СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по географии на тему : * Стороны горизонта. Ориентирование".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок составлен в соответствии с требованиями  рабочей программы по новым ФГОС , с применением разных заданий.

Просмотр содержимого документа
«Урок по географии на тему : * Стороны горизонта. Ориентирование".»












Урок географии

в 6 классе «Стороны горизонта. Ориентирование»











Автор:

учитель географии

МБОУ Устьинской СОШ

Моршанского р-на

Тамбовской области

Полякова Е.Н.














Тема урока: Стороны горизонта. Ориентирование.

Уровень преподавания- базовый.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Цели урока:

- Содержательная:

Дать учащимся знания о сторонах горизонта и способах ориентирования на местности. Знать понятия «ориентирование», «азимут».

- Деятельностная (формирование умений новых способов действий):

-формирование практических умений определять с помощью компаса сторон горизонта и азимута на местности, по плану, расстояние - рулеткой и шагами;

-формирование практических умений ориентироваться на местности по местным признакам;

- развитие у обучающихся способности владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-применение усваиваемых знаний в условиях решения учебных задач;

- формирование у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Задачи урока:

-развивать у обучающихся умения находить нужную информацию из различных источников;

-развивать практические навыки работы с компасом, планом местности;

-формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

- развивать у обучающихся интерес к предмету «география» и образное мышление.

Планируемые результаты: уметь объяснять значение понятий: «азимут», «стороны горизонта», «ориентирование»; определять (измерять) направления на плане, географической карте и на местности; ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов.

Личностные УУД: развитие познавательных мотивов;

Регулятивные УУД: постановка и сохранение учебной задачи, контроль и коррекция знаний;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Познавательные УУД: развитие кругозора учащихся по спектру применения знаний и навыков ориентирования в пространстве,

Общеучебные УУД: выделение и структурирование необходимой информации, смысловое чтение как осмысление цели чтения.

Логические УУД: выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений.

Содержание учебного материала: стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.

Практическая работа №2. Определение направлений и азимутов по плану местности.

Основные термины и понятия: стороны горизонта, ориентирование, азимут.

Основное содержание курса в новых образовательных стандартах (тематические разделы)

География Земли.

Раздел 1. Источники географической информации.

План местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану.

Средства обучения (ресурсное обеспечение занятия):

- дидактическое сопровождение урока:

Начальный курс географии 6 класса. Учебник для общеобразовательных учреждений/ (Т.П.Герасимова. Н.П. Неклюкова) Классическая линия: М.: Дрофа, 2013; География. 6 класс.: атлас. М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013; Рабочая тетрадь к учебнику Т.П.Герасимовой и Н.П.Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс»/ (А.В.Шатных).М.: Дрофа, 2010; - необходимое техническое оборудование:

компасы, транспортиры, линейка,


Ход урока:


  1. Организационный момент.

Рефлексия: Ребята посмотрите на соседа по парте и подарите ему радостную улыбку. Отлично, с таким настроением будем добывать знания.

2. Этап проверки домашнего задания.

Задачи этапа:

- выяснение степени усвоения учащимися заданного учебного материала;

- определение типичных недостатков в знаниях и способах деятельности учащихся и причин их появления;

- создание условий коммуникативных отношений, оптимальность сочетания контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся;

- развитие пространственных представлений.

Задания на знание понятий:

- Что называется масштабом?

- Какие виды масштабов вы знаете?

- Какие виды карт, отличающихся масштабом, вы знаете?

Задания на проверку умений:

1). Выразите численный масштаб именованным:

1:250 000; 1:1 000 000;

1:1 000; 1:50;

1:25 000.

2). Выразите именованный масштаб численным:

В 1см-100м; В 1см-1км;

В 1см-25км; В 1см-350 км;

В 1см-900км.

3). Начертите прямоугольник 15км на 30км в масштабе в 1см 5км.

4). Определите масштаб плана, если дорога длиной 5км на нём имеет длину 10см.

Задание на проверку практических навыков:

- Как определить расстояние на местности, имея топографическую карту?

- Как измерить расстояние по карте с помощью линейного масштаба?

- Как перевести именованный масштаб в численный?

- Что нужно выполнить, чтобы перевести численный масштаб в именованный?


Игра «Похлопаем-потопаем».

Если согласны с утверждением- хлопаем в ладоши, если нет- топаем.


* Масштаб показывает, во сколько раз уменьшены все линии на плане по отношению к действительным размерам.

* Масштаб бывает четырех видов: численный, именованный, географический, линейный

* Чем больше масштаб, тем подробнее изображена территория.

* Чтобы перевести именованный масштаб в численный, необходимо приписать один нуль.

* Физическая карта полушарий- мелкомасштабная



2. Мотивация. Постановка темы и задач.

Содержание этапа учебного занятия:

Сообщение темы учебного занятия.

Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися.

Показ социальной и практической значимости изучаемого материала.

Постановка перед учащимися учебной проблемы.

Учитель: Представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились.

- что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данного положения? Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться?

- Правильно, надо знать стороны горизонта. Давайте откроем тетради и запишем тему урока.

А в жизни нам это нужно? А где?


Задача сегодняшнего урока:

- научиться определять стороны горизонта и азимут, ориентироваться по местным признакам.

3. Этап изучения нового материала.

Задачи этапа:

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала.

Создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азимуту;

Создать условия для формирования умения определять стороны горизонта и определять азимут.

Учитель: Умение знать и находить стороны горизонта называется ориентирование. (Записать определение в тетрадь).

А какие стороны горизонта вы знаете?

Ученики: Юг, восток, север, запад.

Учитель: Правильно, это основные стороны горизонта.

Учитель предлагает, начертите схему сторон горизонта,

и вызывает одного учащегося к доске.

Но есть еще и промежуточные:

- между севером и востоком- северо – восток,

- между востоком и югом – юго – восток,

- между югом и западом - юго – запад,

- между западом и севером – северо – запад.

Скажите, а какой прибор поможет нам ориентироваться на местности?

Ученики: Компас.

Учитель: Правильно. Компас был изобретен в Китае во II тысячи лет назад.

Выступает заранее подготовленный ученик (доклад о компасе)

Познакомимся с правилами работы с компасом:

1. Компас положите горизонтально, на ровную неметаллическую поверхность.

2. Подождите, пока компасная стрелка установится.

3. Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совместился с нулем. В этом положении компас сориентирован и готов к работе.

Давайте определим, а где у нас север?

Давайте станем все лицом на север.

Тренировочная практическая работа

Работа в парах. Учитель называет предметы в кабинете, ученики – стороны горизонта.

Работа в тетради: Проверим знание сторон горизонта и умение ориентироваться на плоскости. Учитель диктует согласно направлениям ( 2 клетки на восток, 2 – на юго-восток, 2 – на северо-восток и т.д) получилась фигура – …… бабочка!


Учитель: А теперь давайте познакомимся с ориентированием по местным признакам.

Каждая сторона горизонта имеет не только свое название, но и цифровое значение-- азимут. Что же такое азимут? Открываем учебники на стр. 17, и прочитаем определение азимута. Определение запишите в тетрадь. А сейчас определим азимут по рис. 9 учебника.


Посмотрите на рисунок на доске. Вы обозначены крестиком на плане и вам предстоит дойти до железнодорожной станции через хвойный лес. В каком направлении вы пойдете? (На северо-восток).

- Покажите на схеме, где азимут. Определите значение азимута с помощью транспортира.

Учитель: А теперь каждый из вас получает индивидуальное задание. Карточки «Движение по азимуту». ( Индивидуальная работа учащихся). Обратите внимание на масштаб и условные знаки.

Класс разбивается на 4 мини-группы согласно цвету карточки, лежащей у каждого ученика на парте: каждая группа получает задание: как можно определить стороны горизонта в лесу; весной в овраге, балке; по крышам зданий; по отдельно стоящему дереву; по тени в полдень; по культовым постройкам. Обучающиеся работают с атласом (стр.9) . Каждая мини-группа отчитывается через 2-3 мин с поддержкой педагога . Педагог подводит детей к формулированию первого вывода вопросом: как необходимо вести себя, если вдруг оказался в незнакомой местности? Например, в лесу. Как вы будете ориентироваться? По каким местным признакам? (ответы учащихся).

А какое значение имеет лес для здоровья? Что такое фитонциды?

Вывод о лесе: при нахождении в лесу не забывать об опасности отравления незнакомыми растениями, ягодами и грибами и в тоже время получение эстетического наслаждения и физического удовольствия при посещении леса, лес - лёгкие нашей планеты, это наше здоровье!

Учащиеся делают первый вывод урока: существуют различные способы ориентирования. В сложной ситуации важно не растеряться, а суметь собраться и правильно определить основные стороны горизонта.

Работа с планом местности в атласе на стр.6. Объяснение учителем, как определять стороны горизонта по плану, если нет стрелки с обозначением направления север-юг. В этом помогает рамка плана местности: верхняя граница рамки обозначает север, нижняя- юг. А какие направления обозначают боковые рамки?

Физминутка в виде игры «Компас»

(музыкальное сопровождение Звуки природы - Звуки дельфинов (audiopoisk.com).mp3). Итак, наш класс-корабль, я- капитан, а вы — матросы. Матросы стоят вдоль бортов, носа и кормы (по периметру класса). Перед вами на стенах — таблички с обозначением сторон света.

Капитан подает команду: «Север!» Матросы, которые стоят лицом к этому значку, остаются на месте, им поворачиваться не нужно — они и так на правильном курсе. А те, которые стоят лицом к югу, должны быстро и четко повернуться на 180°, чтобы тоже оказаться лицом к северу. Кто стоял лицом к востоку или западу,— повернуться на 90°. (на фоне морского прибоя)


На основе изученного учащиеся, делают второй вывод урока: для того, чтобы определить точное направление на предмет, необходимо знать его азимут.



4. Этап закрепления и применения знаний и способов деятельности.

Задачи:

Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы.

Создать условия для выявления школьниками индивидуальных способов закрепления изученного материала.

Отработать алгоритм применения приёма движения по азимуту.

Организация деятельности учащихся по отработке изученных действий посредством их применения в изменённых ситуациях.

Учитель: Ребята вот вы уже можете ориентироваться на местности, находить направление и азимут, работать с компасом и картой. У нас есть старая карта, которую оставили кровожадные пираты. По этой карте можно найти сокровища. Вы готовы?

Ученики: Готовы.

Учитель: Ребята вам необходимо разделиться: один ученик читает карту, другой переводит масштаб, третий определяет направление по компасу, четвертый измеряет расстояние на местности рулеткой. Счастливого вам пути.

(Учащиеся и учитель выходят на улицу. Учащиеся работают с картой, компасом, рулеткой и находят сокровища) Ответ: Стать на крыльце школы лицом на восток. Пройти 15 м., повернуть на юг. Пройти еще 5 м. Повернуть на запад, пройти 10 м. Искать сокровища. Возвратится в класс.

Учитель: Ребята я вижу вы нашли свое сокровище. Что же это?

Ученики: Учебник географии 6 класс.

Учитель: Вы сегодня все молодцы. Особенно хочется отметить… (Выставляет оценки).

Закончите предложения (на доске)

  • Я раньше не знал, а теперь знаю, что…

  • Я раньше не умел, а теперь умею…

  • Мне сегодня на уроке было…

  • Больше всего мне понравилось…

  • Я после этого урока постараюсь…

Учитель: У нас осталось время разгадать кроссворд.

Вопросы:

По горизонтали:

1.На плане на север указывает….

2. Если стать лицом на север, то позади будет ….

3. Угол между направлением на север и какой либо точкой местности….

4. Полярная звезда находиться на ….

5. Прибор для определения направления….

6. Умение находить стороны горизонта……

По вертикали:

  1. Название плана местности…

  1. 2. Масштаб бывает….

  1. Сторона горизонта…

  2. Сторона горизонта.

Ответы на кроссворд.

По горизонтали:

  1. Стрелка,

  1. Юг,

  1. Азимут,

  2. Север,

  3. Компас,

  4. Ориентирование.

По вертикали:

7.Топографический,

8. Именной,

9. Восток,

10 Запад.




Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Какие задачи ставили мы в начале урока?

Учащиеся анализируют знания, полученные на уроке, проводят самооценку и взаимную оценку.

Обсуждают результаты урока, отвечают на вопросы:

Что вы открыли нового на уроке?

Чему вы научились сегодня?

Чем вам это может помочь?

В какой части урока вы работали лучше всего?

Что вам на уроке показалось трудным?


Домашнее задание. Оценки.

-Ответить на вопрос №3 стр.19 учебника

-Рабочая тетрадь, стр.12, №5
















Литература


Д.С. Исаев , С.Н. Исаева « Мы за здоровый образ жизни»

А.С. Батуев « Формула здоровья»

Журнал «География в школе» №10 2009г

Т.В. Иванова «Тематическое поурочное планирование по географии»

Т.Н. Воробцова «Поурочные планы по учебнику Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой»







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!