СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: Общие сведения о пожаре и взрыве

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка выполняет следующие задачи:

  • образовательные: дать понятие пожара и взрыва
  • развивающие: развивать умения выделять главное, сравнивать, делать выводы; развивать культуру безопасного поведения обучающихся во время экстремальной ситуации; развивать навыки по определению потенциально опасных при пожарах и взрывах мест;
  • воспитательные: развитие у учащихся чувства ответственности за свою жизнь и жизнь других людей в случае возникновения ЧС; воспитание у учащихся психологической готовности к ЧС.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: Общие сведения о пожаре и взрыве»


Тема: общие сведения о пожаре и взрыве


Цель: актуализировать знания о пожарах и взрывах.

Задачи:

  • образовательные: дать понятие пожара и взрыва

  • развивающие: развивать умения выделять главное, сравнивать, делать выводы; развивать культуру безопасного поведения обучающихся во время экстремальной ситуации; развивать навыки по определению потенциально опасных при пожарах и взрывах мест;

  • воспитательные: развитие у учащихся чувства ответственности за свою жизнь и жизнь других людей в случае возникновения ЧС; воспитание у учащихся психологической готовности к ЧС.

Оборудование: тест, инструктивная карта

План урока:

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного материала

III. Сообщение темы и цели урока

IV. Изучение нового материала

V. Первичное закрепление знаний

VI. Подведение итогов урока

VII. Домашнее задание



Ход урока

  1. Организационный момент – 3 мин.

Определяетcя готовность учащихся к работе: проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности. На столе учителя список отсутствующих на уроке, составленный предварительно на перемене дежурными по классу. Также в обязанности дежурного на перемене входит подготовить класс к уроку.


  1. Повторение пройденного материала – 10 мин.

- Какую тему мы проходили на прошлом уроке? (Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах.)

  1. Какие объекты экономики относятся к взрывопожароопасным?

  2. Какие основные факторы определяют возникновение аварии на взрывопожароопасном объекте?

  3. Перечислите виды аварий на пожаро и взрывоопасных объектах.

  4. На какие категории подразделяют пожаро и взрывоопасные производства?

  5. К каким последствиям может привести крупная авария на взрывопожароопасном объекте?


III.Сообщение темы и цели урока – 1 мин.

Тема сегодняшнего урока: «Общие сведения о пожаре и взрыве».

Цель урока: Получить представление о взрыве, пожаре, процессе горения

Итогом нашего урока будет проверочная тестовая работа, поэтому внимательно прослушайте материал урока, и сделайте необходимые записи в учебной карте (Приложение № 1), которая поможет справиться с тестом.


IV.Изучение нового материала – 18 мин.

Пожары и взрывы являются самыми распространенными чрезвычайными событиями в современном индустриальном обществе.

Наиболее часто и, как правило, с тяжелыми социальными и экономическими последствиями происходят пожары и взрывы на пожаро- и взрывоопасных объектах.

Взрыв – это быстропротекающий процесс физических и химических превращений веществ, сопровождающихся освобождением значительного количества энергии в ограниченном объеме, в результате которого образуется и распространяется ударная волна, способная привести и приводящая к техногенной и чрезвычайной ситуации.

Характерные особенности взрыва:

- большая скорость химического превращения;

- большое количество газообразных продуктов;

- сильный звуковой эффект (грохот, громкий звук. Шум, сильный хлопок);

- мощное дробящее действие

В зависимости от среды, в которой происходит взрывы, они бывают подземными, наземными, воздушными, подводными и надводными.

Масштабы последствий взрывов зависят от их мощности и среды, в которой они происходят. Радиусы зон поражения при взрывах могут доходить до нескольких километров.

Различают три зоны действия взрыва.

Зона 1 – зона действия детонационной волны. Для нее характерно интенсивное дробящее действие, в результате которого конструкции разрушаются на отдельные фрагменты, разлетающиеся с большими скоростями от центра взрыва.

Зона 2 Зона действия продуктов взрыва. В ней происходит полное разрушение зданий и сооружений под действием расширяющихся продуктов взрыва. На внешней границе этой зоны образующаяся ударная волна отрывается от продуктов взрыва и движется самостоятельно от центра взрыва. Исчерпав свою энергию, продукты взрыва, расширившись до плотности, соответствующей атмосферному давлению, не производят больше разрушительного действия.

Зона 3 – зона действия воздушной волны – включает в себя три подзоны: а-сильных разрушений, б-средних разрушений, в- слабых разрушений. На внешней границе зоны 3 ударная волна вырождается в звуковую, слышимую еще на значительных расстояниях.

Действие взрыва на здания сооружения, оборудование.

Небольшим разрушениям продуктами взрыва и ударной волной подвергаются здания и сооружения больших размеров с легкими несущими конструкциями, значительно возвышающиеся над поверхностью земли. Подземные и заглубленные в грунт сооружения с жесткими конструкциями обладают значительной сопротивляемостью разрушению.

Разрушения различают - полные, сильные, средние и слабые.

Полные разрушения. В зданиях и сооружениях обрушены перекрытия и разрушены все основные несущие конструкции.

Восстановление не возможно.

Сильные разрушения. В зданиях и сооружениях имеются значительные деформации несущих конструкций, разрушена большая часть перекрытий и стен. Восстановление возможно, но нецелесообразно, так как практически сводится к новому строительству.

Средние разрушения. В зданиях и сооружениях разрушена часть внутренних перегородок, заполнения дверных и оконных проемов Возможны трещины в наружных стенах. Возможно восстановление.

Слабые разрушения. В зданиях и сооружениях разрушена часть внутренних перегородок, окна и двери. Оборудование имеет значительные деформации.

Пожаром называют неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Сущность горения была открыта в 1756 г. великим русским ученым М. В. Ломоносовым. Своими опытами он доказал, что

горение — это химическая реакция соединения горючего вещества с кислородом воздуха. Поэтому, чтобы протекал процесс горения, необходимы следующие условия: (Слайд12)

  • наличие горючего вещества (кроме горючих веществ, применяемых в

производственных процессах, и горючих материалов, используемых в интерьере жилых и общественных зданий, значительное количество горючих веществ и горючих материалов содержится в конструкциях зданий);

  • наличие окислителя (обычно окислителем при горении веществ бывает

кислород воздуха; кроме него окислителями могут быть химические соединения, содержащие кислород в составе молекул: селитры, перхлораты, азотная кислота, окислы азота и химические элементы: фтор, бром, хлор);

  • наличие источника воспламенения (открытый огонь свечи, спички,

зажигалки, костра или искры).

Отсюда следует, что пожар можно прекратить, если из зоны горения исключить одно из перечисленных условий.

Возможность возникновения пожаров в зданиях и сооружениях и в особенности распространения огня в них зависит от того, из каких деталей, конструкций и материалов они выполнены, каковы их размеры и планировка

Классификация веществ и материалов по группам возгораемости

Негорючее вещество (материал, конструкция) — неспособное гореть.

Трудногорючее вещество (материал, конструкция) — способное гореть под воздействием источника зажигания, но неспособное самостоятельно гореть после его удаления.

Горючее вещество (материал, конструкция) — способное гореть после удаления источника зажигания:

а) трудновоспламеняющееся — способное воспламеняться только под воздействием мощного источника зажигания;

б) легковоспламеняющееся — способное воспламеняться от кратковременного воздействия источников зажигания с низкой энергией (пламени, искры).





V. Первичное закрепление знаний – 7 мин.

Чтобы закрепить полученные на уроке знания, проведем тестирование и выберем на пять вопросов правильные ответы из предложенных вариантов.

Тест


Найдите ошибку в приведенных примерах.


1. Взрыв характеризуется следующими особенностями:

а) большой скоростью химического превращения;

б) большим количеством газообразных продуктов;

в) резким повышением температуры;

г) сильным звуковым эффектом (грохот, громкий звук, шум сильный хлопок);  

д) мощным дробящим действием.

2. Наибольшим разрушениям продуктами взрыва и ударной вол­ной подвергаются здания и сооружения. Разрушения подраз­деляются на:

а) мелкие;

б) слабые;

в) средние;

г) крупные;

д) сильные;

е) полные.

3. Внимательно прочитайте условия задания и по описанным разрушениям определите вид разрушения:

а) в результате взрыва в одном из производственных зданий разрушены перегородки, крыша, окна и двери. В наруж­ных стенах появились трещины, повреждены трубопро­воды, электрокабель. Перекрытия здания не разрушены. Здание может быть восстановлено после капитального ремонта;

б) в результате взрыва насосной станции по перекачке нефте­продуктов, обрушено перекрытие. Произошло разрушение трубопровода и электрокабеля, другого оборудования. Оборудование восстановлению не подлежит.

4. Процесс горения  протекает при следующих условиях:

а) наличие горючего вещества;

б) наличие окислителя;

в) наличие условий для теплообмена;

г) наличие источника воспламенения.

5. В каком из перечисленных примеров могут создаться условия для возникновения процесса горения:

а) бензин + кислород воздуха;

б) ткань, смоченная в азотной кислоте + тлеющая сигарета;

в) гранит + кислород воздуха + пламя горелки;

г) дерево + кислород воздуха + факел;

д) ацетон + кислород воздуха + искра от зажигалки.

д) из окон здания идет дым, внутри здания горит мебель.




Подведение итогов урока – 5 мин.

Сегодня вы получили общие сведения о таких грозных ЧС как пожары и взрывы. На основе изученного составьте четыре предложения.

Каждое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:


“Я считаю, что пожары и взрывы”….
“Потому что …”.
“Я могу это доказать это на примере …” 
“Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…”.

Кто желает зачитать свои рассуждения?


Домашнее задание: гл.2 &2.2,2.3

Опираясь на полученные знания, составить кроссворд “Пожары и взрывы”

Подобрать материал о пожарах и взрывах на объектах Санкт-Петербурга.


Безопасных вам ситуаций! Спасибо за урок!



Приложение 1

Учебная карта


Общие сведения о пожарах и взрывах


  1. Дайте определение понятию:

Взрыв - это ….



  1. Дополните схему:

Характерные особенности взрыва





Рис. 1. Характерные особенности взрыва


  1. Заполните таблицу:

Таблица 1

Номер зоны

Наименование зоны

Характеристика зоны действия






Интенсивное дробящее действие, конструкции разлетаются на отдельные фрагменты.


Зона действия продуктов взрыва



III








  1. Дополните:

Разрушения подразделяют на: ………

Пожар – это ….

Горение - это …

  1. Заполните схему:

Условия процесса горения














Рис. 2 Условия процесса горения

  1. Допишите предложения:

  1. “Я считаю, что пожары и взрывы”….

  2. “Потому что …”.

  3. “Я могу это доказать это на примере”…..

  4. “Исходя из этого, я делаю вывод о том, что”….



Приложение 2

Тест

Пожары и взрывы

Найдите ошибку в приведенных примерах.


1. Взрыв характеризуется следующими особенностями:

а) большой скоростью химического превращения;

б) большим количеством газообразных продуктов;

в) резким повышением температуры;

г) сильным звуковым эффектом (грохот, громкий звук, шум сильный хлопок);  

д) мощным дробящим действием.

2. Наибольшим разрушениям продуктами взрыва и ударной вол­ной подвергаются здания и сооружения. Разрушения подраз­деляются на:

а) мелкие; б) слабые; в) средние; г) крупные; д) сильные; е) полные.

3. Внимательно прочитайте условия задания и по описанным разрушениям определите вид разрушения:

а) в результате взрыва в одном из производственных зданий разрушены перегородки, крыша, окна и двери. В наруж­ных стенах появились трещины, повреждены трубопро­воды, электрокабель. Перекрытия здания не разрушены. Здание может быть восстановлено после капитального ремонта;

б) в результате взрыва насосной станции по перекачке нефте­продуктов, обрушено перекрытие. Произошло разрушение трубопровода и электрокабеля, другого оборудования. Оборудование восстановлению не подлежит.

4. Процесс горения  протекает при следующих условиях:

а) наличие горючего вещества;

б) наличие окислителя;

в) наличие условий для теплообмена;

г) наличие источника воспламенения.

5. В каком из перечисленных примеров могут создаться условия для возникновения процесса горения:

а) бензин + кислород воздуха;

б) ткань, смоченная в азотной кислоте + тлеющая сигарета;

в) гранит + кислород воздуха + пламя горелки;

г) дерево + кислород воздуха + факел;

д) ацетон + кислород воздуха + искра от зажигалки.

д) из окон здания идет дым, внутри здания горит мебель.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!