СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку Разделительный мягкий знак в 1 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку : "Разделительный мягкий знак " в 1 классе  УМК "Гармония"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку Разделительный мягкий знак в 1 классе»

Урок обучения грамоте 1 класс

Тема: Разделительный мягкий знак

УМК «Гармония »

Злодарева Инна Сергеевна


Тип урока: введение нового знания

Технология: проблемно-диалогическая

Метод: деятельностный


Предметная цель урока:

  • познакомить с местом разделительного мягкого знака в словах

  • учить читать и анализировать слова с разделительным мягким знаком

Познавательные УУД:

  • знаково-символическое моделирование

  • совместный выбор оснований и критериев для сравнения

  • создание алгоритма определения места разделительного мягкого знака в слове и работа по алгоритму

Регулятивеые УУД:

  • самоконтроль и коррекция

  • определение с помощью учителя учебной задач и удержание ее в течение урока

Коммуникативные УУД:

  • учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

  • работа в парах

ХОД УРОКА


1. Мотивация к учебной деятельности


- Кто пришел сегодня на урок в хорошем настроении?

-А кто любит делать открытия и сам узнавать что-то новое?

-Сегодня у вас появится такая возможность!


2. Актуализация знаний


На доске слова (или картинки?)

голубь рысь лебедь воробей гусь

-Задание: найти лишнее слово. Но сначала давайте вспомним, что значит, найти лишнее?

Остались слова : голубь лебедь гусь

-Посчитайте в словах звуки и буквы

-Почему несовпадение?

-Зачем же нужен Ь?

-Какие еще буквы выполняют эту работу?

(Буквы выставляются на доску)

-Сейчас мы с вами вспомнили те знания, которые понадобятся нам сегодня на уроке.


3. Создание проблемной ситуации


-Назовите одним словом тех, кто остался у нас на доске.

-А чем похожи все птицы? Что есть общего у всех птиц?

-Давайте остановимся на перьях.

- Составьте звуко-буквенную схему этого слова.

-Запишите это слово буквами.

-Я вижу у вас разные варианты. Кто-то написал это слово так: ПЕРЯ.

Сравним его со схемой. Правильно ли?

-Кто-то записал так: ПЕРЙЯ. Как вы смотрите на эту запись?

-Знаем ли мы какое-то правило, которое могло бы нам помочь при написании этого слова?

-Получается, перед нами возникла проблема. (Поняли, что не наем и сами должны найти способ)

- У некоторых ребят я увидела правильный вариант ПЕРЬЯ.

-В этом слове нужен мягкий знак, но он выполняет новую, незнакомую нам работу. И даже название у него появляется особое. Кто-нибудь знает какое?

Разделительный Ь


4. Постановка учебной задачи


-Как вы думаете, какая цель будет у нашего урока?

(читать и писать слова с разделительным Ь)

-А какая тема урока? Как вы думаете, какой вариант будет более точным?

  1. Мягкий знак

  2. Разделительный мягкий знак

  3. Новая работа мягкого знака

- Кроме этого мы сегодня будем продолжать учиться:

    • сравнивать

    • наблюдать

    • работать со схемой

    • проверять и оценивать свою работу


ФИЗМИНУТКА



5. Открытие нового знания


- Начнем мы с вами с наблюдения. Предлагаю вам прочитать пары слогов. Но не просто прочитать, а наблюдать и попробовать понять, какую же работу выполняет в этих словах Ь.

МЯ-МЬЯ

ВИ-ВЬИ

ЛЁ-ЛЬЁ

ПЮ-ПЬЮ

РЕ-РЬЕ

Вывод: буква Ь разделяет согласную и гласную букву, показывая, что при чтении между ними надо сделать паузу. И в этом случае мягкий знак называют РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ. И употребляется он после согласных букв перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

На доске появляется схема:


Ь Е Ё Ю Я И




-А что происходит с нашими хитрыми буквами? Сколько звуков они обозначают, когда стоят после Ь?

Дополним нашу схему новой строчкой.

Итак, кто же может рассказать по схеме о новой работе Ь?


6. Первичное закрепление


-Попробуем применить наши новые знания на практике. Будем читать слова и объяснять, какую работу выполняет Ь.

ВОРОБЬИ, ПЬЁТ, ВЬЮТ, У СОЛОВЬЯ, ДЛЯ ПЕРЕВЬЕВ

«В слове ПЬЁТ Ь разделяет согласную П, подчеркиваю, и букву Ё. Буква Ё после разд. Ь обозначает два звука, подчеркиваю ее двумя чертами. Ь обвожу в кружок»


7. Самостоятельная работа с самопроверкой.


-Молодцы, вы хорошо потрудились. А теперь проверим, как хорошо усвоили новое знание. На каждой парте лежит один листок со словами. Если перед вами только один лист, что это значит, как мы будем работать?

А как надо работать в паре?

_Возьмите листы. Вам нужно прочитать слова и разделить их на две группы. Что значит разделить на группы?

Слова одной группы обведите в кружок, остальные оставьте без изменений.

СОЛОВЬИ, ГУСЬ, КРЫЛЬЯ, ДЕНЬКИ, ПЬЮТ, СНЕГИРЬ


Самопроверка. Как мы проверяем себя?


8. Работа с Азбукой


Какие бывают перья?

Что мы скажем об этом слове? Сравните слова павлинье и стальное. Одинаковую или разную работу выполняет в них Ь?

Когда мы скажем зубы, а когда зубья? листы и листья?

Прочитайте предложения, которые у нас получатся. Сколько их? Как доказать?


9. Рефлексия


  • Какую цель мы ставили сегодня?

  • Достигли ли мы ее?

  • Чему еще мы учились? (сравнивать и т.д.) Где мы этому учились?

  • А теперь посмотрите на свои лесенки успеха. Что обозначает первая часть лесенки? Те, кто твердо уверен, что хорошо знает о новой работе Ь, нарисуйте человечка на верхней ступеньке, кто еще сомневается, разместите его чуть ниже.

  • Что обозначает вторая часть лесенки? Те, кто сегодня правильно выполнил самостоятельную работу в парах, кто отвечал, не допуская ошибок, нарисуйте человечка на верхней ступеньке. Остальные разместите его ниже, вспомнив, сколько ошибок вы допустили.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!