Открытый урок по русскому языку на тему "Дополнение". 5-й класс
Оборудование: мультимедийный проектор
Ход урока
1. Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята. Вы, уже заметили, у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их и друг друга. Проверим, Кто знает больше этикетных слов приветствия и выражений?
Примерные этикетные слова и выражения.
Здравствуйте.
Рад вас видеть (приветствовать).
Добро пожаловать.
Я так рад вам.
Доброе утро (день, вечер).
Привет.
Здорово.
Лёгок на помине.
Моё почтение.
Приветствую вас.
Салют.
Позвольте приветствовать вас.
Доброго здоровья (здоровьица).
Наше вам.
Здравия желаю.
Молодцы, приветствовать гостей и друг друга мы умеем. Умеем?
Сегодня ждет тебя успех!
Но чтоб к нему прийти,
Ты помни, что он любит всех
Внимательных в пути.
Серьезным на уроке будь,
В учебник посмотри,
А если нет ответа в нем
Смекалку прояви!
- Итак, урок русского языка. Ребята, как вы думаете, что поможет Вам сегодня достичь успеха на уроке?
2. Актуализация знаний. Повторение.
- Открыли тетради, записали число, классная работа. Пропустив 2 чистые строчки, выполняем первое задание по повторению.
1) Цифровой диктант
Ребята, повторим изученное на предыдущих уроках в форме цифрового диктанта: да – 1, нет – 0. (на доске) 1001010101
А) Подлежащее и сказуемое – составляют грамматическую основу предложения.
Б) Подлежащее – это главный член предложения, который называет действие или состояние.
В) Сказуемое – это часть слова без окончания.
Г) Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются распространёнными.
Д) По цели высказывания предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.
Е) Предложения по цели высказывания бывают побудительные, вопросительные, повествовательные.
Ё) Предложения с одним главным членом называются двусоставными.
Ж) По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.
З) Подлежащее и сказуемое – это второстепенные члены предложения.
И) Синтаксис изучает словосочетание и предложение.
2 задание. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте грамматическую основу предложения.
1. Каждый слышал песн…ю дуба.
2. Серый дым струит...ся из избы.
3. Песни всегда посв...щал я Отчизн....
4. Мальчик пиш...т.
- Проверим выполненное задание по цепочке. Молодцы, ребята, кто выполнил задание без ошибок, поставьте себе 5, у кого одна ошибка – 4, у кого 2-3 ошибки -3.
- Поднимите руку, у кого нет ошибок? Молодцы. А кто допустил ошибки, в следующий раз постарайтесь.
3. Мотивация. Определение тему урока.
- Посмотрите внимательно на 5-е предложение. Чем оно отличается от остальных?
( В этом предложении только подлежащее и сказуемое. Это предложение нераспространенное)
- А что можно добавить в предложение? (второстепенные члены предложения)
Ну, добавьте какое-нибудь слово, чтобы предложение получилось распространенным? А как называется такой член предложения? (дополнение)
- Так, значит, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (о дополнении)
- А какой член предложения – дополнение? (второстепенный)
- Сформулируйте тему урока. Второстепенные члены предложения. Дополнение. Запишите тему на пропущенных строчках
4. Целеполагание.
- Исходя из темы урока, давайте все вместе определим цели нашего урока. Что мы должны узнать с вами на этом уроке, чему научиться?
Прочитайте цели нашего урока
1) Научиться находить дополнение в предложении;
2) Определять его синтаксическую функцию;
3) Научиться различать дополнение и подлежащее.
4. Первичное закрепление.
- Ребята, с дополнением вы уже знакомились в начальных классах. Что вы помните о нем?
(отвечает на падежные вопросы, подчеркивается черточками, выражено может быть существительным..)
- А какие это вопросы косвенных падежей?
- Давайте сверим наши формулировки с учебником (стр. 106)
- Итак, ваша версия подтвердилась. Была ли в тексте новая для вас информация? (Была. Кроме существительного дополнение может выражаться местоимением. Относится к глаголу –сказуемому, управляется сказуемым, обозначает предмет).
5. Применение нового знания.
- Мало знать определение дополнения, важно уметь находить его в предложении.
- Что может помочь это умение сформировать? (памятка, алгоритм)
- Поработаем над алгоритмом нахождения дополнения в предложении.
Используя рабочие материалы (разрезанные листы с описанием действия), составьте алгоритм нахождения дополнения в предложении. Определите последовательность действий при решении этой грамматической задачи.
Памятка
Найду грамматическую основу.
Поставлю от сказуемого вопросы косвенных падежей.
Найду слова, которые отвечают на эти вопросы и обозначают предмет.
Определю, какой частью речи эти слова выражены.
- Используя составленный алгоритм, найдите в предложении дополнение. Докажите свое мнение.
Зубастый зверек грызет с визгом дубок. (у доски)
Закрепление изученного материала.
Сейчас мне бы хотелось посмотреть на то, как вы умеете быстро работать у доски.
Каждому ряду предлагается по 2 предложения (записаны на доске) для разбора по членам и определения чем выражены все члены предложения. Победит тот ряд, который быстро и правильно произведёт разбор. Проведем эстафету? (да). Тогда начали.
1 группа: Кудри берез расчесывал ветер. Петя приготовил уроки.
2 группа: Ему учительница поручила доклад. Звезды усеяли небо.
Итак. Закончили? Давайте проверим. Все ли правильно вы сделали . Молодцы ребята. С этим заданием вы справились хорошо. Идем дальше.
Физкультминутка. Чувствую, подустали немного. Давайте проведем с вами физкультминутку и отдохнем немного.
Потрудились? – отдохнем!
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
7. Самостоятельная работа. Умение отличать подлежащее и дополнение понадобится вам на экзамене, который вам предстоит сдать в 9 и 11 классах.
1. Какие слова являются грамматической основой в каждом предложении?
1) Село украшает сад.
2) Альбом взял мальчик.
3) Алёшино лицо покрывали веснушки.
4) Кирпичи носили каменщики.
2. Укажите предложение, в котором неверно выделен второстепенный член предложения.
1. Мы принесли цветы в корзине.
2. Орел громко закричал и расправил крылья.
3. Турция - южная страна.
3. Укажите строку, в которой перечислены только второстепенные члены предложения.
1. Дополнение, сказуемое, определение.
2. Определение, обстоятельство, подлежащее.
3. Определение, дополнение, обстоятельство.
9. Взаимопроверка . Оцени своего друга
Давайте поменяемся тетрадками и проверим друг друга. Все справились с данной работой на отлично или есть те, кто сделал ошибки? Выставите оценки своим одноклассникам самостоятельно.
10. Рефлексия.
Продолжите фразу:
В предложении есть главные и .....члены предложения
Второстепенные члены предложения – это ...., ....., ...... .
Дополнение – это ...... член предложения, который отвечает на ...... и обозначает ....
Дополнение обычно выражается .......
Обобщая тему нашего урока и ответив на данные вопросы, я предлагаю вам составить синквейн на слово
Дополнение
Косвенное прямое
Обозначает, отвечает, выражается
Выражается именем существительным и местоимением
Член предложения
- Молодцы, ребята. Сегодня вы на уроке работали очень хорошо и заслужили соответствующие оценки.( выставление оценок)
Запишите домашнее задание. Параграф 26,повторить правило. Письменно выполните упражнение 137.
Закончить урок мне бы хотелось этикетными словами и выражениями, которые мы скажем друг другу на прощание.
Примерные этикетные слова и выражения.
Желаю удачи.
До свидания.
В добрый путь.
Счастливого пути.
Позвольте откланяться.
Счастливо оставаться.
До скорого.
Бывай.
Имею честь откланяться.
Жму вашу руку.
Пока.
Звоните.
Спокойной ночи.
Прощай.
Всего доброго.
Будьте здоровы.
Не поминайте лихом.
И т.д.
Памятка |
1.Найду грамматическую основу. |
2.Поставлю от сказуемого вопросы косвенных падежей. |
3.Найду слова, которые отвечают на эти вопросы и обозначают предмет |
4.Определю, какой частью речи эти слова выражены. |
Памятка |
1.Найду грамматическую основу. |
2.Поставлю от сказуемого вопросы косвенных падежей. |
3.Найду слова, которые отвечают на эти вопросы и обозначают предмет |
4.Определю, какой частью речи эти слова выражены. |
Памятка |
1.Найду грамматическую основу. |
2.Поставлю от сказуемого вопросы косвенных падежей. |
3.Найду слова, которые отвечают на эти вопросы и обозначают предмет |
4.Определю, какой частью речи эти слова выражены. |
Памятка |
1.Найду грамматическую основу. |
2.Поставлю от сказуемого вопросы косвенных падежей. |
3.Найду слова, которые отвечают на эти вопросы и обозначают предмет |
4.Определю, какой частью речи эти слова выражены. |
Памятка |
1.Найду грамматическую основу. |
2.Поставлю от сказуемого вопросы косвенных падежей. |
3.Найду слова, которые отвечают на эти вопросы и обозначают предмет |
4.Определю, какой частью речи эти слова выражены. |
Памятка |
1.Найду грамматическую основу. |
2.Поставлю от сказуемого вопросы косвенных падежей. |
3.Найду слова, которые отвечают на эти вопросы и обозначают предмет |
4.Определю, какой частью речи эти слова выражены. |
Памятка |
1.Найду грамматическую основу. |
2.Поставлю от сказуемого вопросы косвенных падежей. |
3.Найду слова, которые отвечают на эти вопросы и обозначают предмет |
4.Определю, какой частью речи эти слова выражены. |
2). Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте грамматическую основу предложения.
1. Каждый слышал песн…ю дуба.
2. Серый дым струит...ся из избы.
3. Песни всегда посв...щал я Отчизн....
4. Мальчик пиш...т.
2). Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте грамматическую основу предложения.
1. Каждый слышал песн…ю дуба.
2. Серый дым струит...ся из избы.
3. Песни всегда посв...щал я Отчизн....
4. Мальчик пиш...т.
2). Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте грамматическую основу предложения.
1. Каждый слышал песн…ю дуба.
2. Серый дым струит...ся из избы.
3. Песни всегда посв...щал я Отчизн....
4. Мальчик пиш...т.
2). Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте грамматическую основу предложения.
1. Каждый слышал песн…ю дуба.
2. Серый дым струит...ся из избы.
3. Песни всегда посв...щал я Отчизн....
4. Мальчик пиш...т.
2). Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте грамматическую основу предложения.
1. Каждый слышал песн…ю дуба.
2. Серый дым струит...ся из избы.
3. Песни всегда посв...щал я Отчизн....
4. Мальчик пиш...т.
2). Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте грамматическую основу предложения.
1. Каждый слышал песн…ю дуба.
2. Серый дым струит...ся из избы.
3. Песни всегда посв...щал я Отчизн....
4. Мальчик пиш...т.
2). Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте грамматическую основу предложения.
1. Каждый слышал песн…ю дуба.
2. Серый дым струит...ся из избы.
3. Песни всегда посв...щал я Отчизн....
4. Мальчик пиш...т.
Самостоятельная работа.
1. Найдите и подчеркните в каждом предложении грамматическую основу ?
1) Село украшает сад.
2) Альбом взял мальчик.
3) Алёшино лицо покрывали веснушки.
4) Кирпичи носили каменщики.
2. Укажите предложение, в котором неверно выделен второстепенный член предложения
1. Мы принесли цветы в корзине.
2. Орел громко закричал и расправил крылья.
3. Турция - южная страна.
3. Укажите строку, в которой перечислены только второстепенные члены предложения.
1. Дополнение, сказуемое, определение.
2. Определение, обстоятельство, подлежащее.
3. Определение, дополнение, обстоятельство.
Самостоятельная работа.
1. Найдите и подчеркните в каждом предложении грамматическую основу ?
1) Село украшает сад.
2) Альбом взял мальчик.
3) Алёшино лицо покрывали веснушки.
4) Кирпичи носили каменщики.
2. Укажите предложение, в котором неверно выделен второстепенный член предложения
1. Мы принесли цветы в корзине.
2. Орел громко закричал и расправил крылья.
3. Турция - южная страна.
3. Укажите строку, в которой перечислены только второстепенные члены предложения.
1. Дополнение, сказуемое, определение.
2. Определение, обстоятельство, подлежащее.
3. Определение, дополнение, обстоятельство.