СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка. Разделительный мягкий знак.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка для 3 класса на тему: "Разделительный мягкий знак"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. Разделительный мягкий знак.»

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)



Конспект пробного урока

по русскому языку

проведенного в 3 «б» классе.

Будиловой Ольгой Николаевной

Место проведения МБОУ СШ № 22

Дата проведения: 18.10.2017г.

Руководитель-консультант:

Газалова Ольга Васильевна

_______________________

Руководитель-наставник:

Луткова Галина Ивановна

_______________________

Заведующая педагогической практикой:

Мастеренкова Инна Ивановна

_______________________

Оценка: ________________

Волгодонск 2017г.



Технологическая карта урока.

Предмет: Русский язык

Класс: 3«б»

Тема: «Разделительный мягкий знак»

Тип урока: Повторение ранее изученного материала

Цель урока: Развивать умение правильно употреблять в словах разделительный мягкий знак.

Задачи:

1. Образовательные: закрепления правила написания разделительного мягкого знака; совершенствование умения находить слова с разделительным мягким знаком; совершенствование навыков правописания слов с мягким знаком, обозначающим мягкость предшествующего согласного;

2. Развивающие: развитие навыков орфографической зоркости; развитие основ мыслительной деятельности; развитие речи;

3. Воспитательные: формирование потребности писать грамотно; формирование навыков сотрудничества; расширение знаний о родном языке; воспитание учебной активности.

Формируемые УУД:

Личностные:

интерес к познанию русского языка;

ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.

Регулятивные:

следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем;

Познавательные:

строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп.

Коммуникативные:

строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

учитывать другое мнение и позицию;

контролировать действия одноклассников;

адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Предметные:

выражать собственное мнение, обосновывать его;

применять ранее изученные правила правописания (проверяемые, непроверяемые гласные, мягкий знак как показатель мягкости, удвоенные согласные, перенос слова);

безошибочно списывать текст.



Ход урока.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Орг. момент.

(1-2 мин.)

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Ольга Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. У вас на столах должны быть учебники, рабочие тетради, ручки, карандаши. У кого всё готово, сядьте ровно.

Приветствуют учителя. Садятся. Проверяют готовность к уроку.

Личностные УУД: ориентация на принятие образца «хорошего ученика».






2.Актуализация знаний.

(Словарная работа)

(7-10 мин.)

-Откройте, пожалуйста, рабочие тетради. Запишите восемнадцатое октября, классная работа. Выделите орфограммы в этих словах и объясните их.

-Ребята, посмотрите на доску. Перед вами словарные слова. Чего в них не хватает?

-Но посмотрите, как удивительно. Эти буквы лежат у вас на столах. Но мы не знаем от каких слов эти буквы. Вам нужно подойти к доске и поставить буквы на нужное место. Например, у меня есть буква «ь». Я её поставлю в это слово. (слово альбом).

-Ребята, правильно ли мы расставили буквы?


-Ребята, скажите, что общего у всех этих слов?

-Какую работу выполняет в этих словах мягкий знак?

-А в каких словах мягкий знак является показателем мягкости?

(составляю первый столбик)

-Запишите эти слова у себя в тетради в столбик также как и у меня. Пишем с маленькой буквы и подчеркиваем мягкий знак и те буквы, которые вы вставили.

-Какие слова остались? Какую работу выполняет мягкий знак здесь?

Запишите их во второй столбик.

-А когда мы пишем разделительный мягкий знак?

-Ребята, сегодня вы познакомитесь с новым словарным словом. Но чтобы узнать, что это за слово, отгадайте загадку:

Раньше такого умного друга

У школьников не было в нашей округе.

Теперь в каждом доме на каждом столе,

Стоит он, помощник, тебе да и мне.

Рисует, считает, хоть что вычисляет,

А если захочешь, в игру поиграет.

Что за предмет это, кто отгадает?

-Правильно. А что такое компьютер?




-Обратите внимание, как пишется это слово (показываю карточку с новым словом). Ребята, а к какому столбику вы бы отнесли это слово и почему?


-Запишите это слово к себе в тетрадь и подчеркните орфограммы.



-А теперь устно составьте предложения с новым словом.

-Молодцы! Вы составили хорошие предложения. А давайте запишем на доске такое предложение. Компьютер помогает школьникам в выполнении домашнего задания.

Выделите в нем главные члены предложения и подчеркните известные вам орфограммы.


-Ребята, а какие правила работы с компьютером вы знаете?







-Давайте обратимся к учебнику. Откройте страницу 68. Прочитайте, пожалуйста, 125 упражнение.

-Ребята, какая главная мысль этого стихотворения?

-Существуют определенные правила поведения на проезжей части для пешеходов. Какие из этих правил вы знаете?






-Спишите это упражнение. Одной чертой подчеркните мягкий знак – показатель мягкости согласного звука, двумя – разделительный мягкий знак.

-Ребята, какие слова были труднее для записи?

-А теперь давайте вернемся к нашим столбикам. В каком столбике слова труднее для записи и почему?


-А давайте вспомним правило написания разделительного мягкого знака.


-А какие звуки обозначают буквы е, ё, ю, и, я?

-Выделите в словах второго столбика корень и скажите, какие звуки обозначают буквы перед разделительным мягким знаком.

Записывают число, выделяют орфограммы и объясняют их. (18 октября. Классная работа.)




-Букв.

Сначала выходят дети первого ряда и вставляют свои буквы, затем дети второго и третьего ряда.




Проверяют орфограммы в словах. Если неверно, исправляют.


- Во всех словах есть мягкий знак.

-Мягкий знак служит как показатель мягкости.

-Альбом, коньки, октябрь, пальто,


-Записывают слова, выделяют орфограммы.




-Воскресенье, обезьяна. Здесь разделительный мягкий знак.




















-Компьютер.

-Компьютер - вычислительная машина, которая выполняет определенные операции.



-Ко второму. Потому что в этом слове разделительный мягкий знак.




Записывают, подчеркивают орфограммы.

Составляют предложения, проговаривают их.









Один ученик записывает предложение на доске, выделяет главные члены предложения, подчеркивает орфограммы.


-Не сидеть слишком долго за компьютером, нельзя сидеть слишком близко к экрану, работать за компьютером не более 40 минут в день, нельзя сидеть за компьютером в темноте.




Один ученик читает упражнение.




-Нужно быть осторожным на проезжей части.

-Не переходить дорогу на красный свет, только на зеленый; переходить дорогу по пешеходному или подземному переходу; нельзя выбегать на проезжую часть из-за деревьев, автомобилей и других объектов, которые мешают водителю увидеть вас.

Списывают, подчеркивают мягкий знак.




-Слова несчастья, друзья.


Во втором, потому что мы должны помнить правило написания разделительного мягкого знака.


-Разделительный мягкий знак пишется в корне слова после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, и, я.

-[й’] и последующий гласный звук.

Один ученик у доски выделяет корни в словах, проговаривает звуки. Остальные пишут в тетрадях.












































































































Предметные УУД: безошибочно списывать текст.

3.Повторение изученного материала

(25 мин)
































Физминутка.

(1 мин)


















(продолжение)

-Теперь проверим, правильно ли мы вспомнили правило про разделительный мягкий знак.

-Итак, ребята, разделительный мягкий знак пишется в корне слова после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и.

-Ребята, найдите, пожалуйста, упражнение 126. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

-Пожалуйста, прочитайте текст.

Как бы вы озаглавили этот текст? Объясните почему.


Что обозначают выделенные слова?








-В каких словах употреблен разделительный мягкий знак, а в каких – мягкий знак как показатель мягкости?

-Спишите второе предложение себе в тетрадь. Подчеркните в словах разделительный мягкий знак двумя чертами.

Давайте немного отдохнем. Сейчас я буду называть вам слова. Если вы услышите слово с разделительным мягким знаком, то кивните головой.

Слова: морковь, соловьи, дочка, яичница, муравьи, платье.

Теперь если вы услышите слово с разделительным мягким знаком, то тихонечко подпрыгните.

Слова: тюль, счастье, здоровье, бочка заяц, бельё.

Хорошо. Теперь если вы услышите слова с разделительным мягким, то поднимите руки вверх.

Слова: точка, копьё, собака, январь, варенье, вьюга.


-Ребята, вы сегодня очень много говорили про разделительный мягкий знак. Какое правило написания слов с мягким знаком мы с вами ещё не вспомнили? (если испытывают трудности, пишу на доске слова: ко-ньки, конь-ки, кон-ьки. Как правильно?)




-А закрепить это правило нам поможет 127 упражнение. Прочитайте, пожалуйста, слова.


-Подумайте, какое из выделенных слов самое молодое?


-Запишите эти слова. Разделяйте их черточкой для переноса там, где это возможно. Выделите в этих словах известные вам орфограммы. Обратите внимание, что в этом упражнении встречается не только правило переноса слов с мягким знаком. Какое правило здесь ещё есть?

Читают правило.








-Прочитать и озаглавить текст.



Один ученик читает текст вслух.

Озаглавливают текст, объясняют свой выбор.


-Мышка – это маленькое животное с серой шерсткой, относящееся к классу млекопитающих.

«Мышка» - одно из устройств, с помощью которого управляют компьютером.

Хвостик – провод у компьютерной мышки.



Разделительный мягкий знак в словах с помощью и компьютер. Смягчающий мягкий знак в слове маленькая.

Один ученик работает у доски, остальные записывают в тетрадях.



Выполняют физминутку.



















-Правило переноса слов с мягким разделительным знаком. Мягкий знак нельзя отделять от предшествующей ему согласной буквы, нельзя отделять мягкий знак от слова и переносить одну букву, поэтому ее всегда нужно присоединять к предыдущему слогу.






Читают слова.


-Компьютер.







-Правило переноса слов с удвоенными согласными

Выходят к доске, записывают слова, выделяют и объясняют орфограммы.


Личностные УУД: интерес к познанию русского языка.







Познавательные УУД: строить небольшие сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД: строить сообщение в соответствии с учебной задачей; учитывать другое мнение и позицию.

Регулятивные УУД: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем.

Предметные УУД: применять ранее изученные правила правописания.

4. Итог.

(1-2 мин.)

-Ребята, какие правила мы сегодня с вами вспомнили?









-Запишите домашнее задание. Вам нужно будет записать в своей тетради словосочетания связанные с осенью. В этих словосочетаниях должны быть слова с разделительным мягким знаком и со смягчающим мягким знаком.

-Орфографические правила (разделительный мягкий знак, мягкий знак как показатель мягкости, проверяемые непроверяемые орфограммы, перенос слова с мягким знаком с удвоенными согласными), правила работы с компьютером, правила поведения на проезжей части

Записывают домашнее задание.

Регулятивные УУД: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем.


Предметные УУД: применять ранее изученные правила правописания.


Коммуникативные УУД: контролировать действия одноклассников.


5.Рефлексия.

(1 мин.)

-Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Особенно хочу отметить…. Думаю, что и у остальных ребят все получится, если они ещё позанимаются дома.

Всем спасибо, урок окончен.


Регулятивные УУД: контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!