Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.-М.: Дрофа, 2013.
-Сформировать представление о способах пополнения словарного запаса языка.
-Дать понятие об исконной и заимствованной лексике.
- Научить распознавать заимствованные слова по внешним признакам.
- Научить подбирать аналоги русских слов к заимствованным словам.
- Воспитывать любовь к слову.
- Обогащать лексикон учеников заимствованной лексикой.
Оргмомент (1 мин.).
Психологическая подготовка (развитие речи, разминка; 5 мин.).
Проверка домашнего задания (фронтальный опрос; работа с места; 5мин.).
Изучение нового материала (слово учителя; работа по учебнику; 12 мин.).
Закрепление изученного (по учебнику и на местах; 14 мин.).
Итог урока (2 мин.).
Домашнее задание (1 мин.).
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.) Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. | 1.Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. | Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности) Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка) |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.) Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия | II Психологическая подготовка к работе на уроке. 1.Метод – проблемный вопрос Легко ли нам читать отрывок из древнерусской летописи? Что затрудняет чтение и понимание? 3.Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос. - Что такое лексикология? (раздел науки о языке, изучающий лексику) - Что такое лексическое значение слова? (толкование, что обозначает, имеет смысл) -Что такое перенос слова по значению? (метафора, олицетворение, эпитет). Привести примеры. 2. Разминка Составить синонимические ряды к словам: большой, идти, грустно Составить предложения, используя антонимы: труд-безделье, родина-чужбина | Дают устные ответы. Формулируют тему урока. Дают устные определения Приводят примеры. Составляют и записывают примеры, проверяют правильность ответов | Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме. |
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.) Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. | Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы. 4.Изучение нового материала: 1. Слово учителя: Сегодня мы продолжаем изучение лексики, и тема нашего урока: "Как пополняется словарный состав языка" (ученики записывают тему). Во времена А.С.Пушкина словарный запас обычного человека составлял около 4 тыс. слов, словарь поэта - 6 тыс., словарь самого Пушкина - 10 тыс. слов. Сегодня же словарь рядового человека составляет около 50 тыс. слов. Откуда за 150 лет в русский язык пришло столько слов? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к учебнику. 2. Работа по учебнику: Ученики читают теорию на странице 97-98, учитель задает вопросы: - Какие два способа пополнения словарного запаса существует в языке? (словообразование и заимствование). - Как иначе называются иноязычные слова? (заимствованные). Ученики читают теорию из рубрики «Возьмите на заметку!», учитель задает вопрос: Назовите внешние признаки иноязычных слов: (начальные "а", "э", сочетания "ке, хе, ге", "пю, вю, мю, бю, кю"; наличие в слове буквы "ф"; соседство двух или более гласных в корне). Ученики читают теорию из упр. 276, учитель говорит, что дома им необходимо будет занести в справочник. | Слушают учителя. Делают записи в тетрадях Работают с учебником, читают теорию, отвечают на вопросы учителя. | Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения) Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки) Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме) Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия) |
Динамическая пауза (2 мин.) Цель: сменить вид деятельности. | Выполнение зарядки. | Учащиеся выполняют упражнения вслед за учителем. | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.) Цель: -мотивировать учащихся к деятельности; координировать деятельность учащихся; -контролировать выполнения заданий | Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания 5.Закрепление изученного: 1) Работа на местах (упр. 275): 1. Вид работы: Установление соответствий между заимствованными и исконными словами. 2. Задание к упражнению: «Найдите к каждому слову из левого столбика синоним из правого». 3. Цель упражнения: Научить подбирать к исконным словам синонимичные заимствованные слова. 4.Выполнение упражнения: Перерыв - антракт Разбор - анализ Столетник - алоэ Победитель - чемпион Войско - армия Себялюбие - эгоизм Рукоплескание - аплодисменты 5. Один человек отвечает с места. 6. Вопрос к упражнению: Назовите признаки данных иноязычных слов. 2) Работа на местах (упр. 278): 1. Вид работы: подбор к старославянизмам исконных русских аналогов. 2. Задание к упражнению: «Выписать выделенные слова со старославянскими приметами. Подобрать однокоренные слова-синонимы, русские по происхождению». 3. Цель упражнения: Научить подбирать к старославянским словам с неполногласиями русские полногласные аналоги. 4.Выполнение упражнения: Град - город Брег - берег Златой - золотой Хранить - хоронить Стража - сторож 7. Вопрос к упражнению: Из какого произведения данный отрывок? Кто автор произведения? (Пушкин "Сказка о царе Салтане") | Учащиеся выполняют упражнение по заданию. При проверке оценивают себя. Работают в парах. Учащиеся учатся подбирать к старославянским словам с неполногласиями русские полногласные аналоги. Работают в парах. | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) |
5.Рефлексия. (5 мин.) Цель: оценить результаты собственной деятельности повторить способ нового знания | Рефлексия Фронтальный опрос: Какие два способа пополнения словарного запаса существует в языке? (словообразование и заимствование). Как иначе называются иноязычные слова? (заимствованные). Назовите внешние признаки иноязычных слов: (начальные "а", "э", сочетания "ке, хе, ге", "пю, вю, мю, бю, кю"; наличие в слове буквы "ф"; соседство двух или более гласных в корне). Как можно различить старославянские и русские слова? (по полногласным и неполногласным сочетаниям). Оценки получают ученики, отвечавшие домашнее задание, работавшие у доски и активно дополнявшие с места. - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса Домашнее задание: § 35, упр. 279 (устно), ЗСП-5,7,10;упр. 277 | Отвечают на вопросы учителя. Учащиеся высказывают свое впечатление от урока. Каким сегодня был урок? | Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве) Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование) Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) |