СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока "Тепло Земли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира в 1 классе по развивающей системе Л. В. Занкова.

Тема: Тепло Земли.

             Цель: сформировать у первоклассников представление о делении Земли на тепловые пояса, то есть получить понятие о неравномерности нагревания Земли Солнцем.

             Задачи:

  • Закрепление навыка работы с картой;
  • Формирование речевых компетенций через расширение и обогащение словаря научными терминами;
  • Развитие пространственной ориентации через работу с картой;
  • Прививать интерес к изучению природы Ростовской области;
  • Развитие познавательной активности.

                   Оборудование: карта полушарий, теллурий, компьютер, проектор, презентация с иллюстрациями к уроку, сигнальные карточки «личики» и «лучики».                    

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока "Тепло Земли"»

Сценарий урока

по окружающему миру по системе Л.В.Занкова

1 класс

Тема: Тепло Земли.

Цель: сформировать у первоклассников представление о делении Земли на тепловые пояса, то есть получить понятие о неравномерности нагревания Земли Солнцем.

Задачи:

  • Закрепление навыка работы с картой;

  • Формирование речевых компетенций через расширение и обогащение словаря научными терминами;

  • Развитие пространственной ориентации через работу с картой;

  • Прививать интерес к изучению природы Ростовской области;

  • Развитие познавательной активности.

Оборудование: карта полушарий, теллурий, компьютер, проектор, презентация с иллюстрациями к уроку, сигнальные карточки «личики» и «лучики».

Ход урока:

  1. Организационный момент

Цель: Создание положительного эмоционального настроя, рабочей обстановки.

Проверка готовности к уроку.

Прозвенел звонок для нас,

Мы начнем урок сейчас.

На столах у уч-ся «личики». Показать «личиками» своё настроение, состсяние души в начале урока.

- Какой предмет мы изучаем? Что изучает предмет «Окружающий мир»?

Постановка проблемы: - Есть ли на Земле места, где всегда лето?

- А места, где всегда зима?

- А места, где бывает и то, и другое?

- А вот чтобы узнать, отчего и почему так бывает, я предлагаю отправиться в путешествие по Земному шару. А на чём будем путешествовать, узнаете, отгадав загадку.

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Развернётся над лугами-

Отливает серебром.

(самолёт)

Показ самолёта



  1. Актуализация опорных знаний

Цель: Повторение материала о Земле, как планете, для открытия нового знания.

Но, чтобы отправиться в полёт, нам нужен ключ зажигания, его мы сможем взять в волшебной шкатулке, а она откроется только тогда, когда вы расскажете ей всё, что знаете о Земле. Для этого мы разобьёмся на три экипажа, каждому экипажу (ряду) будут задаваться отдельные вопросы (вопросы задаю по очереди, каждому ряду отдельно)

  1. Что такое Земля? (планета)

  2. Сколько материков на планете Земля? (6)

  3. Каким цветом они обозначены на карте или глобусе?

  4. Покажите по карте полушарий материки

  5. Сколько мировых океанов на планете Земля? (4)

  6. Каким цветом обозначены океаны, моря, реки, озёра на карте или глобусе?

  7. Покажите по карте полушарий мировые океаны.

  8. Покажите на карте юг, север, экватор;

  9. Благодаря какой звезде на планете Земля есть жизнь?

  10. Каким же образом влияет Солнце на Землю? (показываю теллурий.)

  11. Почему на планете происходит смена времён года? От чего это зависит? (от вращения Земли вокруг Солнца.)

  12. Какие времена года вы знаете? Какое время года у нас сегодня?

Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы, шкатулка открыта, и мы можем взять ключ зажигания. (показываю ключ ) Для полёта нам нужны силы, поэтому надо немного размяться.

Физминутка. Слайд. Утром солнышко проснулось,

Потянулось, улыбнулось.

Раз - росой оно умылось,

Два - изящно покружилось,

Три - нагнулось и присело,

На четыре - улетело.

Итак, пристегните ремни, мы отправляемся в путешествие на самолёте. Точка отправления город Пролетарск Ростовской области (на карте обозначено место флажком). Не теряя связь с землёй все наши наблюдения радисты будут постоянно докладывать диспетчеру в Пролетарск (диспетчер- работник, регулирующий движение транспорта или ход работы предприятия)

  1. Объяснение новой темы

Наш самолёт делает первую посадку. Догадайтесь, где мы приземлились. Посмотрите в иллюминатор самолёта. Слайд 1

  1. Какую картину природы вы видите через иллюминаторы? (снег, лёд, за бортом очень холодно, на небе что- то красивое сияет.)

  2. Какие животные встречают нас? (белый медведь, тюлень)

  3. Кто догадался, куда мы прилетели? (на Крайний Север, Северный полюс) Какой океан находится на Северном полюсе?

  4. Покажите это место на карте и теллурие (у доски ученик: показывает по карте и на теллурие)

  5. Какие лучи получает от Солнца эта часть Земли? (косые, лучи падают наклонно и зимой, и летом, скользят по поверхности, очень слабо нагревают, поэтому эти районы остаются всегда холодными.)

  6. Происходит ли здесь смена времён года? (нет)

- Так как Земля в разных районах получает разные лучи, т.е. разное количество тепла - учёные договорились различать на нашей планете три тепловых пояса:

холодный

умеренный

жаркий

Холодный - получает только косые лучи

Умеренный - косые лучи зимой и более прямые летом

Жаркий - почти прямые лучи и зимой, и летом, т.е. круглый год

7.Как вы думаете, какое название подойдёт для этого участка Земли? Почему? (название выбирается и крепится на карту полушарий)

  • Почему этот пояс назвали холодный? (Лучи солнца плохо обогревают это место, они лишь скользят по поверхности земли, давая очень мало тепла)

  • Что доложит радист диспетчеру, в каком поясе побывали? (В холодном поясе мало растений и животных. Зимой дуют сильные ветры, бушует пурга, несколько месяцев подряд Солнце совсем не показывается - темнота - это полярная ночь. Иногда возникают удивительные полярные сияния, они могут длиться от нескольких минут до нескольких дней. А летом на Крайнем Севере полярный день, это когда Солнце не заходит, а круглые сутки светло, но холодно.)

Итак, наш полёт продолжается. Мы с холодного пояса летим в другой тепловой пояс, а в какой вы узнаете, прослушав стихотворение.

Уч - ся читает стихотворение. Остановитесь на мгновение, замрите…

Как красиво вокруг!

Удивителен утренний лес,

Храм цветов и рогатых улиток!

Он как будто бы вылеплен весь.

Из тончайших серебряных ниток.

Ребята, как хорошо в лесу!

В прекрасном мире веток и теней.

Всё то, что живо, музыкою дышит!

Здесь всё поёт, здесь даже муравей.

Ползёт, поёт и сам себя не слышит.

  • Где же мы сейчас находимся? (в лесу) Слайд.

  • Что можно сказать о природе леса? (она разнообразна, многообразие животных и растений)

  • В какую страну мы прилетели? (верно, в Россию)

  • Везде ли в России есть лес? (Нет)

  • Если бы вы были фотографом, какие фотографии о России вы могли бы показать?

- Да, природа России очень разнообразна.

Есть также степи. Слайд

Есть горы. Слайд, Например Уральские горы.

  • На каком материке находится Россия?

  • Пролетев над Евразией и посмотрев в иллюминатор, какую картину природы вы наблюдали?

  • Как вы думаете, происходит ли смена времён года? Слайд

  • Кто догадался, почему это происходит? Помощником вам сейчас будет теллурий. (в эту зону солнечных лучей поступает больше, земля успевает нагреваться)

  • Выберите название для этого пояса. (умеренный) Название вывешивается на карту

  • Как вы думаете, почему его так назвали?

  • Итак, прослушаем, что же сообщит радист по рации диспетчеру в Пролетарск о природе, которую увидели во время полёта? (В умеренном поясе нет полярного дня и полярной ночи. Происходит смена времён года, лето-жаркое, зима-холодная, весна и осень - прохладные, разнообразная и богатая растительность, разнообразен животный мир )..

Продолжаем наш полёт. Куда летим на этот раз, догадайтесь, отгадав ребус. Слайд :










экскаватор



Экватор

  • Посмотрите на теллурий, хорошо ли солнечные лучи прогревают данный пояс? (больше всего прямых солнечных лучей попадают на экватор, здесь Земля больше всего получает солнечного тепла)

  • Слайд Посмотрите в окно иллюминатора и попробуйте описать природу данного пояса, какая здесь всегда температура воздуха? (в пустыне - растений и животных мало, в тропических лесах - разнообразие растений и животных)

  • Происходит ли смена времён года? Почему?

  • Какое название подойдёт для этого пояса? (жаркий)

  • Почему этот пояс так назвали?

  • Предоставим слово радисту (В жарком поясе круглый год жарко т.к. Солнце поднимается высоко и посылает на Землю почти прямые лучи. В этом поясе есть пустыни - в них песок раскаляется, как сковородка. Часто за всё лето не выпадает ни капли дождя. Растений и животных мало. Но есть очень жаркие и влажные места - тропические леса, в них наоборот много растений и животных.)

  • Полёт у нас сегодня очень длительный, нам приходится много наблюдать, анализировать и конечно же вы устали.

Слайд. Физминутка. Выполнение танцевальных движений под музыку. Прощаясь с жителями жаркого пояса потанцуем с ними.

  • Продолжаем полёт

  • Мы сейчас летим от экватора в сторону южного полюса (сопровождаю показом на карте)

  • Какие лучи Солнца получает этот участок Земли?

  • Какой пояс мы пролетаем? (умеренный)- Почему вы так решили?

  • Какое название пояса вы сообщите диспетчеру? (вывешивается табличка)

  • Ну, а сейчас наш самолёт приземлился…на Южном полюсе. Раз он Южный, значит там тепло… Почему?

  • Слайд

  • В какой пояс мы приземлились? Как догадались? (Правильно, холодный пояс) В Южном полушарии холодный пояс окружает материк Антарктида. Здесь всё наоборот в июне - зима и полярная ночь, а в декабре лето и полярный день. Коренным жителем является пингвин

  • Какое название пояса вы сообщите диспетчеру? (холодный- вывешивается табличка)

  1. Выявление названия пояса Ростовской области

Я думаю, что вы уже все соскучились по родной земле, донскому краю, предлагаю вернуться домой.

  • Где наш дом? В какой пояс мы должны с вами полететь? (в умеренный)

  • Как догадались?

  • Пока наш самолёт возвращается домой, о климате в Ростовской области нам расскажет… Донской край имеет все четыре времени года, зима непостоянна, морозы сменяются оттепелями, а снегопады - дождями и гололёдом. Весна - ранняя и тёплая. Лето – жаркое, засушливое, осадки выпадают редко. Осень сухая и тёплая. Степь богата, как травянистыми цветущими растениями, так и животным миром.

Итак, Давайте посмотрим на карту тепловых поясов, которая получилась у диспетчера. Слайд

  1. Первичное закрепление пройденного материала. Работа в парах.

Ребята, а сейчас вы поработаете парами. Давайте вспомним правила работы в парах.

  • Работаем тихо, дружно, помогаем друг другу

Слайд. На столах листочки с изображением тепловых поясов и иллюстрации природы. Уч - ся должны соотнести рисунки стрелочками с соответствующим тепловым поясом. (дети работают 1 мин).

- Определяю, чья пара работала дружнее всех.

Проверка работы. Слайд

Все молодцы!

  1. Первичный контроль. Работа с тестом

Мы сейчас поиграем в крестики и нолики. Я буду задавать вопрос, вы его внимательно слушать, если ответ да, то ставите крестик, если нет, то ставите нолик.

  1. Лучи солнца обогревают Землю неравномерно, поэтому Землю делят на тепловые пояса .(крестик)

  2. Пояс, где вечная мерзлота - умеренный. (нолик)

  3. Ростовская область находится в умеренном поясе. (+)

А теперь проверьте, правильно ли вы справились с заданием.

Слайд



+

0

+



Подведение итогов

- Какие тепловые пояса можно выделить?

- И так, почему в одном месте на Земле всегда зима, в другом - лето, а в третьем друг друга сменяют времена года?

Мы с вами увидели, что наша Земля делится на тепловые пояса.

И это происходит благодаря солнцу.

Самооценка (на доске заготовка солнца, у уч - ся на столах сигнальные «лучики»)

Мы знаем, что без солнца жизнь невозможна. Я хочу, чтобы солнце нам светило повсюду. Если вы работали активно, выберите длинный лучик, а если что-то не получалось, то короткий. (На доске получается солнышко)

Слайд

Релаксация. Показать сигнальными «лучиками» состояние души, настроение в конце урока.

Оценивание. - За что вы можете похвалить себя?

- За что вы можете похвалить своих товарищей, учителя?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!