СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад с презентацией на тему "Мотивация учебной деятельности - путь к повышению результативности обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

(Слайд 1 - 2)

«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими.»

                                                                       Шалва  Амонашвили

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.

(Слайд-3)

Тема послекурсового задания – формирование общеучебных умений и навыков.

Цель педагогической  деятельности – формирование личности, желающей учиться.

( Слайд – 4)

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?

( Слайд – 5)

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

(Слайд -6)

Виды мотивации:

1. Мотивация  лежащая вне  учебной деятельности

• «Отрицательная»  – это  побуждения  школьника,вызванное  сознанием  неудобств  и неприятностей, которые  могут  возникнуть, если  он  не  будет  учиться.

• Положительная  в  двух  формах:

- определяется  социальными устремлениями (чувство  гражданского  долга  перед страной, перед  близкими)

-определяется  узколичными  мотивами:  одобрение  окружающих, путь к личному  благополучию  и т.д.

2. Мотивация  лежащая  в самой  учебной  деятельности

•Связанная  непосредственно   с  целями  учения  (удовлетворение  любознательности, приобретение  определенных  знаний, расширение  кругозора)

• Заложено  в самом  процессе учебной  деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная   активность реализация  своих способностей).

(Слайд – 7)

Необходимо понимать общую структуру мотивации к учению в этом возрасте:       а) Познавательная мотивация .       Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы.      Чаще всего познавательные интересы формируются чисто стихийно. В редких случаях у одних вовремя рядом оказывается папа, книга, дядя, у других – талантливый учитель.

     б) Мотивация достижения успеха.       У детей с высокой успеваемостью ярко вы­ражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, пра­вильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко стано­вится доминирующей. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив, ее сле­дует отличать от престижной мотивации.       в) Престижная мотивация.      Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым.        Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые спо­собности, она становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов. Индивидуализм, по­стоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным искажают нравственную направленность личности таких детей.        Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком, наряду, с завышенным уровнем притязаний при­водят к бурным реакциям в ситуациях неуспеха.             г) Мотивация избегания неудачи.       У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивает­ся. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения вы­сокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи. Дети стараются из­бежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низ­кая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей.        К окончанию началь­ной школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и мотива получения высокой отметки (хотя продолжают рассчитывать на похвалу), а мотив избегания не­успеха приобретает значительную силу. Тре­вожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Почти четверть неуспевающих третьеклассников отрицательно относится к учению из-за того, что у них преобладает этот мотив.       д) Компенсаторная мотивация.       К этому времени у неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится ис­точником тяжелых переживаний ребенка.

(Слайд – 8)

Как  развивать  у  школьника  интерес к  предмету?

Интересный урок можно создать за счет следующих условий:

·         -личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

·         -содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);

·         -методов и приемов обучения.

Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.

( Слайд – 9)

Процесс повышения учебной мотивации у младших школьников будет эффективнее, если педагоги и психологи в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы  и методы и будут учитывать следующие  факторы, влияющие на формирование учебной мотивации 

  ( Слайд -10)

Современная школа – это школа, в которой  учителя создают свои технологии, проектируют образовательные  процессы, отталкиваясь “от  ребёнка", от его  потребностей, мотивов, возможностей и спосібностей.

( Слайд – 11)

В основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.

Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у школьников необходимо проводить целенаправленную работу. Учебно-познавательные мотивы, которые занимают особое место среди представленных групп, формируются только в ходе активного освоения универсальными   учебными действиями ( УУД).

  Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.    

 (Слайд- 12)

Универсальные учебные действия группируются в три основных блока:

 1) личностные;

2) метапредметные ;

3) предметные.

(Слайд-13) Метапредметные – это регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

( Слайд – 14)Регулятивные ууд  начинают формироваться с первых уроков.

Каждый раздел начинается со  шмуцтитула, где сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел

Такая дидактическая структура: общая цель — ее конкретизация в начале каждого урока (или раздела) — реализация поставленных задач в содержании урока (раздела) — творческие проверочные задания способствуют формированию познавательной мотивации младшего школьника.

(Слайд -15)

Задания для диагностики и формирования регулятивных УУД:

  • «преднамеренные ошибки»;
  • поиск информации в предложенных источниках;
  • взаимоконтроль;
  • «ищу ошибки»;
  • КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

(Слайд 16-18)-

Задания по математике, по русскому  языку

( Слайд – 19 -20 )-

Работа с сигнальными карточками, контрольно – оценочная   деятельность).

(Слайд 21) Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика

  1. «найди отличия»;
  2. «на что похоже?»;
  3. поиск лишнего;
  4. «лабиринты»;
  5. упорядочивание;
  6. «цепочки»;
  7. хитроумные решения;
  8. работа со словарями;
  9. моделирование;
  10. технология критического  мышления(ассоциативный куст, сенкан)
  11. дидактические игры;
  12. проектная  деятельность
  13. ведение  читательских  дневников

    ( Слайд – 22-24)

Большую роль играет частично-поисковый метод обучения, который побуждает учеников к решению проблемы. (Окружающий мир «Какие бывают растения?», «Какие  бывают  животные?»)

 Немаловажную роль в формировании познавательных   мотивов играют дидактические игры. Если необходимо доказать разнообразие  растений, перечислить предметы, помогает «Волшебная палочка», «Микрофон». Передавая ее как эстафету, или микрофон, ребята называют объекты, главное условие не повторяться. В конце игры обязательно оценивается ее результат.

 (Слайд- 28) Нельзя обойти стороной и такой вид работы как проектная деятельность. Работа над проектами начинается с 1 класса. Изначально это иллюстрирование предложенной темы, впоследствии, серьезная научная работа, как индивидуальная, так и групповая: проекты «Мои питомцы», «Узоры и орнаменты на посуде», «Моя семья», «Животные».

 

( Слайд 29) А следовательно формируется еще один вид УУД – коммуникативный.

  • составь задание партнеру;
  • отзыв на работу товарища;
  • групповая работа по составлению кроссвордов, плана к тексту, загадок, небылиц;
  • «отгадай, о ком говорим»;
  • диалоговое слушание (формулировка вопросов
  • для обратной связи);
  • «подготовь рассказ…»,

«опиши устно…», «объясни

(Слайд – 30)

Виды творческих  работ на уроках литературного  чтения способствуют формированию у детей положительной, познавательной мотивации

  ( Слайд 31 - 32)   Практически на каждом уроке ребята работают  в парах,  группе. С первого класса выработаны  правила поведения в паре и группе. В  результате  формируются  коммуникативные  способности  сотрудничества: умение  работать  с  соседом  по  парте,  распределяя  работу  между  собой, договариваться,  учиться  слушать  товарища  и  высказывать  свое  мнение, формируется речевое развитие, речевое общение.

( Слайд 33-35)

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.

- Мониторинг техники  чтения за 2015 – 2017 уч.г;

- Мониторинг промежуточной аттестации по русскому языку и математике во 2 классе 2016 – 2017 уч.г.

 

 Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений.

Можно сделать следующие выводы:

1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;

2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;

3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;

4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции

Просмотр содержимого документа
«Доклад с презентацией на тему "Мотивация учебной деятельности - путь к повышению результативности обучения"»

 Общеобразовательная школа I – II cтупеней № 16 г. Тореза МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ –  ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ  РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ  Киба Наталья Викторовна ,  учитель начальных классов классный руководитель 2 класса  руководитель школьной НМК кл. руководителей

Общеобразовательная школа I – II cтупеней № 16 г. Тореза

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ –

ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Киба Наталья Викторовна ,

учитель начальных классов

классный руководитель 2 класса

руководитель школьной НМК кл. руководителей

 Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.  Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими.  Шалва Амонашвили

Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.

Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими.

Шалва Амонашвили

 Тема послекурсового задания -      формирование общеучебных умений и навыков .

Тема послекурсового задания -

формирование

общеучебных умений и навыков .

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться. Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться.

Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов

Мотивация   - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности .  Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой .
  • Мотивация   - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности .

Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой .

Виды мотивации Походять від латинського

Виды мотивации

Походять від латинського " соmpete ", що означає " відповідаю "

Компетентність –інтегрована здатність учня, що складається із знань, умінь, досвіду і ставлення, що реалізуються на практиці

Компетенція - суспільно визнаний рівень знань, умінь, навичок і ставлень у певній сфері діяльності людини

Общая структура мотивации   Неперервна шкільна бізнес-освіта на Донеччині в широкому розумінні означає підготовку учнів до навчання протягом життя. Тому шкільна бізнес-освіта здійснюється на дошкільному та шкільному ступенях навчання, які є основою ефективності подальшої неперервної освіти, формують головні складові світогляду людини. Наданий варіант концепції складено саме для цих ступенів освіти. Програма неперервної бізнес освіти на дошкільному та шкільному ступенях враховує чотири рівні навчання й спрямовується на задоволення індивідуальних потреб.

Общая структура мотивации

Неперервна шкільна бізнес-освіта на Донеччині в широкому розумінні означає підготовку учнів до навчання протягом життя. Тому шкільна бізнес-освіта здійснюється на дошкільному та шкільному ступенях навчання, які є основою ефективності подальшої неперервної освіти, формують головні складові світогляду людини. Наданий варіант концепції складено саме для цих ступенів освіти. Програма неперервної бізнес освіти на дошкільному та шкільному ступенях враховує чотири рівні навчання й спрямовується на задоволення індивідуальних потреб.

Условия для развития интереса к обучению Личность учителя Методы и приёмы обучения Содержание учебного материала

Условия для развития интереса к обучению

Личность учителя

Методы и приёмы обучения

Содержание учебного материала

Факторы формирования учебной мотивации

Факторы формирования учебной мотивации

Современная школа – это школа, в которой учителя создают свои технологии, проектируют образовательные процессы, отталкиваясь “от ребёнка

Современная школа – это школа, в которой учителя создают свои технологии, проектируют образовательные процессы, отталкиваясь “от ребёнка", от его потребностей, мотивов,

возможностей и способностей.

Основа мотивации Потребности ученика Интересы личности Учебно – познавательные мотивы Формирование УУД

Основа мотивации

Потребности ученика

Интересы личности

Учебно – познавательные

мотивы

Формирование УУД

Универсальные учебные действия ЛИЧНОСТНЫЕ: МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ регулятивные познавательные коммуникативные

Универсальные учебные действия

ЛИЧНОСТНЫЕ:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ПРЕДМЕТНЫЕ

регулятивные

познавательные

коммуникативные

 Регулятивные Познавательные Коммуникативные 1.Планирование 1 .Общеучебные 1.Планированиеучебного  сотрудничества с учителем и сверстниками 2.Логические 2.Прогнозирование 3.Постановка и решение  проблем 3.Контроль 2.Постановка вопросов 4.Коррекция 3.Разрешение конфликтов 5.Оценка 4.Управление поведением партнёра 6.Саморегуляция 5.Умения выражать свои мысли

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.Планирование

1 .Общеучебные

1.Планированиеучебного

сотрудничества

с учителем и

сверстниками

2.Логические

2.Прогнозирование

3.Постановка и решение

проблем

3.Контроль

2.Постановка вопросов

4.Коррекция

3.Разрешение конфликтов

5.Оценка

4.Управление поведением

партнёра

6.Саморегуляция

5.Умения выражать свои

мысли

Регулятивные УУД Каждый раздел начинается со шмуцтитула, где сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел.

Регулятивные УУД

Каждый раздел начинается со шмуцтитула, где сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел.

Задания для диагностики и формирования  регулятивных УУД :   «Преднамеренные ошибки»; Поиск информации в предложенных источниках; Взаимоконтроль; «Ищу ошибки»; КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Задания для диагностики и формирования регулятивных УУД :

  • «Преднамеренные ошибки»;
  • Поиск информации в предложенных источниках;
  • Взаимоконтроль;
  • «Ищу ошибки»;
  • КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
    математика   Задание № 1 В каждой паре найди пример с меньшим ответом и закрась его, в котором он записан.Проверь вычислением. 14-4 18-2 5+4 19-3 Задание № 2 Проверь верны ли равенства? 5+4=7-3 4+1=7-2 Задание № 3 Турнир На карточке дано ряд столбиков примеров. За 1 мин назвать быстро ответы на примеры. Чем больше правильных ответов, тем выше отметка.

математика

  • Задание № 1
  • В каждой паре найди пример с меньшим ответом и закрась его, в котором он записан.Проверь вычислением.
  • 14-4 18-2
  • 5+4 19-3
  • Задание № 2
  • Проверь верны ли равенства?
  • 5+4=7-3 4+1=7-2
  • Задание № 3
  • Турнир
  • На карточке дано ряд столбиков примеров. За 1 мин назвать быстро ответы на примеры. Чем больше правильных ответов, тем выше отметка.
Русский язык Задание 1. « Преднамеренные ошибки»; Найдите и выпишите слова среди напечатанных без пробелов букв, исправьте возможные в них ошибки.  ВУКПРСАБАКАЖЮТР (собака) МИДВЕДЬЙФЫУЪЭЮЬ (медведь) (Умение контроля и коррекции)

Русский язык

  • Задание 1.
  • « Преднамеренные ошибки»;
  • Найдите и выпишите слова среди напечатанных без пробелов букв, исправьте возможные в них ошибки.

ВУКПРСАБАКАЖЮТР (собака)

МИДВЕДЬЙФЫУЪЭЮЬ (медведь)

  • (Умение контроля и коррекции)
Задание 2. На доске заглавные буквы: В Д Е К Т - Что вы можете сказать об этих буквах? Какая лишняя? Напишите эти буквы, расположив их в алфавитном порядке. (Учащиеся письменно выполняют работу в тетрадях.) - Подчеркните в своих работах те буквы, которые вы считаете удачно написанными. Расскажите: какие буквы не получились, что не получилось?
  • Задание 2.
  • На доске заглавные буквы: В Д Е К Т
  • - Что вы можете сказать об этих буквах? Какая лишняя? Напишите эти буквы, расположив их в алфавитном порядке. (Учащиеся письменно выполняют работу в тетрадях.)
  • - Подчеркните в своих работах те буквы, которые вы считаете удачно написанными. Расскажите: какие буквы не получились, что не получилось?
Контрольно-оценочная деятельность

Контрольно-оценочная деятельность

Работа с сигнальными карточками.

Работа с сигнальными карточками.

Задания для диагностики и формирования познавательных УУД: «найди отличия»; «на что похоже?»; поиск лишнего; «лабиринты»; упорядочивание; хитроумные решения; работа со словарями; моделирование; технологии критического мышления ( ассоциативный куст, синквейн); дидактические игры; проектная деятельность.

Задания для диагностики и формирования познавательных УУД:

  • «найди отличия»;
  • «на что похоже?»;
  • поиск лишнего;
  • «лабиринты»;
  • упорядочивание;
  • хитроумные решения;
  • работа со словарями;
  • моделирование;
  • технологии критического мышления

( ассоциативный куст, синквейн);

  • дидактические игры;
  • проектная деятельность.
Задание№1 Покажи деду Морозу самый короткий путь.

Задание№1

  • Покажи деду Морозу самый короткий путь.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ Во втором классе в уроки часто включаются упражнения на различение геометрических фигур: прямая и кривая линии, отрезок прямой, замкнутая и незамкнутая ломаные, различные многоугольники. М.И. Моро и др. «Математика», 2 класс, 1 часть 12

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Во втором классе в уроки часто включаются упражнения на различение геометрических фигур: прямая и кривая линии, отрезок прямой, замкнутая и незамкнутая ломаные, различные многоугольники.

М.И. Моро и др. «Математика», 2 класс, 1 часть

12

Найди среди букв потерявшееся слово  раслонлуцветокалев

Найди среди букв потерявшееся слово

раслонлуцветокалев

Проектная деятельность

Проектная деятельность

Проект по окружающему миру  «Моя семья»

Проект по окружающему миру «Моя семья»

Проект по окружающему миру  «Мои питомцы»

Проект по окружающему миру «Мои питомцы»

Проект по математике «Узоры и орнаменты на посуде »

Проект по математике «Узоры и орнаменты на посуде »

Задания для диагностики и формирования коммуникативных УУД :   составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссвордов, плана к тексту, загадок, небылиц; «отгадай, о ком говорим»; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…»

Задания для диагностики и формирования коммуникативных УУД :

  • составь задание партнеру;
  • отзыв на работу товарища;
  • групповая работа по составлению кроссвордов, плана к тексту, загадок, небылиц;
  • «отгадай, о ком говорим»;
  • диалоговое слушание (формулировка вопросов
  • для обратной связи);
  • «подготовь рассказ…»,
  • «опиши устно…», «объясни…»
Работа в группах

Работа в группах

Желаю успехов  в профессиональной деятельности ! 12

Желаю успехов в профессиональной деятельности !

12


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!