СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: В.П. Астафьев «Капалуха».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного  чтения в 3 классе по теме: В.П.Астафьев "Капалуха" УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3 классе по теме: В.П. Астафьев «Капалуха».»

Кузнецова Юлия Михайловна

МБОУ «Новоозерновская средняя школа города Евпатории Республики Крым»



Предмет: Литературное чтение

Класс: 3

УМК: «Школа России»

Тема урока: В.П. Астафьев «Капалуха».

Цели: познакомить с творчеством В. П. Астафьева; создать условия для формирования навыка выразительного и осознанного чтения в рамках технологии развития критического мышления; способствовать развитию грамотной, эмоциональной речи; воспитывать любовь, бережное отношение и интерес к природе, зоркость по отношению к природе.

Оборудование: компьютер, бланки для написания синквейна по группам.

Ход урока.

  1. Включение в учебную деятельность

  2. Актуализация знаний

Какой раздел мы начали с вами читать? ( «Люби живое») (слайд 1)

Вороненку гнездо – родимая хатка.

Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не свил.

- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

- Прочитайте шепотом.

- Прочитайте громко.

- Прочитайте вопросительно.

- Прочитайте с утвердительной интонацией.

- Может ли человек быть только хорошим или только плохим?

(Я думаю, что в человеке есть что-то хорошее и что-то плохое, как две половинки: белая и черная. Важно только какую половинку человек открывает в себе больше.)

- Обратимся к словам Агнии Барто. (слайд 2)

«Я сорвал цветок – и он завял.

Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.

Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

- Ребята, что значит, по-вашему «прикоснуться к красоте сердцем»?

  1. Постановка целей и определение темы урока

- Какие задачи можно выполнить на уроке?

- прочитать новое произведение

- познакомиться с его автором

- проанализировать текст, отвечая на вопросы.

- А далее поможет увидеть и услышать красоту природы рассказ Виктора Петровича Астафьева, прочитав который, вы можете открыть для себя то, что раньше не знали и не замечали. Виктор Астафьев пишет о том, что отлично знает. Именно поэтому произведения его по-настоящему правдивы и достоверны. Он пишет об Урале, Сибири, об их природе, о людях. У него внимательный и зоркий глаз, отзывчивое сердце. (слайд 3)

  1. Работа по теме урока

  1. Подготовка к восприятию

- Сегодня мы отправляемся в удивительную Зеленую страну, которую населяют удивительные жители. Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас есть все для путешествия в эту страну:  (дети повторяют вслух и имитируют движения)

Ноги, чтобы идти.

Уши, чтобы слышать.

Глаза, чтобы видеть.

И сердце, чтобы все это понять.

- Назовите эту Зеленую страну. (Лес.)

- Вспомните правила поведения в лесу. (слайд 4)

Не бери домой зверьков из леса.

Не беспокой зверьков, не тревожь птицу.

Не разоряй птичьи гнёзда.

Не будем срывать цветы.

Пусть красивые растения остаются в природе!

Не будем ломать ветки деревьев и кустарников!

Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!

Не будем обижать лягушек и жаб!

Не будем ловить диких животных и уносить их домой!)

2. Краткие сведения.

- Кто такая капалуха?

-Что вы знаете о ней?

Капалуха самка глухаря.

Рассказы детей (заранее подготовленные) сопровождаются слайдами 5-7

1.Глухарка светло-коричневая птица с ржавыми и белыми поперечными полос­ками. Ее даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.

2. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют.

3. Выводят птенцов в конце мая - начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.

4. Весной, когда глухарь-петух поёт свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарём.

3. Подготовка к чтению.

- Откройте учебник на стр. 101

Прочитайте название рассказа. (Капалуха)

- Предположите, о чем будет рассказ Астафьева, принимая во внимание все вышесказанное. (предположения детей)

- Перед чтением прочитаем по слогам сложные для прочтения слова. (чтение с катрочек)

Ред-ко-ла-пы-е

по-ше-ве-ли-ва-ли

за-рож-да-ю-щим-ся

вы-да-вав-шим-ся

блед-но-лис-тым

до-цве-та-ю-щим

рас-пу-щен-ны-ми

  1. Чтение с «остановками».

1 часть (до слов «…….валежник»)

- Какой лес описывает Астафьев? (хвойный, кривой, с валежником)

- Альпийские луга- это высокогорные пастбища.

Покоробленные леса-кривые.

- Объясните значение слова «валежник, просека».

-О чём еще говорится в этом отрывке?

- Попробуйте предположить, что может произойти дальше.

2 часть( до слов  «…..с нами»)-

-Оправдался или нет Ваш прогноз?

- Что описывает автор в этой части рассказа? (чернику)

-Как объясните слово «черничник»? (заросли черники)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

– Как, на ваш взгляд, сюжет будет развиваться дальше и почему?

3 часть ( до слов «….на неё!»)

- Насколько оправдались ваши предположения о дальнейшем развитии событий?

- О какой находке рассказывает автор? (о гнезде)

-Что значит «озираться»? (оглядываться)

- Как описывает автор гнездо гухарки? (Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. В хатке утеплённое мхом гнездо. В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца. Яйца чуть поменьше куриных)

- Что почувствовал рассказчик, когда увидел гнездо? Почему? ( Я глянул, и сердце моё забилось от испуга — чуть было не наступил на гнездо)

- Что решили сделать мальчики с гнездом? (взять яйцо)

- Какое правило они забыли? (Не разоряй птичьи гнёзда)

-  Можете ли Вы предположить как поступят дети? (предположения детей)

4 часть (до конца)

Сравните наше предположение и прочитанную нами часть рассказа. (были правы или нет)

- Кто главное действующее лицо в 4 части? Почему?

- Перечитайте эту часть, подчеркните в тексте слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда к гнезду приблизились люди.

- Зачитайте эти слова.

Металась в стороны

Крылья разброшены, мела ими

Закостенели от неподвижности

Пыжилась и не могла взлететь

- Почему автор выбрал именно эти выражения и слова? (Чтобы показать состояние капалухи)

- Какие слова еще использует писатель, чтобы показать внутреннее состояние птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие.)

- Что необычного увидели дети? Найдите и прочитайте этот отрывок. (И тут мы увидели, что живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещется кожа)

- Прочтите объяснение учителя, почему грудка капалухи была ощипана?

- Прочитайте последних 2 абзаца и подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение капалухи после ухода людей? 

Вытянув шею

Глаза не следили

Целилась на гнездо

Плавно слетела

Заползла в гнездо

Распустила крылья

Замерла

- Давайте сравним поведение капалухи до встречи с людьми и после?

- Что сделали люди, когда увидели, как капалуха защищала своё гнездо? (ушли)

 - Какие чувства, присущие человеку, увидел автор в поведении птицы? (докажи словами текста)

«прикрывала своих птенцов, часто билось сердце от испуга, гнева, бесстрашия, каплю тепла отдать птенцам»

- Вспомните свои первоначальные предположения о сюжете рассказа.

Насколько они оправдались?

- Как вам кажется, какая часть самая главная в рассказе? Почему?

  1. Обобщение. Написание синквейна.

Работа в группах. (слайд 8)

Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение.

Правила написания синквейна.

  • Первая строка - тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).

  • Вторая строка – характерные признаки предмета (два имени прилагательных).

  • Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).

  • Четвертая строка - что автор думает? (фраза из четырех слов).

  • Пятая строка - новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме).

Чтение синквейнов (Примерный синквейн)

Капалуха

Тревожная, заботливая.

Мела, металась, не могла взлететь.

Животные заботятся о своих детях.

Мать.

- Что можно сказать о капалухе? (она- заботливая мать)

- Из ваших синквейнов видно, что вы это отразили.

VII. Рефлексия.

- Кто в этом рассказе бережно относится к природе, а кто забывает о том, что есть место добрым отношениям ко всему живому на Земле?

 - Написав этот рассказ, Астафьев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую? (Любить, беречь, охранять природу, заботиться о братьях наших меньших) 

- Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. Кто считает, что у него это получилось, поднимет красный карандаш, кто остался равнодушным поднимает желтый.

Красный цвет – это свечи, которые мы сегодня зажгли за братьев наших меньших. Мысленно пожелайте всем птицам, зверям, населяющим Зеленую страну благополучно перенести зиму. А нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело.

VIII. Домашнее задание

  • Подготовить пересказ произведения от имени капалухи.

  • Поискать дополнительные сведения о птицах нашего края.

  • Прочитать рассказ В. Астафьева «Пищуженец».

  • Выписать слова, которые подходят к иллюстрации (в тетрадь)










Слайд 1


Слайд 2


Слайд 3



Слайд 4


Слай 5


Слайд 6



Слайд 7


Слайд 8








4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!