Тема: ТЕПЛОВЫЕ ПОЯСА ЗЕМЛИ
Педагогическая цель: подвести учащихся к самостоятельному выводу о делении поверхности Земли на тепловые пояса, то есть дать понятие о неравномерности нагревания Земли Солнцем.
Тип урока: решение учебной задачи.
Планируемые результаты (предметные):
Обучающийся научится: находить на карте тепловые пояса, полушария. Определять, к какому тепловому поясу относится та или иная местность; получит возможность научится работать с картой полушарий
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Личностные. У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу, представление об успехах успеха в учёбе, знание основных моральных норм поведения; обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные. Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; получит возможность научится: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные. Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать знаки, символы, модели, схемы; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; получит возможность научиться умению смыслового восприятия познавательного текста.
Коммуникативные. Обучающийся научится: договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научится: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Сценарий урока
I. Организационное начало урока.
(проверка готовности учащихся к уроку; эмоциональный настрой на урок)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать –
Научиться наблюдать.
Будем вместе развивать
У себя внимательность, а поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
- проверим готовность к уроку.
II. Актуализация опорных знаний.
Личностные УУД: проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу.
Познавательные УУД: общеучебные – понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа; логические – осуществление анализа объекта.
Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи, планирование её выполнения.
Коммуникативные УУД: умение в коммуникации строить понятные для партнёра высказывания.
- Ребята. Сегодня мы отправляемся в путешествие. Наш самолёт (в руках учителя модель самолёта, на столе – глобус) готов к полёту, но чтобы отправиться в путь, нужен ключ зажигания. Его мы сможем взять в волшебной шкатулке, а она откроется только тогда, когда вы расскажете её всё, что знаете о Земле.
- Что такое Земля?
- Расскажите о нашей планете. (Она прекрасна, разнообразна, на ней много воды, больше, чем суши, суша разделяется на шесть материков (учащиеся показывают их и океаны), на Земле произрастает много растений и живут разные животные.)
- Почему природа нашей родины тоже разнообразна?
Постановка цели урока.
- Давайте сегодня в нашем путешествии выясним, почему она разнообразна на всей Земле.
III. Усвоение новых знаний и способов действий.
Личностные УУД: наличие познавательных интересов, учебных мотивов.
Познавательные УУД: общеучебные – осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебной задачи в учебнике и на карте; выполнение учебных действий; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – осуществление сравнения изучаемых объектов.
Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения; планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения; умения задавать вопросы; учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
1. Эвристическая беседа.
а) Наш самолёт делает первую остановку. Угадайте, где мы приземлились? ( на доске картины Крайнего Севера)
- Мы смотрим в иллюминаторы и видим кругом снег, лёд. П снегу идёт семья белых медведей. За бортом очень холодно, на небе что-то красиво сияет. Где мы? И что сияет? (мы на Севере. Сияет северное сияние)
- Как называется океан? (Серный Ледовитый)
- А полюс? (северный)
- Продолжаем путешествие.
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Берёзка зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Вс. Рождественский
- Где мы, ребята? (Россия, лес, лето)
- Везде ли в России есть лес?
- Если бы вы были фотографами, какие фотографии о России вы могли бы показать? (На доске – картины разнообразия природы России)
- Кроссворд
- Ребята, чтобы узнать, где будет наша следующая остановка, нужно разгадать кроссворд из загадок.
Живёт без тела,
Говорит без языка.
Никто его не видит,
А всякий слышит. (Эхо)
Кто лучший среди всех певец?
Скворец? Нет, не скворец.
Она клюв совсем не раскрывает,
А только горло раздувает
И, сидя в клеточке, поёт. (Канарейка)
Среди куликов родных
Обжора сер и хлопотлив,
Всегда он суетится,
Не любит он садится. (Вальдшнеп)
Удивительная птица.
Шторм кругом – ей не сидится.
Крылья иногда не поднимает,
А летает и летает. (Альбатрос)
Хвостом тряся исподтишка,
Птичка ловит комара. (Трясогузка)
Летать – летаю,
Всех птиц обгоняю,
С высоты на мышь нападаю. (Орёл)
Утром падаю всегда –
Не дождинка, не звезда –
И сверкаю в лопухах
На опушках и лугах. (Роса)
- Какое ключевое слово получилось? (Экватор)
- Покажите на карте экватор.
- Кто знает, на экваторе холодно или жарко?
- Какие из слов-отгадок можно объединить в одну группу, какую? (птицы)
2. Работа по учебнику (с. 42-43)
- Рассмотрите внимательно рисунок и самостоятельно отметьте на нём Солнце, холодные и жаркие местности.
- Какие географические объекты вы отметили? (Северный и Южный полюса, экватор)
- Продолжаем наше путешествие и представим, что в иллюминаторе самолёта мы видим картины, которые представлены на рисунке учебника. Попробуйте соединить рисунки с названиями тепловых поясов на карте.
- Как вы понимаете слова «умеренный пояс»?
- Найдите изображение этого пояса
- Посему две иллюстрации практически одинаковы?
- Как вы думаете, почему на экваторе всегда тепло?
- А кто нас встретит на южном полюсе?
- Он же Южный, значит, там тепло? (Нет, там холодно)
- Ребята, откуда Земля получает тепло? (От Солнца)
- Солнышко одинаково нагревает всю Землю? (Нет)
- Да, ребята, Солнце неравномерно нагревает нашу планету. Посмотрите на рисунке, как одеты люди 16 января в умеренном поясе к северу от экватора и к югу от экватора. А теперь сравние с 16 июля.
- В Северном и Юном полушариях противоположные сезоны: если у нас лето, то в Австралии – зима, и наоборот, ели у нас зима, то в Южном полушарии – лето.
Чтение текста учебника
- Отчего зависит деление Земли на тепловые пояса?
3. Работа по карте полушарий
- Покажите на карте части материков и океанов, которые относятся к жаркому поясу, к умеренным, к холодным.
- Что произошло бы на Земле, если бы она стала получать меньше тепла?
- А если наоборот, больше?
IV. Подведение итогов.
Личностные УУД: имеет представление о границах собственного знания и «незнания».
Познавательные УУД: общеучебные – понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа; логические – умение строить рассуждение в форме связи простых суждений объекте.
Регулятивные УУД: оценивание совместно с учителем или одноклассниками результата своих действий; принятие и сохранение учебной задачи.
Коммуникативные УУД: умение формулировать своё мнение и позицию.
- Что нового вы узнали на уроке? (на Земле неравномерно распределяется тепло, так как Солнце неравномерно её нагревает, поэтому есть жаркие места – экватор, жаркий пояс; холодные пояса – Северный и Южный полюса и прилегающая территория; между жарким и холодными поясами находятся умеренные пояса. В Северном и Южном полушариях различные сезоны)
Творческое домашнее задание (по желанию учащихся) придумать рассказ о том, как вы были в путешествии в каком-либо поясе, что вы там могли увидеть, какие могли произойти приключения.
- А наше путешествие на сегодня закончилось, мы благополучно приземлились в аэропорту нашего города, в умеренном поясе.