СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - игра по информатике

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок - игра по информатике»

Урок-игра по информатике в третьем классе


Тема: «Что мы знаем о компьютере?»

Цели:

  • обобщить сведения о составе персонального компьютера и о назначении его основных устройств;

  • прививать навыки управления компьютером;

  • развивать любознательность ребенка, формировать информационную культуру.

Педагогические задачи:

  • познакомить учащихся с составом персонального компьютера на примере учебного рабочего места;

  • добиться понимания всеми учащимися назначения устройств, ассоциируя их с основными действиями над информацией: вводом, обработкой, хранением, выводом;

  • научить использовать мышь и клавиатуру для выполнения простых заданий или усовершенствовать уже имеющиеся навыки работы с этими устройствами ввода;

  • обратить внимание учащихся на аналогию между функционированием компьютера и отдельными сторонами человеческой деятельности с информацией;

  • познакомить учащихся с правилами безопасной работы на компьютере.

Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:

  • знать состав персонального компьютера как рабочего места пользователя и названия устройств, входящих в состав компьютера;

  • знать назначение основных устройств, входящих в состав компьютера (устройств ввода, вывода, памяти и процессора);

  • уметь выполнять простые действия с помощью мыши и вводить простой текст с клавиатуры;

  • Знать основные правила поведения при работе за компьютером.

Ключевые понятия: компьютер, персональный компьютер (ПК), состав ПК, клавиатура, мышь, принтер, сканер, монитор, системный блок, процессор, память.

Вспомогательные понятия: данные, обработка, хранение, передача, программа, текстовый редактор, калькулятор, графический редактор.

Материальное обеспечение урока: учебник, рабочая тетрадь №1, демонстрационный ПК, проектор, функциональная схема персонального компьютера (бумажный вариант), карточки с изображением частей ПК и лишних предметов (Приложение 2), презентация к уроку (Приложение 3), буквы слова «КОМПЬЮТЕР» (на листе формата А4).

Оформление к уроку: на магнитной доске висят белые карточки, под которыми спрятаны буквы слова «компьютер».



Ход урока:

1. Организационный момент (1 мин).

Приветствие детей, сверка количества детей.

2. Повторение пройденного материала (2-3 мин).

Проведение устного опроса, предполагающего краткие ответы. Примерные вопросы:

  1. Какие носители информации использовали древние люди?

  2. Для чего нужны носители информации?

  3. Что может быть носителем информации?

  4. Какой носитель информации используется для записи и воспроизведения звуковой информации?

  5. Какие носители информации используются для хранения данных на компьютере?

3. Изучение нового материала с использованием компьютерной презентации (10-12 мин).

Изучение новой темы проходит в виде эвристической беседы, которая сопровождается презентацией и показом реального объекта – персонального компьютера, а также игры-задания. В процессе урока необходимо открыть все буквы спрятанные на доске и составить из них слово. На каждую букву дается задание или пояснение. Буквы открываются в следующем порядке:

Ь – клавиатура (Слайд 1,2)

М – мышь (Слайд 3,4)

0 – монитор, принтер (Слайд 5)

Р – системный блок, процессор (Слайд 6)

Т – системный блок, жесткий диск, память (Слайд 7)

К – данные, программа (Слайд 8)


Вопросы: может ли компьютер самостоятельно принимать решения, а не просто выполнять команды, которые ему дает человек? Благодаря чему пользователь может набирать на компьютере тексты, рисовать рисунки, слушать музыку? Учитель должен в любом случае (при любых ответах) выйти вместе с детьми на осознание факта, что компьютер обрабатывает информацию благодаря программам. Все реакции на команды, которые дает пользователь, должны быть записаны в программе. Пользователь управляет компьютером с помощью мыши и клавиатуры, но вся последовательность соответствующих команд записана в программе. Следующим вопросом может быть: понимает ли компьютер смысл команд, которые он выполняет? Ответ «не понимает» должен обязательно прозвучать, компьютер выполняет команды формально, не понимая их смысла. Информация, с которой может работать компьютер, называется данные.


Ю – для чего нужен компьютер? (Слайд 9, 10)

Е – карточки с заданием (Слайд 11). Дети получают набор карточек с изображениями частей ПК и других предметов. Задача учащихся: собрать компьютер, исключив лишние предметы. Задание выполняется в парах.


П – задние №1, 2 на стр. 20 (Слайд 12)

Задание №1 позволяет обобщить уже имеющиеся у учащихся знания о компьютере. Учащиеся должны отметить выбранный ответ «галочкой», после чего учитель предлагает детям устно обосновать выбранный ответ.

Задание №1. Отметь «٧» нужное продолжение.

Компьютер помогает человеку…

  • хранить, обрабатывать и предавать информацию

  • смотреть и слушать телепередачи

При выполнении задания №2 учащиеся должны, опираясь на свою интуицию, определить различие между фразами с ключевыми словами «и» и «или». В результате обсуждения учащиеся делают свой выбор и отмечают правильный ответ «галочкой».

Задание№2. Выбери правильный вариант текста.

  • Компьютер служит и для хранения, и для обработки, и для передачи информации.

  • Компьютер служит или для хранения, или для обработки, или для передачи информации.

Учитывая, что многие учащиеся имеют компьютер дома, необходимо построить беседу в форме вопросов. Тогда учащиеся смогут проявить свои знания, а урок получится более продуктивным. Обязательно спросить у детей, что они делают на своем домашнем компьютере.

Во время беседы и открывания букв на слайдах появляется информация, содержащая иллюстрации частей ПК по группам:

  • Обработка информации – процессор;

  • Хранение информации – внешняя память (носители) и внутренняя память;

  • Ввод информации – клавиатура, сканер, микрофон;

  • Вывод информации – принтер, монитор, колонки, наушники.

Необходимо обратить внимание на то, по каким признакам можно объединить устройства, входящие в состав компьютерной системы, в группы по выполняемым действиям с информацией: ввод, вывод, хранение, обработка. Также стоит обратить внимание учителя на то, что каждое устройство (или группа устройств) выполняет определенное действие с информацией и что устройства ввода и вывода могут в случае необходимости добавляться или заменяться другими, более совершенными.

После того, как открыты все буквы, дети составляют слово «компьютер».

4. Физкультминутка (2 мин).

5. Решение задач в рабочей тетради (2-3 мин).

Дети выполняют задание №3 в рабочей тетради, т.к. задания №1 и 2 были уже выполнены при открывании последней буквы.

Задание №3 нацелено на формулирование возможностей компьютера (учащиеся должны вставит пропущенные буквы).

Задание №3. Вставь пропущенные буквы.

а) К_мпьютер не может работать с реальными пр_дметами. Он обрабатывает оп_сания предметов – закодированные тексты.

б) компьютер может хр_нить в своей памяти зак_дированные тексты и обр_батывать их.

б) Компьютер может обрабатывать инф_рмацию, если она хр_нится в его пам_ти в закодированном виде.

6. Компьютерный практикум (10 мин).

Детям предлагается поработать на клавиатурном тренажере и тренажере мыши из ЭОР.

7. Обобщение и подведение итогов (2-3 мин) (Слайд13)

При подведении итогов нужно еще раз обратиться к общей схеме состава компьютера и вместе с детьми назвать устройства, входящие в состав компьютерной системы. А можно провести устный опрос, показывая вопросы на экране с вариантами ответов. При ответе на вопросы дети показывают названные устройства на оригинале. Вопросы для обобщения и закрепления знаний на слайдах презентации № 14-19.


В конце следует обобщить сведения и дать краткую характеристику компьютеру:

  • Компьютер – это электронное устройство, которое управляется программами;

  • Компьютер предназначен для хранения, обработки и передачи информации;

  • В состав компьютера входят разные устройства – для ввода информации, для вывода информации, для хранения и обработки информации.

Обязательно следует поощрить учащихся, которые продемонстрировали свои знания, чаще других давали правильные ответы.

8. Комментарии учителя к домашнему заданию (1-2 мин).

Учитель дает детям домашнее задание под запись в дневник: Параграф №5; задание №4 на странице 21. Нарисовать компьютер, используя знания о его составе, полученные на уроке. Записать в рабочую тетрадь новые слова. Дети записывают домашнее задание в дневник.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!