СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока по теме: В.П.Астафьев «Капалуха»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект урока  по теме:     В.П. Астафьев «Капалуха»                                    Литературное чтение 3 класс                                                                                                         

 Возможности  УМК «Школа России» (Л.Ф.Климанова и др.) по формированию смыслового чтения и  умения работать с текстом.                                    

 Стратегии смыслового чтения являются алгоритмом умственных действий и операций в работе с текстом. Обеспечивая его понимание, они помогают лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают культуру чтения.    

Просмотр содержимого документа
«Проект урока по теме: В.П.Астафьев «Капалуха»»



Конспект урока литературного чтения в 3 классе

Программа «Школа России»

Учитель: И.Р. Костенко

Глава (раздел) «Люби живое»

Тема: В. Астафьев «Капалуха»

Цели:

  1. Создать условия для успешного ознакомления с новой учебной информацией, для её осознания и осмысления, возможного применения информации в новой ситуации.

  2. Создать условия для развития этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости.

  3. Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Астафьева.

  4. Создать условия для развития у учащихся умения самостоятельно размышлять.

Планируемые результаты:

УУД

Личностные:

Анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения и обсуждения.

Осознавать причастность к успеху в учебной деятельности.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать их реализацию.

Применять волевое усилие для реализации поставленных задач.

Осознавать качество и уровень усвоения новой информации.

Адекватно оценивать выполненные действия.

Познавательные:

Выделять и формулировать познавательную цель.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Структурировать текст.

Устанавливать аналогии.

Строить логическую цепочку рассуждения.

Строить речевое высказывание (в устной и письменной форме).

Коммуникативные:

Уметь ставить вопросы.

Учитывать позицию собеседника.

Формулировать собственное мнение.

Строить собственные аргументированные высказывания.

Реализовывать потребность в социально значимой и оцениваемой деятельности.

Вырабатывать общее мнение в совместной деятельности.

Предметные результаты:

Анализировать содержание прочитанного и объяснять его смысл, понимать настроение писателя, оценивать поступки героев.

Планируемые результаты освоения основ смыслового чтения и работы с текстом:

Находить в тексте конкретные сведения и факты.

Определять место и роль иллюстративного материала в тексте и презентации.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного текста.

Сравнивать между собой объекты, описываемые в тексте, выделяя два-три существенных признака, сравнивать объекты из разных текстов.

Межпредметная связь: окружающий мир

Ресурсы:

Презентация к уроку по теме:

В.Астафьев «Капалуха»

Текст с биографическими данными В.П.Астафьева







  1. Организация класса. Самоопределение в деятельности.

  2. Актуализация имеющихся знаний.

- Какой раздел мы сейчас изучаем?

Слайд 1

- Назовите произведения, которые мы уже изучили.

Слайд 2

- Что объединяет авторов всех этих произведений?

  1. Постановка учебной цели и задач.

- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним автором и его замечательным произведением.

Слайд 3

Виктор Петрович Астафьев

- Как вы думаете, почему произведение В.Астафьева помещено в этом разделе? (его произведение посвящено природе)

- Что значит, познакомимся с новым автором? (узнаем какие-то факты из биографии автора, его творческого пути)



  1. Подготовка к восприятию новых знаний.

- Сегодня я вам предлагаю самим выделить интересные факты из биографии автора, что вам покажется важным и интересным, выполните небольшое исследование.

- Могу предложить текст с информацией, он достаточно объёмный, требует переработки (сокращения, выделения главного).

- Какие ваши предложения по организации работы?

(работа в группах с использованием текстовыделителя)

Учащиеся получают материал для работы в группе, начинается поиск необходимой информации (с направлением внимания на полезную в данный момент информацию)

Сообщение от одной группы, дополнения от других групп.

- Молодцы, вы смогли выделить очень интересные факты из биографии В.Астафьева.



Слайд 4

- Виктор Петрович Астафьев родился в Красноярском крае, на берегах Енисея.

Слайд 5

- В.П.Астафьев очень любил свой край, его суровую сибирскую природу. Именно поэтому его произведения посвящены природе и человеку. Произведения этого автора – это его жизнь.

- Сегодня мы познакомимся с одним произведением этого автора.

Слайд 6

- Это «Капалуха».

- Прокомментируйте название произведения.

Фиксация затруднения в деятельности.

- О чём это произведение? К какому жанру оно может относиться?

- Откройте содержание (стр.222), определите место произведения в разделе и его объём.

- Что теперь можете сказать?

(это произведение о природе, скорее всего о каком-то животном, если судить по объёму, то, наверное, рассказ, или отрывок повести)

- Найдите произведение в учебнике.

- Дополните свои предположения.

(по иллюстрации предполагают, что произведение о птице)

- О каких проблемах мы будем говорить?

- Что вы знаете об этих птицах?

(ничего, рассмотрев иллюстрацию, мы только можем сказать, что гнездо она устраивает на земле, в укромном месте)

Слайд 7

- А теперь посмотрите на слайд. Это и есть капалуха.

- Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц. Самка меньше самца.

Слайд 8

Самец – большой, чёрный, краснобровый.

- Эти птицы любят сосновые леса. Летом питаются травой, семенами, ягодами. Зимой птицы кормятся хвоей сосен, пихт, кедров, почками. Ночуют в снегу. Часто гибнут под ледяной коркой.

Послушайте описание этой великолепной птицы.

«Весной, как только сойдёт снег – в лесу, эти птицы начинают токовать, то есть петь свои весенние песни. Эта птица ходит по земле, как индюк, распустив веером хвост, и щёлкает клювом, будто две палочки одна о другую стукаются. А песню кончает – будто нож на бруске затачивает. В конце песни эта птица ничего не слышит, глохнет, и поэтому её и назвали…глухарём.

Дети узнают по изображению и описанию глухаря.

(Эти интересные птицы водятся и в нашем таёжном крае)



Слайд 9

- А теперь вы можете уточнить, что отражает заголовок текста?

( это произведение о глухарке)

- Да, капалуха – именно так ласково называют сибирские охотники самочку глухаря.



  1. Первичное чтение произведения.

- Прочитаем произведение по частям. Отметьте в тексте незнакомые вам слова.

Чтение вслух с остановками.

- Где происходит действие?

- Как дети оказались в тайге?

- Где случился переполох?

- Почему сердце рассказчика забилось от испуга? Что он мог увидеть? Чего испугаться?

- Как вы думаете, возьмут ли дети яйцо?

- Что произошло на самом деле, вы узнаете, самостоятельно прочитав произведение до конца.

Чтение про себя с пометками.

6. Работа над содержанием.

- Так почему дети не взяли яйца?

- Что вас поразило больше всего?

- Какой матерью была капалуха?

- Что испытала птица? Как об этом рассказал автор?

- Что испытали ребята?

- Какой момент был самым напряжённым?

- Какие чувства испытывали вы? Объясните свои переживания.

- Ещё раз обратимся к иллюстрации.

- Какой момент изображён на иллюстрации?

- Случалось ли вам оказаться в такой ситуации? Как вы поступили? Почему?

Физминутка

(изобразить движения глухаря, вспоминаем фотографии и текст-описание)

Словарная работа.

- Значение какого слова мы узнаем из словарика учебника?

- Откроем словарик, найдём слово.

Слайд 10

Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

- Значение какого слова мы найдём в толковом словаре?

Слайд 11

Космы – взлохмаченные пряди волос (лохмы).

- В данном случае в значении густые заросли трав и мха.

-Какие ещё непонятные слова встретились вам

при самостоятельном чтении?

(ученики называют отмеченные ими слова)

Слайд 12

- Попробуем сами объяснить их значение.

(с опорой на личный опыт учащихся и контекст)

тайга

альпийские

пошевеливать

пастьба

покоробленные

озираться

папоротник

редколапые

ощупывать

просека


метаться

черничник


закостенеть






- Где найдём значение незнакомых нам слов?

(при необходимости обратимся к толковому словарю)

- Запишите их в свой словарик.



Слайд 13

- О чём вы подумаете, когда заметите гнездо птицы?

- Кто в рассказе думает о птицах и окружающей нас природе, как о живой?

- Кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?

Работа в паре. Чтение по ролям.

- Прочитайте беседу рассказчика с мальчиком по ролям. Сравните их реплики.

Выборочное чтение.

- Прочитайте эпизод, где описывается, как мечется капалуха.

- Какие строки говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам?

- Вспомните произведения раздела. Кого напоминает нам капалуха?

Слайд 14

- Чем капалуха напоминает нам Мальку из рассказа Белова?

- Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?

- Почему «все весело побежали от капалухиного гнезда»?

- Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет. Докажите своё мнение.

7. Обобщение.

- Какая главная мысль произведения?

-Какой вывод вы сделали для себя?

- Конечно, красота природы помогает человеку стать добрее.

Главное назначение человека – творить добро, беречь землю и всё живое на ней.

- Что значит быть добрым к природе?

- В каком произведении раздела содержится полный ответ на этот вопрос?

- Обратитесь к содержанию учебника, найдите произведение и прочитайте отрывок из него.

Ученики находят произведение М.Пришвина «Моя Родина».

«Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».



Слайд 15

- А ещё М.Пришвину принадлежат слова:

«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, - их надо открывать и показывать».

- Как вы понимаете слова «открывать и показывать»?

- Чьи это задачи?

Слайд 16

(знакомят нас с сокровищами природы писатели-натуралисты, учителя, работники музеев, зоологических садов и т.д.)

Ученики называют известных им писателей-натуралистов, соотносят фамилии с портретами.

- Нам и сама природа открывает нам свои тайны.

- Какие правила надо соблюдать, чтобы природа открыла нам свои тайны?

(Надо просто быть любознательным, внимательным и осторожным, когда отправляемся в природу, и тогда мы многое услышим, увидим и почувствуем)

8. Итог урока

Слайд 17

Я сорвал цветок – и он завял.

Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.

Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте…

- Попробуйте закончить это высказывание.

Слайд 18

- Да, прикоснуться к красоте (к природе) можно только сердцем.

Эти слова принадлежат замечательной детской поэтессе Агнии Барто.

- Кто сегодня нам помог прикоснуться к живому миру природы?

Слайд 19

Рефлексия

- Что вы узнали об этом замечательном авторе?

-Какие чувства у вас остались после прочтения «Капалухи»?

- Как вы думаете, какая пословица подходит к содержанию рассказа?

Слайд 20

Добра мать до своих детей, а земля до всех людей.

Добро сотворить – себя увеселить.

У своего гнезда и ворон орла бьёт.

Добрый человек добру и учит.

Материнская ласка конца не знает.

9. Домашнее задание



Слайд 21



-Посмотрите на слайд и сформулируйте домашнее задание (задание вы сможете выбрать самостоятельно)

Таблица №1



«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы







Таблица №2

Цитата

Комментарий (какие вопросы вызвала?)

«…бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой)»


«…из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята»


«Вкусна ягода черника, когда созреет, но цветёт она скромно, пожалуй, скромнее всех других ягодников»






  1. Составить несколько вопросов к произведению, занести их в таблицу№1

  2. Записать комментарии к цитатам из произведения В.П.Астафьева №2



Как вариант:

- дополнить таблицу своими цитатами

- найти ответы на эти вопросы, или подготовить список литературы, где можно найти ответы на возникшие вопросы

-Какое ещё задание можете предложить?



  1. Составить план произведения и подготовить пересказ.



Приложение

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. Детство маленького Виктора было трудным. Мальчику было всего 7 лет, когда утонула в Енисее его мать. Виктор воспитывался бабушкой. Потом были беспризорность, детский дом, интернат.

Осенью 1942 года Виктор Астафьев ушёл добровольцем на фронт. Воевал до самой победы, имел воинское звание – рядовой. Награждён Орденом Красного Знамени и медалями «За отвагу», «За победу над Германией».

Осенью 1945 года вернулся со своей женой на её родину – в город Чусовой на западном Урале. Сменил много профессий, но в итоге стал писателем. С 1951 года его первые произведения печатались в пермских газетах.

Важнейшие темы творчества писателя – военная и деревенская. Очень много произведений о природе и необходимости бережного к ней отношения. Одно из первых произведений – школьное сочинение, превращённое в рассказ «Васюткино озеро».

Виктор Петрович Астафьев был удостоен Государственной премии СССР, премии «Триумф», Государственной премии России и Международной пушкинской премии (1997 год)










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!