Урок русского языка в 1 классе подготовила и провела учитель начальных классов МАОУ «СОШ№7» Монходоева Л.С.
Тема: «Правописание слов с безударными гласными в корне слова».
Цели:
развивать умение распознавать проверяемые гласные в безударных слогах;
формировать умение подбирать проверочные слова и обосновывать написание;
формировать у учащихся представление об особенностях проверочного и проверяемого слов, способах проверки безударных гласных;
развивать орфографическую зоркость, коммуникативные навыки, умение работать в паре, речь, мышление, воображение, внимание, память;
воспитывать любовь к родному языку, любовь к природе, чувство сопереживания, сотрудничества, взаимопомощи, воспитывать интерес к предмету, расширять представление о богатстве русского языка.
Технологии: технология развивающего обучения, здоровьесберегающая , ИКТ.
Методы: частично – поисковые, словесные, наглядные.
Формы организации деятельности на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная.
Планируемые результаты УУД:
-Личностные:
положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, соблюдение основных правил участия в общении на уроке.
-Метапредметные:
-Регулятивные:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои действия.
-Познавательные:
осознавать познавательную задачу; читать, слушать, извлекать нужную информацию; понимать информацию представленную в различных формах; проводить анализ, сравнивать, устанавливать следственные связи.
-Коммуникативные:
вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, допускать возможность различных точек зрения, высказывать свою.
Ход урока
Учитель
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Чтобы грамотно писать.
- Какие качества нужны для успешной работы?
(Аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум.)
Все это вы покажете на уроке
- Без какой группы букв не образуются слова?
- Назовите их.
- Что вы знаете о гласных буквах и гласных звуках?
- Кто знает, какие гласные при письме вызывают сомнение?
А Е И О Я
Мы запишем эти гласные по одному и в соединении.
Сначала сделаем гимнастику для пальцев, начинаем с большого пальца - поглаживание сверху вниз.
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – это я.
Вот и вся моя семья!
Встряхнули кисти, мы готовы к письму.
А Е И О Я аеиоя - запишите в тетрадях, как на доске.
Отметьте красивые буквы.
На доске запись:
бгежютраваз
ящчувеснатф
ёхцызиманкл
игшпятеркам
юспводарэйд
- Кто догадался, что надо сделать?
- Прочитайте, какие слова спрятались?
Напишите их в столбик, какое задание можно выполнить?
(Поставить ударение, разделить на слоги)
- Поставьте ударение.
- Подчеркните безударные гласные.
- Как можно их проверить?
- Определите тему нашего урока. (Безударная гласная)
- Что же будем делать на уроке? (Находить безударную гласную и подбирать проверочные слова)
- Какие слова будут проверочными? Объясните.
- А для чего нам нужно уметь проверять безударные гласные? (чтобы грамотно писать и понимать прочитанное)
Теперь напишите слова, рядом напишите проверочное слово, выделим общую часть – корень, подчеркнем гласную в корне слова.
- Какие они? (Одинаковые)
(Пишут на доске проверочное слово пять человек, по одному слову)
Самопроверка по образцу на доске (если правильно – поставить «+», неправильно «-», напротив каждой строчки).
Вывод: У родственных слов корни пишутся одинаково, независимо от ударения.
- Назовите лишнее слово (Пятерка)
- Как можно объединить оставшиеся слова? (Природа, весна)
Устно составьте предложение с одним из слов на эту тему.
- Прочитайте, кто знает, что это за предложение? (Пословица)
- Объясните ее.
Самостоятельная работа
- Спишите пословицу, вставьте пропущенные буквы.
Л-тит скв-рец – в-сны г-нец.
- Что это за «опасные» места в словах?
(Безударные гласные)
- Кто выполнит работу на доске?
Поднимите руки, кто согласен с выбором.
(Покажите веером пропущенные гласные)
(Ученик у доски объясняет правописание с помощью проверочных слов)
Взаимопроверка
- Как же проверять безударную гласную?
Вывод: изменить слово, чтобы на эту гласную падало ударение (много-один) или подобрать родственные однокоренные слова.
Хором:
Если в слове гласный звук
Вызвал вдруг сомнение
Ты его немедленно
Ставь под ударение!
Физминутка
Мы устали чуточку
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Еще попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.
Работа в паре по карточке
Выделить общую часть – корень слова, поставить ударение, подчеркнуть проверочные слова, добавить родственные слова.
Лес, лесной, лесник, __________
Сад, садовый, садовник, ___________
Проверка по интерактивной доске
Оцените себя (если все верно – нарисовать зеленый кружок, если есть ошибки – красный)
Задание по рабочей тетради Песняевой часть 2 (закрепление)
С.46 №58 (по выбору)
Сдать тетради на проверку
Вывод:
- Над какой орфограммой работали сегодня на уроке?
– Закончите предложения:
1. Гласная, на которую падает ударение в слове, называется … (ударной).
2. Гласная, на которую не падает ударение в слове, называется … (безударной).
3. В проверочном слове гласная в корне … (всегда ударная).
4. В проверяемом слове гласная в корне … (всегда безударная).
– Как проверить безударную гласную в корне слова?
Я узнал…
Я научился...
Поднимите руку, кому было все понятно и интересно.
Назовите ребят, чьи ответы были самыми лучшими.
Давайте похлопаем друг другу.
Спасибо всем за урок!
Выявление и развитие способностей:В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует интеллектуальных усилий.
Одним из главных направлений моей работы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент, может быть, еще не проявилась.
Методика моей работы с одаренными детьми составляется и реализуется совместно с психологом, учителями, администрацией, родителями.
В моей практике приходилось работать со следующими категориями детей:
учащиеся с высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (выявляются уже с первых дней обучения в школе);
учащиеся с признаками специальной умственной одаренности в определенной предметной области или деятельности (выявляются ко второму классу);
учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственных резервов (ярко проявляют себя в третьем - четвертом классе).
Учитывая возрастные особенности моих учеников, я строю свою работу поэтапно:
Сначала провожу работу по выявлению одаренных детей с диагностики.
Способы выявления одаренности на диагностическом этапе:
педагогическая диагностика;
психологическая диагностика;
специальная диагностика (углубленная);
диагностический мониторинг (анализ динамики развития).
Работу на данном этапе я осуществляю совместно с психологом и логопедом. Диагностику провожу в начале, в середине и в конце года. В течение года информацию собираю и анализирую. Результатом этого этапа является карта одаренного ребенка.
Карта одаренного ребенка
ФИО ребенка.
Возраст ребенка (год, месяц)
Сведения о родителях. Состав семьи.
Статус семьи.
Результаты психологической диагностики
Результаты педагогической диагностики
Результаты социометрического исследования
Область одаренности
Признаки одаренности
Диагностика одаренности
Выводы и рекомендации
В следующем году я продолжила работу с одаренными детьми. Опираясь на карты одаренного ребенка, я выделила группы детей со специальными способностями и в каждой группе провела углубленную диагностику с целью определения зоны их ближайшего развития, организовала индивидуально-групповые занятия (ИГЗ).
Способы выявления и развития одаренности на информационном этапе:
подбор литературы по тематике;
создание банка информации по работе с одаренными детьми;
подготовка бесед по проблемам одаренности;
просветительская работа с родителями.
планирование
Родительские собрания, их тематика:
«Детская одаренность: младших школьников».
«Детская одаренность: что я знаю о своем ребенке».
«Развитие личности, способной к творческой самореализации».
«Развитие интеллектуальных способностей и творческого мышления младших школьников».
«Легко ли быть одаренным ребенком»
Для объективности углубленной диагностики я провела по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Обследование проводила коллективно. Обработала результаты в течение короткого времени.
Инструкция для родителей
Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.
На бланке ответов запишите Ф.И.О. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - «-»; если нравится - «+»; очень нравится - «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
Лист вопросов
Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»
1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;
2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
3) петь, музицировать;
4) заниматься физкультурой;
5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
8) играть с техническим конструктором;
9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;
10) самостоятельно рисовать;
11) играть в спортивные, подвижные игры;
12) руководить играми детей;
13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
14) ходить в магазин за продуктами;
15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);
21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
27) ухаживать за домашними растениями;
28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
31) участвовать в постановке спектаклей;
32) заниматься спортом в секциях и кружках;
33) помогать другим людям;
34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;
35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов: в клетках листа записываются ответы на все вопросы (плюсы и минусы).
Дата ___________ Фамилия, имя_________________
Обработка результатов
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка по следующим направлениям:
научная;
творческая;
спортивная;
В следующем учебном году продолжена работа индивидуальных и групповых занятий с учениками (по индивидуальному плану); организованы мероприятия по социализации и адаптации одаренного ребенка в группе сверстников;
участие в различных предметных, творческих олимпиадах и конкурсах, направленных на повышение интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала учащихся, продолжена активная проектная деятельность.
На заключительном этапе работа с четвероклассниками нацелена на поддержку и стимулирование одаренных детей активно участвующих в олимпиадах; поощрение их активности; развитие стремления к самообучению, путем составления портфолио.
Оформление портфолио – дело творческое. Личный портфель достижений отражает индивидуальность ребенка, в нем есть психологический мониторинг качества учебной деятельности и индивидуальная программа интеллектуального развития ученика.
Мои дети работают с результатами проведенных тестов, получают рекомендации и имеют возможность формировать личную траекторию образования, создать для себя «стимул роста». У каждого ученика есть работы,которыми он может гордиться. В своем портфолио мои ученики не только хранят свои лучшие работы, грамоты, дипломы и т.п., но и систематизируют полезную и интересующую их информацию.
Портфолио используется для самооценивания и учета собственных достижений (в т. ч. успехов в учебе). Составляя портфолио, ученик становится более самостоятельным, что является одной из составляющих модели выпускника начальной школы.
Система оценивания образовательных достижений:
Структура системы оценки:
1 этап. Введение первоклассников в школьную жизнь (1 класс - первые две недели).
2 этап. Освоение способов и средств контроля на уроке. (1- 2 класс).
3 этап. Диагностика и коррекция контрольно-оценочных умений (3 класс).
4 этап. Совершенствование контрольно-оценочных умений учащихся в разновозрастном сотрудничестве (4 класс).
Система содержательного оценивания:
Первая фаза. Запускная (стартовая- сентябрь).
Вторая фаза. Постановка и решение предметных задач года (тема 1, тема2, тема 3…).
Третья фаза. Рефлексивная (май- итоговая работа)
Методы и формы оценивания:
Обязательные методы формы контроля-текущая аттестация (устный опрос, письменный контроль, самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графическая работа, изложение, доклад, творческая работа, посещение уроков по программам наблюдения)
Иные формы учета достижений:
Итоговая (четверть, год). Диагностическая к/р, диктанты, изложение, контроль техники чтения.
Урочная и внеурочная деятельность (анализ динамики текущей успеваемости, участие в выставках, конкурсах, активность в проектах и программах внеурочной деятельности, творческий отчет).
Портфолио.
Анализ психолого- педагогичеких исследований.