СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"»



ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Сложение и вычитание десятичных дробей»

  • Цель урока: Создать условия для формирования способности к построению и использованию алгоритма сложения (вычитания) десятичных дробей, для повторения и закрепления знаний на представления смешанного числа в виде десятичной дроби.




  • Задачи:

  1. предметные:

• научить учащихся складывать десятичные дроби, развивать навыки решения текстовых задач, содержащих десятичные дроби арифметическим способом.

  1. личностные:

• развивать интерес к изучению темы и мотивировать желание применять приобретенные знания и умения.

  1. метапредметные:

• развивать понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соотсетствии с предложенным алгоритмом.

  1. планируемые результаты:

• учащийся научится складывать десятичные дроби арифметическим способом




Место урока: шестой урок по теме «Десятичные дроби», первый урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» в системе уроков математики по УМК Виленкина Н.Я., Жохова В.И., Чеснокова А.С., Шварцбурда С.И.


Тип урока: открытие нового знания.


  1. Необходимое техническое оборудование: доска, проектор, экран, показ презентации; раздаточный материал: карточки - правило в разрезанном виде для групповой работы, карточки с самостоятельной работой для парной работы, тесты, сигнальные карточки, оценочный лист урока.

  2. Организация образовательного процесса.

Межпредметные связи.

Ресурсы.

Формы работы.

История математики.

Информационный материал: учебник «Математика 5 класс», автор Виленкин Н.Я.

Наглядный материал: электронная презентация.

Раздаточный материал: карточки - правило в разрезанном виде для групповой работы, карточки с самостоятельной работой для парной работы, тесты,

оценочный лист урока.


Фронтальная, индивидуальная,

парная, групповая.


Эпиграф урока.


Да, путь познания не гладок.
Но знаем мы со школьных лет,
Загадок больше, чем разгадок,
И поиска предела нет.

Пифагор.


















Ход урока.


Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

I. Мотивация (самоопределение) к деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности.

Учитель: Добрый день, уважаемые учащиеся. Начинаем урок. Прошу в своих тетрадях нарисовать «маленького человечка», характеризующего мимику выражения лица («У меня всё прекрасно», «Мне безразлично», «Мне тревожно»). Объясните, если это возможно, почему у вас такой настрой на учебную деятельность.

На данном этапе проводится использование диагностики определения эмоционального настроя учащихся.

Учитель предлагает учащимся посмотреть на портрет человека, представленного на слайде в электронной презентации. Презентация. Слайд 1.

Учитель: Ребята, а знаете, кто изображен на портрете? Что это за человек?











Ученик: У меня сегодня улыбка, потому что я хочу получить пять по математике.

Ученик: Я хочу узнать что-то новое в математике.

Ученик: Мне тревожно, потому что я не прочитал параграф учебника.










Ученики: Нет, не знаем, но хотим узнать.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: подготовить мышление учащихся к последующей учебной деятельности.

Учитель: Для всех учащихся предлагается задание, где надо провести соответствие ответа с буквой. В результате ваших действий должно получиться слово (СТЕВИН) - имя нидерландского ученого математика, открывшего десятичные дроби в Европе.

Презентация. Слайд 2.

(Учитель проводит вид контроля - педагогическое наблюдение.)

Задание. Приём «классификация задач по способу их решения»

1)

2)
3)
4) 9

5) 9-
6)

Т – 16,4; С – 16,7; В – 2,01; Е – 16,3; И – 1,7; Н – 2,4


Учитель: Сможешь ли ты выполнить это задание?


Слайд 3.












































Ученик: Смогу, т.к. знаю правило сложения смешанных чисел.

Ученик: Полученное слово «СТЕВИН».

Информационное сообщение учащегося об истории возникновения десятичных чисел. Презентация. Слайд 3. Долинина Даша.

III. Выявление места и причины затруднения.

Цель: организовать анализ учащимися места и причины затруднения, организовать выход в рефлексивное пространство.

Слайд 4

Учитель: В чем причина затруднения? Каким должен быть твой следующий шаг твоей учебной деятельности?













Ученик: Я должен разобраться и понять причину, почему мне не удалось выполнить сложение и вычитание смешанных чисел в заданиях?

IV. Построение проекта выхода из затруднения (тема, цель, план, сроки, способ).

Цель: построить проект выхода из затруднения.

Учитель: Какой должна быть цель твоей учебной деятельности?

Учитель: Как ты проверишь, что цель тобою достигнута?

Учитель: Достаточно ли одного лишь знания нового способа для того, чтобы безошибочно его применять?

Учитель: Как вы проверите, что научились применять новый способ?

Учитель: Что и в какой последовательности ты будешь делать, чтобы построить искомый способ сложения десятичных дробей?

Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Какая цель нашего урока?





Ученик: Мне надо построить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

Ученик: Сравню с учебником, с образцом.

Ученик: Нет, надо отработать умения его применять.

Ученик: Если при решении таких задач я не буду допускать ошибок, буду всегда получать верные ответы, то цель будет достигнута.

Ученики предлагают свой вариант в зависимости от причин затруднения.


Ученик: Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Научиться складывать и вычитать десятичные дроби, знать алгоритм выполнения сложения и вычитания десятичных дробей, повторить все правила, требуемые для работы, уметь применять алгоритм на практике.


V. Реализация построенного проекта.


Цель: реализовать построенный проект.

Учитель предлагает учащимся задания.

1) Найди пропущенные слова (приём «неполное задание») Презентация. Слайд 5 .

1. Любое число, знаменатель дробной части которого выражается единицей с одним или несколькими нулями, можно представить в виде… (десятичной дроби)…

2. После запятой числитель дробной части должен иметь столько же цифр, сколько… (нулей) … в знаменателе.

3. Если в конце десятичной дроби … (приписать нуль) … или … (отбросить нуль) ..., то получится дробь, равная данной.

Учитель: Запишите эти дроби в виде десятичных в тетрадях.

Учитель:

Слайд 6.

2) Прочитать математическое выражение. Прием «перехода ситуации затруднения к поставленной учебной задаче». Презентация. Слайд 6.

9,03 + 7,4 =

9,03 – 7,4 =

9,4 +7,004 =

Учитель: Ребята назовите, пожалуйста, тему нашего урока. Запишем ее в тетрадь.

Чему мы будем сегодня учиться?

Что нам для этого нужно?

Какова цель нашего урока?

А как мы достигнем нашей цели?

Учитель: Ребята, работая в группах, попробуем вывести правило сложения и вычитания десятичных дробей.

Работая в группах, найти сумму десятичных дробей, используя запись столбиком. Результат проверить с помощью обыкновенных дробей.

Для вывода правила - раздать алгоритм в разрезанном виде.

1). Если не хватает в десятичной части разрядных единиц, дописываются нули.

2). Десятичные дроби записываются так, чтобы запятая находилась под запятой.

3). Выполнить сложение или вычитание десятичных дробей так же, как сложение и вычитание целых чисел.


Ответы к примерам: Слайд 7.

Итог работы:

1). Вывести правило сложения и вычитания десятичных дробей. Сверить со слайдом 7. – При ответе командира.


2). Сверить правило сложения и вычитания десятичных дробей с учебником. Стр. 191.


Оценки за групповую работу озвучивает командир группы.

Итог:

Алгоритм решения. Слайд 8.

1) Уравнять в десятичных дробях количество знаков после запятой.

2) Записать их друг под другом так, чтобы, запятая была под запятой.

3) Выполнить сложение (вычитание) не обращая на  запятую.

4) Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

Учитель: Какой способ работы был самым успешным? Более быстрым?

Алгоритм сверить с учебником.

Учитель: Данный алгоритм – выучить, дома записать в тетрадь.

Далее рефлексия, обратная связь. Учитель определяет учебные действия детей: умение обобщать, осознанность действий, форма выполнения.

Поднимите руки, кому понятно правило? Кому еще нужно объяснить?










Ученики прописывают пропущенные слова в тетради.















Ученики записывают в тетради.







Ученики читают на математическом языке. «Сумма десятичных дробей девяти целых четырех десятых и семи целых четырех тысячных».






Ученик: Сложение и вычитание десятичных дробей.



Ученик: Учиться складывать и вычитать десятичные дроби.

Найти правило сложения и вычитания десятичных дробей и уметь применять его при решении примеров, задач.

Выведем правило и постараемся научиться его применять.

Возможные варианты ответов:

9,4
+
7,004

7,004
+
9,4      



Уровень выполнения – творческий.

Анализ своих действий позволяет ученикам выйти на алгоритм выполнения задания. Презентация. Слайд 7.


Правила работы в группе:

1. В группе должен быть организатор обсуждения.

2.Каждый может высказать свою версию решения.

3.Один говорит, остальные слушают и пытаются понять.

4.Каждая версия обсуждается в группе.

5.В группе согласуется общее решение.

6.Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.





Отвечает командир одной из групп.

Вывешиваются ответы к примерам на доске. Лист. А 4. Ответы - записаны синим фломастером. Остальные группы дополняют,










Командиры групп озвучивают оценки группы.

Ученик: Способ решения записи сложения десятичных дробей – «запятая под запятой».



VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием его во внешней речи.


Учитель предлагает учащимся задание:

Найди ошибку. Заполни левую часть таблицы (устно).

Презентация. Слайды 9 и 10.







Ученик: Ошибки нет.

Ошибка во втором пункте: перед выполнением действия нужно было уравнять знаки после запятой.

VII. Физкультминутка.

Здоровье сберегающий аспект.

Физкультминутка. Слайд 11.


Физкультминутка: 1 мин.

Презентация. Слайд 10 .

VIII. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по образцу.

Слайд 12.

Цель: организовать Взаимопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых ситуациях.

Самостоятельная работа в парах.

Слайд 12.

Учитель проводит педагогическое наблюдение. Прием выявления разных сторон самооценки, прием «Найди ошибку у товарища».


Для учащихся предоставляются опорный конспект «Реши по образцу».

Слайд 13.







Взаимопроверка: Слайд 14.

Оценки:

Верно 6 заданий – оценка «5».

4,5 заданий – оценка «4».

3 задания – оценка «3».

Двойки можно не ставить.

Взаимопроверка по слайду.



Использование опорного конспекта. Слайд



Учащиеся делают самостоятельную работу в парах. Слайд 12.

Работа выполняется с использованием опорного конспекта, с последующей взаимопроверкой ответов.

Правило

Образцы

1).Складывай и вычитай числа по одноименным разрядам.

2).Записывай запятую под запятой.


1)5,7+1,2=6,9

5,7

+1,2


2)4,27-0,2=2,07

4,27

-0,20


3) 3,50

+1,79

5,29


4)5,7090

-0,3078

5,4012


5)7,00

-2,71

4,29



IX. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний.

Учитель предлагает учащимся задания на использование правила с применением ранее изученного материала:

решить тест с последующей Самопроверкой. Слайды 15,16.

Во время работы учителем задаются вопросы: «Как сейчас работаешь?», «Что учитываешь?», «Как можешь себя проверить?»

После работы: «Трудными ли были задания?», «В чем его трудность?», «Успешно ли ты с ним справился?», «Для чего надо выполнять такие упражнения?», «Какие ошибки допустили?».

Самопроверка теста. Слайд 16.

Оценки за тест.

Итоговые оценки.

Выставить в оценочный лист урока.













Ученик: Данные задания позволяют применить свои знания на практике, в различных жизненных ситуациях.


X. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Цель: организовать рефлексию, самооценку учениками своей учебной деятельности.

Учитель: Достигли ли вы поставленной учебной задачи?

Что нового узнали на уроке?

Как складывают (вычитают) десятичные дроби? Всё ли у вас получалось?

В чём были затруднения?

Справились ли вы с трудностями?

Домашнее задание:

Обязательная часть: № 1213(б, г, д),

1214(в, д).

Творческое задание: измерить рост членов семьи, составить задачу (или задачи) по этим данным. Результат можно представить в виде электронной презентации.


А сейчас, подарите Елочке свое настроение. Слайд

Я вам дарю свое настроение. Слайд

Спасибо за урок! Вы Молодцы

Ученик: Данные задания позволяют применить свои знания на практике, в различных жизненных ситуациях.



Ученик: Сегодня на уроке я …..

Самым интересным для меня...

Урок мне …

Оцените свою работу на уроке с помощью таблицы, которая лежит на парте. Заполните её. После уроков я посмотрю ваши ответы.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!