1 | Организационный этап | Учитель заранее организовывает рабочее пространство, необходимое для разделения обучающихся на 2 группы; приветствует обучающихся и предлагает занять места. Разделение на 2 группы возможно как по желанию обучающихся, так и по усмотрению учителя. | Дети приветствуют учителя, рассаживаются по местам, проверяют наличие принадлежностей. | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации. |
2 | Подготовка и правила игры | Учитель сообщает, что 2 группы парт – это 2 острова, на которых живут племена Мульти и Пульти. Племена постоянно соревнуются между собой, и сегодня победит то племя, которое быстрее другого выполнит три задания. Учитель выдает запечатанные конверты с заданиями. Если ученики не заметили, то нужно обратить их внимание, что внутри конверта вклеены пояснения (Приложение 2) | 1 задание «Расшифровка сообщений» Ученики получают конверты, вскрывают их и обнаруживают зашифрованные сообщения (Приложение 1): Племя Мульти: ϑ ɺ ƥ Ϫ ϗ 0,25 ϔ Ҕ Ϯ Племя Пульти: Ƚ Ȟ Ǯ Ȭ Ț Ż Ž Ź ʡ Ǖ ɰ Читают условия внутри конверта. | Познавательные УУД: - развитие познавательной активности; - умение обрабатывать информацию и делать вывод. |
3 | Проведение игры | Учитель поясняет, что для расшифровки сообщения нужно выбрать один из 4-ех листков с кодом, которые разложены на столе лицевой стороной вниз и подписаны цифрами 8, 16, 32, 64, соответствующими мощности алфавита (Приложение 3). Если команды равносильны и справляются с заданиями одновременно, можно предложить им поменяться расшифрованными сообщениями. | Ученики должны догадаться, что для решения задачи необходимо определить К (сосчитать количество символов в зашифрованном сообщении), для племени Мульти К = 12, для племени Пульти К = 11. После этого команды определяют мощность алфавита (используя формулы N = 2i, I=K*i), выбирают кодировочные таблицы для своего алфавита и расшифровывают сообщения: Мульти: Переведите 0,25 Кб в биты Пульти: Переведите 3145728 байт в Мб 2 задание «Единицы измерения» Меняются сообщениями и выполняют вычисления. Записывают в тетрадь вычисления и результат. Племя Мульти: 0,25* 1024*8 = 2048 бит Племя Пульти: 3145728 : 1024 : 1024 = 3 Мб | Регулятивные УУД: - умение ставить учебную задачу, составлять план и определять последовательность действий; - умение применять знания в новой ситуации Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества со сверстниками; - умение выражать свои мысли, предлагать и отстаивать свою точку зрения |
3 | Практическая работа | Учитель предлагает ученикам озвучить выполненные на уроке действия. Переходим к выполнению задания на компьютере, используя материалы § 1.2. нужно заполнить таблицу (Приложение 4). При наличии времени можно предложить ученикам выполнить еще одно задание на компьютере по § 1.3 (Приложение 5). Пока ученики выполняют практическое задание на компьютере, учитель проверяет задания 1 и 2, выполненные в тетрадях. | 3 задание « Информационные процессы» Ученики называют: получили конверты, нашли задания, решили задачу, расшифровали сообщения, обменялись заданиями, перевели единицы измерения информации. Находят в учебнике описание информационных процессов: - сбор, передача, хранение, обработка. Каждому выполненному действию ставят в соответствие информационный процесс. Заполняют таблицу. | Познавательные УУД: - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание - развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста; |
5 | Итоги урока, рефлексия | Оцени себя: - Понравился ли вам сегодняшний урок? - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу? Учитель объявляет победившую команду, выставляет отметки за урок | Проводят самоанализ и самооценку | Личностные УУД: - развитие самооценки |