СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи по теме "Текст как произведение речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подобран материал для самостоятельной и творческой работы, для развития наблюдательности и внимательного отношения к русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи по теме "Текст как произведение речи"»

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме:

«Текст как произведение речи» (по УМК С.С.Львова).

Тема урока:  «Текст как произведение речи».

Цели урока:

  1. Обучающая: обобщить и систематизировать знания о тексте как о произведении речи; формировать практические умения и навыки учащихся по осознанному применению полученных знаний на практике;

  2. .Развивающая: развивать критическое мышление, творческие и логические способности учащихся через составление схем (кластеров), через написание синквейнов; развивать умения грамотно пользоваться ресурсами русского языка в речевой практике и при составлении текстов;

  3. Воспитательная: воспитывать наблюдательность, толерантность, любовь к природе, уважительное отношение к русскому языку.

Метод: объяснительно-иллюстративныйчастично поисковый.

Виды деятельности: самостоятельная работ по карточкам, тестирование, работа с учебником, работа в парах, работа со словарями.

Общеучебные умения и навыки, которые отрабатываются на уроке.

1.Умение осуществлять информационный поиск (работа с лингвистическими словарями).

2. Умение строить связный монологический ответ с использованием опоры ( кластера). 

3. Умение строить аргументированный ответ на вопрос.

5. Умение работать в паре.

6. Умение выполнять индивидуально практические задания .

7.Умение строить обобщение и вывод по уроку.

8. Умение анализировать и оценивать собственную работу.



Оборудование: учебник, карточки, схемы (кластеры), лингвистические словари.

Структура урока:

  1. Организация начала урока.

  2. Актуализация знаний и целеполагание:

  • Эвристическая беседа

  • Работа с толковым словарём

  • Словарная работа

  • Морфемный анализ слов

  1. Стадия осмысления

- Составление кластера «Признаки текста»

- Обобщение знаний о тексте (самостоятельно)

  1. Динамическая пауза

  2. Закрепление.Практическая работа

- Работа с учебником

- Анализ текста

  1. Рефлексия

-Синквейн

  1. Домашнее задание

  2. Итог урока

Ход урока:

  1. Организация начала урока. Психологический настрой.

    1. Приветственное слово учителя:

Здравствуйте, ребята!

Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сочиним урок!

Посмотрим друг на друга, улыбнемся, пожелаем успеха друг другу!

- Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа

II. Актуализация знаний и целеполагание:

Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.

Мастера слова создают удивительно яркие

изобразительно-выразительные средства языка,

постоянно пополняя его сокровищницу,

откуда любой человек пригоршнями

может брать несметные драгоценности.

Г.Я. Солганик

1. Эвристическая беседа (актуализация внимания, постановка цели урока)

Ребята! Сейчас я прочитаю вам слова известного лингвиста Г.Я. Солганика, Знакома ли вам эта фамилия? ( Григорий Солганик — заслуженный профессор Московского университета.
Долгие годы Григорий Солганик руководил кафедрой стилистики русского языка факультета журналистики МГУ и являлся ведущим ученым в области стилистики с международным именем. Под его руководством сложилась Московская школа стилистики, известная не только в России, но и за рубежом. Вся научная и педагогическая деятельность Григория Яковлевича посвящена стилистике русского языка.)

Вас попрошу внимательно отнестись к каждому слову этого высказывания, ведь именно их мы возьмем эпиграфом к сегодняшнему уроку .

В: Как вы понимаете сочетание «мастера слова»? Подберите синонимы.

В:Что такое «изобразительно-выразительные средства языка»?

В: Приведите примеры изобразительно-выразительных средств из этого эпиграфа

В: Что по вашему, означает слово пригоршнями? Знаете ли вы, что оно имеет двоякое ударение.

Мы перечислили с вами изобразительно- выразительные средства, подобрали синонимы, скажите чему присущи все вышеназванные признаки?

Язык- важнейшее средство общения людей. Общаясь, мы пользуемся одновременно всеми языковыми средствами: звуками, морфемами, словами, словосочетаниями, предложениями. Средства языка не существуют сами по себе, они реализуются только в речи, в речевом общении. Поэтому текст- это произведение речи. Это и есть тема нашего урока.

В: Как вы думаете, каковы цели нашего сегодняшнего урока?

(учащиеся выдвигают свои версии, обобщаю и сообщаю цели урока)

- Ребята, ключевым понятием сегодняшнего урока является слово «текст».

Давайте определим по  этимологическому словарю первоначальное значение этого слова.

В: Итак, каково же первоначальное значение слова «текст»? ( «ткань, сплетение»)

-Перед вами кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.

В: Как вы думаете, что общего между этими предметами?

- Ребята, ведь не случайно и предприятия, где ткут ткани, называют текстильными.

- Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв одно или несколько предложений, может потерять смысл. 

- Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова “текст”.

2. Работа с толковым словарём:

( учащиеся работают со словарем, записывают значения слова в тетрадь)

ТЕКСТ - всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем-нибудь слова, которые можно воспроизвести, повторить в том же виде.

ТЕКСТ - тот или иной издаваемый документ, памятник письменности, в отличие от примечаний к нему, комментариев и т.п.

ТЕКСТ - отрывок из священного писания, избираемый темой проповеди, беседы, приводимый в качестве изречения и т.п

- Оказывается, мы правы в том, что текст – это ничто иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью

3. Словарная работа:

Приведите примеры однокоренных слов к слову текст.

-морфемный анализ однокоренных слов.

Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.

В:Можно ли считать предложение текстом?

В:Чем отличается предложение от текста?

В:Любая ли группа предложений будет текстом?

III. Стадия осмысления:

Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление; соотнести полученную информацию с собственными знаниями.

2.Составление кластера «Признаки текста»

Ребята попробуют перечислить уже знакомые им признаки (работа в парах)


«Признаки текста»










3.Вывод.Обобщение учащимися сведений о тексте.

IV. Динамическая пауза 

Вверх рука и вниз рука

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

Текст сегодня изучали



И немного мы устали.

Встанем, ручки разведём,

Ножкой тоже потрясём.

Корпус дружно повернём,

Сядем и писать начнём!

V. Закрепление: Практическая работа.

1. Работа с учебником, упр.283

Удивительной зоркостью отличался и известный писатель Н. Сладков, текст которого нам сегодня предстоит проанализировать. ( Что вы знаете об этом писателе? Оень коротко?) Интересно то, что уже со 2 класса начал вести дневники, куда записывал свои впечатления и наблюдения.

Чтение текста упражнения 283

В: Каким же человеком предстает перед нами автор статьи? (Наблюдательным, любящим природу)

-Выпишем ключевые слова и обозначим известные орфограммы.- Опираясь на ключевые слова, определим тему текста.

Назовем идею. К чему призывает текст?

- Как озаглавим текст? Помните, что заглавие – своеобразное ключевое слово, только более ёмкое.

- Определим стиль текста. Назовем тип речи

В :Из каких частей состоит текст- рассуждение? - Найдем в тексте лексические повторы:

- Какую роль играют в тексте лексические повторы?

- Найдем антонимы, выпишем их в тетрадь

Отметим предложения, в которых использованы дефис и тире. Объясним сходство и различие в употреблении данных знаков.

- Зачитаем предложения, в которых содержится вывод. А теперь запишем не эмоциональный вывод, а научный.

_2. Работа с текстом. Орфографический и синтаксический анализ текста.

- последовательная запись предложений для оформления текста;

-объяснение орфограмм и пунктограмм;

-из предложения 3 выпишите слова с неизменяемой приставкой;

-дайте характеристику 2 предложения;

- выполните синтаксический разбор 3 предложения.

Молодцы, ребята вы хорошо справились с работой.      

-Ребята, если мы посмотрим на тёмную ткань, то увидим, что все нити в ней крепко сплетены, она прочна, но не радует нашего глаза. А вот кусочек цветной ткани.. Он красив и навевает хорошее настроение. Почему?

     -  Для создания этой ткани использовались нитки разных цветов.

 Когда мы в тексте используем разные средства    связи, мы делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих. Я желаю вам использовать в своей речи красивые выражения, говорить ясно, точно, понятно, чаще заглядывать в сокровищницу нашего языка. 

VI. Рефлексия.

1. Итак, подведем итог нашего урока. Мы достигли тех целей, которые ставили перед собой в начале урока?

2. Чем запомнился урок?

3. Ребята, давайте оценим наш урок. Из прилагательных выберите то слово, которое наиболее соответствует вашему настроению.

Замечательный урок,

Яркий, красочный, веселый,

И к тому же еще новый!

Современный, деловой,

Даже очень непростой.

Познавательный, научный

И совсем-совсем ………нескучный.

4. Синквейн (текст).

VII.Домашнее задание:

1. Выполнить упражнение №284 или

2.Написать сочинение- миниатюру «Однажды ясным зимним днём…»

VIII.Итоги урока.

Выставление оценок.

Ребята, вы потрудились на славу, но помните, что при составлении текста надо бережно относится к словам, не разбрасываться ими попусту, помнить о величии нашего языка.

Спасибо вам за урок. Мне было очень приятно с вами работать. До свидания

Послушайте отрывок из песни о русском языке.

(звучит отрывок песни о русском языке Г.Гладкова). Песню пробовала включить и в начале урока.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!