СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложение и вычитание десятичных дробей

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математики в 5 классе

 

Тема урока:  Сложение и вычитание десятичных дробей.

Класс: 5

Цели:

1. Образовательная:

- углублять, систематизировать и выявлять уровень знаний, умений и навыков учащихся;

2. Воспитательная:

- формировать владения интеллектуальными умениями и мыслительными операциями;

3. Развивающая:

- развивать навыки самоконтроля;

- развивать умения правильно обобщать и сделать вывод;

- развивать память, наблюдательность, внимание;

- развивать культуры устной и письменной речи.

 

Тип урока: закрепление изученного материала.

Место проведения: учебный кабинет

Оборудование: Учебник: Математика 5 класс учеб. для общеобразоват. учреждений Н. Я. Виленкин – М.:Мнемозина, 2010. – 280 с.: ил.,  мультимедийное оборудование, компьютер.

 

Этапы урока

Задачи этапа

Визуальный ряд

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организация начала занятия

 

Настроить обучающихся  на проведение урока, проверить наличие учебных принадлежностей.

На доске записана дата и тема урока.Слайд №1

 

 

 

Слайд  № 2

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

 

-Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку пять.

Включаются в деловой ритм урока.

Регулятивные

Саморегуляция, готовность к активной учебной деятельности.

Проверка домашнего задания

Установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашних заданий учащимися.Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения

Слайд №3

Сейчас  ребята проверим домашнее задание, по желанию у доски пишут решение 2 человека. А остальные проверяют по своей тетради. Теперь на сладе посмотрим какой правильный ответ.

№1200 , № 1210 проверяем устно.

 

Сформулируйте правило сравнения десятичных дробей

 

 

 

 

Учитель выставляет оценки.

 

Выходят 2 человека к доске и решают  № 1200 и № 1210.

Остальные учащиеся проверяют по своей тетради.

Исправляют ошибки, дополняют решения, объясняют свои действия.

Сверяют свои ответы по слайду.

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют  правило «Чтобы сравнить две десятичные дроби, надо сначала уравнять у них число десятичных знаков, приписав одной из них справа нули, а потом, отбросив запятую, сравнить получившиеся натуральные числа.»

 

 

Коммуникативные: прогнозирование, сравнение и

анализ, наблюдение и опровержение  неверных решений

Актуализация знаний и умений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация опорных знаний и способов действий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устный счет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закончите предложение Слайд №4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поставьте в нужном месте запятые.  Слайд №5

 

 

 

Сравните дроби. Слайд №6

А сейчас ребята проведем небольшой устный счет, в ходе которого каждый ученик за правильный ответ получает цветной жетон в виде кружочка. В конце устного счета у кого будет наибольшее число кружков получат оценку.

 

  • Если в конце десятичной дроби приписать 6 нулей, то…
  • Из двух обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями меньше та, …
  • Большая дробь на координатном луче лежит …
  • Из обыкновенной дроби в десятичную  можно перевести только ту дробь, у которой…
  • Целую часть от дробной части в десятичной записи числа отделяют

 

32 +18=5

3+108=408

42+17=212

57-4=17

736-336=4

63-27=603

 

Сравните дроби:

 

6,37 * 6,299       

 10,1 * 10, 099

9,18  * 9, 1798      

 7,01 *7, 018

 

  9, 004 * 9,04          28,028 * 28,0209

 

Выставляет оценки

 

Ребята работают устно (фронтальный опрос)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • …получится дробь, равная данной

 

  • …у которой меньше числитель

 

 

 

  • …правее меньшей дроби

 

 

 

  • …знаменатель равен  10, 100, 1000 и т.д.

 

 

 

 

 

 

  •  … запятой

 

 

 

3,2+1,8=5

3+1,08=4,08

4,2+17=21,2

5,7-4=1,7

7,36-3,36=4

63-2,7=60,3

 

 

6,37 > 6,299       

 10,1 > 10, 099

9,18 > 9, 1798      

 7,01 <7, 018

 

 

  9, 004 < 9,04  

   28,028 >28,0209

Коммуникативные: вступление в диалог. Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Оформление своих мыслей в устной и письменной  форме

 

Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

 

Цель урока:

 

Сегодня мы закрепим приёмы выполнения сложения и вычитания десятичных дробей.

 

Восприятие цели, нахождение путей её реализации

Регулятивные:

Принятие познавательной цели, сохранение ее при выполнении учебных действий, регулирование всего процесса их выполнения и четкого выполнения требований познавательной задачи

Организация первичного закрепления

 

Установление правильности и осознанности изучения темы «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по данному материалу

 

Слайд  № 7

 

 

 

 

 

 

 

Закрепим на примерах правило сложения и вычитания десятичных дробей. Слайд №8, №9

 

Сформулируйте правило сложения и вычитания десятичных дробей

 

 

 

 

 

 

Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:

 

1)уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;

 

2) записать их друг  под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;

 

3) выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания  на запятую;

 

4) поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

 

 

 

 

 

 Регулятивные: Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Динамическая пауза

Путем проведения игры, снять физическую и эмоциональную усталость обучающихся.

Cлайд № 10

Физкультминутка

Учитель читает стихотворение.

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно.

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши - ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

Выполняют упражнения

Активизация условий, способствующих созданию здоровьесберегающей среды в школе посредством физминуток

Самостоятельная работа

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Приложение 1.

Приложение 2.

 

Слайды 11-16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Сейчас каждая группа

 учеников получила  по две карточки, на одной из которых написаны несколько заданий, а на другой карточке находятся ответы.  Решив каждое задание, необходимо записать букву, которая находится в соответствующем столбике. После выполнения всех заданий должно получиться слово.  Естественно, что слово получится только при всех верно выполненных заданиях.

На всю работу отводится 10 минут. Те учащиеся чья  группа, первая справится с заданием  получат отметки.

 

- Ну вот, видите, оказывается с помощью действий над числами можно еще добывать полезную и интересную информацию, которая совсем не связана с математикой. Все эти растения мы можем отнести к группе лекарственных растений.

 

Выставляются оценки учащимся, чья группа первая справилась с заданием.                                                                        

 

Ученики работают в группах по 4 человека

 

 

 

В результате работы с карточками учащиеся должны получить  названия следующих растений: душица, полынь, шалфей, кориандр, барбарис, девясил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики по желанию читают о растениях информацию со слайдов

 

 

 

 

Регулятивные: Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: межпредметные связи, энциклопедические факты

Подведение итогов урока, рефлексия.

Определить степень усвоения учащимися темы, уровень познавательного интереса и личностных ценностей .

 

 

 

 

 

 

 

 

- А теперь в конце урока давайте поведем итоги, еще раз вспомним правило «Сложения и вычитания десятичных дробей».

 

 -  Чем сложение (вычитание) десятичных дробей отличается от сложения (вычитания) натуральных чисел?

 

 

 

 

   - Можем ли мы это правило применять для сложения     (вычитания) обыкновенных дробей)?

 

За активную работу на уроке учащиеся оцениваются.

 

Ответы обучающихся:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практически ничем не отличается. Самое сложное-правильно сопоставить разряды слагаемых, чтобы десятичные цифры находились на вертикальной прямой друг под другом.

 

 

 

Не можем потому что в обыкновенной дроби у нас есть числитель и знаменатель, а также при выполнении действий числа нужно подписывать в столбик.

Регулятивные:

Предметная рефлексия, осознание актуальности изученного.

Умение давать оценку проделанной работе, оценивание целесообразности, объяснение причины успехов и неудач.

Информирование о домашней работе

 

Закрепление изученного материала, понимание алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей.

Слайд  № 17

 

 

 

 

 

 

 

Дом. зад. по учебнику п.32 (с.190),

№1255(1 столик)

№ 1256 (3 столбик)

Подготовить сообщение о пользе лекарственных растений

 

 

Записывают задание

 

Регулятивные

Планирование, прогнозирование, самоопределение через выбор.

Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Слайд 18

Дети  у каждого на парте лежит индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы , характеризующие вашу работу на уроке по трем направлениям.

 

Учащиеся подчеркивают тот вариант, который характеризует его работу на уроке.

 

Урок

1.Позновательный

2. Интересный

3.Скучный

Я на уроке

1.Работал

2. Отдыхал

3. Помогал другим

Итог

1.Понял материал

2.Узнал больше чем знал

3. Не понял.

Регулятивные: Осознание качества и уровня усвоения

 

Список литературы и других источников, используемых учителем для подготовки к уроку:

 

1.Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов – М.: Мнемозина, 2010

2.Дидактические материалы по математике для 5 класса/ А.С.Чесноков, К.И.Нешков – М.: Классик Стиль, 2010

3.Преподавание математики в 5 и 6 классах/ В.И.Жохов – М.: Мнемозина, 2007

4.Поурочные разработки по математике: 5 класс/ Л.П.Попова – М.: ВАКО, 2010

5.Презентация

 

 

Просмотр содержимого документа
«Сложение и вычитание десятичных дробей»

Урок математики в 5 классе Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей. Класс: 5

Цели:

1. Образовательная:

- углублять, систематизировать и выявлять уровень знаний, умений и навыков учащихся;

2. Воспитательная:

- формировать владения интеллектуальными умениями и мыслительными операциями;

3. Развивающая:

- развивать навыки самоконтроля;

- развивать умения правильно обобщать и сделать вывод;

- развивать память, наблюдательность, внимание;

- развивать культуры устной и письменной речи.


Тип урока: закрепление изученного материала. Место проведения: учебный кабинет Оборудование: Учебник: Математика 5 класс учеб. для общеобразоват. учреждений Н. Я. Виленкин – М.:Мнемозина, 2010. – 280 с.: ил., мультимедийное оборудование, компьютер.

Этапы урока

Задачи этапа

Визуальный ряд

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организация начала занятия


Настроить обучающихся на проведение урока, проверить наличие учебных принадлежностей.

На доске записана дата и тема урока.Слайд №1




Слайд № 2

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.


-Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку пять.

Включаются в деловой ритм урока.

Регулятивные

Саморегуляция, готовность к активной учебной деятельности.

Проверка домашнего задания

Установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашних заданий учащимися.Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения

Слайд №3

Сейчас ребята проверим домашнее задание, по желанию у доски пишут решение 2 человека. А остальные проверяют по своей тетради. Теперь на сладе посмотрим какой правильный ответ. №1200 , № 1210 проверяем устно. Сформулируйте правило сравнения десятичных дробей Учитель выставляет оценки.

Выходят 2 человека к доске и решают № 1200 и № 1210.

Остальные учащиеся проверяют по своей тетради.

Исправляют ошибки, дополняют решения, объясняют свои действия.

Сверяют свои ответы по слайду.








Формулируют правило «Чтобы сравнить две десятичные дроби, надо сначала уравнять у них число десятичных знаков, приписав одной из них справа нули, а потом, отбросив запятую, сравнить получившиеся натуральные числа.»



Коммуникативные: прогнозирование, сравнение и

анализ, наблюдение и опровержение неверных решений

Актуализация знаний и умений

Актуализация опорных знаний и способов действий


























Устный счет.















Закончите предложение Слайд №4




















Поставьте в нужном месте запятые. Слайд №5




Сравните дроби. Слайд №6

А сейчас ребята проведем небольшой устный счет, в ходе которого каждый ученик за правильный ответ получает цветной жетон в виде кружочка. В конце устного счета у кого будет наибольшее число кружков получат оценку.


  • Если в конце десятичной дроби приписать 6 нулей, то…

  • Из двух обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями меньше та, …

  • Большая дробь на координатном луче лежит …

  • Из обыкновенной дроби в десятичную можно перевести только ту дробь, у которой…

  • Целую часть от дробной части в десятичной записи числа отделяют


32 +18=5

3+108=408

42+17=212

57-4=17

736-336=4

63-27=603


Сравните дроби:


6,37 * 6,299

10,1 * 10, 099

9,18 * 9, 1798

7,01 *7, 018


9, 004 * 9,04 28,028 * 28,0209


Выставляет оценки


Ребята работают устно (фронтальный опрос)

















  • …получится дробь, равная данной


  • …у которой меньше числитель




  • …правее меньшей дроби




  • …знаменатель равен 10, 100, 1000 и т.д.







  • … запятой




3,2+1,8=5

3+1,08=4,08

4,2+17=21,2

5,7-4=1,7

7,36-3,36=4

63-2,7=60,3



6,37 6,299

10,1 10, 099

9,18 9, 1798

7,01 7, 018



9, 004 9,04

28,028 28,0209

Коммуникативные: вступление в диалог. Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Оформление своих мыслей в устной и письменной форме


Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока


Цель урока:


Сегодня мы закрепим приёмы выполнения сложения и вычитания десятичных дробей.


Восприятие цели, нахождение путей её реализации

Регулятивные:

Принятие познавательной цели, сохранение ее при выполнении учебных действий, регулирование всего процесса их выполнения и четкого выполнения требований познавательной задачи

Организация первичного закрепления


Установление правильности и осознанности изучения темы «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по данному материалу

Слайд № 7








Закрепим на примерах правило сложения и вычитания десятичных дробей. Слайд №8, №9


Сформулируйте правило сложения и вычитания десятичных дробей







Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:


  1. уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;


2) записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;


3) выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;


4) поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.






Регулятивные: Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Динамическая пауза

Путем проведения игры, снять физическую и эмоциональную усталость обучающихся.

Cлайд № 10

Физкультминутка

Учитель читает стихотворение.

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно.

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши - ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

Выполняют упражнения

Активизация условий, способствующих созданию здоровьесберегающей среды в школе посредством физминуток

Самостоятельная работа

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Приложение 1.

Приложение 2.


Слайды 11-16



























- Сейчас каждая группа

учеников получила по две карточки, на одной из которых написаны несколько заданий, а на другой карточке находятся ответы. Решив каждое задание, необходимо записать букву, которая находится в соответствующем столбике. После выполнения всех заданий должно получиться слово. Естественно, что слово получится только при всех верно выполненных заданиях.

На всю работу отводится 10 минут. Те учащиеся чья группа, первая справится с заданием получат отметки.


- Ну вот, видите, оказывается с помощью действий над числами можно еще добывать полезную и интересную информацию, которая совсем не связана с математикой. Все эти растения мы можем отнести к группе лекарственных растений.


Выставляются оценки учащимся, чья группа первая справилась с заданием.


Ученики работают в группах по 4 человека




В результате работы с карточками учащиеся должны получить названия следующих растений: душица, полынь, шалфей, кориандр, барбарис, девясил.



















Ученики по желанию читают о растениях информацию со слайдов





Регулятивные: Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения


























Личностные: межпредметные связи, энциклопедические факты

Подведение итогов урока, рефлексия.

Определить степень усвоения учащимися темы, уровень познавательного интереса и личностных ценностей .









- А теперь в конце урока давайте поведем итоги, еще раз вспомним правило «Сложения и вычитания десятичных дробей».


- Чем сложение (вычитание) десятичных дробей отличается от сложения (вычитания) натуральных чисел?





- Можем ли мы это правило применять для сложения (вычитания) обыкновенных дробей)?


За активную работу на уроке учащиеся оцениваются.


Ответы обучающихся:










Практически ничем не отличается. Самое сложное-правильно сопоставить разряды слагаемых, чтобы десятичные цифры находились на вертикальной прямой друг под другом.




Не можем потому что в обыкновенной дроби у нас есть числитель и знаменатель, а также при выполнении действий числа нужно подписывать в столбик.

Регулятивные:

Предметная рефлексия, осознание актуальности изученного.

Умение давать оценку проделанной работе, оценивание целесообразности, объяснение причины успехов и неудач.

Информирование о домашней работе


Закрепление изученного материала, понимание алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей.

Слайд № 17








Дом. зад. по учебнику п.32 (с.190),

№1255(1 столик)

№ 1256 (3 столбик)

Подготовить сообщение о пользе лекарственных растений



Записывают задание


Регулятивные

Планирование, прогнозирование, самоопределение через выбор.

Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Слайд 18

Дети у каждого на парте лежит индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы , характеризующие вашу работу на уроке по трем направлениям.


Учащиеся подчеркивают тот вариант, который характеризует его работу на уроке.


Урок

1.Позновательный

2. Интересный

3.Скучный

Я на уроке

1.Работал

2. Отдыхал

3. Помогал другим

Итог

1.Понял материал

2.Узнал больше чем знал

3. Не понял.

Регулятивные: Осознание качества и уровня усвоения

Список литературы и других источников, используемых учителем для подготовки к уроку:


  1. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов – М.: Мнемозина, 2010

  2. Дидактические материалы по математике для 5 класса/ А.С.Чесноков, К.И.Нешков – М.: Классик Стиль, 2010

  3. Преподавание математики в 5 и 6 классах/ В.И.Жохов – М.: Мнемозина, 2007

  4. Поурочные разработки по математике: 5 класс/ Л.П.Попова – М.: ВАКО, 2010

  5. Презентация


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!