Игра “ВЕРЮ–НЕ ВЕРЮ”
1.Кровь состоит из плазмы и форменных элементов
2.На долю плазмы приходится 40% от общего количества
3.Эритроциты, тромбоциты и лейкоциты - это форменные элементы крови
4.Тромбоциты и эритроциты - безъядерные клетки крови
5.Лейкоциты – красные кровяные клетки
6.Функция эритроцитов – перенос кислорода
7.Лейкоциты – распознают и уничтожают чужеродные тельца
8.Тромбоциты принимают участие в свёртывании крови
9.Артериальная кровь тёмная, а венозная -ярко-алая
10.Кровь красная благодаря гемоглобину
Клетки крови и их функции (работа с учебником)-делим на 3 группы
Кол-во в 1 мм3
и форма
Место образования
Срок жизни клетки
Место разрушения
Функции
ЭРИТРОЦИТЫ
Клетки крови и их функции (работа с учебником)-делим на 3 группы
Кол-во в 1 мм3
и форма
Место образования
Срок жизни клетки
Место разрушения
Функции
ЛЕЙКОЦИТЫ
Клетки крови и их функции (работа с учебником)-делим на 3 группы
Кол-во в 1 мм3
и форма
Место образования
Срок жизни клетки
Место разрушения
Функции
ТРОМБОЦИТЫ
ПРЕДМЕТ: БИОЛОГИЯ КЛАСС: 8
ТЕМА: СОСТАВ КРОВИ. ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ.
Цель: Формирование понятия о крови ее составе, функциях.
Задачи:
Обучающая: раскрыть особенности строения клеток крови в связи с их функциями;
Развивающие: формирование умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы об особенностях строения клеток крови; отрабатывать навыки работы с тестовыми заданиями;
Воспитательные: воспитывать культуру речи; бережное отношение к своему здоровью.Тип урока: Урок усвоения новых знаний. Оборудование: мультимедийное оборудование, интерактивная доска, видеофрагменты, дидактический материал. Планируемые результаты: учащиеся узнают особенности строения клеток крови, осознают значимость крови. Учащиеся должны: знать: особенности строения клеток крови в связи с их функциями; основные понятия урока: плазма, эритроцит, гемоглобин, лейкоцит, фагоцит, тромбоциты, фибриноген, фибрин. уметь: самостоятельно подготовить сообщение по теме, работать с учебником, объяснять функции клеток крови и их сущность. Методы обучения : Объяснительно-иллюстративные: организация повторения изученного материала, рассказ с использованием демонстрации таблиц и элементами беседы. Проблемные: частично-поисковый, эвристическая беседа. Технологии: традиционная, элементы проблемной технологии, элементы информационно-коммуникационной технологии. Презентация по теме.
Структура урока:
Организационный момент
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
Изучение нового
Обобщение и закрепление
Подведение итогов
Домашнее задание
ХОД УРОКА
Организационный этап.
Актуализация опорных знаний учащихся.
Открытые тесты по пройденному материалу «Сердце. Сердечно-сосудистая система».Слайд 3, 4.
Ребята знаете, что с развитием науки человеческий разум все глубже проникает в тайны внутренней жидкой среды организма.
Сегодня наше занятие посвящено удивительной жидкости, самой главной из компонентов внутренней среды, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы , ее приносили в жертву богам. Название этой чудесной жидкости - кровь. Как нельзя себе представить государство органов управления, так нельзя понять существование человека без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества. Не зря кровь называют жизнью. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. “Кровь” и “жизнь” – слова-синонимы! Кровь одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви. Кровью смывали позор и оскорбление. Интересно толкование фраз “кровь за кровь”, “кровные братья”, “кровная месть”. Почему же так важно присутствие крови в организме? Каково ее строение и состав ?
Итак, КРОВЬ – что это?
На протяжении всего занятия мы постараемся ответить на этот вопрос .
Тема сегодняшнего урока – Состав и функции крови. Открываем тетради, записываем число и тему урока.
Изучение нового.
Общее количество крови в организме взрослого человека равно 7% от его веса, по объему это около 4-6 л у взрослого человека и около 3 –4 л у подростков.
Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя. Слайд 6.
Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость - плазма крови. Она состоит из неорганических (90% - вода и различные минеральные соли) и органических веществ: белки, глюкоза, витамины, гормоны и продукты распада .
Нижний слой – осадок темно-красного цвета, который образован форменными элементами - клетками крови: эритроцитами и лейкоцитами, и кровяными пластинками – тромбоцитами. Слайд 7.
Итак, состав крови . Запишем его в виде схемы .
СХЕМА «СОСТАВ КРОВИ»
КРОВЬ
ПЛАЗМА
ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Учитель:
Теперь подробнее изучим форменные элементы крови по ходу моего объяснения, а вы продолжаете самостоятельно готовить кластеры. Слайды 8, 9, 10.
Форменные элементы крови и их функции (работа с учебником) делим класс на 3 группы
Название клетки крови
Кол-во в 1мм3 и форма
Место образования
Срок жизни
Место разрушения
Функции
эритроциты
лейкоциты
тромбоциты
Итак, мы с вами ознакомились с составом крови, а теперь можем ли мы с вами назвать функции крови?
Кровь выполняет: Слайд 11.
Состав крови является важной характеристикой состояния организма. Анализ крови – одно из часто проводимых исследований. Слайд 12, 13.
При анализе крови должны быть в норме: количество клеток крови, содержание гемоглобина, и др. веществ, а так же СОЭ – скорость оседания эритроцитов, я уже рассказывала , если кровь предохранить от свертывания и оставить на несколько часов в пробирке, то форменные элементы крови в силу тяжести начинают оседать, в том числе и эритроциты. Они оседают с определенной скоростью: у мужчин 2-10 мм/ч, женщин - 2-15 мм/ч. С возрастом изменяется скорость оседания эритроцитов. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) широко используется как важный диагностический показатель.
При наличии воспаления в организме:
СОЭ увеличивается. Увеличивается также и численность лейкоцитов
При нарушении функции красного костного мозга, недостатке в организме железа, а также при значительной потере крови возникает кратковременное или длительноемалокровие (анемия).
в крови снижается количество гемоглобина и количество эритроцитов.
Так что же такое кровь?
Кровь –это вид соединительной ткани, межклеточное вещество, которое жидкое. Кровь состоит из плазмы и форменных элементов : эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов. Анализ крови – это показатель здоровья человека. Кровь самая главная жидкость в организме, без нее невозможна жизнь!!!
Учитель - А скажите, почему кровь красная? Почему венозная кровь темная, а артериальная светлая? С чем всё-таки связаны особенности строения клеток крови?
Учитель: А теперь подумайте и скажите как ещё можно было сформулировать тему сегодняшнего урока? КРОВЬ = ЖИЗНЬ!!!
Закрепление.
В конце нашего урока мне хотелось бы вспомнить о зарождении жизни на Земле. Вспомните, что первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. Скажите, пожалуйста, в какой же среде теперь существуют клетки?
Учитель:
- Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?
Чтобы правильно ответить на данный вопрос я предлагаю вам открыть конверты, и из нужных вам карточек на своей парте составить схему «Состав внутренней среды», а один из учеников сделает это на доске. Слайд 14.
Игра “ВЕРЮ–НЕ ВЕРЮ”. Слайд 15.
1.Кровь состоит из плазмы и форменных элементов
2.На долю плазмы приходится 40% от общего количества
3.Эритроциты, тромбоциты и лейкоциты - это форменные элементы крови
4.Тромбоциты и эритроциты - безъядерные клетки крови
5.Лейкоциты – красные кровяные клетки
6.Функция эритроцитов – перенос кислорода
7.Лейкоциты – распознают и уничтожают чужеродные тельца
8.Тромбоциты принимают участие в свёртывании крови
9.Артериальная кровь тёмная, а венозная -ярко-алая
10.Кровь красная благодаря гемоглобину.
Отметки.
Домашнее задание: Слайд 16.
Подготовить сообщения по теме: «Кровь-носительница жизни. Интересные факты».
§ 26, 27 стр.120-125.
Урок закончен, всем большое спасибо. Слайд 17.