СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по анатомии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

рассматривается строение человека и кровеносной системы.

Просмотр содержимого документа
«Урок по анатомии»

Игра “ВЕРЮ–НЕ ВЕРЮ”

1.Кровь состоит из плазмы и форменных элементов

2.На долю плазмы приходится 40% от общего количества

3.Эритроциты, тромбоциты и лейкоциты - это форменные элементы крови

4.Тромбоциты и эритроциты - безъядерные клетки крови

5.Лейкоциты – красные кровяные клетки

6.Функция эритроцитов – перенос кислорода

7.Лейкоциты – распознают и уничтожают чужеродные тельца

8.Тромбоциты принимают участие в свёртывании крови

9.Артериальная кровь тёмная, а венозная -ярко-алая

10.Кровь красная благодаря гемоглобину

Клетки крови и их функции (работа с учебником)-делим на 3 группы

Кол-во в 1 мм3

и форма

Место образования

Срок жизни клетки

Место разрушения

Функции

ЭРИТРОЦИТЫ



















Клетки крови и их функции (работа с учебником)-делим на 3 группы

Кол-во в 1 мм3

и форма

Место образования

Срок жизни клетки

Место разрушения

Функции

ЛЕЙКОЦИТЫ



















Клетки крови и их функции (работа с учебником)-делим на 3 группы

Кол-во в 1 мм3

и форма

Место образования

Срок жизни клетки

Место разрушения

Функции

ТРОМБОЦИТЫ













ПРЕДМЕТ: БИОЛОГИЯ КЛАСС: 8

ТЕМА: СОСТАВ КРОВИ. ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ.

Цель: Формирование понятия о крови ее составе, функциях.

Задачи:

  • Обучающая: раскрыть особенности строения клеток крови в связи с их функциями;

  • Развивающие: формирование умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы об особенностях строения клеток крови; отрабатывать навыки работы с тестовыми заданиями;

  • Воспитательные: воспитывать культуру речи; бережное отношение к своему здоровью.Тип урока: Урок усвоения новых знаний. Оборудование: мультимедийное оборудование, интерактивная доска, видеофрагменты, дидактический материал. Планируемые результаты: учащиеся узнают особенности строения клеток крови, осознают значимость крови. Учащиеся должны: знать: особенности строения клеток крови в связи с их функциями; основные понятия урока: плазма, эритроцит, гемоглобин, лейкоцит, фагоцит, тромбоциты, фибриноген, фибрин. уметь: самостоятельно подготовить сообщение по теме, работать с учебником, объяснять функции клеток крови и их сущность. Методы обучения : Объяснительно-иллюстративные: организация повторения изученного материала, рассказ с использованием демонстрации таблиц и элементами беседы. Проблемные: частично-поисковый, эвристическая беседа. Технологии: традиционная, элементы проблемной технологии, элементы информационно-коммуникационной технологии. Презентация по теме.

Структура урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

  3. Изучение нового

  4. Обобщение и закрепление

  5. Подведение итогов

  6. Домашнее задание







ХОД УРОКА

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Открытые тесты по пройденному материалу «Сердце. Сердечно-сосудистая система».Слайд 3, 4.

Ребята знаете, что с развитием науки человеческий разум все глубже проникает в тайны внутренней жидкой среды организма.

Сегодня наше занятие посвящено удивительной жидкости, самой главной из компонентов внутренней среды, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы , ее приносили в жертву богам. Название этой чудесной жидкости - кровь. Как нельзя себе представить государство органов управления, так нельзя понять существование человека без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества. Не зря кровь называют жизнью. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. “Кровь” и “жизнь” – слова-синонимы! Кровь одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви. Кровью смывали позор и оскорбление. Интересно толкование фраз “кровь за кровь”, “кровные братья”, “кровная месть”. Почему же так важно присутствие крови в организме? Каково ее строение и состав ?

Итак, КРОВЬ – что это?

На протяжении всего занятия мы постараемся ответить на этот вопрос .

Тема сегодняшнего урока – Состав и функции крови. Открываем тетради, записываем число и тему урока.

Изучение нового.

Общее количество крови в организме взрослого человека равно 7% от его веса, по объему это около 4-6 л у взрослого человека и около 3 –4 л у подростков.

Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя. Слайд 6.

Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость - плазма крови. Она состоит из неорганических (90% - вода и различные минеральные соли) и органических веществ: белки, глюкоза, витамины, гормоны и продукты распада .

Нижний слой – осадок темно-красного цвета, который образован форменными элементами - клетками крови: эритроцитами и лейкоцитами, и кровяными пластинками – тромбоцитами. Слайд 7.

Итак, состав крови . Запишем его в виде схемы .







СХЕМА «СОСТАВ КРОВИ»

КРОВЬ




ПЛАЗМА

ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ




Учитель:

Теперь подробнее изучим форменные элементы крови по ходу моего объяснения, а вы продолжаете самостоятельно готовить кластеры. Слайды 8, 9, 10.

Форменные элементы крови и их функции (работа с учебником) делим класс на 3 группы

Название клетки крови



Кол-во в 1мм3 и форма

Место образования

Срок жизни

Место разрушения

Функции

эритроциты











лейкоциты











тромбоциты











Итак, мы с вами ознакомились с составом крови, а теперь можем ли мы с вами назвать функции крови?

Кровь выполняет: Слайд 11.

  • Дыхательную

  • Питательную

  • Выделительную

  • Терморегуляторную

  • Гуморальную

  • Поддерживает гомеостаз , т.е постоянство состава внутренней среды,




Состав крови является важной характеристикой состояния организма. Анализ крови – одно из часто проводимых исследований. Слайд 12, 13.

При анализе крови должны быть в норме: количество клеток крови, содержание гемоглобина, и др. веществ, а так же СОЭ – скорость оседания эритроцитов, я уже рассказывала , если кровь предохранить от свертывания и оставить на несколько часов в пробирке, то форменные элементы крови в силу тяжести начинают оседать, в том числе и эритроциты. Они оседают с определенной скоростью: у мужчин 2-10 мм/ч, женщин - 2-15 мм/ч. С возрастом изменяется скорость оседания эритроцитов. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) широко используется как важный диагностический показатель.

При наличии воспаления в организме:

СОЭ увеличивается. Увеличивается также и численность лейкоцитов

При нарушении функции красного костного мозга, недостатке в организме железа, а также при значительной потере крови возникает кратковременное или длительноемалокровие (анемия).

в крови снижается количество гемоглобина и количество эритроцитов.

Так что же такое кровь?

Кровь –это вид соединительной ткани, межклеточное вещество, которое жидкое. Кровь состоит из плазмы и форменных элементов : эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов. Анализ крови – это показатель здоровья человека. Кровь самая главная жидкость в организме, без нее невозможна жизнь!!!

Учитель - А скажите, почему кровь красная? Почему венозная кровь темная, а артериальная светлая? С чем всё-таки связаны особенности строения клеток крови?

Учитель: А теперь подумайте и скажите как ещё можно было сформулировать тему сегодняшнего урока? КРОВЬ = ЖИЗНЬ!!!

Закрепление.

В конце нашего урока мне хотелось бы вспомнить о зарождении жизни на Земле. Вспомните, что первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. Скажите, пожалуйста, в какой же среде теперь существуют клетки?

Учитель:

- Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?

Чтобы правильно ответить на данный вопрос я предлагаю вам открыть конверты, и из нужных вам карточек на своей парте составить схему «Состав внутренней среды», а один из учеников сделает это на доске. Слайд 14.

Игра “ВЕРЮ–НЕ ВЕРЮ”. Слайд 15.

1.Кровь состоит из плазмы и форменных элементов

2.На долю плазмы приходится 40% от общего количества

3.Эритроциты, тромбоциты и лейкоциты - это форменные элементы крови

4.Тромбоциты и эритроциты - безъядерные клетки крови

5.Лейкоциты – красные кровяные клетки

6.Функция эритроцитов – перенос кислорода

7.Лейкоциты – распознают и уничтожают чужеродные тельца

8.Тромбоциты принимают участие в свёртывании крови

9.Артериальная кровь тёмная, а венозная -ярко-алая

10.Кровь красная благодаря гемоглобину.

Отметки.

Домашнее задание: Слайд 16.

Подготовить сообщения по теме: «Кровь-носительница жизни. Интересные факты».

§ 26, 27 стр.120-125.

Урок закончен, всем большое спасибо. Слайд 17.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!