СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии в 6 классе по теме "Форма и размеры Земли"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 6 классе по теме "Форма и размеры Земли"»

09.11.2020г.6 класс

Здравствуйте, ребята!

Записываем в тетрадях дату и тему урока.

Тема урока: «Форма и размеры Земли. Географическая карта»

- Сегодня на уроке мы расширим наши представления о форме и размерах Земли, познакомимся с самой точной её моделью, а также начнем изучать географические карты.

Форма Земли

- Вы уже знаете, что Земля, как и другие планеты Солнечной системы, имеет форму шара. К такому выводу пришли древнегреческие ученые более двух тысяч лет назад. Первые доказательства шарообразности Земли принадлежат Аристотелю. К ним он относил наблюдения за лунными затмениями, во время которых тень от Земли, отбрасываемая на поверхность Луны, всегда круглая; следующим его доказательством было расширение горизонта при поднятии. Чтобы на открытой местности увидеть как можно дальше, мы забираемся на высокий объект – дерево, крышу дома, холм, таким образом, горизонт расширяется с увеличением высоты места наблюдения.

- В том, что поверхность Земли выпуклая, легко убедиться, наблюдая с берега за приближающимся по морю кораблём: сначала из-за линии горизонта появляются его мачты, трубы, затем постепенно становится виден весь корпус, как – будто корабль поднимается откуда-то снизу.

- Особенно явно видна шарообразная форма Земли на космических снимках.

Размеры Земли

- Постепенно представления о Земле, как о шаре стали основываться не на наблюдениях, а на точных расчётах и измерениях. Первым, кто измерил величину земного шара, был древнегреческий учёный Эратосфен (III – II вв. до н.э.).

- Эратосфен в то время ошибся на несколько км. Откройте учебник на с. 27, найдите истинные размеры Земли и запишите в тетрадь.

Площадь поверхности Земли = 510 млн км²

Расстояние от центра Земли до экватора = 6 378 км

до полюсов = 6 356 км

Длина экватора (окружности Земли) = 40 000 км. Для того чтобы проехать это расстояние на скором поезде, потребовалось бы около месяца. А пройти пешком — примерно пять лет.

- Скажите, а правильно ли мы называем нашу планету «земным шаром»?

- Тогда почему расстояния от центра Земли до экватора и до полюсов разное.

- В действительности Земля наша - не идеальный шар. Впервые это удалось заметить около 300 лет назад французскому академику Рише. И помогли ему в этом астрономические часы. Как это произошло :

В 1672 году Рише отправился в Америку для астрономических наблюдений, захватив с собой часы, тщательно выверенные в Париже. Представьте себе его удивление, когда, приехав в район экватора, он обнаружил, что его часы стали отставать на 2,5 минуты в сутки.

По возвращении Рише в Париж: его часы снова стали идти правильно.

Часы отставали, как только их владельцы приближались к экватору.

Именно этот факт дал основание великому физику Ньютону предположить, что за капризами стрелок часов кроется не просто неисправность их механизма, а какая-то закономерность.

Часы отстают потому, - заявил Ньютон, — что наша Земля не шар, она сплюснута у полюсов и растянута вдоль экватора.

- Истинная геометрическая фигура Земли была названа геоидом (“землеподобный”)


Глобус – модель земного шара

- Начиная с конца XV века Землю стали изображать в виде объёмной модели. Послушайте внимательно загадку, о чем идет речь:

На ноге стоит одной,

Крутит – вертит головой.

Нам показывает страны.

Реки, горы, океаны.

(Глобус)


- Один из первых глобусов был изготовлен немецким географом Мартином Бехаймом в 1492 году. Этот глобус сохранился до наших дней и находится он в г. Нюрнберге. А самому изобретателю там поставлен памятник.

-Посмотрев на глобус ,мы можем получить информацию: представление о форме планеты, на глобусе хорошо видны очертания материков, океанов, морей, их относительное расположение и размеры.

- Однако все изображения географических объектов очень мелкие.

Глобус – это… уменьшенная модель Земли.


- А сейчас мы выполним задание1,2 в рабочей тетради на с. 33.

Географическая карта

- Скажите, а удобно ли глобус носить с собой, чтобы можно было в любой момент воспользоваться им? (Нет)


- Поэтому было придумано плоское изображение земной поверхности. (Топографический план и географическая карта). Выпишите определение географической карты на стр.29 учебника себе в тетрадь.

Давайте посмотрим, в чем главное отличие плана от карты? (На географической карте показываются большие участки земной поверхности или весь земной шар. Планом можно считать наиболее простой вид карты)

- Как же создаются карты? Дело в том, что важной особенностью глобуса является отсутствие искажений в изображении материков, океанов, рек и других географических объектов. Можно ли сохранить эту особенность при создании географической карты? (Нет)

- Возьмем, например, кожуру апельсина с нарисованными на ней материками и океанами, и разрежем её по меридианам, затем развернем и попытаемся разложить на плоскости. Нам не удастся разложить оболочку ровно без вырезов и растягиваний. Поэтому все изображения будут искажены по форме и размерам, причем в разных областях степень искажения будет разной. Где искажения будут больше? -У полюсов

- Для изображения земной поверхности на картах используют специальные построения, которые называют картографическими проекциями. Откройте атлас на стр. 10-11. Найдите виды картографических проекций. Назовите их. (Азимутальная, коническая и цилиндрическая). Выпишите виды проекций на стр.11 атласа себе в тетрадь.

Самостоятельная работа

- С помощью учебника стр. 30-31 заполнить таблицу в рабочей тетради на стр. 35 «Виды географических карт»


- Карту называют «языком» географии. Каждая карта снабжена списком всех условных знаков, которые на ней использованы, - это так называемая легенда карты. Не изучив легенду, невозможно читать карту.

Откройте стр. 12-13 атласа, посмотрите, какие условные обозначения используются на этой карте. Что обозначено на карте зеленым цветом (низменности и равнины), что обозначается зеленым цветом на плане? (лесная растительность). Запомните это, потому что нельзя путать значение зеленого цвета на плане и на физической карте.


- Сегодня на уроке вы получили очень много разной информации, давайте проверим, что вы запомнили? Тест выполняем в тетрадях (обычных)

1. Кем был изготовлен самый первый глобус?

А) Ньютоном В) Эратосфеном

Б) Бехаймом Г) Магелланом


2. Земля имеет форму:

А) круга В) геоида

Б) шара Г) овала


3. Площадь поверхности Земли равна:

А) 510 млн км² В) 510 тыс км²

Б) 510 млрд км² Г) 510 км²


4. Длина экватора равна:

А) 20 000 км В) 60 000 км

Б) 40 000 км Г) 80 000 км


5. Что изображено на политической карте?

А) вся поверхность нашей планеты

В) очертания материков, морей и т.д.

Б) страны и столицы

Г) население и хозяйство


6. Домашнее задание: § 8, 9; раб. т. стр. 33 №1,2,стр.35№ 2, 3,

Успехов ребята! Не забываем всё заполнить в рабочих тетрадях и прислать на проверку. В обычных тетрадях выполните тест, сфотографируйте и пришлите в беседу ВК . Все присылаем задания вовремя, без задержек.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!