Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме:
«Текст как произведение речи» (по УМК С.С.Львова).
Тема урока: «Текст как произведение речи».
Цели урока:
Обучающая: обобщить и систематизировать знания о тексте как о произведении речи; формировать практические умения и навыки учащихся по осознанному применению полученных знаний на практике;
.Развивающая: развивать критическое мышление, творческие и логические способности учащихся через составление схем (кластеров), через написание синквейнов; развивать умения грамотно пользоваться ресурсами русского языка в речевой практике и при составлении текстов;
Воспитательная: воспитывать наблюдательность, толерантность, любовь к природе, уважительное отношение к русскому языку.
Метод: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.
Виды деятельности: самостоятельная работ по карточкам, тестирование, работа с учебником, работа в парах, работа со словарями.
Общеучебные умения и навыки, которые отрабатываются на уроке.
1.Умение осуществлять информационный поиск (работа с лингвистическими словарями).
2. Умение строить связный монологический ответ с использованием опоры ( кластера).
3. Умение строить аргументированный ответ на вопрос.
5. Умение работать в паре.
6. Умение выполнять индивидуально практические задания .
7.Умение строить обобщение и вывод по уроку.
8. Умение анализировать и оценивать собственную работу.
Оборудование: учебник, карточки, схемы (кластеры), лингвистические словари.
Структура урока:
Организация начала урока.
Актуализация знаний и целеполагание:
Стадия осмысления
- Составление кластера «Признаки текста»
- Обобщение знаний о тексте (самостоятельно)
Динамическая пауза
Закрепление.Практическая работа
- Работа с учебником
- Анализ текста
Рефлексия
-Синквейн
Домашнее задание
Итог урока
Ход урока:
Организация начала урока. Психологический настрой.
Приветственное слово учителя:
Здравствуйте, ребята!
Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сочиним урок!
Посмотрим друг на друга, улыбнемся, пожелаем успеха друг другу!
- Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа
II. Актуализация знаний и целеполагание:
Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.
Мастера слова создают удивительно яркие
изобразительно-выразительные средства языка,
постоянно пополняя его сокровищницу,
откуда любой человек пригоршнями
может брать несметные драгоценности.
Г.Я. Солганик
1. Эвристическая беседа (актуализация внимания, постановка цели урока)
Ребята! Сейчас я прочитаю вам слова известного лингвиста Г.Я. Солганика, Знакома ли вам эта фамилия? ( Григорий Солганик — заслуженный профессор Московского университета.
Долгие годы Григорий Солганик руководил кафедрой стилистики русского языка факультета журналистики МГУ и являлся ведущим ученым в области стилистики с международным именем. Под его руководством сложилась Московская школа стилистики, известная не только в России, но и за рубежом. Вся научная и педагогическая деятельность Григория Яковлевича посвящена стилистике русского языка.)
Вас попрошу внимательно отнестись к каждому слову этого высказывания, ведь именно их мы возьмем эпиграфом к сегодняшнему уроку .
В: Как вы понимаете сочетание «мастера слова»? Подберите синонимы.
В:Что такое «изобразительно-выразительные средства языка»?
В: Приведите примеры изобразительно-выразительных средств из этого эпиграфа
В: Что по вашему, означает слово пригоршнями? Знаете ли вы, что оно имеет двоякое ударение.
Мы перечислили с вами изобразительно- выразительные средства, подобрали синонимы, скажите чему присущи все вышеназванные признаки?
Язык- важнейшее средство общения людей. Общаясь, мы пользуемся одновременно всеми языковыми средствами: звуками, морфемами, словами, словосочетаниями, предложениями. Средства языка не существуют сами по себе, они реализуются только в речи, в речевом общении. Поэтому текст- это произведение речи. Это и есть тема нашего урока.
В: Как вы думаете, каковы цели нашего сегодняшнего урока?
(учащиеся выдвигают свои версии, обобщаю и сообщаю цели урока)
- Ребята, ключевым понятием сегодняшнего урока является слово «текст».
Давайте определим по этимологическому словарю первоначальное значение этого слова.
В: Итак, каково же первоначальное значение слова «текст»? ( «ткань, сплетение»)
-Перед вами кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.
В: Как вы думаете, что общего между этими предметами?
- Ребята, ведь не случайно и предприятия, где ткут ткани, называют текстильными.
- Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв одно или несколько предложений, может потерять смысл.
- Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова “текст”.
2. Работа с толковым словарём:
( учащиеся работают со словарем, записывают значения слова в тетрадь)
ТЕКСТ - всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем-нибудь слова, которые можно воспроизвести, повторить в том же виде.
ТЕКСТ - тот или иной издаваемый документ, памятник письменности, в отличие от примечаний к нему, комментариев и т.п.
ТЕКСТ - отрывок из священного писания, избираемый темой проповеди, беседы, приводимый в качестве изречения и т.п
- Оказывается, мы правы в том, что текст – это ничто иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью
3. Словарная работа:
Приведите примеры однокоренных слов к слову текст.
-морфемный анализ однокоренных слов.
Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.
В:Можно ли считать предложение текстом?
В:Чем отличается предложение от текста?
В:Любая ли группа предложений будет текстом?
III. Стадия осмысления:
Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление; соотнести полученную информацию с собственными знаниями.
2.Составление кластера «Признаки текста»
Ребята попробуют перечислить уже знакомые им признаки (работа в парах)
«Признаки текста»
3.Вывод.Обобщение учащимися сведений о тексте.
IV. Динамическая пауза
Вверх рука и вниз рука
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
Текст сегодня изучали
И немного мы устали.
Встанем, ручки разведём,
Ножкой тоже потрясём.
Корпус дружно повернём,
Сядем и писать начнём!
V. Закрепление: Практическая работа.
1. Работа с учебником, упр.283
Удивительной зоркостью отличался и известный писатель Н. Сладков, текст которого нам сегодня предстоит проанализировать. ( Что вы знаете об этом писателе? Оень коротко?) Интересно то, что уже со 2 класса начал вести дневники, куда записывал свои впечатления и наблюдения.
Чтение текста упражнения 283
В: Каким же человеком предстает перед нами автор статьи? (Наблюдательным, любящим природу)
-Выпишем ключевые слова и обозначим известные орфограммы.- Опираясь на ключевые слова, определим тему текста.
- Назовем идею. К чему призывает текст?
- Как озаглавим текст? Помните, что заглавие – своеобразное ключевое слово, только более ёмкое.
- Определим стиль текста. Назовем тип речи
В :Из каких частей состоит текст- рассуждение? - Найдем в тексте лексические повторы:
- Какую роль играют в тексте лексические повторы?
- Найдем антонимы, выпишем их в тетрадь
- Отметим предложения, в которых использованы дефис и тире. Объясним сходство и различие в употреблении данных знаков.
- Зачитаем предложения, в которых содержится вывод. А теперь запишем не эмоциональный вывод, а научный.
_2. Работа с текстом. Орфографический и синтаксический анализ текста.
- последовательная запись предложений для оформления текста;
-объяснение орфограмм и пунктограмм;
-из предложения 3 выпишите слова с неизменяемой приставкой;
-дайте характеристику 2 предложения;
- выполните синтаксический разбор 3 предложения.
Молодцы, ребята вы хорошо справились с работой.
-Ребята, если мы посмотрим на тёмную ткань, то увидим, что все нити в ней крепко сплетены, она прочна, но не радует нашего глаза. А вот кусочек цветной ткани.. Он красив и навевает хорошее настроение. Почему?
- Для создания этой ткани использовались нитки разных цветов.
Когда мы в тексте используем разные средства связи, мы делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих. Я желаю вам использовать в своей речи красивые выражения, говорить ясно, точно, понятно, чаще заглядывать в сокровищницу нашего языка.
VI. Рефлексия.
1. Итак, подведем итог нашего урока. Мы достигли тех целей, которые ставили перед собой в начале урока?
2. Чем запомнился урок?
3. Ребята, давайте оценим наш урок. Из прилагательных выберите то слово, которое наиболее соответствует вашему настроению.
Замечательный урок,
Яркий, красочный, веселый,
И к тому же еще новый!
Современный, деловой,
Даже очень непростой.
Познавательный, научный
И совсем-совсем ………нескучный.
4. Синквейн (текст).
VII.Домашнее задание:
1. Выполнить упражнение №284 или
2.Написать сочинение- миниатюру «Однажды ясным зимним днём…»
VIII.Итоги урока.
Выставление оценок.
Ребята, вы потрудились на славу, но помните, что при составлении текста надо бережно относится к словам, не разбрасываться ими попусту, помнить о величии нашего языка.
Спасибо вам за урок. Мне было очень приятно с вами работать. До свидания
Послушайте отрывок из песни о русском языке.
(звучит отрывок песни о русском языке Г.Гладкова). Песню пробовала включить и в начале урока.