СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по ОБЖ "Экология и её значение для устойчивого развития общества"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по ОБЖ "Экология и её значение для устойчивого развития общества" для учащихся 9 класса. Разработка предусматривает работу с текстом, оформление схемы "фишбоун", творческое задание

Просмотр содержимого документа
«Урок по ОБЖ "Экология и её значение для устойчивого развития общества"»

Технологическая карта урока



Этапы урока

Задачи этапа

Методы,

приемы

обучения

Формы

учебного

взаимо

действия

Деятельность учителя

Задания для учащихся,

Выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учащихся

Формируемые УУД, предметные действия


1. Самоопределение к деятельности.

1мин

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Словесный.


Фронтальный.

Приветствие учащихся.

«Здравствуйте, ребята! Прошу, присаживайтесь на свои места»

демонстрируют готовность к уроку.


ЛичностныеУУД.

Уважение к личности, доброжелательное отношение к окружающим.

2. Актуализация знаний и мотивация

6 мин

Выяснить какие знания имеются у детей по изученным темам.

Практический метод с использованием наглядности.





Фронтальная







Индивидуальная

Просит посмотреть мультфильм






Предлагает записать термин «экология» и «устойчивое развитие»

Сегодня начать занятие я предлагаю с просмотра мультфильма. Внимание на экран.

Демонстрация мультфильма «Экологическая корова».3 мин.

- Какова главная тема этого мультфильма?

- Что вам известно об экологии?

Экология – наука, изучающая взаимодействие живой и неживой природы. Термин «экология» предложил великий немецкий естествоиспытатель Эрнст Генрих Геккель в 1866 г.

Причем в основу термина он положил греческое слово «ойкос», что означает дом. И зарождающаяся наука вначале так и называлась – ойкология – наука о нашем обиталище, нашем доме и всё о том, что в нём происходит, планете Земля.

Устойчивое развитие - развитие, которое удовлетворяет потребности текущего поколения, не ущемляя возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности.


Слушают, смотрят, участвуют в беседе.







Запись термина


Регулятивные УУД: Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Познавательные УУД:

Овладение логическими действиями;

построение речевого высказывания.

3. Постановка учебной задачи

2 мин.

1. Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний.

2. Организовать самостоятельное формулирование проблемы, темы и цели урока.

Анализ эпиграфа

Фронтальная работа

Организует проблемную ситуацию на уроке.

-Как вы думаете, о чём мы будем с Вами сегодня говорить на уроке?

Тема урока «Экология и её значение для устойчивого развития общества»

Переведем тему на себя и поставим главный вопрос. Какой?

Давайте запишем нашу проблему (цель) урока: «Мы - экологически грамотные люди?

Как мы решим проблему?

Для этого прочитаем наш девиз: Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя! (Е.Евтушенко) – русский советский и российский поэт


Формулируют тему урока.

Называют главный вопрос и задачи урока.

Личностные УУД: Осознание неполноты знаний.


Познавательные УУД: Постановка проблемы. Формулирование темы и цели урока.

4.

Открытие детьми новых знаний.

20 мин.

1. Развивать умения прослушивать информацию, работать в группе

2. Усвоить, что природа – бесценный дар

3. Формировать умения выступать с презентацией своей работы











Развивать умения прослушивать информацию
















































Анализ текста по вопросам, обобщение данных, формулирование вывода.

Оценивание.

Самооценивание





























.

































Групповая












Фронтальная работа






Фронтальная работа
























































Учитель даёт настрой на поисковую работу.










Учитель дает правильный вариант на доску





Учитель в виде лекции дает знания о «Законах Экологии»






















































  1. Фишбоун «Воздействие человека на экологию»

Задание: Разделите обязанности в группе согласно правил. Работая в группах вы должны составить «фишбоун» по тому, какое воздействие оказывает человеческая деятельность на экологию. Напомню, на столах лежат схемы-помощники. Вся информация находится в тексте. По ходу изучения материала можно делать пометки.


Из предложенных слов составить связное предложение.

«природы требовать нельзя у больше способна чем она дать»

Великое экологическое правило - нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать.


- Значит, чтобы не наделать беды, нужно изучать законы природы.


2 Информационный блок «Законы экологии».

Четыре закона экологии

1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Ничто не даётся даром.

4. Природа знает лучше.

               

Учитель. Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология.  

Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Внимание на доску.

Первый закон: «Всё связано со всем». - Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая питается их личинками. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.



Работа в группах с текстом, формулируют причины загрязнений экологии, последствия и пути решения, оформляют схему фишбоун, выступление групп.






Формулирование и запись в тетради «Великого экологического правила».







Приклеить записи в тетради

законов экологии.










































































Познавательные УУД: Поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные УУД: Определение последовательности промежуточных задач с учетом конечного результата; составление плана.

Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке


Физкультминутка

1мин


Осуществление профилактики утомления

Динамическая пауза

Коллективная.

Зачитывает упражнения.

А теперь отдохнем:

Дети по лесу гуляли

За природой наблюдали

Вверх на солнце посмотрели

На пенечке посидели

Всюду бабочки летали

Птицы крыльями махали

Дружно мы похлопаем,

Ногами мы потопаем

- Мы природу любим?

-Мы с ней очень дружим!

Выполняют движения

по тексту под руководством учителя.

Личностные: доброжелательное отношение к окружающим.


Развитие умения решать практические ситуативные задачи.


Решение практических ситуаций


Групповая работа


Фронтальная беседа

3. Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?»

Сейчас мы проведём рейд по улицам города и увидим, выполняют ли его жители экологические законы?

1.Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

2. Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают?

3.Мы выехали за город, в дачный посёлок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?


Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.


Учащиеся отвечают на вопросы, используя знания урока и свой личный опыт. Работа в группах.

Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.

Нарушены первый и второй экологические законы.

- Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.

2.Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.

- Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

- Листья,  категорически, запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.

3.Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!

- Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут, в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть.

- Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.



5.

Первичное закрепление

5 мин.

Организовать усвоение учениками изученного способа действий с проговариванием во внешней речи;

организовать выполнение учащимися самостоятельной работы с опорой на новое знание;

-Умение вжиться в роль, развитие чувства эмпатии

Анализ, наблюдение

Словесный,
практический. Чтение, беседа, письмо, работа

с правилами.

Групповая работа













Учитель предлагает написать творческую работу










Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем обращение от имени природы.

Включается музыка, в течение 4 минут дети пишут обращения.

Пришло время прочитать наши обращения. Приглашаю к доске представителей групп.

Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.




        

Творческая работа в группе: создание обращения от имени природы. Презентация групповой работы.




Комментируют выполненные задания







Коммуникативные УУД.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера ошибок.


6.

Включение в систему знаний и повторение, решение главного вопроса урока

4 мин.

Организовать проверку полученных заний.

















Организация комментария по цитате











Ответ на главный вопрос






Фронтальная







Индивидуальная







Фронтальная

Беседа.





















Просит приклеить стикер на ёлку

Сегодня мы говорили о воздействии человека на природу, о законах экологии. Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого недостаточно. Нужна ещё и экология души. Прочитайте еще раз эпиграф к нашему уроку.

Задумайтесь, о чём говорит здесь поэт?

- Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?


Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

Наверняка каждый хоть раз слышал о том, что леса — это «легкие планеты», ведь они вырабатывают кислород и поглощают углекислый газ. Но ёлка – это еще и символ Нового года. Давайте её украсим. Сейчас прошу вас найти на парте стикеры-шары и украсить нашу ёлочку

- я доволен своей работой на уроке

-были затруднения, но я справился

- остались вопросы, на которые я не нашел ответы

Учащиеся высказывают свой комментарий по эпиграфу






Несколько учащихся дают устный комментарий о своем отношении к эпиграфу









Регулятивные УУД.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Личностные УУД. умение сравнивать жизненные ситуации с правилами нашего мира, оценка своей жизненной позиции.

Домашняя работа

1 мин.

Познакомить с домашним заданием.

Словесная работа

Фронтальная

Знакомит с разноуровневым домашним заданием.

Домашнее задание:

На «4» - составление эмблемы эколога,

На «5» - сообщения «Экологические проблемы нашего поселка».

Слушают домашнее задание.

Личностные УУД. самоопределение.


Рефлексия

2 мин.

Формирование адекватной самооценки

Составление солнышка, используя разноцветные лучики.

Фронтальная

Коллективная


Подходит к завершению наш урок. Благодаря нашей наблюдательности и целенаправленности мы открыли ещё один секрет устойчивого развития общества и сохранения экологического наследия.

Оценим свои знания. Посчитайте баллы.

Если у вас 3 «+» за работу на уроке ставите себе отметку «5»

Если от 2 «+» баллов, ставите себе отметку «4».

Прокомментируйте.

Давайте сделаем вывод по уроку. Для этого в устной форме продолжите моё предложение, выпавшее вам на кубике


Отвечают на вопросы, оценивают свою работу.

Регулятивные УУД.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Личностные УУД.

Формирование адекватной самооценки.












\






Загрязнение атмосферы

Загрязнение атмосферы – это процесс, при котором воздух, составляющий атмосферу Земли, становится непригодным для дыхания и жизни различных организмов из-за наличия в нем вредных веществ и загрязняющих веществ. Эти вещества могут быть естественного происхождения, таких как вулканические выбросы или пыль, а также искусственного происхождения, вызванные деятельностью человека, такие как выбросы промышленных отходов, автомобильных выхлопных газов и дыма от сжигания отходов.

В XXI веке загрязнение атмосферы стало одной из наиболее серьезных проблем, которую мы сталкиваемся. Ниже приведены некоторые из основных причин загрязнения атмосферы в настоящее время.

Одной из основных причин загрязнения атмосферы является использование ископаемых топлив, таких как нефть, уголь и природный газ. При сжигании этих топлив выделяются вредные вещества, такие как углекислый газ, оксиды азота и серы, которые негативно влияют на качество воздуха.

Автомобили, грузовики, самолеты и другие транспортные средства являются значительными источниками загрязнения атмосферы. Выхлопные газы от двигателей содержат вредные вещества, такие как углекислый газ, оксиды азота и твердые частицы, которые вносят свой вклад в загрязнение воздуха.

Промышленные предприятия и заводы также являются значительными источниками загрязнения атмосферы. Они выбрасывают вредные вещества, такие как сернистый ангидрид, оксиды азота и твердые частицы, в атмосферу в процессе производства и сжигания топлива.

Сельское хозяйство также вносит свой вклад в загрязнение атмосферы. Использование удобрений и пестицидов может приводить к выбросу аммиака и других вредных веществ в атмосферу. Кроме того, животноводство может быть источником выбросов метана, который является сильным парниковым газом.

Сжигание отходов, включая мусор и растительные отходы, также способствует загрязнению атмосферы. При сжигании выделяются вредные вещества, такие как диоксид серы, оксиды азота и твердые частицы, которые могут негативно влиять на качество воздуха.

Все эти причины загрязнения атмосферы в XXI веке требуют принятия мер для снижения выбросов вредных веществ и защиты качества воздуха для будущих поколений.

Загрязнение атмосферы имеет серьезные последствия для окружающей среды, здоровья людей и климата.

Загрязнение атмосферы может привести к серьезным проблемам со здоровьем. Вредные вещества, такие как диоксид серы, оксиды азота и твердые частицы, могут вызывать различные респираторные заболевания, аллергии, астму и даже рак легких. Длительное воздействие загрязненного воздуха может снижать иммунитет и увеличивать риск развития сердечно-сосудистых заболеваний.

Загрязнение атмосферы также влияет на климатические изменения. Выбросы парниковых газов, таких как углекислый газ, метан и оксид азота, приводят к увеличению эффекта парникового газа и глобального потепления. Это приводит к изменению климатических условий, включая повышение температуры, изменение осадков и учащение экстремальных погодных явлений, таких как ураганы и засухи.

Загрязнение атмосферы оказывает негативное воздействие на экосистемы. Вредные вещества, выпускаемые в атмосферу, могут оседать на почве и водных ресурсах, загрязняя их и нанося ущерб растениям, животным и микроорганизмам. Это может привести к снижению биоразнообразия и нарушению экологического равновесия.

Загрязнение атмосферы приводит к ухудшению качества воздуха. Выбросы вредных веществ, такие как сернистый и азотистый диоксиды, вызывают образование смога и кислотных дождей. Это может привести к снижению видимости, повреждению растений и зданий, а также загрязнению водных ресурсов.

В целом, загрязнение атмосферы имеет серьезные последствия для нашей планеты и требует принятия мер для снижения выбросов вредных веществ и защиты окружающей среды.

Одной из основных мер по борьбе с загрязнением атмосферы является снижение выбросов вредных веществ в атмосферу. Для этого необходимо внедрение современных технологий и методов производства, которые позволят сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Также важно проводить регулярные проверки и контроль за соблюдением экологических стандартов и нормативов.

Одной из основных причин загрязнения атмосферы является использование ископаемых видов топлива, таких как уголь и нефть, для производства энергии. Для снижения выбросов вредных веществ необходимо переходить на более экологически чистые источники энергии, такие как солнечная и ветровая энергия. Также важно повышать энергоэффективность в производстве и потреблении энергии, чтобы сократить потребление и выбросы загрязняющих веществ.

Для снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу необходимо использовать фильтры и очистные системы на предприятиях и в транспортных средствах. Фильтры позволяют задерживать и улавливать вредные вещества, а очистные системы обрабатывают выбросы перед их попаданием в атмосферу. Это позволяет снизить количество загрязняющих веществ, попадающих в воздух.

Один из основных источников загрязнения атмосферы – автотранспорт. Для снижения выбросов вредных веществ необходимо популяризировать использование общественного транспорта, так как это позволит сократить количество автомобилей на дорогах. Также важно поощрять использование электромобилей, которые не выбрасывают вредные вещества в атмосферу.

Для борьбы с загрязнением атмосферы необходимо проводить образовательные программы и информировать население о проблемах загрязнения атмосферы и его последствиях. Это поможет повысить осознанность людей и мотивировать их к принятию экологически ответственных решений, таких как сокращение потребления энергии и использование экологически чистых транспортных средств.

Загрязнение атмосферы является серьезной проблемой в нашем мире. Оно вызывает негативные последствия для здоровья людей, экосистемы и климата. Причины загрязнения включают выбросы от промышленности, автотранспорта и энергетических установок. Для борьбы с загрязнением необходимо принимать меры, такие как использование чистых источников энергии, снижение выбросов и повышение осведомленности об экологических проблемах. Только совместными усилиями мы сможем сохранить чистоту и здоровье нашей атмосферы для будущих поколений.




Загрязнение гидросферы

Гидросфера – это совокупность всех вод на Земле, включая океаны, реки, озера и подземные воды. Она играет важную роль в поддержании жизни на планете и обеспечении ее устойчивости.

Природные воды, такие как реки, озера и подземные воды, подвержены загрязнению из различных источников. Это может быть вызвано как естественными процессами, так и деятельностью человека.

Промышленные предприятия являются одним из основных источников загрязнения природных вод. Они выбрасывают в окружающую среду различные химические вещества, такие как тяжелые металлы, нефтепродукты, хлорорганические соединения и другие токсичные вещества. Эти выбросы могут попадать в реки и озера, проникать в подземные воды и наносить серьезный вред экосистемам и здоровью людей.

Сельское хозяйство также является значительным источником загрязнения природных вод. Использование удобрений и пестицидов может приводить к их смыву в реки и озера во время дождей или полива. Это может вызывать биологическое разрушение водных экосистем и приводить к образованию водорослей и других водных растений, которые могут быть вредными для рыб и других водных организмов.

Бытовые стоки, такие как сточные воды из домов и предприятий, также могут загрязнять природные воды. Они содержат различные загрязняющие вещества, такие как мыло, масла, химические вещества из бытовой химии и другие отходы. Если эти стоки не очищаются должным образом, они могут попадать в реки и озера, приводя к загрязнению воды и угрозе здоровью людей и животных.

Нефтепродукты, такие как сырая нефть, бензин, мазут и другие нефтяные продукты, также являются источником загрязнения природных вод. Это может быть вызвано авариями на нефтепроводах, разливами нефти в море или реки, а также неправильным использованием и хранением нефтепродуктов. Нефтепродукты могут нанести серьезный вред водным экосистемам, уничтожить рыбу и других водных организмов, а также загрязнить питьевую воду.

Различные токсичные вещества, такие как химические отходы, пестициды, гербициды, ртуть и другие тяжелые металлы, также могут загрязнять природные воды. Они могут попадать в воду из промышленных выбросов, сельскохозяйственных полей или других источников. Эти вещества могут быть опасными для здоровья людей и животных, а также вызывать серьезные экологические проблемы.

Антропогенное загрязнение гидросферы, вызванное деятельностью человека, имеет серьезные последствия для окружающей среды и живых организмов. Вот некоторые из них.

Загрязнение водных ресурсов приводит к ухудшению их качества. Вода становится непригодной для питья, орошения сельскохозяйственных угодий и поддержания экосистемы. Токсичные вещества, нефтепродукты и другие загрязнители могут накапливаться в воде и наносить вред растениям, животным и людям, которые зависят от этих водных ресурсов.

Загрязнение гидросферы может привести к уничтожению экосистем, которые зависят от чистой воды для своего существования. Рыбы, растения и другие организмы, живущие в воде, могут погибать из-за отравления или потери места обитания. Это может привести к нарушению пищевой цепи и дальнейшему ухудшению экосистемы.

Загрязнение гидросферы может представлять угрозу для здоровья человека. Питьевая вода, загрязненная токсичными веществами или бактериями, может вызывать различные заболевания, такие как диарея, инфекции и отравления. Кроме того, загрязненная вода может содержать опасные химические вещества, которые могут накапливаться в организме и вызывать хронические заболевания, такие как рак или проблемы с печенью и почками.

Антропогенное загрязнение гидросферы может нанести значительный ущерб экономике. Загрязнение водных ресурсов может привести к уничтожению рыбных запасов и сельскохозяйственных культур, что приведет к потере доходов для рыболовцев и фермеров. Кроме того, очистка загрязненной воды требует значительных затрат, что может негативно сказаться на бюджете государства или предприятий.

В целом, антропогенное загрязнение гидросферы имеет серьезные последствия для окружающей среды, экосистем, здоровья человека и экономики. Поэтому важно принимать меры по предотвращению загрязнения и сохранению чистоты водных ресурсов.

Для снижения загрязнения природных вод необходимо вводить строгие нормы и стандарты на выбросы промышленных предприятий. Это может включать установление предельных значений выбросов определенных веществ, обязательное использование очистных систем и технологий, а также контроль и наказание за нарушение экологических правил.

Сельское хозяйство является одним из основных источников загрязнения вод. Для снижения негативного влияния необходимо применять удобрения и пестициды в соответствии с рекомендациями и дозировками, а также использовать альтернативные методы борьбы с вредителями и сорняками.

Бытовые стоки, содержащие различные загрязняющие вещества, должны проходить обязательную очистку перед сбросом в природные водоемы. Для этого необходимо строить и поддерживать эффективные системы канализации и очистных сооружений, а также проводить образовательную работу с населением по правильному использованию и утилизации бытовых отходов.

Нефтепродукты являются одним из наиболее опасных загрязнителей вод. Для предотвращения утечек необходимо строго соблюдать правила безопасности при транспортировке и хранении нефтепродуктов, проводить регулярные проверки и обслуживание трубопроводов и емкостей, а также разрабатывать планы по ликвидации аварийных ситуаций.

Важно осознавать свою ответственность за сохранение чистоты водных ресурсов и принимать меры по сокращению использования и утилизации загрязняющих веществ. Это может включать экономное использование воды, отказ от использования одноразовых пластиковых изделий, правильную утилизацию опасных отходов и многое другое.



Загрязнение суши и почвы.

Почва – это верхний слой земной коры, который служит средой обитания для множества организмов и играет важную роль в поддержании жизни на Земле. Почва является биокосной системой, то есть она состоит из живых организмов, их взаимодействий и неживой среды.

Загрязнение почвы – это процесс, при котором в почве накапливаются вредные вещества, которые могут негативно влиять на биологическую активность, растительный и животный мир, а также на здоровье человека. Причины загрязнения почвы могут быть разнообразными, а источники загрязнения могут быть как естественными, так и антропогенными.

Естественные источники загрязнения почвы:

  • Геологические процессы: некоторые почвы могут содержать естественные минералы и элементы, которые могут быть токсичными в высоких концентрациях. Например, почвы вулканического происхождения могут содержать высокие уровни тяжелых металлов.

  • Разрушение горных пород: при естественных процессах разрушения горных пород могут высвобождаться различные химические вещества, которые могут попадать в почву.

  • Биологические процессы: некоторые растения и животные могут выделять вещества, которые могут оказывать влияние на состав почвы. Например, корни некоторых растений могут выделять вещества, которые могут изменять pH почвы.

Антропогенные источники загрязнения почвы:

  • Промышленные выбросы: выбросы от промышленных предприятий могут содержать различные токсичные вещества, которые могут оседать на почве и загрязнять ее.

  • Сельское хозяйство: использование пестицидов, гербицидов и удобрений может приводить к загрязнению почвы. Эти вещества могут накапливаться в почве и оказывать вредное влияние на растения, животных и человека.

  • Нефтепродукты: разливы нефти и нефтепродуктов могут приводить к загрязнению почвы. Нефтепродукты могут содержать токсичные вещества, которые могут нанести вред окружающей среде и здоровью человека.

  • Отходы: неправильная утилизация и хранение отходов может приводить к загрязнению почвы. Отходы могут содержать различные токсичные вещества, которые могут проникать в почву и накапливаться в ней.

Важно понимать, что загрязнение почвы может иметь серьезные последствия для окружающей среды и здоровья человека. Поэтому необходимо принимать меры для предотвращения загрязнения почвы и проводить регулярные мониторинговые исследования для выявления и устранения загрязнений.

Загрязнение почвы имеет серьезные последствия для окружающей среды и здоровья человека. Вот некоторые из них:

Загрязнение почвы может привести к ухудшению ее качества. Токсичные вещества, такие как тяжелые металлы и химические соединения, могут накапливаться в почве и оказывать вредное воздействие на растения, микроорганизмы и животных. Это может привести к снижению плодородия почвы и ухудшению условий для сельского хозяйства и растительного покрова.

Загрязненная почва может стать источником загрязнения водных ресурсов. Токсичные вещества могут проникать в грунтовые воды и реки, что может привести к загрязнению питьевой воды и нарушению экосистем водных биоразнообразий. Это может иметь серьезные последствия для животных и растений, а также для людей, которые зависят от этих водных ресурсов для питья и использования в сельском хозяйстве.

Загрязненная почва может стать источником токсичных веществ в пищевой цепочке. Растения, выращенные на загрязненной почве, могут накапливать токсичные вещества, которые затем могут попадать в пищу людей и животных. Это может привести к отравлениям и заболеваниям, а также к снижению качества пищевых продуктов.

Загрязнение почвы может представлять угрозу для биоразнообразия. Токсичные вещества могут негативно влиять на различные виды растений, животных и микроорганизмов, что может привести к сокращению их численности и разнообразия. Это может нарушить экосистемы и угрожать вымиранию некоторых видов.

Загрязнение почвы может иметь прямое воздействие на здоровье человека. Токсичные вещества, содержащиеся в загрязненной почве, могут попадать в организм через пищу, воду или вдыхаемый воздух. Это может привести к различным заболеваниям, таким как отравления, аллергии, рак и другие хронические заболевания.

В целом, загрязнение почвы имеет серьезные последствия для окружающей среды и здоровья человека. Поэтому важно принимать меры для предотвращения загрязнения почвы, проводить регулярные мониторинговые исследования и разрабатывать методы очистки загрязненных почв.

Очистка загрязненных почв является сложным и многоэтапным процессом, который включает в себя различные методы и технологии. Вот некоторые из них:

Для предотвращения загрязнения почвы необходимо применять принципы устойчивого земледелия, такие как органическое земледелие, переработка отходов и использование экологически безопасных методов обработки почвы.

В целом, понимание причин и последствий загрязнения почвы, а также применение эффективных методов очистки и профилактики, являются важными шагами в сохранении здоровья












Ф.И._________________________________________


Ф.И._______________________________________

Задание

Оценка

Задание

Оценка

«Фишбоун»


«Фишбоун»


«Ситуационная задача»


«Ситуационная задача»


«Письмо»


«Письмо»


Итог:


Итог:




Ф.И._________________________________________



Ф.И.______________________________________

Задание

Оценка

Задание

Оценка

«Фишбоун»


«Фишбоун»


«Ситуационная задача»


«Ситуационная задача»


«Письмо»


«Письмо»


Итог:


Итог:




Ф.И._________________________________________



Ф.И._______________________________________

Задание

Оценка

Задание

Оценка

«Фишбоун»


«Фишбоун»


«Ситуационная задача»


«Ситуационная задача»


«Письмо»


«Письмо»


Итог:


Итог:




Ф.И._________________________________________



Ф.И._______________________________________

Задание

Оценка

Задание

Оценка

«Фишбоун»


«Фишбоун»


«Ситуационная задача»


«Ситуационная задача»


«Письмо»


«Письмо»


Итог:


Итог:










Памятка членам группы

Руководитель.

  • Распределяет обязанности между членами группы;

  • Руководит выполнением задания и

обсуждением;

  • Помогает членам группы в выполнении задания;

  • Следит за дисциплиной в команде;

  • Выступает от имени группы у доски.

    Оформитель.

  • Фиксирует все идеи группы;

  • Участвует в создании сообщения докладчика или презентации.

    Корреспондент

  • Подбирает материалы;

  • Отбирает информацию для выступления.



Памятка членам группы

Руководитель.

  • Распределяет обязанности между членами группы;

  • Руководит выполнением задания и

обсуждением;

  • Помогает членам группы в выполнении задания;

  • Следит за дисциплиной в команде;

  • Выступает от имени группы у доски.

    Оформитель.

  • Фиксирует все идеи группы;

  • Участвует в создании сообщения докладчика или презентации.

    Корреспондент

  • Подбирает материалы;

  • Отбирает информацию для выступления.



Памятка членам группы

Руководитель.

  • Распределяет обязанности между членами группы;

  • Руководит выполнением задания и

обсуждением;

  • Помогает членам группы в выполнении задания;

  • Следит за дисциплиной в команде;

  • Выступает от имени группы у доски.

    Оформитель.

  • Фиксирует все идеи группы;

  • Участвует в создании сообщения докладчика или презентации.

    Корреспондент

  • Подбирает материалы;

  • Отбирает информацию для выступления.



Памятка членам группы

Руководитель.

  • Распределяет обязанности между членами группы;

  • Руководит выполнением задания и

обсуждением;

  • Помогает членам группы в выполнении задания;

  • Следит за дисциплиной в команде;

  • Выступает от имени группы у доски.

    Оформитель.

  • Фиксирует все идеи группы;

  • Участвует в создании сообщения докладчика или презентации.

    Корреспондент

  • Подбирает материалы;

  • Отбирает информацию для выступления.






https://www.youtube.com/watch?v=jqR0rRz9WpE мультфильм


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!