Конспект урока литературного чтения в 3 классе
Программа «Школа России»
Учитель: И.Р. Костенко
Глава (раздел) «Люби живое»
Тема: В. Астафьев «Капалуха»
Цели:
Создать условия для успешного ознакомления с новой учебной информацией, для её осознания и осмысления, возможного применения информации в новой ситуации.
Создать условия для развития этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости.
Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Астафьева.
Создать условия для развития у учащихся умения самостоятельно размышлять.
Планируемые результаты:
УУД
Личностные:
Анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения и обсуждения.
Осознавать причастность к успеху в учебной деятельности.
Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать их реализацию.
Применять волевое усилие для реализации поставленных задач.
Осознавать качество и уровень усвоения новой информации.
Адекватно оценивать выполненные действия.
Познавательные:
Выделять и формулировать познавательную цель.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи.
Устанавливать причинно-следственные связи.
Структурировать текст.
Устанавливать аналогии.
Строить логическую цепочку рассуждения.
Строить речевое высказывание (в устной и письменной форме).
Коммуникативные:
Уметь ставить вопросы.
Учитывать позицию собеседника.
Формулировать собственное мнение.
Строить собственные аргументированные высказывания.
Реализовывать потребность в социально значимой и оцениваемой деятельности.
Вырабатывать общее мнение в совместной деятельности.
Предметные результаты:
Анализировать содержание прочитанного и объяснять его смысл, понимать настроение писателя, оценивать поступки героев.
Планируемые результаты освоения основ смыслового чтения и работы с текстом:
Находить в тексте конкретные сведения и факты.
Определять место и роль иллюстративного материала в тексте и презентации.
Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного текста.
Сравнивать между собой объекты, описываемые в тексте, выделяя два-три существенных признака, сравнивать объекты из разных текстов.
Межпредметная связь: окружающий мир
Ресурсы:
Презентация к уроку по теме:
В.Астафьев «Капалуха»
Текст с биографическими данными В.П.Астафьева
Организация класса. Самоопределение в деятельности.
Актуализация имеющихся знаний.
- Какой раздел мы сейчас изучаем?
Слайд 1
- Назовите произведения, которые мы уже изучили.
Слайд 2
- Что объединяет авторов всех этих произведений?
Постановка учебной цели и задач.
- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним автором и его замечательным произведением.
Слайд 3
Виктор Петрович Астафьев
- Как вы думаете, почему произведение В.Астафьева помещено в этом разделе? (его произведение посвящено природе)
- Что значит, познакомимся с новым автором? (узнаем какие-то факты из биографии автора, его творческого пути)
Подготовка к восприятию новых знаний.
- Сегодня я вам предлагаю самим выделить интересные факты из биографии автора, что вам покажется важным и интересным, выполните небольшое исследование.
- Могу предложить текст с информацией, он достаточно объёмный, требует переработки (сокращения, выделения главного).
- Какие ваши предложения по организации работы?
(работа в группах с использованием текстовыделителя)
Учащиеся получают материал для работы в группе, начинается поиск необходимой информации (с направлением внимания на полезную в данный момент информацию)
Сообщение от одной группы, дополнения от других групп.
- Молодцы, вы смогли выделить очень интересные факты из биографии В.Астафьева.
Слайд 4
- Виктор Петрович Астафьев родился в Красноярском крае, на берегах Енисея.
Слайд 5
- В.П.Астафьев очень любил свой край, его суровую сибирскую природу. Именно поэтому его произведения посвящены природе и человеку. Произведения этого автора – это его жизнь.
- Сегодня мы познакомимся с одним произведением этого автора.
Слайд 6
- Это «Капалуха».
- Прокомментируйте название произведения.
Фиксация затруднения в деятельности.
- О чём это произведение? К какому жанру оно может относиться?
- Откройте содержание (стр.222), определите место произведения в разделе и его объём.
- Что теперь можете сказать?
(это произведение о природе, скорее всего о каком-то животном, если судить по объёму, то, наверное, рассказ, или отрывок повести)
- Найдите произведение в учебнике.
- Дополните свои предположения.
(по иллюстрации предполагают, что произведение о птице)
- О каких проблемах мы будем говорить?
- Что вы знаете об этих птицах?
(ничего, рассмотрев иллюстрацию, мы только можем сказать, что гнездо она устраивает на земле, в укромном месте)
Слайд 7
- А теперь посмотрите на слайд. Это и есть капалуха.
- Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц. Самка меньше самца.
Слайд 8
Самец – большой, чёрный, краснобровый.
- Эти птицы любят сосновые леса. Летом питаются травой, семенами, ягодами. Зимой птицы кормятся хвоей сосен, пихт, кедров, почками. Ночуют в снегу. Часто гибнут под ледяной коркой.
Послушайте описание этой великолепной птицы.
«Весной, как только сойдёт снег – в лесу, эти птицы начинают токовать, то есть петь свои весенние песни. Эта птица ходит по земле, как индюк, распустив веером хвост, и щёлкает клювом, будто две палочки одна о другую стукаются. А песню кончает – будто нож на бруске затачивает. В конце песни эта птица ничего не слышит, глохнет, и поэтому её и назвали…глухарём.
Дети узнают по изображению и описанию глухаря.
(Эти интересные птицы водятся и в нашем таёжном крае)
Слайд 9
- А теперь вы можете уточнить, что отражает заголовок текста?
( это произведение о глухарке)
- Да, капалуха – именно так ласково называют сибирские охотники самочку глухаря.
Первичное чтение произведения.
- Прочитаем произведение по частям. Отметьте в тексте незнакомые вам слова.
Чтение вслух с остановками.
- Где происходит действие?
- Как дети оказались в тайге?
- Где случился переполох?
- Почему сердце рассказчика забилось от испуга? Что он мог увидеть? Чего испугаться?
- Как вы думаете, возьмут ли дети яйцо?
- Что произошло на самом деле, вы узнаете, самостоятельно прочитав произведение до конца.
Чтение про себя с пометками.
6. Работа над содержанием.
- Так почему дети не взяли яйца?
- Что вас поразило больше всего?
- Какой матерью была капалуха?
- Что испытала птица? Как об этом рассказал автор?
- Что испытали ребята?
- Какой момент был самым напряжённым?
- Какие чувства испытывали вы? Объясните свои переживания.
- Ещё раз обратимся к иллюстрации.
- Какой момент изображён на иллюстрации?
- Случалось ли вам оказаться в такой ситуации? Как вы поступили? Почему?
Физминутка
(изобразить движения глухаря, вспоминаем фотографии и текст-описание)
Словарная работа.
- Значение какого слова мы узнаем из словарика учебника?
- Откроем словарик, найдём слово.
Слайд 10
Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.
- Значение какого слова мы найдём в толковом словаре?
Слайд 11
Космы – взлохмаченные пряди волос (лохмы).
- В данном случае в значении густые заросли трав и мха.
-Какие ещё непонятные слова встретились вам
при самостоятельном чтении?
(ученики называют отмеченные ими слова)
Слайд 12
- Попробуем сами объяснить их значение.
(с опорой на личный опыт учащихся и контекст)
тайга | альпийские | пошевеливать |
пастьба | покоробленные | озираться |
папоротник | редколапые | ощупывать |
просека | | метаться |
черничник | | закостенеть |
| | |
- Где найдём значение незнакомых нам слов?
(при необходимости обратимся к толковому словарю)
- Запишите их в свой словарик.
Слайд 13
- О чём вы подумаете, когда заметите гнездо птицы?
- Кто в рассказе думает о птицах и окружающей нас природе, как о живой?
- Кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?
Работа в паре. Чтение по ролям.
- Прочитайте беседу рассказчика с мальчиком по ролям. Сравните их реплики.
Выборочное чтение.
- Прочитайте эпизод, где описывается, как мечется капалуха.
- Какие строки говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам?
- Вспомните произведения раздела. Кого напоминает нам капалуха?
Слайд 14
- Чем капалуха напоминает нам Мальку из рассказа Белова?
- Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?
- Почему «все весело побежали от капалухиного гнезда»?
- Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет. Докажите своё мнение.
7. Обобщение.
- Какая главная мысль произведения?
-Какой вывод вы сделали для себя?
- Конечно, красота природы помогает человеку стать добрее.
Главное назначение человека – творить добро, беречь землю и всё живое на ней.
- Что значит быть добрым к природе?
- В каком произведении раздела содержится полный ответ на этот вопрос?
- Обратитесь к содержанию учебника, найдите произведение и прочитайте отрывок из него.
Ученики находят произведение М.Пришвина «Моя Родина».
«Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Слайд 15
- А ещё М.Пришвину принадлежат слова:
«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, - их надо открывать и показывать».
- Как вы понимаете слова «открывать и показывать»?
- Чьи это задачи?
Слайд 16
(знакомят нас с сокровищами природы писатели-натуралисты, учителя, работники музеев, зоологических садов и т.д.)
Ученики называют известных им писателей-натуралистов, соотносят фамилии с портретами.
- Нам и сама природа открывает нам свои тайны.
- Какие правила надо соблюдать, чтобы природа открыла нам свои тайны?
(Надо просто быть любознательным, внимательным и осторожным, когда отправляемся в природу, и тогда мы многое услышим, увидим и почувствуем)
8. Итог урока
Слайд 17
Я сорвал цветок – и он завял.
Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.
Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте…
- Попробуйте закончить это высказывание.
Слайд 18
- Да, прикоснуться к красоте (к природе) можно только сердцем.
Эти слова принадлежат замечательной детской поэтессе Агнии Барто.
- Кто сегодня нам помог прикоснуться к живому миру природы?
Слайд 19
Рефлексия
- Что вы узнали об этом замечательном авторе?
-Какие чувства у вас остались после прочтения «Капалухи»?
- Как вы думаете, какая пословица подходит к содержанию рассказа?
Слайд 20
Добра мать до своих детей, а земля до всех людей.
Добро сотворить – себя увеселить.
У своего гнезда и ворон орла бьёт.
Добрый человек добру и учит.
Материнская ласка конца не знает.
9. Домашнее задание
Слайд 21
-Посмотрите на слайд и сформулируйте домашнее задание (задание вы сможете выбрать самостоятельно)
Таблица №1
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
| |
| |
| |
Таблица №2
Цитата | Комментарий (какие вопросы вызвала?) |
«…бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой)» | |
«…из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята» | |
«Вкусна ягода черника, когда созреет, но цветёт она скромно, пожалуй, скромнее всех других ягодников» | |
| |
Составить несколько вопросов к произведению, занести их в таблицу№1
Записать комментарии к цитатам из произведения В.П.Астафьева №2
Как вариант:
- дополнить таблицу своими цитатами
- найти ответы на эти вопросы, или подготовить список литературы, где можно найти ответы на возникшие вопросы
-Какое ещё задание можете предложить?
Составить план произведения и подготовить пересказ.
Приложение
Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. Детство маленького Виктора было трудным. Мальчику было всего 7 лет, когда утонула в Енисее его мать. Виктор воспитывался бабушкой. Потом были беспризорность, детский дом, интернат.
Осенью 1942 года Виктор Астафьев ушёл добровольцем на фронт. Воевал до самой победы, имел воинское звание – рядовой. Награждён Орденом Красного Знамени и медалями «За отвагу», «За победу над Германией».
Осенью 1945 года вернулся со своей женой на её родину – в город Чусовой на западном Урале. Сменил много профессий, но в итоге стал писателем. С 1951 года его первые произведения печатались в пермских газетах.
Важнейшие темы творчества писателя – военная и деревенская. Очень много произведений о природе и необходимости бережного к ней отношения. Одно из первых произведений – школьное сочинение, превращённое в рассказ «Васюткино озеро».
Виктор Петрович Астафьев был удостоен Государственной премии СССР, премии «Триумф», Государственной премии России и Международной пушкинской премии (1997 год)