2.Актуализация знаний. (Словарная работа) (7-10 мин.) | -Откройте, пожалуйста, рабочие тетради. Запишите восемнадцатое октября, классная работа. Выделите орфограммы в этих словах и объясните их. -Ребята, посмотрите на доску. Перед вами словарные слова. Чего в них не хватает? -Но посмотрите, как удивительно. Эти буквы лежат у вас на столах. Но мы не знаем от каких слов эти буквы. Вам нужно подойти к доске и поставить буквы на нужное место. Например, у меня есть буква «ь». Я её поставлю в это слово. (слово альбом). -Ребята, правильно ли мы расставили буквы? -Ребята, скажите, что общего у всех этих слов? -Какую работу выполняет в этих словах мягкий знак? -А в каких словах мягкий знак является показателем мягкости? (составляю первый столбик) -Запишите эти слова у себя в тетради в столбик также как и у меня. Пишем с маленькой буквы и подчеркиваем мягкий знак и те буквы, которые вы вставили. -Какие слова остались? Какую работу выполняет мягкий знак здесь? Запишите их во второй столбик. -А когда мы пишем разделительный мягкий знак? -Ребята, сегодня вы познакомитесь с новым словарным словом. Но чтобы узнать, что это за слово, отгадайте загадку: Раньше такого умного друга У школьников не было в нашей округе. Теперь в каждом доме на каждом столе, Стоит он, помощник, тебе да и мне. Рисует, считает, хоть что вычисляет, А если захочешь, в игру поиграет. Что за предмет это, кто отгадает? -Правильно. А что такое компьютер? -Обратите внимание, как пишется это слово (показываю карточку с новым словом). Ребята, а к какому столбику вы бы отнесли это слово и почему? -Запишите это слово к себе в тетрадь и подчеркните орфограммы. -А теперь устно составьте предложения с новым словом. -Молодцы! Вы составили хорошие предложения. А давайте запишем на доске такое предложение. Компьютер помогает школьникам в выполнении домашнего задания. Выделите в нем главные члены предложения и подчеркните известные вам орфограммы. -Ребята, а какие правила работы с компьютером вы знаете? -Давайте обратимся к учебнику. Откройте страницу 68. Прочитайте, пожалуйста, 125 упражнение. -Ребята, какая главная мысль этого стихотворения? -Существуют определенные правила поведения на проезжей части для пешеходов. Какие из этих правил вы знаете? -Спишите это упражнение. Одной чертой подчеркните мягкий знак – показатель мягкости согласного звука, двумя – разделительный мягкий знак. -Ребята, какие слова были труднее для записи? -А теперь давайте вернемся к нашим столбикам. В каком столбике слова труднее для записи и почему? -А давайте вспомним правило написания разделительного мягкого знака. -А какие звуки обозначают буквы е, ё, ю, и, я? -Выделите в словах второго столбика корень и скажите, какие звуки обозначают буквы перед разделительным мягким знаком. | Записывают число, выделяют орфограммы и объясняют их. (18 октября. Классная работа.) -Букв. Сначала выходят дети первого ряда и вставляют свои буквы, затем дети второго и третьего ряда. Проверяют орфограммы в словах. Если неверно, исправляют. - Во всех словах есть мягкий знак. -Мягкий знак служит как показатель мягкости. -Альбом, коньки, октябрь, пальто, -Записывают слова, выделяют орфограммы. -Воскресенье, обезьяна. Здесь разделительный мягкий знак. -Компьютер. -Компьютер - вычислительная машина, которая выполняет определенные операции. -Ко второму. Потому что в этом слове разделительный мягкий знак. Записывают, подчеркивают орфограммы. Составляют предложения, проговаривают их. Один ученик записывает предложение на доске, выделяет главные члены предложения, подчеркивает орфограммы. -Не сидеть слишком долго за компьютером, нельзя сидеть слишком близко к экрану, работать за компьютером не более 40 минут в день, нельзя сидеть за компьютером в темноте. Один ученик читает упражнение. -Нужно быть осторожным на проезжей части. -Не переходить дорогу на красный свет, только на зеленый; переходить дорогу по пешеходному или подземному переходу; нельзя выбегать на проезжую часть из-за деревьев, автомобилей и других объектов, которые мешают водителю увидеть вас. Списывают, подчеркивают мягкий знак. -Слова несчастья, друзья. Во втором, потому что мы должны помнить правило написания разделительного мягкого знака. -Разделительный мягкий знак пишется в корне слова после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, и, я. -[й’] и последующий гласный звук. Один ученик у доски выделяет корни в словах, проговаривает звуки. Остальные пишут в тетрадях. | Предметные УУД: безошибочно списывать текст. |
3.Повторение изученного материала (25 мин) Физминутка. (1 мин) (продолжение) | -Теперь проверим, правильно ли мы вспомнили правило про разделительный мягкий знак. -Итак, ребята, разделительный мягкий знак пишется в корне слова после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и. -Ребята, найдите, пожалуйста, упражнение 126. Прочитайте задание. Что нужно сделать? -Пожалуйста, прочитайте текст. Как бы вы озаглавили этот текст? Объясните почему. Что обозначают выделенные слова? -В каких словах употреблен разделительный мягкий знак, а в каких – мягкий знак как показатель мягкости? -Спишите второе предложение себе в тетрадь. Подчеркните в словах разделительный мягкий знак двумя чертами. Давайте немного отдохнем. Сейчас я буду называть вам слова. Если вы услышите слово с разделительным мягким знаком, то кивните головой. Слова: морковь, соловьи, дочка, яичница, муравьи, платье. Теперь если вы услышите слово с разделительным мягким знаком, то тихонечко подпрыгните. Слова: тюль, счастье, здоровье, бочка заяц, бельё. Хорошо. Теперь если вы услышите слова с разделительным мягким, то поднимите руки вверх. Слова: точка, копьё, собака, январь, варенье, вьюга. -Ребята, вы сегодня очень много говорили про разделительный мягкий знак. Какое правило написания слов с мягким знаком мы с вами ещё не вспомнили? (если испытывают трудности, пишу на доске слова: ко-ньки, конь-ки, кон-ьки. Как правильно?) -А закрепить это правило нам поможет 127 упражнение. Прочитайте, пожалуйста, слова. -Подумайте, какое из выделенных слов самое молодое? -Запишите эти слова. Разделяйте их черточкой для переноса там, где это возможно. Выделите в этих словах известные вам орфограммы. Обратите внимание, что в этом упражнении встречается не только правило переноса слов с мягким знаком. Какое правило здесь ещё есть? | Читают правило. -Прочитать и озаглавить текст. Один ученик читает текст вслух. Озаглавливают текст, объясняют свой выбор. -Мышка – это маленькое животное с серой шерсткой, относящееся к классу млекопитающих. «Мышка» - одно из устройств, с помощью которого управляют компьютером. Хвостик – провод у компьютерной мышки. Разделительный мягкий знак в словах с помощью и компьютер. Смягчающий мягкий знак в слове маленькая. Один ученик работает у доски, остальные записывают в тетрадях. Выполняют физминутку. -Правило переноса слов с мягким разделительным знаком. Мягкий знак нельзя отделять от предшествующей ему согласной буквы, нельзя отделять мягкий знак от слова и переносить одну букву, поэтому ее всегда нужно присоединять к предыдущему слогу. Читают слова. -Компьютер. -Правило переноса слов с удвоенными согласными Выходят к доске, записывают слова, выделяют и объясняют орфограммы. | Личностные УУД: интерес к познанию русского языка. Познавательные УУД: строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД: строить сообщение в соответствии с учебной задачей; учитывать другое мнение и позицию. Регулятивные УУД: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем. Предметные УУД: применять ранее изученные правила правописания. |