.Рефлексия
Мне было трудно…
Я сомневался …
Мне понравилось …
Я доволен …
V.Домашнее задание и оценивание
Домашнее задание:
на листочке описать с помощью имен прилагательных своего друга, подругу из нашего класса, а мы постараемся угадать кто это!?
VI.Дополнительное задание (фильм)
Пришла … зима. Стоят … морозы. Земля покрыта … снегом. Деревья украшены … узорами инея. В снег спрятаны … елочки.
Слова для справок: холодная, лютые, белым, красивыми, маленькие.