СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку 5 класс по теме "Дополнение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку 5 класс по теме "Дополнение"»

Открытый урок по русскому языку на тему "Дополнение". 5-й класс

Оборудование: мультимедийный проектор

Ход урока

1. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята. Вы, уже заметили, у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их и друг друга. Проверим, Кто знает больше этикетных слов приветствия и выражений?

Примерные этикетные слова и выражения.

  • Здравствуйте.

  • Рад вас видеть (приветствовать).

  • Добро пожаловать.

  • Я так рад вам.

  • Доброе утро (день, вечер).

  • Привет.

  • Здорово.

  • Лёгок на помине.

  • Моё почтение.

  • Приветствую вас.

  • Салют.

  • Позвольте приветствовать вас.

  • Доброго здоровья (здоровьица).

  • Наше вам.

  • Здравия желаю.

Молодцы, приветствовать гостей и друг друга мы умеем. Умеем?

Сегодня ждет тебя успех!
Но чтоб к нему прийти,
Ты помни, что он любит всех
Внимательных в пути.
Серьезным на уроке будь, 
В учебник посмотри,
А если нет ответа в нем
Смекалку прояви!

- Итак, урок русского языка. Ребята, как вы думаете, что поможет Вам сегодня достичь успеха на уроке?



2. Актуализация знаний. Повторение.

- Открыли тетради, записали число, классная работа. Пропустив 2 чистые строчки, выполняем первое задание по повторению.

1) Цифровой диктант

Ребята, повторим изученное на предыдущих уроках в форме цифрового диктанта: да – 1, нет – 0. (на доске) 1001010101

А) Подлежащее и сказуемое – составляют грамматическую основу предложения.

Б) Подлежащее – это главный член предложения, который называет действие или состояние.

В) Сказуемое – это часть слова без окончания.

Г) Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются распространёнными.

Д) По цели высказывания предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.

Е) Предложения по цели высказывания бывают побудительные, вопросительные, повествовательные.

Ё) Предложения с одним главным членом называются двусоставными.

Ж) По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

З) Подлежащее и сказуемое – это второстепенные члены предложения.

И) Синтаксис изучает словосочетание и предложение.


2 задание. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте грамматическую основу предложения.

1. Каждый слышал песн…ю дуба.

2. Серый дым струит...ся из избы.

3. Песни всегда посв...щал я Отчизн....

4. Мальчик пиш...т.



- Проверим выполненное задание по цепочке. Молодцы, ребята, кто выполнил задание без ошибок, поставьте себе 5, у кого одна ошибка – 4, у кого 2-3 ошибки -3.

- Поднимите руку, у кого нет ошибок? Молодцы. А кто допустил ошибки, в следующий раз постарайтесь.

3. Мотивация. Определение тему урока.

- Посмотрите внимательно на 5-е предложение. Чем оно отличается от остальных?

( В этом предложении только подлежащее и сказуемое. Это предложение нераспространенное)

- А что можно добавить в предложение? (второстепенные члены предложения)

Ну, добавьте какое-нибудь слово, чтобы предложение получилось распространенным? А как называется такой член предложения? (дополнение)

- Так, значит, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (о дополнении)

- А какой член предложения – дополнение? (второстепенный)

- Сформулируйте тему урока. Второстепенные члены предложения. Дополнение. Запишите тему на пропущенных строчках







4. Целеполагание.

- Исходя из темы урока, давайте все вместе определим цели нашего урока. Что мы должны узнать с вами на этом уроке, чему научиться?

Прочитайте цели нашего урока

1) Научиться находить дополнение в предложении;

2) Определять его синтаксическую функцию;

3) Научиться различать дополнение и подлежащее.



4. Первичное закрепление.

- Ребята, с дополнением вы уже знакомились в начальных классах. Что вы помните о нем?

(отвечает на падежные вопросы, подчеркивается черточками, выражено может быть существительным..)

- А какие это вопросы косвенных падежей?

- Давайте сверим наши формулировки с учебником (стр. 106)

- Итак, ваша версия подтвердилась. Была ли в тексте новая для вас информация? (Была. Кроме существительного дополнение может выражаться местоимением. Относится к глаголу –сказуемому, управляется сказуемым, обозначает предмет).

5. Применение нового знания.

- Мало знать определение дополнения, важно уметь находить его в предложении.

- Что может помочь это умение сформировать? (памятка, алгоритм)

- Поработаем над алгоритмом нахождения дополнения в предложении.

Используя рабочие материалы (разрезанные листы с описанием действия), составьте алгоритм нахождения дополнения в предложении. Определите последовательность действий при решении этой грамматической задачи. 

Памятка

  1. Найду грамматическую основу.

  2. Поставлю от сказуемого вопросы косвенных падежей.

  3. Найду слова, которые отвечают на эти вопросы и обозначают предмет.

  4. Определю, какой частью речи эти слова выражены.

- Используя составленный алгоритм, найдите в предложении дополнение. Докажите свое мнение.

Зубастый зверек грызет с визгом дубок. (у доски)









  1. Закрепление изученного материала.

Сейчас мне бы хотелось посмотреть на то, как вы умеете быстро работать у доски.

Каждому ряду предлагается по 2 предложения (записаны на доске) для разбора по членам и определения чем выражены все члены предложения. Победит тот ряд, который быстро и правильно произведёт разбор. Проведем эстафету? (да). Тогда начали.

1 группа:  Кудри берез расчесывал ветер. Петя приготовил уроки.

2 группа: Ему учительница поручила доклад. Звезды усеяли небо.

Итак. Закончили? Давайте проверим. Все ли правильно вы сделали . Молодцы ребята. С этим заданием вы справились хорошо. Идем дальше.

Физкультминутка. Чувствую, подустали немного. Давайте проведем с вами физкультминутку и отдохнем немного.

 Потрудились? – отдохнем!

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.



7. Самостоятельная работа. Умение отличать подлежащее и дополнение понадобится вам на экзамене, который вам предстоит сдать в 9 и 11 классах.

1. Какие слова являются грамматической основой в каждом предложении?

1) Село украшает сад.

2) Альбом взял мальчик.

3) Алёшино лицо покрывали веснушки.

4) Кирпичи носили каменщики.



2. Укажите предложение, в котором неверно выделен второстепенный член предложения.

1. Мы принесли цветы в корзине.

2. Орел громко закричал и расправил крылья.

3. Турция - южная страна.



3. Укажите строку, в которой перечислены только второстепенные члены предложения.

1. Дополнение, сказуемое, определение.

2. Определение, обстоятельство, подлежащее.

3. Определение, дополнение, обстоятельство.





9. Взаимопроверка . Оцени своего друга

Давайте поменяемся тетрадками и проверим друг друга. Все справились с данной работой на отлично или есть те, кто сделал ошибки? Выставите оценки своим одноклассникам самостоятельно.

10. Рефлексия.

Продолжите фразу:

  • В предложении есть главные и .....члены предложения

  • Второстепенные члены предложения – это ...., ....., ...... .

  • Дополнение – это ...... член предложения, который отвечает на ...... и обозначает ....

  • Дополнение обычно выражается .......

Обобщая тему нашего урока и ответив на данные вопросы, я предлагаю вам составить синквейн на слово

Дополнение

Косвенное прямое

Обозначает, отвечает, выражается

Выражается именем существительным и местоимением

Член предложения


- Молодцы, ребята. Сегодня вы на уроке работали очень хорошо и заслужили соответствующие оценки.( выставление оценок)

Запишите домашнее задание. Параграф 26,повторить правило. Письменно выполните упражнение 137.

Закончить урок мне бы хотелось этикетными словами и выражениями, которые мы скажем друг другу на прощание.

Примерные этикетные слова и выражения.

  • Желаю удачи.

  • До свидания.

  • В добрый путь.

  • Счастливого пути.

  • Позвольте откланяться.

  • Счастливо оставаться.

  • До скорого.

  • Бывай.

  • Имею честь откланяться.

  • Жму вашу руку.

  • Пока.

  • Звоните.

  • Спокойной ночи.

  • Прощай.

  • Всего доброго.

  • Будьте здоровы.

  • Не поминайте лихом.

  • И т.д.

Памятка

1.Найду грамматическую основу.

2.Поставлю от сказуемого вопросы косвенных падежей.

3.Найду слова, которые отвечают на эти вопросы и обозначают предмет

4.Определю, какой частью речи эти слова выражены.

Памятка

1.Найду грамматическую основу.

2.Поставлю от сказуемого вопросы косвенных падежей.

3.Найду слова, которые отвечают на эти вопросы и обозначают предмет

4.Определю, какой частью речи эти слова выражены.

Памятка

1.Найду грамматическую основу.

2.Поставлю от сказуемого вопросы косвенных падежей.

3.Найду слова, которые отвечают на эти вопросы и обозначают предмет

4.Определю, какой частью речи эти слова выражены.

Памятка

1.Найду грамматическую основу.

2.Поставлю от сказуемого вопросы косвенных падежей.

3.Найду слова, которые отвечают на эти вопросы и обозначают предмет

4.Определю, какой частью речи эти слова выражены.

Памятка

1.Найду грамматическую основу.

2.Поставлю от сказуемого вопросы косвенных падежей.

3.Найду слова, которые отвечают на эти вопросы и обозначают предмет

4.Определю, какой частью речи эти слова выражены.

Памятка

1.Найду грамматическую основу.

2.Поставлю от сказуемого вопросы косвенных падежей.

3.Найду слова, которые отвечают на эти вопросы и обозначают предмет

4.Определю, какой частью речи эти слова выражены.

Памятка

1.Найду грамматическую основу.

2.Поставлю от сказуемого вопросы косвенных падежей.

3.Найду слова, которые отвечают на эти вопросы и обозначают предмет

4.Определю, какой частью речи эти слова выражены.



2). Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте грамматическую основу предложения.

1. Каждый слышал песн…ю дуба.

2. Серый дым струит...ся из избы.

3. Песни всегда посв...щал я Отчизн....

4. Мальчик пиш...т.

2). Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте грамматическую основу предложения.

1. Каждый слышал песн…ю дуба.

2. Серый дым струит...ся из избы.

3. Песни всегда посв...щал я Отчизн....

4. Мальчик пиш...т.

2). Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте грамматическую основу предложения.

1. Каждый слышал песн…ю дуба.

2. Серый дым струит...ся из избы.

3. Песни всегда посв...щал я Отчизн....

4. Мальчик пиш...т.

2). Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте грамматическую основу предложения.

1. Каждый слышал песн…ю дуба.

2. Серый дым струит...ся из избы.

3. Песни всегда посв...щал я Отчизн....

4. Мальчик пиш...т.

2). Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте грамматическую основу предложения.

1. Каждый слышал песн…ю дуба.

2. Серый дым струит...ся из избы.

3. Песни всегда посв...щал я Отчизн....

4. Мальчик пиш...т.

2). Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте грамматическую основу предложения.

1. Каждый слышал песн…ю дуба.

2. Серый дым струит...ся из избы.

3. Песни всегда посв...щал я Отчизн....

4. Мальчик пиш...т.

2). Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте грамматическую основу предложения.

1. Каждый слышал песн…ю дуба.

2. Серый дым струит...ся из избы.

3. Песни всегда посв...щал я Отчизн....

4. Мальчик пиш...т.




Самостоятельная работа. 

1. Найдите и подчеркните в каждом предложении грамматическую основу ?

1) Село украшает сад.

2) Альбом взял мальчик.

3) Алёшино лицо покрывали веснушки.

4) Кирпичи носили каменщики.

2. Укажите предложение, в котором неверно выделен второстепенный член предложения

1. Мы принесли цветы в корзине.

2. Орел громко закричал и расправил крылья.

3. Турция - южная страна.

3. Укажите строку, в которой перечислены только второстепенные члены предложения.

1. Дополнение, сказуемое, определение.

2. Определение, обстоятельство, подлежащее.

3. Определение, дополнение, обстоятельство.

Самостоятельная работа. 

1. Найдите и подчеркните в каждом предложении грамматическую основу ?

1) Село украшает сад.

2) Альбом взял мальчик.

3) Алёшино лицо покрывали веснушки.

4) Кирпичи носили каменщики.

2. Укажите предложение, в котором неверно выделен второстепенный член предложения

1. Мы принесли цветы в корзине.

2. Орел громко закричал и расправил крылья.

3. Турция - южная страна.

3. Укажите строку, в которой перечислены только второстепенные члены предложения.

1. Дополнение, сказуемое, определение.

2. Определение, обстоятельство, подлежащее.

3. Определение, дополнение, обстоятельство.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!