Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Руссковская средняя школа»
Конспект урока по предмету «Окружающий мир»
Тема: Зона Арктических пустынь
4 класс
Чобану Светлана Михайловна,
учитель начальных классов
Русское
2019г.
Тема урока: «Зона Арктических пустынь».
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе ), значением природы данной зоны для человека, её использованием, определения существенных признаков природных зон и сравнения их, определения границ знания и «незнания»; обучения нахождению на карте полушарий зоны Арктики; способствовать формированию у учащихся понятия «Арктика», развитию интереса к предмету «Окружающий мир».
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентного опыта/приобретённая компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
Тип урока: открытие нового знания.
Методы и формы обучения: объяснительно - иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Оборудование: проектор, ноутбук, карта «Природные зоны России», карточки, учебник «Окружающий мир» 4 класс, А.А. Плешаков, рабочая тетрадь «Окружающий мир».
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Тест. (Приложение 1)
Мотивация к деятельности.
- Послушайте описание чертогов одной сказочной героини. В какой природной зоне жила героиня этого произведения?
Чертог (устаревшее слово) – великолепное здание, дворец, помещение, палата во дворце, замке.
(Слайд 1)
«Стенами чертогов были Вьюги, окнами и дверями – буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь одна за другой так, как наметала вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах!
Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится, в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замёрзшее озеро».
- Кто узнал героиню произведения?
(Г.- Х. Андерсен. «Снежная королева».)
- Вернёмся к вопросу о том, где жила Снежная королева.
(Снежная королева жила в ледяной зоне.)
- Попробуем сформулировать тему урока.
(Слайд 2)
Тема урока «Зона Арктических пустынь».
- Работать мы будем по следующему плану.
(Слайд 3)
План
Географическое положение.
Природные условия.
Растительный мир.
Животный мир.
Деятельность человека.
Изучение нового материала.
Географическое положение (работа по карте - на доске и в рабочей тетради)
Показ учителем зоны.
(Слайд 4)
- Зона Арктики занимает самый север нашей страны. Включает в себя Северный Ледовитый океан, его окраинные моря: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно – Сибирское, Чукотское;
острова: Шлицберенга, Земля Франца Иосифа, Северная земля, Новосибирские острова, остров Врангеля (остров – заповедник).
- Кругом лежат льды, но ледовый покров не везде одинаковый. Баренцево море в меньшей степени покрыто льдами.
(Слайд 5)
- Самые толстые льды покрывают море Лаптевых, толщина которых даже у побережья достигает 2,5 м.
(Слайд 6)
- Подумайте почему?
(Предположения учащихся. Если верного ответа не найдено, учитель даёт подсказку.)
- Причина в географическом положении морей относительно океана. Баренцево море близко бассейну Атлантического океана, где проходит теплое течение Гольфстрим – «природная грелка». Море Лаптевых удалено и от Атлантического, и от Тихого океана, близость Северного полюса.
2) Природные условия (Слайд 7)
- Как вы думаете, почему здесь льды и так холодно?
(Мало солнца, солнечные лучи скользят по поверхности.)
- Зима суровая, ветреная, длинная. Температура опускается до – 300, - 400 С. Самая низкая температура – 690 с. Часто метут метели. На полюсе полярная ночь длится 179 суток.
(Слайд 8)
Чтение стихотворения.
Что за чудо-чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажёг огонь чудесный,
Золотой костёр небесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льётся свет.
Что же это?
- И лишь иногда чёрную непроглядную тьму разрывает северное сияние.
(Слайд 9)
- Лето здесь ясное, но холодное. Самая высокая температура + 50, + 90 С. Даже в июне идёт снег, но солнце освещает землю и не уходит за горизонт.
(Слайд 10)
На полюсе полярный день длится 186 суток.
Физминутка.
(Слайд 11)
Звучит в записи «Песня про медведей» (слова Л. Дербенёва, музыка А. Зацепина)
3) Растительный мир
- Как вы думаете, могут ли в таких суровых условиях существовать живые организмы?
Работа по учебнику (учащиеся читают на стр. 80 )
- Какие растения мы можем здесь встретить?
(Учащиеся называют растения – лишайники, мхи, полярные маки, в море множество водорослей.)
(Слайд 12)
- Почему этим растениям удаётся здесь выжить?
- Они растут в защищённых от ветра местах. Низкорослые, часто стелются по поверхности (защита от ветра, тепло от земли).
4) Животный мир.
- Что представляет собой животный мир?
- Где на территории Арктики могут обитать животные?
- Все обитатели этого края связаны с морем, где много рыбы, которая питается в основном ракообразными.
(Слайд 13 - 14)
- Из животных в этих местах больше всего птиц. Их шумные скопления называют птичьими базарами.
(Слайд 15 - 16)
- Рассмотрите зверей обитающих в Арктике.
- Что помогает им выжить в таких суровых условиях?
(Слайд 17, 18, 19)
4. Самостоятельная работа.
Вставить пропущенные слова. Карточка. (Приложение 2.)
Животных арктической зоны кормит море . Морскими водорослями питаются рачки , а ими – рыбы.
Основная пища птиц и животных – это рыба. На скалистых берегах собираются чайки , кайры и гагарки , здесь они выводят потомство .
Птиц с необычными клювами называют тупики . Все звери – прекрасные - пловцы . От холода их защищает слой жира . Это моржи и тюлени . На тюленей охотятся белые медведи . У них длинная густая шерсть белого цвета и широкие лапы, чтобы удобнее было передвигаться по льду и снегу .
Работа по учебнику стр. 81 - 82
- Чем занимаются люди в Арктике? (Ответы учащихся.)
(Слайд 20, 21,22 )
- Для сохранения удивительной природы Крайнего Севера принимаются различные меры. В 1976 году был создан заповедник на острове Врангеля.
( Рассказ учащегося заповеднике.)
(Слайд 23)
Рефлексия.
- Проверим наши знания (выполнения задания)
Карточки для каждого учащегося. Тест. Выберите ответ и номер закрасить в таблице. (Приложение 3.)
Самопроверка. (Слайд 24)
9 | | | | | | |
| | | 4 | 13 | | 5 |
8 | | | | | | |
| 11 | 10 |
| | | | 2 | | | |
| | | | | | |
12 | 7 | | 1 |
| 6 | | | | | | |
| | | 3 | | |
Заполнить рефлексивную таблицу.
(Слайд 25)
Арктика –царство льда и снега |
Географическое положение | Северный Ледовитый океан, северные моря, острова. |
Природные условия | Полярная ночь, полярный день, северное сияние. |
Растительный мир | Лишайники, мхи, полярный мак. |
Животный мир | Рачки, рыбы, чайки, гагарки, тупики, морж, тюлень, белый медведь. |
Деятельность человека | Научные станции, Северный морской путь, рыбный промысел, охота. |
Домашнее задание.
Выполнить задания на стр. 39 – 41рабочей тетради.
Приложение 1
Тест Моря, озёра и реки России
А 1. Какое море входит в состав морей Атлантического океана?
Белое
Охотское
Балтийское
Карское
А 2. Какое море самое тёплое?
Чёрное
Балтийское
Берингово
Баренцево
А 3, Какое озеро самое крупное в Европе?
Байкал
Селигер
Ладожское
Онежское
А 4. Какая река протекает по Восточно – Европейской равнине?
Амур
Волга
Лена
Енисей
В 1. Какое озеро внесено в Список Всемирного наследия?
Онежское
Ладожское
Каспийское
Байкал
В 2. Какое озеро называют морем?
Байкал
Ладожское
Онежское
Каспийское
С 1. Моря каких океанов омывают берега России?
Атлантического
Индийского
Тихого
Северного Ледовитого
Приложение 2.
Вставьте пропущенные слова.
Животных арктической зоны кормит … . Морскими водорослями питаются … , а ими - …
Основная пища птиц и животных – это … . На скалистых берегах собираются … , … и … , здесь они выводят … .
Птиц с необычными клювами называют … . Все звери – прекрасные - … . От холода их защищает … . Это … и … . На тюленей охотятся … . У них длинная густая шерсть … цвета и … лапы, чтобы удобнее было … .
Приложение 3.
Приложение 3.
Природная зона арктических пустынь расположена:
на островах Тихого океана
на островах Северного Ледовитого океана
на островах Тихого океана
В Арктике для растений и животных сложились:
суровые условия
комфортные условия
В ледяной зоне растут:
кедры, берёзы, черёмуха
лишайники, мхи, полярный мак
бузина, орешник, калина
В Арктике обитают животные:
бобры, суслики, хомяки
волки, белые медведи, рыси
моржи, тюлени, белые медведи
Найди верную цепь питания:
водоросли – рачки – рыбы – гагарки – белый медведь
водоросли – рачки – сайки – тюлени
9 | | | | | | |
| | | 4 | 13 | | 5 |
8 | | | | | | |
| 11 | 10 |
| | | | 2 | | | |
| | | | | | |
12 | 7 | | 1 |
| 6 | | | | | | |
| | | 3 | | |
ИСТОЧНИКИ
Учебник А. А. Плешаков «Окружающий мир» 4 класс, 1часть. – М.: Просвещение 2018 г.
Технологические карты уроков по учебнику А. А Плешакова, / авт. – сост. И. В. Арнгольд. – Волгоград: Учитель, 2014 г.
Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 4 класс, /авт. И. Ф. Яценко. – М.: «ВАКО», 2013 г.
Интернет – ресурсы.
Яндекс. Картинки.
16