СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру 4 класс.»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Руссковская средняя школа»








Конспект урока по предмету «Окружающий мир»

Тема: Зона Арктических пустынь

4 класс






Чобану Светлана Михайловна,

учитель начальных классов








Русское

2019г.


Тема урока: «Зона Арктических пустынь».

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе ), значением природы данной зоны для человека, её использованием, определения существенных признаков природных зон и сравнения их, определения границ знания и «незнания»; обучения нахождению на карте полушарий зоны Арктики; способствовать формированию у учащихся понятия «Арктика», развитию интереса к предмету «Окружающий мир».

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентного опыта/приобретённая компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Тип урока: открытие нового знания.

Методы и формы обучения: объяснительно - иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Оборудование: проектор, ноутбук, карта «Природные зоны России», карточки, учебник «Окружающий мир» 4 класс, А.А. Плешаков, рабочая тетрадь «Окружающий мир».

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

Тест. (Приложение 1)

  1. Мотивация к деятельности.

- Послушайте описание чертогов одной сказочной героини. В какой природной зоне жила героиня этого произведения?

Чертог (устаревшее слово) – великолепное здание, дворец, помещение, палата во дворце, замке.

(Слайд 1)

«Стенами чертогов были Вьюги, окнами и дверями – буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь одна за другой так, как наметала вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах!

Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится, в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замёрзшее озеро».

- Кто узнал героиню произведения?

(Г.- Х. Андерсен. «Снежная королева».)

- Вернёмся к вопросу о том, где жила Снежная королева.

(Снежная королева жила в ледяной зоне.)

- Попробуем сформулировать тему урока.

(Слайд 2)

Тема урока «Зона Арктических пустынь».

- Работать мы будем по следующему плану.

(Слайд 3)

План

  1. Географическое положение.

  2. Природные условия.

  3. Растительный мир.

  4. Животный мир.

  5. Деятельность человека.

  1. Изучение нового материала.

  1. Географическое положение (работа по карте - на доске и в рабочей тетради)

Показ учителем зоны.

(Слайд 4)

- Зона Арктики занимает самый север нашей страны. Включает в себя Северный Ледовитый океан, его окраинные моря: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно – Сибирское, Чукотское;

острова: Шлицберенга, Земля Франца Иосифа, Северная земля, Новосибирские острова, остров Врангеля (остров – заповедник).

- Кругом лежат льды, но ледовый покров не везде одинаковый. Баренцево море в меньшей степени покрыто льдами.

(Слайд 5)

- Самые толстые льды покрывают море Лаптевых, толщина которых даже у побережья достигает 2,5 м.

(Слайд 6)

- Подумайте почему?

(Предположения учащихся. Если верного ответа не найдено, учитель даёт подсказку.)

- Причина в географическом положении морей относительно океана. Баренцево море близко бассейну Атлантического океана, где проходит теплое течение Гольфстрим – «природная грелка». Море Лаптевых удалено и от Атлантического, и от Тихого океана, близость Северного полюса.

2) Природные условия (Слайд 7)

- Как вы думаете, почему здесь льды и так холодно?

(Мало солнца, солнечные лучи скользят по поверхности.)

- Зима суровая, ветреная, длинная. Температура опускается до – 300, - 400 С. Самая низкая температура – 690 с. Часто метут метели. На полюсе полярная ночь длится 179 суток.

(Слайд 8)

Чтение стихотворения.

Что за чудо-чудеса:

Загорелись небеса!

Ой, горит-пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Кто зажёг огонь чудесный,

Золотой костёр небесный?

Никого за тучей нет.

Это с неба льётся свет.

Что же это?

- И лишь иногда чёрную непроглядную тьму разрывает северное сияние.

(Слайд 9)

- Лето здесь ясное, но холодное. Самая высокая температура + 50, + 90 С. Даже в июне идёт снег, но солнце освещает землю и не уходит за горизонт.

(Слайд 10)

На полюсе полярный день длится 186 суток.

  1. Физминутка.

(Слайд 11)

Звучит в записи «Песня про медведей» (слова Л. Дербенёва, музыка А. Зацепина)

3) Растительный мир

- Как вы думаете, могут ли в таких суровых условиях существовать живые организмы?

Работа по учебнику (учащиеся читают на стр. 80 )

- Какие растения мы можем здесь встретить?

(Учащиеся называют растения – лишайники, мхи, полярные маки, в море множество водорослей.)

(Слайд 12)

- Почему этим растениям удаётся здесь выжить?

- Они растут в защищённых от ветра местах. Низкорослые, часто стелются по поверхности (защита от ветра, тепло от земли).

4) Животный мир.

- Что представляет собой животный мир?

- Где на территории Арктики могут обитать животные?

- Все обитатели этого края связаны с морем, где много рыбы, которая питается в основном ракообразными.

(Слайд 13 - 14)

- Из животных в этих местах больше всего птиц. Их шумные скопления называют птичьими базарами.

(Слайд 15 - 16)

- Рассмотрите зверей обитающих в Арктике.

- Что помогает им выжить в таких суровых условиях?

(Слайд 17, 18, 19)

  • Толстый слой жира.

  • Густая тёплая шерсть у зверей.

  • Широкие лапы у зверей.

  • Окраска меха.

  • Сезонные передвижения.

  • Близость моря и пищи.

4. Самостоятельная работа.

Вставить пропущенные слова. Карточка. (Приложение 2.)

Животных арктической зоны кормит море . Морскими водорослями питаются рачки , а ими – рыбы.

Основная пища птиц и животных – это рыба. На скалистых берегах собираются чайки , кайры и гагарки , здесь они выводят потомство .

Птиц с необычными клювами называют тупики . Все звери – прекрасные - пловцы . От холода их защищает слой жира . Это моржи и тюлени . На тюленей охотятся белые медведи . У них длинная густая шерсть белого цвета и широкие лапы, чтобы удобнее было передвигаться по льду и снегу .













  1. Работа по учебнику стр. 81 - 82

- Чем занимаются люди в Арктике? (Ответы учащихся.)

(Слайд 20, 21,22 )

- Для сохранения удивительной природы Крайнего Севера принимаются различные меры. В 1976 году был создан заповедник на острове Врангеля.

( Рассказ учащегося заповеднике.)

(Слайд 23)

  1. Рефлексия.

- Проверим наши знания (выполнения задания)

Карточки для каждого учащегося. Тест. Выберите ответ и номер закрасить в таблице. (Приложение 3.)

Самопроверка. (Слайд 24)


9











4

13


5

8











11


10






2












12


7


1



6











3




Заполнить рефлексивную таблицу.

(Слайд 25)


Арктика –царство льда и снега

Географическое положение

Северный Ледовитый океан,

северные моря,

острова.

Природные условия

Полярная ночь,

полярный день,

северное сияние.

Растительный мир

Лишайники, мхи, полярный мак.


Животный мир

Рачки, рыбы, чайки, гагарки, тупики, морж,

тюлень, белый медведь.

Деятельность человека

Научные станции,

Северный морской путь,

рыбный промысел,

охота.


  1. Домашнее задание.

Выполнить задания на стр. 39 – 41рабочей тетради.






















Приложение 1

Тест Моря, озёра и реки России


А 1. Какое море входит в состав морей Атлантического океана?

  1. Белое

  2. Охотское

  3. Балтийское

  4. Карское


А 2. Какое море самое тёплое?

  1. Чёрное

  2. Балтийское

  3. Берингово

  4. Баренцево


А 3, Какое озеро самое крупное в Европе?

  1. Байкал

  2. Селигер

  3. Ладожское

  4. Онежское


А 4. Какая река протекает по Восточно – Европейской равнине?

  1. Амур

  2. Волга

  3. Лена

  4. Енисей


В 1. Какое озеро внесено в Список Всемирного наследия?

  1. Онежское

  2. Ладожское

  3. Каспийское

  4. Байкал


В 2. Какое озеро называют морем?

  1. Байкал

  2. Ладожское

  3. Онежское

  4. Каспийское


С 1. Моря каких океанов омывают берега России?

  1. Атлантического

  2. Индийского

  3. Тихого

  4. Северного Ледовитого

Приложение 2.


Вставьте пропущенные слова.




Животных арктической зоны кормит … . Морскими водорослями питаются … , а ими - …

Основная пища птиц и животных – это … . На скалистых берегах собираются … , … и … , здесь они выводят … .

Птиц с необычными клювами называют … . Все звери – прекрасные - … . От холода их защищает … . Это … и … . На тюленей охотятся … . У них длинная густая шерсть … цвета и … лапы, чтобы удобнее было … .














Приложение 3.































Приложение 3.



Природная зона арктических пустынь расположена:


  1. на островах Тихого океана

  2. на островах Северного Ледовитого океана

  3. на островах Тихого океана


В Арктике для растений и животных сложились:

  1. суровые условия

  2. комфортные условия


В ледяной зоне растут:

  1. кедры, берёзы, черёмуха

  2. лишайники, мхи, полярный мак

  3. бузина, орешник, калина


В Арктике обитают животные:

  1. бобры, суслики, хомяки

  2. волки, белые медведи, рыси

  3. моржи, тюлени, белые медведи


Найди верную цепь питания:

  1. водоросли – рачки – рыбы – гагарки – белый медведь

  2. водоросли – рачки – сайки – тюлени




9











4

13


5

8











11


10






2












12


7


1



6











3






ИСТОЧНИКИ

  1. Учебник А. А. Плешаков «Окружающий мир» 4 класс, 1часть. – М.: Просвещение 2018 г.

  2. Технологические карты уроков по учебнику А. А Плешакова, / авт. – сост. И. В. Арнгольд. – Волгоград: Учитель, 2014 г.

  3. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 4 класс, /авт. И. Ф. Яценко. – М.: «ВАКО», 2013 г.

  4. Интернет – ресурсы.

Яндекс. Картинки.








16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!