СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок для 5 класса на тему: "Водная среда обитания"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для 5го класса разработан с применением различных образовательных технологий: проблемного обучения, развития критическиго мышления, учебно-поисковой деятельности, здоровьесберегающих технологий.

Просмотр содержимого документа
«Урок для 5 класса на тему: "Водная среда обитания"»


Урок биологии в 5 классе

Тема урока: «Водная среда обитания»

Цели урока: 

Образовательная: формирование у учащихся понятия о среде обитания, дать представление об особенностях водной среды обитания, изучить приспособления организмов к водной среде обитания, формирование экологического мышления.

Развивающая: развитие у учащихся способностей к активной деятельности на уроке, развитие навыков работы с учебником, с разными источниками информации, развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательная: воспитывать уважение к окружающему миру, уважительное отношение к живым организмам, воспитывать бережное отношение к водным ресурсам Земли.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы организации учебной деятельности:

По источнику изложения учебного материала:

Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия); наглядные (работа с учебником, рисунки, таблицы, презентация, аквариум с обитателями); практические (решение тестовых заданий, заданий различного характера на закрепление знаний, работа с учебником).

По характеру учебно-познавательной деятельности:

Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные.

Технологии: классно-урочная система, проблемное обучение, технологии развития критического мышления, технология учебно-поисковой деятельности, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: рабочие тетради, учебник для 5 класса, рисунки и таблицы с изображением растений и животных, презентация к уроку, дидактические материалы для закрепления знаний, комнатные растения, аквариум с обитателями (в зависимости от оснащения кабинета)

Базовые понятия и термины: водная среда обитания, гидросфера, плотность, планктон, нектон,

бентос, обтекаемая форма тела.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент, приветствие учащихся. Здравствуйте, ребята! Настройтесь на работу, повторите д/з.

II. Актуализация знаний.

Мозговой штурм.

Учитель: Давайте вспомним, что мы называем средой обитания?

Какие среды обитания различают?

Что такое экологические факторы?

Какие группы экологических факторов выделяют?

Разноуровневые задания: некоторые учащиеся получают карточки с заданиями (Приложение 1)

Работа у доски: учитель предлагает двум-трём учащимся выйти к доске, задача - предложенные примеры экологических факторов распределить на три группы (Приложение 1)


III. Изучение нового материала (проблемное изложение).

1. Проблемный вопрос.

Учитель: Ребята, посмотрите на слайд (см. Презентация к уроку, слайд 1). Назовите живые организмы, изображённые на данном слайде. Скажите, почему живые организмы такие разные?

(Учащиеся предполагают: так как обитают в разных средах жизни)

Учитель: Что вы можете сказать об этих животных? (слайд 2) Что объединяет этих животных? На слайде изображены различные обитатели водной среды: акула, рыбы, кит, тюлень, кальмар и др.

Учащиеся: все они (предложенные организмы) обитатели водоёмов, т.е. водной среды обитания.

2. Выявление особенностей водной среды обитания.

Учитель: Каковы же особенности водной среды обитания? (слайд 3)

Вначале учитель называет признак, предлагает учащимся самим охарактеризовать данный признак (например, плотность - …, давление, - … и т.д.), учащиеся под контролем учителя, заполняют таблицу:

Особенности водной среды

1. Плотность

высокая

2. Давление

высокое (увеличивается с глубиной)

3. Температура

колебания небольшие

4. Кислород

мало

5. Свет

мало (уменьшается с глубиной)


Учитель предлагает учащимся сделать выводы:

Каковы же главные особенности водной среды обитания ?(недостаток света и кислорода, высокая плотность и давление).

3. Выявление приспособлений к водной среде обитания.

Как же животные обитают в таких условиях? Каковы приспособления к обитанию в воде?

Обратите внимание на форму тела животных (представлены акула, кит, тюлень, некоторые виды рыб) (слайд 4). Учащиеся предлагают варианты. Учитель вводит понятие - обтекаемая форма тела. Учитель: Каково значение такой формы тела? (облегчает передвижение в воде)

Ребята, вы наверняка, когда - либо трогали, свежую рыбу. Какова она на ощупь? (тело покрыто слизью). Какое это имеет значение? (уменьшает трение о воду).

С помощью чего животные передвигаются, плавают?

Учащиеся под контролем учителя называют органы движения - плавники, ласты.

Как дышат водные животные? Учащиеся под контролем учителя называют органы дыхания - жабры (рыбы). Учитель акцентирует внимание учащихся, что водные млекопитающие, такие как киты, дельфины, тюлени, моржи, дышат атмосферным воздухом с помощью лёгких.

Как моржи, киты, приспособлены к обитанию в холодных водах? (подкожный слой жира)

Одновременно с обсуждением материала, заполняется таблица (слайд 5):

Приспособления к водной среде

1

обтекаемая форма тела

2

тело покрыто слизью

3

плавники, ласты

4

органы дыхания - жабры

(легкие - у млекопитающих)

5

подкожный слой жира


4. Физкультминутка. Сейчас немного отдохнём.

Ох, как долго мы писали,
Глазоньки у нас устали. (Моргаем глазами)
Посмотрите-ка в окно, (Смотрим влево – вправо)
Ух, как солнце высоко! (Смотрим вверх)
Глазки мы сейчас закроем, (Закрываем глаза ладошками)
В классе радугу построим!
И по радуге пройдем, (Смотрим по дуге вверх-вправо, вверх-влево)
Вправо, влево повернем.
А потом мы вниз сойдём, (Смотрим вниз)
Жмурься сильно, не держись! (сильно зажмуриться, открыть глаза, затем поморгать)


5. Введение терминов планктон, нектон, бентос.

Учитель: Обратите внимание на слайд (или таблицы, рисунки с изображением планктонных организмов) (слайд 6). Что общего у этих животных?

Учащиеся предлагают ответы под контролем учителя:

- небольшие размеры,

- большая площадь поверхности (за счёт разнообразных выростов)

Планктон - совокупность организмов, не способных преодолевать силу трения, «парящие» в толще воды. Планктон - основа всех пищевых цепей океана.

Следующий слайд (или изображения животных на таблицах, рисунках: акула, дельфин, рыбы) (слайд 7) - чем похожи эти организмы? Как передвигаются?

Нектон - имеют обтекаемую форму тела, хорошо развиты мышцы, плавники.

Следующий слайд (или изображения животных на таблицах, рисунках: черви, кораллы, моллюски) (слайд 8)

Что объединяет этих животных? (обитают на дне)

Бентос - организмы, обитающие на дне водоёмов.


IV. Закрепление знаний, первичный контроль и коррекция знаний.

Задание 1. Работа с текстом (слайд 9). Вставить в текст пропущенные слова:

Часть природы, в которой обитают живые организмы, называется - __________. Дельфин обитает в __________ среде. Водная среда обитания характеризуется __________ плотностью; давление повышается с увеличением __________ . Колебания температур __________ . Для водной среды характерен недостаток ______ и ________ .

Ответы: среда обитания; водной; высокой; глубины; небольшие; света и кислорода.


Задание 2. Выбрать лишний термин из предложенных. Объяснить свой выбор.

А) коралл, белая акула, дождевой червь, морж;

Б) плавники, обтекаемая форма тела, ласты, роющие конечности;

В) черви, кораллы, дельфин, прудовик;

Г) наземно-воздушная, водная, ветреная, почвенная.


Ответы: А) дождевой червь - обитает в почве, остальные - в водоёмах;

Б) роющие конечности - приспособления к обитанию в почве, остальное - приспособления к водной среде обитания; В) дельфин - представитель нектона, остальное - обитатель дна, бентос; Г) ветреная - может быть погода, остальное - среды обитания.


Задание 3. Определить правильность утверждений («да» - «нет»):

1. Условия в воде нестабильны, резко меняются (нет)

2. В водной среде много кислорода (нет)

3. В водной среде низкая плотность (нет)

4. В водной среде мало света (да)

5. На глубине ниже 200 м - вечная темнота (да)

6. Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде (да)

7. Организмы, «парящие» в толще воды - это планктон (да)

8. Нектон - это организмы, живущие на дне водоёмов (нет)




V. Рефлексия.

Ребята, вам предложены предложения. Выберите любое понравившееся из них и продолжите предложение:

1. Сегодня на уроке я узнал (а) …

2. Мне было интересно …

3. На уроке мне было труднее всего …

4. У меня сегодня получилось …

5. Я смог (смогла) …

VI. Домашнее задание, итоги урока.

Д/з: п.6 учебника, стр.21- Вопросы к параграфу, учить биологические термины в рабочей тетради.

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке. Выставляет оценки.































Приложение 1


Карточка 1

Задание 1.

Определите правильность утверждений:

1. Экологические факторы всегда действуют на организмы благоприятно.

2. Животные способствуют расселению растений на новые территории.

3. Вырубка лесов относится к факторам неживой природы.

4. Осадки, ветер, рельеф - это примеры факторов неживой природы.

5. Выхлопные газы - это пример антропогенного воздействия.


Задание 2.

Установите соответствие:

А) фактор живой природы

1) загрязнение рек приводит к уменьшению численности

различных видов рыб и водных растений

Б) фактор неживой природы

2) многие животные пустыни активны в вечерние часы, днём они неактивны

В) деятельность человека

3) многие цветковые растения опыляются насекомыми



Карточка 2

Задание 1.

Определить тип экологических факторов. Записать в три колонки номера примеров: абиотические, биотические, антропогенные.

Примеры факторов: 1 - бактерии, 2 - насекомые, 3 - ядохимикаты, 4 - снег, 5- песчаная почва,

6- осушение болота, 7 - вырубка лесов, 8- хищники, 9 - выхлопные газы, 10 - блохи.

Абиотические факторы

(неживой природы)

Биотические факторы

(живой природы)

Антропогенные факторы

(деятельность человека)





Задание 2.

Дайте определение среде обитания. Какие среды обитания выделяют?




Работа у доски

Определить тип экологических факторов. Записать в три колонки: абиотические, биотические, антропогенные. Учитель зачитывает примеры, учащиеся записывают номера, распределяя в три колонки. Предлагается двум-трём учащимся работать у доски. Затем взаимопроверка задания.

Примеры факторов: 1- вирусы, 2- комары, 3- туман, 4- дождь, 5- глинистая почва, 6- осушение болота, 7 - вырубка лесов, 8- хищные птицы, 9 - выхлопные газы, 10 - паразитические черви.


Ответы:

Абиотические факторы

Биотические факторы

Антропогенные факторы

3, 4, 5

1, 2, 8, 10

6, 7, 9



7






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!