СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку "Склонение имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Великий и могучий русский язык в современности постепенно утрачивает свою мощь и звучание, а все потому, что не уделяется ему детьми должного внимания. Конечно, в нем ведь столько правил, их ведь все нужно заучить, да еще и уметь потом применить на практике. Зачем все это, если ребята друг друга понимают и с ошибками? Поэтому первоочередная задача   учителя - объяснить, зачем учить русский в школе, почему важно писать и говорить грамотно. А уже вторая - научить ребенка русскому языку, а значит подобрать такие методы и приемы, которые вовлекут учащихся в процесс познания и собственного умозаключения, исследования  русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку "Склонение имен существительных"»

Открытый урок по русскому языку по теме :Склонение имен существительных

Подготовила Гуменюк Т.В.






Тема урока: Склонение имен существительных.

Тип урока: рефлексия изученного материала

Цели урока: Обучающие цели:

Повторение понятия о склонении имён существительных ; определение типов склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме;

Развивающие:

формирование учебно-познавательной деятельности; формирование готовности учащихся к разным видам деятельности; развитие речи, умения слушать, развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила;

Воспитывающие:

воспитание навыка самостоятельной работы; воспитание навыка работы в парах; воспитание аккуратности, усидчивости, целеустремленности;воспитать чувство доброты ответственности,взаимопомощи.

Задачи:

  1. Развивать умения определять склонение имен существительных, обобщать материал .

  2. Познакомить учащихся с алгоритмом определения склонения имени существительного.

  3. Развивать речь, внимание, умение анализировать, классифицировать, развивать навыки самооценки, самоконтроля.

  4. Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.

Формируемые УУД:

  1. Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха, неуспеха в учебной деятельности.

  2. Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

  3. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний,построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

  4. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия: склонение, падежи, алгоритм, начальная форма.

Ресурсы:

  • учебник В.П.Канакина Русский язык: 4 класс: Просвещение, 2020 г.;

  • карточки, плакаты ,костюмы

  • ИКТ,презентации.









Ход урока:

1.Орг. момент.

Здравствуйте,дорогие гости и ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок,мы в кролевстве существительного.А это жители нашего королевства.

Живут у нас одушевленные и неодушевлённые,Собственные –нарицательные, мужского рода,женского рода,среднего рода существительные,единственного и множественного числа, 1 склонение ,2 склонение ,3 склонение ,а также 6 братьев,6 падежейпо которым склоняются все существительные..

У именительного всегда все есть.Он так и говорит:

1 ученик: «У меня есть кто? или что?

Я Именительный падеж

Инет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы кто? и что?

Ни с чем не спутает никто.

Родительный падеж он жадный и всегда говорит:

2 ученик: «Уменя нет никого и ничего.

А я падеж Родительный

Характер мой –общительный.

Кого? Чего?-И вот он я:

Предлоги часто мне друзья:

И «с»и «до» , и «у»,и «из»-

«до» неба вверх и «с» неба вниз.

А дательный добрый и всегда всем все давал.Только и слышно было повсюду:

3 ученик: Дать кому? Или чему?

Я называюсь дательным

Работаю старательно

Кому отдать?

К чему призвать ?

лишь только я могу сказать!

Винительный всегда все видел и говорил всем:

4 ученик:« Я вижу кого? и Что?»

А я винительный падеж

И я во всем виню невежд.

Зато отличников люблю

Для них «петёрки» я ловлю.

Кого назвать ,во что играть ,

Готов ребятам подсказать.

Не прочь с предлогами дружить
Но и без них могу прожить.

Братец творительный был всегда всем доволен только и слышно от него:

5 ученик: «Я доволен Кем? Или Чем?».

А я -Творительный падеж

Творю Чем?

Творю с Кем?

Я подскажу вам нет проблем.

Предложный всегда обо всем думал и говорил:

6 ученик: «Я думаю о Ком? Или о Чем?

А я падеж предложный

Со мною случай сложный

Мне без предлогов свет не мил.

О ком О чем я говорил ?

Ах,да, нужны предлоги!

Без них мне нет дороги.

Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.

- Проверьте глазками, всё ли готово к уроку. Вижу, что вы все готовы к нашему уроку.

2. Минутка чистописания .Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя чистоту сегодняшнего утра, выдохните все неприятности и обиды. Пусть ваш организм будет здоровым, душа – чистой, настроение – хорошим, а ум – светлым. Я желаю вам успехов на сегодняшнем уроке.

Наш урок хотелось бы начать словами:

Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдёт стороной,

Озарится душа красотой.

О чём это стихотворение? Что значит доброта? Доброта- это когда человек любит людей и помогает им. Любит природу и бережёт её, заботится о близких, никогда не ссорится ни с кем, улыбается. Человек добрый, если он стремится сделать других людей счастливыми. И сегодня на уроке мы будем говорить о доброте. Какая первая буква в слове доброта? Напишем сегодня букву Д

Число: 21 ноября Классная работа.

Запишем букву Д д До до нижнее соединение. Какие звуки может обозначать буква Д? [Д, Дь, Т, ТЬ]

Вторая строка: доброта ( придумаем и запишем однокоренные слова) добряк добро добродетель добренький задобрить добрячок подобреть Какие пословицы о добре вы знаете?

1. Земля согревается солнышком, а душа – добротой.
2. Доброе слово и кошке приятно.
3. Мир не без добрых людей.
4. Нет худа без добра.
5. Доброе слово лечит, злое калечит.
6. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
7. Путём зла не доходят до добра.

8.Жизнь дана на добрые дела. Запишем на 3 строке.

Как вы понимаете пословицу? Какие ещё пословицы знаете? В каких случаях её можно употребить?

3.Актуализация знаний. Вернёмся ко 2 строке. Исследуйте эти слова. Я утверждаю, что все эти слова являются существительными. Верно ли моё утверждение?

Чтобы ответить на этот вопрос проведём фронтальный опрос:

« Имя существительное»
. Имя существительное –это…
Часть речи.
Имя существительное обозначает…
Предмет
Имя существительное отвечает на вопросы…
Кто? Что?
Имя существительное изменяется …
• по родам
• по числам
• по падежам
Склонением имён существительных в русском языке называется…
изменение по падежам
Разбор по составу слов: добродетель

Теперь просклоняем слова кот и лиса(устно)

д) Физминутка.

- А сейчас проведём физминутку. Я буду называть существительные. Если оно относится к 1 склонению – присядьте, если ко 2 склонению – встаем, если к 3 склонению – хлопаем.

Берёза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, осень, яблоня, озеро речь,

Гараж, рожь, нож.печь.

Распределение слов по типам склонения :

Голубика, персик, сирень, папа, яблоко, рожь, площадь, груша, ужин, осень, дядя, мороз, дочь, слива, лицо.

6.Физминутка

7. Групповая работа .

8. Разноуровневая самостоятельная работа.

- Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.

1 группа :Укажи склонение существительных.

Дружба, веселье, восторг ласка, нежность, честность.
2 группа.Подчеркни существительные 1 склонения. Отвага, веселье, восторг, ласка, добродушие, забота доброжелательность, дружба, жизнь, здоровье, нежность, праздник, радость, смех, счастье, улыбка, чудо, щедрость.

3 группа подчеркни лишнее слово

Ночь, речь, грач, печь.

Гараж, рожь, камыш, нож.

Журналы, газеты, цветы, учебник.

4 группа подчеркни лишнее слово

На встрече, на уроке, около дома, на батарее.

Печь, вещь, мышь, пустошь.

Кони, гусь, овощи, грачи.

5 группа подчеркни лишнее слово

Солнце, чиж, небо, соль.

У дороги, на встрече, около дома, из бумаги.

Собрать пословицы.Определить тип склонения

Жизнь дана а душа добротой.
Земля согревается солнышком, добрый ответ.
На добрый привет на добрые дела.

9. Итог урока.

- Давайте повторим алгоритм определения склонения существительных.

- С какой целью необходимо научиться узнавать склонение существительных?

(Чтобы правильно писать окончание существительного)

- Это мы изучим на следующих уроках.

Игра «Собери цветок доброты!»
Вспомните о волшебном Цветике-семицветике из сказки Катаева. Девочка совершила добрый поступок. А куда бы вы потратили лепестки волшебного цветка? на доске – три серединки ромашек! На лепестках вы прочитаете слова, обозначающие добрые качества человека. Задание: выйти к доске и прикрепить эти существительные по типу склонения: 1-го, 2-го, 3-го.
1.Доброта, отвага, дружба, ласка, забота
2.Внимание, уважение, мир, сочувствие, мужество
3.Скромность, честность, щедрость, чуткость, справедливость, любовь!
Молодцы! Все сделали верно! У нас получился букет из цветов доброты! Быть добрым- значит быть внимательным , чутким и т.д. И любить все живое вокруг! Вспомните, нас окружает красота, и надо ее беречь!
10. Информация о домашнем задании по выбору

Д/З по выбору:

стр. 100, №178

Мини-сочинение «Жизнь дана на добрые дела»

Спасибо всем Урок завершен

Приложения : карточки

1 группа :Укажи склонение существительных.

Дружба, веселье, восторг ласка, нежность, честность.


2 группа.Подчеркни существительные 1 склонения.

Отвага, веселье, восторг, ласка, добродушие, забота доброжелательность, дружба, жизнь, здоровье, нежность, праздник.


3 группа подчеркни лишнее слово

Ночь, речь,грач, печь.

Гараж,рожь, камыш, нож.

Журналы, газеты, цветы,учебник



4 группа подчеркни лишнее слово

На встрече, на уроке, на батарее.

Печь, вещь,мыщь, пустошь.

Кони,гусь, овощи, грачи.


5 группа подчеркни лишнее слово

Солнце, чиж, небо,соль.

У дороги,на встрече, около дома, из бумаги.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!