ГБОУ Уфимская специальная коррекционная общеобразовательная
школа № 138 I-II видов
Конспект урока русского языка
в 3а классе на тему:
«Правописание слов с проверяемыми
безударными гласными в корне» .
Дата проведения: 10.12.2013 г.
Составила: учитель начальных
классов Клюева С.Г.
Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне
Тип урока : урок-закрепление знаний.
Цель: усвоить особенности проверочных и проверяемых слов и овладеть способами проверки безударных гласных в корне слова.
Задачи:
а) знать алгоритм нахождения орфограммы - безударной гласной в корне слова, уметь подбирать проверочные слова;
б) уметь проверять слова с двумя безударными гласными в корне;
в) развивать речь, мышление, внимание, память учащихся;
г) воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё у тебя на месте,
Всё в порядке:
Лежит ли ручка на столе,
Линейка и тетрадка?
Проверили? Старательно трудитесь!
- У.: Ребята, а зачем вам нужно знать и учить русский язык? (чтобы общаться, чтобы правильно говорить слова, чтобы правильно писать слова)
-Правильно ребята. Вот и сегодня мы проведем урок с пользой, чтобы вам в дальнейшем пригодились знания , полученные на уроке. Готовы начать работу? ( да)
2. Чистописание.
-У. : Начнем работу с разминки пальчиков, приготовим их к письму:
Этот пальчик мама
Этот пальчик - папа
Этот пальчик - братик
Этот пальчик – сестренка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья!
-У.: На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются безударными гласными в словах. Какие это буквы?
-Д.: Это буквы а, о, е, и .
-У.: Составьте свою цепочку из таких букв. Какие можно предложить варианты?
-Д.: Можно написать данные буквы сначала в прямом, затем в обратном алфавитном порядке: аеио, оиеа, … .
-У.: Можно написать цепочку из данных букв в прямом алфавитном порядке, при каждом повторе увеличивая количество букв а на одну: аеио, ааеио, аааеио, … . И т. д. (Учитель записывает на доске предлагаемые детьми варианты цепочек букв, обращая внимание на их соединения).
-У.: Напишите каждую цепочку до середины строки.
3. Повторение изученного. Формулирование учащимися темы урока.
На доске написаны слова: к…ток, в…дро, берёза, пов…р, в…сна, сп…соб, малина,ст…нал, зел…нь.
-У.: Внимательно посмотрите на доску и прочитайте слова. Разделите их на две группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились?
-Д.:К первой группе можно отнести слова каток, ведро, повар, весна, способ, стонал, зелень. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.
-У.: Какие слова вы отнесли ко второй группе и почему?
-Д.: Ко второй группе можно отнести слова берёза, малина. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне – словарные слова. Они состоят из трёх слогов.
-У.: Ещё раз посмотрите на написанные слова. Какая будет тема сегодняшнего урока?
-Д.: На доске написаны слова с пропущенной проверяемой безударной гласной в корне. Значит, тема сегодняшнего урока: «Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне».
-У.: Какую цель вы бы поставили к сегодняшнему уроку?
-Д.: На прошлом уроке мы познакомились с правилом о правописания слов с проверяемой безударной гласной в корне. Значит, сегодня мы будем закреплять наши знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне.
-У.: Скажите правило о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне.
-Д.: Чтобы не ошибиться в правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне, надо изменить это слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.
-У.: Напишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Подберите к ним проверочные слова. (Работа выполняется, проверяется; ещё раз повторяется правило о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне).
4. Словарно-орфографическая работа.
-У.: Новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы назовёте сами. Для этого соедините последние буквы слов с проверяемой безударной гласной в корне, с которыми вы работали во время повторения изученного. Какое это слово?
-Д.: Это слово корабль.
-У.: Корабль – это транспорт. Для чего он нужен?
-Д.: Он нужен , чтобы возить людей и грузы по воде.
-У.: Какие ещё бывают корабли?
-Д.: Ещё бывают космические корабли. На них люди летают в космос.
-У.: Что можете сказать о написании слова корабль?
-Д.: В слове корабль непроверяемая безударная гласная о, на конце ь.
-У.: Напишите слово корабль в тетради. Подчеркните непроверяемую безударную гласную. Составьте предложение со словом корабль ( дети читают составленные предложения).
- У. ( РСВ) : Внимательно послушайте пословицу.
Большому кораблю – большое плавание. ( дети слушают и повторяют, учитель открывает запись пословицы на доске)
- Как вы понимаете эту пословицу? ( дети под руководством учителя объясняют смысл пословицы)
5. Физкультминутка.
6. Закрепление изученного.
1. Работа на карточках. (Подчеркнуть орфограмму, подобрать к словам с безударной гласной проверочные слова) Проверка с доски, оценивание.
Вода, дворы, гроза, роса, оса, коса, сова, мосты.
2. Работа у доски. (Найти слова с орфограммой - безударной гласной в корне слова. Подчеркнуть орфограмму.)
Зеленеть, группа, песня, корешок, сердце.
-У. :Что необычного вы заметили?
-Д. :Две безударные гласные в корне.
-У. :Как же их проверить? Можно сразу проверить две безударные гласные ?
Как поступить?
Составим алгоритм (на доске):
1. Запишем слово
2. Поставим ударение
3. Выделим корень
4. Подчеркнём безударные гласные
5. Подберём к ним проверочные слова
Зеленеть - зелень, зелёный
Корешок - корень, коренья
7. Итог урока
-У.: Какая была тема урока?
Какая была цель урока?
-Д.:1) Уметь находить орфограмму- безударную гласную.
2) Подбирать проверочные слова.
-У.: Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне?
-Д.: Чтобы не ошибиться в правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне, надо изменить его так, чтобы безударная гласная стала ударной.
-У. : Молодцы, хорошо работали на уроке.
8. Запись домашнего задания.
Придумать и записать 5 слов с проверяемой безударной гласной в корне, подобрать к ним проверочные слова. Составить и записать предложения с этими словами.