СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме Серная кислоты

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме : Серная Кислота. Рассиматриваются особенности химических свойств разбавленной и концентрированной серной кислоты

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме Серная кислоты»

Урок по теме «Серная кислота» (9 класс)

Цель урока: совершенствовать знания обучающихся о свойствах кислот на примере серной кислоты сформировать у учащихся прочные знания об особенностях серной кислоты, о различие между свойствами концентрированной и разбавленной серной кислоты

Задачи урока.

Направленные на достижение предметных результатов обучения

  • Сформировать у учащихся прочные знания об особенностях строения серной кислоты,

  • Изучить особенности свойств серной кислоты в зависимости от концентрации, показать их взаимосвязь со строением молекулы,

  • Продолжить формирование понятий о качественных реакциях на примере качественных реакций на серную кислоту и ее соли

  • Продолжить формирование навыков написания уравнений реакций с точки зрения ОВР и в свете ТЭД

  • Развивать навыки работы с реактивами и лабораторным оборудованием

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Развивать учение анализировать, наблюдать, систематизировать, делать выводы

  • Создать условия для развития умения самостоятельно получать знания, используя различные источники информации

Направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • Развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения

  • Создание условий для формирования умственного и практического труда, работы в группах, интереса к знаниям, умений проводить самооценку


Оборудование:

  • компьютер, проектор, экран;

  • презентации

  • ПСХЭ

  • таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде

  • пробирки, штатив для пробирок.

Реактивы: серная кислота (раствор и концентрированная), медь, лучина, сахарная пудра, цинк, алюминий оксид меди, оксид железа, растворы гидроксида натрия, фенолфталеина, лакмуса, карбоната калия, хлорида бария, хлорид натрия


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный

Учитель приветствует учащихся

Учащиеся проверяют свое рабочее место и все необходимое для урока лабораторное оборудование на своих столах


2

Этап актуализации знаний

Создание проблемной ситуации:

Сегодня мы с вами будем изучать вещество, которое называют кровью химии и хлебом промышленности.

Как вы думаете, о каком веществе так говорят?

Сложное вещество, при диссоциации которого образуются катионы водорода и анионы кислотного остатка. Данное вещество было известно еще алхимикам. А на Руси оно появилось в 17 веке, и называли его «купоросным маслом». Это кислородсодержащее соединение элемента подгруппы кислорода с порядковым номером 16.

Так что же это за вещество?

Учащиеся высказывают предположение, о каком веществе может идти речь










Учащиеся формулируют тему урока и записывают тему урока в тетрадь.

Личностные

Познавательные

3

Постановка цели урока, определения плана действий

Что такое кислоты?

Какими свойствами обладают кислоты?

Почему все кислоты обладают общими свойствами? Как вы думаете, будет ли серная кислота обладать такими же свойствами?

Как вы думаете, будут ли зависеть свойства серной кислоты от ее концентрации?

Как мы будем изучать химические свойства серной кислоты?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, выдвигают свои предположения о зависимости свойств серной кислоты от ее концентрации, формулируют цель урока

Личностные

Познавательные

Регулятивные

4

Усвоение новых знаний и способов действий

Давайте теперь познакомимся с этим веществом более подробно.

Представьте серную кислоту, используя схему классификации кислот




Учащиеся работают со схемой классификации кислот и дают характеристику кислоты (основность, наличие кислорода, стабильность,

летучесть, характер электролита)


Опишите физические свойства серной кислоты.

Учитель демонстрирует концентрированную серную кислоту, доказывает гигроскопические свойства серной кислоты и выделение большого количества теплоты при взаимодействии с водой.

Какие правила необходимо соблюдать при работе с кислотами?

Учащиеся характеризуют физические свойства серной кислоты.





Учащиеся вспоминают правила обращения с кислотами и правила оказания первой помощи при ожогах кислотой



Разбавленная серная кислота обладает типичными кислотными свойствами. Перечислите, какими типичными свойствами кислот обладает разбавленная серная кислота.

Учащиеся делятся на группы для выполнения лабораторного опыта:

1 группа – взаимодействие кислот с металлами

2 группа – взаимодействие кислот с оксидами металлов

3 группа - действие на кислот индикаторов и взаимодействие кислот с щелочами

4 группа – взаимодействие кислот с солями

Учащиеся перечисляют типичные свойства кислот



Учащиеся выполняют самостоятельно по инструкции лабораторный опыт в группах.

По окончании выполнения обсуждают результаты.

Представители 2-4 групп записывают на доске уравнения проведенных реакций (в молекулярном и ионном виде), представители 1 группы разбирают реакции с точки зрения окисления-восстановления.

Учащиеся описывают признаки проведенных реакций, делают вывод о свойствах разбавленной серной кислоты

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Учитель переходит к рассмотрению свойств концентрированной серной кислоты. Учитель сообщает, что концентрированная кислота является ещё более сильным окислителем, чем разбавленная. Она окисляет металлы любой активности, но пассивирует Fe, Al, Cr при н.у., при нагревании взаимодействует почти со всеми металлами, исключая такие металлы как золото, платина. При этом выделяется не водород, а сернистый газ, сероводород или сера.

Учитель демонстрирует взаимодействие концентрированной серной кислоты с медью.

Далее учитель сообщает, что концентрированная серная кислота окисляет неметаллы и многие сложные вещества.

Учитель демонстрирует взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром



Учащиеся слушают объяснение учителя, наблюдают за экспериментом, проводимым учителем



Учащиеся под руководством учителя записывают уравнения реакций, характеризующие взаимодействие концентрированной серной кислоты с металлами, определяют окислитель и восстановитель в этих реакциях, подбирают коэффициенты методом электронного баланса.

Учащиеся делают вывод о различие свойств между концентрированной и разбавленной серной кислот.


В завершение рассмотрения химических свойств серной кислоты учитель предлагает решить следующую задачу:

В агрохимической лаборатории оказались две банки без этикеток с прозрачными растворами соляной и серной кислот. Как можно определить содержимое каждой банки?

Учащиеся проводят лабораторный опыт «Качественная реакция на сульфат-ионы»

Коммуникативные

Регулятивные

5

Первичная проверка понимания знаний

Учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы:

Чем обусловлены свойства серной кислоты общие с другими кислотами? Какие свойства относятся к особым свойствам серной кислоты?

Какие свойства проявляет серная кислота в реакциях?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя


6

Контроль и самопроверка

Учитель организует самостоятельную работу учащихся с самопроверкой, взаимопроверкой.

Учащиеся выполняют тестовую работу, осуществляют взаимопроверку и оценивают работу друг друга.

Обсуждают ошибки друг друга

Познавательные Регулятивные

7

Рефлексия

Учитель организует рефлексивную деятельность учащихся

Что было на уроке наиболее интересным для вас?

Чему вы научились на этом уроке?

Что нового вы узнали на этом уроке?

Достигли ли вы цели, которые были поставлены в начале?

О чем вы теперь хотели бы узнать?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


8

Домашнее задание

В качестве домашнего задания:

1) предлагается подготовить презентацию о применении серной кислоты, используя учебник и дополнительную литературу;

2)решить задачу:

Медный купорос – фунгицид, предназначенный для опрыскивания плодово-ягодных, декоративных деревьев и кустарников от паршии других болезней, а также для дезинфекции ран у плодовых, восполнения дефицита меди в почве, для борьбы с насекомыми- вредителями. К примеру, для некорневой подкормки вегетирующих растений доза составляет 1-2 г медного купороса на 10 л воды.

  • Рассчитайте массовую долю безводного сульфата меди (II) в полученном растворе.

  • Почему раствор необходимо готовит в стеклянной или пластиковой ёмкости, но не в железной? Ответ подтвердите уравнениями реакций

3) выполнить на выбор одно из двух заданий:

а) В вашем распоряжении имеются медь, цинк, сера, концентрированная серная кислота. Напишите три окислительно-восстановительные реакции для получения оксида серы (IV) беления шерсти или хранения фруктов и овощей.

б) Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций получения разными способами сульфата марганца(II) и сульфата железа (II), являющихся микроудобрениями


Учащиеся записывают домашнее задание

познавательные, регулятивные, коммуникативные




Приложение 1.

Инструкция к проведению лабораторных опытов (в группах).

1 группа

В одну пробирку поместите небольшой кусочек цинка, во вторую алюминий, а в третью кусочек медной проволоки. Добавьте в каждую пробирку по 1 мл серной кислоты. Что наблюдаете? Составьте уравнения реакций и рассмотрите их с точки зрения ОВР.

2 группа

К небольшому количеству (1 лопаточка) оксида меди (II) добавить 1-2 мл серной кислоты, нагреть, соблюдая правила техники безопасности. Что наблюдаете? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

3 группа

К 1 капле серной кислоты добавить 1 каплю лакмуса. Что наблюдаете?

К одной капле гидроксида натрия добавить каплю фенолфталеина и каплю серной кислоты. Что наблюдаете? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

4 группа

К небольшому количеству (1 лопаточка) карбоната кальция добавить 1 мл серной кислоты. Что наблюдаете? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

К небольшому количеству хлорида натрия добавить 1 мл серной кислоты. Что наблюдаете?

Приложение 2.

Лабораторный опыт «Качественная реакция на сульфат-ион».

1.В одну пробирку прилейте 1-2 мл серной кислоты (при работе с кислотами соблюдайте особую осторожность!), а в другую 1-2мл соляной кислоты

2.В каждую пробирку прилейте раствор хлорида бария. Какие признаки химической реакции вы наблюдаете?

3.Составьте уравнение реакции в молекулярном, ионном (полном и сокращенном) видах. Какое условие протекания реакции обмена соблюдается?



Приложение 3.

Тестирование.

1.Будет ли изменяться со временем масса открытого сосуда с концентрированной серной кислотой:

1)да, уменьшится из-за испарения серной кислоты;

2)да, увеличится из-за поглощения водяных паров воздуха;

3)не изменится;

4)уменьшится, так как улетучится оксид серы (YI).

2.Имеются склянки с кислотами без надписей. Как определить серную кислоту?

1)прилить соль бария, выпадет белый осадок;

2)прилить нитрат серебра, выпадет белый осадок;

3)с помощью лакмуса;

4)по запаху.

3. Формула серной кислоты: 1) H2CO3, 2)HCI,3)H2SO4, 4) S(OH)4

4. Какое из утверждений о серной кислоте верно?

А. Серная кислота в реакциях может быть как окислителем, так и восстановителем.

Б. Серная кислота взаимодействует как с основными, так и с амфотерными оксидами.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

5.Качественная реакция на серную кислоту и ее соли:

а) H2SO4 →SO3 + H2O

б) Cu +2 H2SO4 → CuSO4 + SO2 +2H2O

в) H2SO4 + ВаCl2 →Ва SO4 +2HCl

г) H2SO4 + Na2 CO3→ Na2SO4 + CO2 + H2O

6. Какая из приведенных записей верна:

а)Fe + H2SO4 конц→ FeSO4 + H 2

б) Fe + H2SO4разб→ FeSO4 + H 2

в) Fe + 2H2SO4разб→ FeSO4 + SO2 +2H2O

г) Fe + H2SO4 конц→ Fe2(SO4)3 + H2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!