СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как пополняется словарный состав русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока и презентация по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" по учебнику под ред. Разумовской М.М.

Просмотр содержимого документа
«как пополняется словарный состав языка»

Как пополняется словарный состав  русского языка.

Цели и задачи урока.

Образовательные:

  • •дать понятие о русском словообразовании и заимствовании

  • •способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики;

  • познакомить со старославянизмами

  • •закрепить навыки и умения учащихся по изученной теме.

Развивающие:

  • •повышать творческую активность учащихся, развивать интерес к изучению языка;

  • •совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся.

Воспитательные:

•воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.

                                                Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель. Сегодня на уроке  мы продолжаем путешествие по стране «Лексика»! (Учащиеся в тетрадях записывают число, «Классная работа»).


2.Повторение. Проверка домашнего задания.

Учитель. Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.


Если буду ( Слайд 2) я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное …    (Слово!) ( Слайд 2, клик мышкой)


Учитель. Именно слова являются объектов изучения всего раздела «Лексика». Начнем с повторения. На партах у вас лежат листы под номерами 1,2,3. Возьмите лист №1, подпишите его. В таблице письменно ответьте на предложенные вам вопросы.

(Слайд 3) На слайде вопросы:

1) Для чего  служат слова?

2) Что   обозначают слова?

3) Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав?

4) Что  такое лексическое значение слова?

5) Сколько лексических значений может быть у слова, и как называются слова в зависимости от количества лексических значений?


Учащиеся отвечают на вопросы, заполняя таблицу.

1) Для чего  служат слова?

Слова нужны для … .

2) Что   обозначают слова?

Слова обозначают …

3) Как называется раздел русского

Языка, изучающий словарный состав?

Раздел русского языка, изучающий словарный состав, называется

4)Что  такое лексическое значение слова?

Лексическое значение – это …

5) Сколько лексических значений может быть у слова, и как называются слова в зависимости от количества лексических значений?

У слова может быть …и … лексических значений. Такие слова называются … и

….


Проверка осуществляется через взаимопроверку. (Правильные ответы высвечиваются на слайде 4.


1) Для чего  служат слова?

Слова нужны для общения.

2) Что   обозначают слова?

Слова обозначают предметы, действия, признаки, количество и др.

3) Как называется раздел русского

Языка, изучающий словарный состав?

Раздел русского языка, изучающий словарный состав, называется

лексикой.

4)Что  такое лексическое значение слова?

Лексическое значение – это главный смысл, о котором мы думаем, когда слово произносим.

5) Сколько лексических значений может быть у слова, и как называются слова в зависимости от количества лексических значений?

У слова может быть одно и несколько лексических значений. Такие слова называются однозначные и многозначные.


Учитель. Где мы можем найти толкование лексического значения слова?


Ученик. Толкование лексического значение слова мы можем найти в толковом словаре.

(Слайд 5)

Учитель. Расставьте запутавшиеся буквы по своим местам (РГУД – ГВАР) (Слайд 6)

Ученик. Получились слова ДРУГ-ВРАГ (Слайд 6, клик мышкой)

Учитель. Как называются эти слова?  

Ученик. Эти слова называются антонимами.

Учитель. Что называется антонимами.

Ученик. Антонимы – это слова с противоположным лексическим значением.

Учитель. Объясните лексическое значение этих слов. Но вначале вспомним способы объяснения лексического значения слова.

Ученики. Существует несколько способов толкования лексического значения слова: краткое толкование, подбор синонимов, подбор однокоренных слов, рисунок.

Учитель. Что называется синонимами?

Ученик. Синонимы – это слова, близкие по лексическому значению.

Учитель. Объясните лексическое значение слов при помощи синонимов.

Ученики. Друг – товарищ, приятель

Враг – недруг, противник, неприятель


Учитель. Устно составьте словосочетания со словами ДРУГ-ВРАГ.

Ученики. Называют полученные словосочетания.

Учитель. Ребята, а сейчас мы поработаем со стихотворением Н. Найдёновой «Осень». Ваша задача – вставить пропущенные буквы, устно объяснив их правописание, найти слова, употребленные в переносном значении, определить вид тропов. (Слайд 7). (При определении тропов учащиеся работают в парах)

Ос..нь по л..су шагает: (олиц.)

Будто пламень лес горит,  (метафора)

Ясень листья осыпает;(олиц)

Дуб нахмуренный ст..ит. (олиц.)

И берёзка м..л..дая (эпитет)

С каждым часом всё ж..лтей.

Буйный ветер, нал..тая, (эпитет / олиц.)

Расплетает косы ей. (олиц.)    


Самопроверка. (Орфография слайды 7-13)

(Тропы Слайд 14)


Учитель. А теперь вспомните, что называется фразеологизмом. (Слайд 15.)

Ученик. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов.

Учитель. По картинкам попробуйте определить, какой фразеологизм здесь зашифрован. Объясните значение фразеологических оборотов.

Валится из рук (не получается);

Клевать носом (засыпать);

Вставлять палки в колёса (мешать);

Водить за нос (обманывать);

Бросать слова на ветер (обещать напрасно);

Намылить шею (победить, наказать, избить);

Вдолбить в голову (настойчиво объяснить что-либо)


Учитель. Молодцы, ребята! Я вижу, что путешествие по стране «Лексика» проходит у вас  успешно, но конец еще не близок. Мы с вами не заглянули в самые отдаленные её уголки. Продолжить наше путешествие я предлагаю с прослушивания предложения: (Слайд 16)


« Надел боярин доху, сел в пролетку да и был таков. А крестьянин, путаясь в зипуне и постоянно перематывая лапти, еще долго плелся по столбовой дорожке».

Скажите, ребята, все ли из встретившихся вам слов употребляются в современном русском языке?

Ученик. Здесь встретились слова, которые в современном русском языке не употребляются. (Ученик одно за другим называет эти слова. На слайде 16 они подчёркиваются)

Учитель. Что с ними  случилось?

Ученик. Они исчезли из языка.

Учитель. Почему они исчезли из нашего языка?

Ученик. Слова исчезли из языка, так как исчезли предметы, которые они называют.


3. Объяснение нового материала.

Учитель. Многие слова отмирают, но словарный запас каждого человека увеличивается. Так во времена А.С.Пушкина словарный запас обычного человека составлял около 4 тыс. слов, словарь поэта - 6 тыс., словарь самого Пушкина - 10 тыс. слов. Сегодня же словарь рядового человека составляет около 50 тыс. слов.

Учитель. И какой вопрос в связи с этим напрашивается? Сформулировав вопрос, мы сформулируем тему урока.

Ученики. (Учащиеся формулируют тему устно, а затем тему в тетради «Как пополняется словарный состав русского языка») (Слайд 17)

Учитель. Можете предположить, за счёт чего пополняется словарный состав русского языка.

Ученики высказывают свои версии, которые записываются учителем на доске.

Учитель. Что помогает нам добывать новые знания на уроках?

Ученик. Новые знания на уроках нам помогает добывать учебник.

Учитель. Откроем учебники на стр. 97 и поработаем с теоретическим материалом под цифрой 3. (Слайд 18) Какой первый способ пополнения  лексики?

Ученик. Первый способ пополнения лексики – словообразование. (В тетради делается запись – словообразование) (Слайд 18, клик мышкой)

Учитель. Читаем материал под  цифрой 4. Назовите второй путь пополнения лексики.

Ученик. Второй путь пополнения лексики - это заимствование (запись в тетрадь). (Слайд 18, клик мышкой)

Учитель. Если  я вам  скажу, что вы   (Слайд 19) можете  говорить  на  многих  иностранных  языках, вы мне  поверите?

Утром  за  завтраком  попросили  налить  КОФЕ (Слайд 20) – арабское  слово  сказали, потребовали  КОФЕ  С  САХАРОМ (Слайд 20, клик мышкой) – на  древнеиндийский  перешли, «сахар»  ведь  индийского  происхождения. А  если  захотели  ЧАЯ (Слайд 20, клик мышкой) – по-китайски  говорить  начали. А  если  вдруг  закапризничали: «Не  хочу чая, хочу  КАКАО  или  ШОКОЛАД!» (Слайд 20, клик мышкой) - тогда   американо-индийские  слова  произнесли.

Учитель. А вы знаете, как (Слайд 21) отличить заимствованное слово от исконно русского? Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на стр. 98.


После прочтения учащиеся называю эти признаки:

А) слова начинаются с гласной А или Э (Слайд 21, клик мышкой);

Б) сочетания в корнях КЕ, ХЕ, ГЕ, ПЮ, БЮ, ВЮ, МЮ, КЮ(Слайд 21, клик мышкой);

В) наличие в слове буквы Ф (Слайд 21, клик мышкой);

Г) соседство двух и более гласных в корне (Слайд 21, клик мышкой).


4. Закрепление изученного материала.

Учитель. На слайде (Слайд 22) даны слова. Докажем, что эти слова заимствованные.

Б..ллетень, келья, адм..нистрация, этаж, гр..фин, л..генда, ди..та, к..раул, ав..ация.

Учитель А сейчас - синтаксическая разминка + физкультминутка. Если  буду называть заимствованное  слово, делайте  хлопок  в ладоши над головой, русское слово – стук  ногой. Потренируемся: акция, город. Молодцы. А  теперь выполняем  движения   не  только  правильно, но  и  быстро.

Флюгер, фортепиано, город, кафе, доска,  эхолот, мешок, земля, пюре, театр, лист, цвет, место, маэстро, огонь, молоко, маяк (заимствованные выделены).


Учитель. Молодцы, научились отличать заимствованные слова от исконно русских, а сейчас я хочу проверить, сможете ли вы верно подобрать к заимствованным словам  их русские синонимы. (Слайд 23)


ДЕФЕКТ


ЭТАЛОН


АРОМАТ


ЭКЗАМЕН


КАТАСТРОФА


ФОТОГРАФИЯ


ФАНТАЗЁР




Слова для справок: Образец, бедствие, запах, изъян, испытание, снимок, мечтатель

Правильность выполнения проверяется по таблице на слайде (Слайд 24)

ДЕФЕКТ

ИЗЪЯН

ЭТАЛОН

ОБРАЗЕЦ

АРОМАТ

ЗАПАХ

ЭКЗАМЕН

ИСПЫТАНИЕ

КАТАСТРОФА

БЕДСТВИЕ

ФОТОГРАФИЯ

СНИМОК

ФАНТАЗЁР

МЕЧТАТЕЛЬ



Учитель. Многие писатели выступали против заимствованных слов. Среди противников употреблениях иностранных слов в русском языке были (Слайд 25) И.С. Тургенев, В.Г.Белинский, М.М. Ломоносов, Н.С. Лесков и многие другие. Так, например, Н.С. Лесков утверждал: (Слайд 26) «Я не считаю хорошим и пригодным иностранные слова, если только их можно заменить чисто русскими или более обруселыми. Надо беречь наш богатый и прекрасный язык от порчи».

Учитель. А как вы, ребята, относитесь к заимствованиям?

Ученики приходят к выводу, что с любым словом нужно обращаться бережно

Тест по теме «Заимствованные слова»

1. Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются …

1) местными

2) устаревшими

3) заимствованными

4) новыми

2. Отметьте заимствованное слово

1) мать

2) пюре

3) вода

4) сын

3. Выберите заимствованное слово

1) ходить

2) бабушка

3) говорить

4) эталон

4. Выберите исконно русское слово

1) какао

2) землетрясение

3) аппендицит

4) филология


5. Выберите устаревшее слово

1) авеню

2) рука

3) грамота

4) кафтан.


Итоги урока:

Учитель. Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Ученик. Сегодня на уроке мы узнали, как пополняется словарный состав русского языка и узнали способы, при помощи которых можно отличить заимствованное слово от русского.


Учащиеся оценивают свою работу, заполняя лист самодиагностики.


Очень уверенно

Уверенно

Неуверенно

Не могу

справиться

Толковать лексическое значение слова, подбирая синонимы или однокоренные слова





Находить в тексте эпитеты





Находить в тексте метафоры





Находить в тексте олицетворение





Отличать заимствованное слово от русского по признакам





Подбирать к заимствованным словам русские синонимы









Домашнее задание.

Упр. 275, упр. 274 (задание повышенной сложности).


























Очень уверенно

Уверенно

Неуверенно

Не могу

справиться

Толковать лексическое значение слова, подбирая синонимы или однокоренные слова





Находить в тексте эпитеты





Находить в тексте метафоры





Находить в тексте олицетворение





Отличать заимствованное слово от русского по признакам





Подбирать к заимствованным словам русские синонимы










Очень уверенно

Уверенно

Неуверенно

Не могу

справиться

Толковать лексическое значение слова, подбирая синонимы или однокоренные слова





Находить в тексте эпитеты





Находить в тексте метафоры





Находить в тексте олицетворение





Отличать заимствованное слово от русского по признакам





Подбирать к заимствованным словам русские синонимы








Очень уверенно

Уверенно

Неуверенно

Не могу

справиться

Толковать лексическое значение слова, подбирая синонимы или однокоренные слова





Находить в тексте эпитеты





Находить в тексте метафоры





Находить в тексте олицетворение





Отличать заимствованное слово от русского по признакам





Подбирать к заимствованным словам русские синонимы















Лист № 1

1) Для чего  служат слова?

Слова нужны для …

2) Что   обозначают слова?

Слова обозначают …

3) Как называется раздел русского

языка, изучающий словарный состав?

Раздел русского языка, изучающий словарный состав, называется

4) Что  такое лексическое значение слова?

Лексическое значение – это …

5) Сколько лексических значений может быть у слова, и как называются слова в зависимости от количества лексических значений?

У слова может быть …и … лексических значений. Такие слова называются ………… … и …. ………………….



Лист № 1

1) Для чего  служат слова?

Слова нужны для …

2) Что   обозначают слова?

Слова обозначают …

3) Как называется раздел русского

языка, изучающий словарный состав?

Раздел русского языка, изучающий словарный состав, называется

4)Что  такое лексическое значение слова?

Лексическое значение – это …

5) Сколько лексических значений может быть у слова, и как называются слова в зависимости от количества лексических значений?

У слова может быть …и ………. лексических значений. Такие слова называются ……………… и

…. ……………



Лист № 1

1) Для чего  служат слова?

Слова нужны для …

2) Что   обозначают слова?

Слова обозначают …

3) Как называется раздел русского

языка, изучающий словарный состав?

Раздел русского языка, изучающий словарный состав, называется …

4)Что  такое лексическое значение слова?

Лексическое значение – это …

5) Сколько лексических значений может быть у слова, и как называются слова в зависимости от количества лексических значений?

У слова может быть …....и ………. лексических значений. Такие слова называются … …….. и ……………










Ос..нь по л..су шагает:

Будто пламень лес горит,  

Ясень листья осыпает;

Дуб нахмуренный ст..ит.

И берёзка м..л..дая

С каждым часом всё ж..лтей.

Буйный ветер, нал..тая,

Расплетает косы ей.



эпитет

олицетворение

метафора






Ос..нь по л..су шагает:

Будто пламень лес горит,  

Ясень листья осыпает;

Дуб нахмуренный ст..ит.

И берёзка м..л..дая

С каждым часом всё ж..лтей.

Буйный ветер, нал..тая,

Расплетает косы ей.

эпитет

олицетворение

метафора






Ос..нь по л..су шагает:

Будто пламень лес горит,  

Ясень листья осыпает;

Дуб нахмуренный ст..ит.

И берёзка м..л..дая

С каждым часом всё ж..лтей.

Буйный ветер, нал..тая,

Расплетает косы ей.

эпитет

олицетворение

метафора








10



Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Office Word»

ДЕФЕКТ


ЭТАЛОН


АРОМАТ


ЭКЗАМЕН


КАТАСТРОФА


ФОТОГРАФИЯ


ФАНТАЗЁР


Слова для справок: Образец, бедствие, запах, изъян, испытание, снимок, мечтатель



Просмотр содержимого презентации
«как пополняется словарный состав языка»

Слово

Слово

Для чего нужны слова? Слова нужны для … Слова обозначают … Что обозначают слова? Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? Раздел русского языка, изучающий словарный состав называется … Лексическое значение – это … Что такое лексическое значение слова? У слова может быть … лексическое значение. Такие слова называются … У слова может быть … лексических значений. Такие слова называются …  Сколько лексических значений может быть у слова? Как называются слова в зависимости от количества лексических значений?

Для чего нужны слова?

Слова нужны для

Слова обозначают

Что обозначают слова?

Как называется раздел русского

языка, изучающий словарный

состав?

Раздел русского языка, изучающий словарный состав называется

Лексическое значение – это

Что такое лексическое значение слова?

У слова может быть лексическое значение. Такие слова называются

У слова может быть

лексических значений. Такие слова называются

Сколько лексических значений может быть у слова? Как называются слова в зависимости от количества лексических значений?

Для чего нужны слова? Слова нужны для общения Слова обозначают предметы, действия, признаки, количество и др. Что обозначают слова? Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? Раздел русского языка, изучающий словарный состав, называется лексикой Лексическое значение – это главный смысл, о котором мы думаем, когда слово произносим Что такое лексическое значение слова? У слова может быть одно лексическое значение. Такие слова называются однозначными. У слова может быть несколько лексических значений. Такие слова называются многозначными.  Сколько лексических значений может быть у слова? Как называются слова в зависимости от количества лексических значений?

Для чего нужны слова?

Слова нужны для общения

Слова обозначают предметы, действия, признаки, количество и др.

Что обозначают слова?

Как называется раздел русского

языка, изучающий словарный

состав?

Раздел русского языка, изучающий словарный состав, называется лексикой

Лексическое значение – это главный смысл, о котором мы думаем, когда слово произносим

Что такое лексическое значение слова?

У слова может быть одно лексическое значение. Такие слова называются однозначными. У слова может быть несколько лексических значений. Такие слова называются многозначными.

Сколько лексических значений может быть у слова? Как называются слова в зависимости от количества лексических значений?

Где мы можем найти толкование лексического значения слова?

Где мы можем найти толкование лексического значения слова?

РГУД – ГВАР ДРУГ -ВРАГ АНТОНИМЫ

РГУД – ГВАР

ДРУГ -ВРАГ

АНТОНИМЫ

Осень Ос .. нь по л .. су шагает: ( ) Будто пламень лес горит, ( ) Ясень листья осыпает; Дуб нахмуренный ст .. ит. ( ) И берёзка м .. л .. дая ( ) С каждым часом всё ж .. лтей. Буйный ветер, нал .. тая, ( )  Расплетает косы ей. ( )       Н.Найдёнова

Осень

Ос .. нь по л .. су шагает: ( )

Будто пламень лес горит, ( )

Ясень листья осыпает;

Дуб нахмуренный ст .. ит. ( )

И берёзка м .. л .. дая ( )

С каждым часом всё ж .. лтей.

Буйный ветер, нал .. тая, ( )

Расплетает косы ей. ( )    

Н.Найдёнова

Осень Ос е нь по л .. су шагает: ( ) Будто пламень лес горит, ( ) Ясень листья осыпает; Дуб нахмуренный ст .. ит. ( ) И берёзка м .. л .. дая ( ) С каждым часом всё ж .. лтей. Буйный ветер, нал .. тая, ( )  Расплетает косы ей. ( )    

Осень

Ос е нь по л .. су шагает: ( )

Будто пламень лес горит, ( )

Ясень листья осыпает;

Дуб нахмуренный ст .. ит. ( )

И берёзка м .. л .. дая ( )

С каждым часом всё ж .. лтей.

Буйный ветер, нал .. тая, ( )

Расплетает косы ей. ( )    

Осень Ос е нь по л е су шагает: ( ) Будто пламень лес горит, ( ) Ясень листья осыпает; Дуб нахмуренный ст .. ит. ( ) И берёзка м .. л .. дая ( ) С каждым часом всё ж .. лтей. Буйный ветер, нал .. тая, ( )  Расплетает косы ей. ( )    

Осень

Ос е нь по л е су шагает: ( )

Будто пламень лес горит, ( )

Ясень листья осыпает;

Дуб нахмуренный ст .. ит. ( )

И берёзка м .. л .. дая ( )

С каждым часом всё ж .. лтей.

Буйный ветер, нал .. тая, ( )

Расплетает косы ей. ( )    

Осень Ос е нь по л е су шагает: ( ) Будто пламень лес горит, ( ) Ясень листья осыпает; Дуб нахмуренный ст о ит. ( ) И берёзка м .. л .. дая ( ) С каждым часом всё ж .. лтей. Буйный ветер, нал .. тая, ( )  Расплетает косы ей. ( )    

Осень

Ос е нь по л е су шагает: ( )

Будто пламень лес горит, ( )

Ясень листья осыпает;

Дуб нахмуренный ст о ит. ( )

И берёзка м .. л .. дая ( )

С каждым часом всё ж .. лтей.

Буйный ветер, нал .. тая, ( )

Расплетает косы ей. ( )    

Осень Ос е нь по л е су шагает: ( ) Будто пламень лес горит, ( ) Ясень листья осыпает; Дуб нахмуренный ст о ит. ( ) И берёзка м о л о дая ( ) С каждым часом всё ж .. лтей. Буйный ветер, нал .. тая, ( )  Расплетает косы ей. ( )    

Осень

Ос е нь по л е су шагает: ( )

Будто пламень лес горит, ( )

Ясень листья осыпает;

Дуб нахмуренный ст о ит. ( )

И берёзка м о л о дая ( )

С каждым часом всё ж .. лтей.

Буйный ветер, нал .. тая, ( )

Расплетает косы ей. ( )    

Осень Ос е нь по л е су шагает: ( ) Будто пламень лес горит, ( ) Ясень листья осыпает; Дуб нахмуренный ст о ит. ( ) И берёзка м о л о дая ( ) С каждым часом всё ж е лтей. Буйный ветер, нал .. тая, ( )  Расплетает косы ей. ( )    

Осень

Ос е нь по л е су шагает: ( )

Будто пламень лес горит, ( )

Ясень листья осыпает;

Дуб нахмуренный ст о ит. ( )

И берёзка м о л о дая ( )

С каждым часом всё ж е лтей.

Буйный ветер, нал .. тая, ( )

Расплетает косы ей. ( )    

Осень Ос е нь по л е су шагает: ( ) Будто пламень лес горит, ( ) Ясень листья осыпает; Дуб нахмуренный ст о ит. ( ) И берёзка м о л о дая ( ) С каждым часом всё ж е лтей. Буйный ветер, нал е тая, ( )  Расплетает косы ей. ( )    

Осень

Ос е нь по л е су шагает: ( )

Будто пламень лес горит, ( )

Ясень листья осыпает;

Дуб нахмуренный ст о ит. ( )

И берёзка м о л о дая ( )

С каждым часом всё ж е лтей.

Буйный ветер, нал е тая, ( )

Расплетает косы ей. ( )    

Осень Осень по лесу шагает: ( ) Будто пламень лес горит, ( ) Ясень листья осыпает; Дуб нахмуренный стоит. ( ) И берёзка молодая ( ) С каждым часом всё желтей. Буйный ветер, налетая, ( )  Расплетает косы ей. ( )     олицетворение метафора олицетворение эпитет  эпитет/ олицетворение олицетворение

Осень

Осень по лесу шагает: ( )

Будто пламень лес горит, ( )

Ясень листья осыпает;

Дуб нахмуренный стоит. ( )

И берёзка молодая ( )

С каждым часом всё желтей.

Буйный ветер, налетая, ( )

Расплетает косы ей. ( )    

олицетворение

метафора

олицетворение

эпитет

эпитет/ олицетворение

олицетворение

Надел боярин доху, сел в пролетку да и был таков. А крестьянин, путаясь в зипуне и постоянно перематывая лапти, еще долго плелся по столбовой дорожке.

Надел боярин доху, сел в пролетку да и был таков. А крестьянин, путаясь в зипуне и постоянно перематывая лапти, еще долго плелся по столбовой дорожке.

Как пополняется словарный состав  русского языка

Как пополняется словарный состав  русского языка

Способы пополнения лексики русского языка словообразование заимствование

Способы пополнения лексики русского языка

словообразование

заимствование

С мира по слову

С мира по слову

Кофе Какао, шоколад Чай Сахар

Кофе

Какао, шоколад

Чай

Сахар

Признаки, по которым можно узнать заимствованные слова: слова начинаются с гласной А или Э ; сочетания в корнях КЕ, ХЕ, ГЕ, ПЮ, БЮ, ВЮ, МЮ, КЮ ; наличие в слове буквы Ф ; соседство двух и более гласных в корне

Признаки, по которым можно узнать заимствованные слова:

слова начинаются с гласной А или Э ;

сочетания в корнях КЕ, ХЕ, ГЕ, ПЮ, БЮ, ВЮ, МЮ, КЮ ;

наличие в слове буквы Ф ;

соседство двух и более гласных в корне

Б ЛЛЕТЕНЬ Ю КЕ ЛЬЯ НИСТРАЦИЯ И А ДМ Э ТАЖ ГР А Ф ИН Л ГЕ НДА Е ТА Д И Е К А Р АУ Л А В И А ЦИЯ

Б

ЛЛЕТЕНЬ

Ю

КЕ ЛЬЯ

НИСТРАЦИЯ

И

А ДМ

Э ТАЖ

ГР

А

Ф ИН

Л

ГЕ НДА

Е

ТА

Д И

Е

К

А

Р АУ Л

А В

И

А ЦИЯ

ДЕФЕКТ ЭТАЛОН АРОМАТ ЭКЗАМЕН КАТАСТРОФА ФОТОГРАФИЯ ФАНТАЗЁР  Образец, бедствие, запах, изъян, испытание, снимок, мечтатель

ДЕФЕКТ

ЭТАЛОН

АРОМАТ

ЭКЗАМЕН

КАТАСТРОФА

ФОТОГРАФИЯ

ФАНТАЗЁР

Образец, бедствие, запах, изъян,

испытание, снимок, мечтатель

ДЕФЕКТ ЭТАЛОН АРОМАТ ЭКЗАМЕН КАТАСТРОФА ФОТОГРАФИЯ ФАНТАЗЁР ИЗЪЯН ОБРАЗЕЦ ЗАПАХ ИСПЫТАНИЕ БЕДСТВИЕ СНИМОК МЕЧТАТЕЛЬ

ДЕФЕКТ

ЭТАЛОН

АРОМАТ

ЭКЗАМЕН

КАТАСТРОФА

ФОТОГРАФИЯ

ФАНТАЗЁР

ИЗЪЯН

ОБРАЗЕЦ

ЗАПАХ

ИСПЫТАНИЕ

БЕДСТВИЕ

СНИМОК

МЕЧТАТЕЛЬ

«Я не считаю хорошими и пригодными иностранные слова, если их можно заменить чисто русскими или более обруселыми. Надо беречь наш богатый и прекрасный язык от порчи». Н.С. Лесков

«Я не считаю хорошими и пригодными иностранные слова, если их можно заменить чисто русскими или более обруселыми. Надо беречь наш богатый и прекрасный язык от порчи».

Н.С. Лесков

1. Слова, вошедшие в русский язык из других языков- местные 2) устаревшие 3) заимствованные 4) новые  2. Отметьте заимствованное слово мать 2) пюре 3) вода 4) сын  3. Выберите заимствованное слово 1) ходить 2) бабушка 3) говорить 4) эталон   4. Выберите исконно русское слово 1) какао 2) землетрясение 3) аппендицит 4) филология   5. Выберите устаревшее слово 1) авеню 2) рука 3) грамота 4) кафтан

1. Слова, вошедшие в русский язык из других языков-

  • местные 2) устаревшие 3) заимствованные 4) новые

2. Отметьте заимствованное слово

  • мать 2) пюре 3) вода 4) сын

3. Выберите заимствованное слово

1) ходить 2) бабушка 3) говорить 4) эталон

 

4. Выберите исконно русское слово

1) какао 2) землетрясение 3) аппендицит 4) филология

 

5. Выберите устаревшее слово

1) авеню 2) рука 3) грамота 4) кафтан

Слова, вошедшие в русский язык из других языков-
  • Слова, вошедшие в русский язык из других языков-

3) заимствованные

2. Выберите заимствованное слово

2) пюре

3. Выберите заимствованное слово

4) эталон

 

4. Выберите исконно русское слово

2) землетрясение

5. Выберите устаревшее слово

4) кафтан

ЛИСТ САМОДИАГНОСТИКИ Очень уверенно Толковать лексическое значение слова, подбирая синонимы или однокоренные слова Уверенно Находить в тексте эпитеты Неуверенно Находить в тексте олицетворения Не могу справиться Находить в тексте метафоры Отличать заимствованное слово от русского по признакам Подбирать к заимствованным словам русские синонимы

ЛИСТ САМОДИАГНОСТИКИ

Очень уверенно

Толковать лексическое значение слова, подбирая синонимы или однокоренные слова

Уверенно

Находить в тексте эпитеты

Неуверенно

Находить в тексте олицетворения

Не могу

справиться

Находить в тексте метафоры

Отличать заимствованное слово от русского по признакам

Подбирать к заимствованным словам русские синонимы

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ  § 35, упр. 275, упр. 274 (задание повышенной сложности).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 35, упр. 275,

упр. 274 (задание повышенной сложности).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!