Школа: МБОУ «Спасская СОШ» Томского района с. Батурино
Класс: 5
Предмет: природоведение
Учитель: Сгибнева Ирина.Алексеевна. – природоведение
Тема: «ТРИ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ»
Цели урока: 1. Учащиеся конкретизируют свои знания о средах обитания организмов, их особенностях, выясняют приспособленность организмов к определенной среде обитания.
2. Продолжают развивать умение работать в заданном темпе, анализировать, обобщать, давать характеристику, заполнять таблицу, делать выводы, работать с раздаточным материалом, принимать правильное решение, обсуждать, работать в группах.
3. Развивать любознательность, закреплять интерес к предмету.
Основные понятия и термины урока:
Среда обитания, почвенная среда обитания, наземно-воздушная, водная среда обитания, приспособленность, относительная приспособленность.
Организация деятельности учащихся:
Учащиеся показывают имеющие знания, высказывают свое мнение по изучаемой теме, работают в группе, с учебником, обсуждают прочитанное, заполняют таблицу, выбирают материал для сообщений на следующий урок, работают с раздаточным материалом.
Форма работы на уроке: фронтальная, работа в группах
Планируемые результаты:
Учащиеся конкретизируют свои знания о средах обитания организмов, их особенностях, выясняют приспособленность организмов к определенной среде обитания.
Личностная значимость изучаемого для школьника:
Показать хорошие знания и получить хорошую оценку своей учебной деятельности; осушив болото, человек лишает среды обитания целое сообщество организмов.
Приемы деятельности учителя:
Организация повторения изученного материала, работа в группах с текстом и рисунками учебника, с раздаточным материалом, подготовка вывода, подведение итогов урока.
Ход урока:
Организационный момент.
Добрый день! Присаживайтесь.
Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
Письменный опрос.
Мы с Вами познакомились с разнообразием всего живого. Сейчас мы проведем небольшую самостоятельную работу по этой теме, называется она «Верификатор».
Подписываем листочки и читая вопросы, вы в табличку проставляете «+» или «да», если согласны, и «нет» или «–», если не согласны.
А правда ли это, что …
Все организмы ученые разделили на 4 царства?
Бактерии очень большие по размерам?
Простейшие – это царство одноклеточных животных?
Грибы, растения, животные – могут быть и многоклеточные и одноклеточные?
Грибы бывают только съедобные и растут только на деревьях?
Животные – это самое маленькое царство?
Различают беспозвоночных и позвоночных животных?
Все растения и все животные сами образуют питательные вещества?
Водоросли, мхи, хвощи, папоротники, хвойные и цветковые – это группы растений?
Рыбы и земноводные – это беспозвоночные животные?
Что первыми на Земле появились бактерии?
Что к Простейшим относится амеба, эвглена зеленая, инфузория-туфелька?
Черви – это беспозвоночные животные?
Иглокожие, членистоногие, птицы, млекопитающие – это позвоночные животные?
Земноводные обитают только в воде?
Бактерии не имеют ядра?
Грибы и животные питаются готовой пищей?
К членистоногим относят раков, пауков, насекомых?
Лесной еж – это иглокожий?
Водоросли обитатели воды?
Бактерии в переводе означают «шарики»?
Простейшие имеют органы передвижения – реснички и жгутики.
Растения отличаются от животных тем, что они не двигаются и зеленые?
Грибы вывели в отдельное царство потому, что у них есть признаки и растений и животных?
Вам понравился опрос?
1 + | 2 – | 3 + | 4 + | 5 – |
6 – | 7 + | 8 – | 9 + | 10 – |
11 + | 12 + | 13 + | 14 – | 15 – |
16 + | 17 + | 18 + | 19 – | 20 + |
21 – | 22 + | 23 + | 24 + | 25 |
Изучение нового материала.
Мы познакомились с вами с огромным разнообразием живого на Земле.
И каждый живой организм на такой огромной Земле имеет свой дом.
Шагая по лугу, или лесу, прибегая в школу, вы, наверно, не задумываетесь о том, что находитесь в одном из таких домов для существования живых организмов.
– Может ответите в каком?
– Ученые называют его наземно-воздушной средой обитания. Этот дом, который образован поверхностью Земли и воздуха.
– А подумайте, какие еще есть дома, в которых живут живые организмы?
– Водная.
– Да, плавая в реке, озере, море вы попадаете еще в один богато населенный природный дом.
– А еще?
– А вот весной, когда вы или ваши родители перекапываете почву в огороде, то вы видите у себя под ногами еще один природный дом – где много-много разнообразных жителей – это почвенная среда обитания.
Какой вывод можно сделать?
Вывод:
Конечно же, на Земле находится три замечательных природных дома – три среды обитания, с которыми связана судьба большинства живых организмов, населяющих нашу планету.
Давайте дадим определение: Что такое среда обитания?
Среда обитания – это то, что окружает живой организм.
Открываем тетради, записываем число и тему урока «Среды обитания»
А что мы будем изучать? А что бы вы хотели узнать о средах обитания?
(познакомиться с особенностями каждой среды обитания, с приспособлениями к данной среде обитания, познакомиться с организмами, живущих в этих средах обитания)
Ребят делят на три группы. Каждая группа выбирает командира. Каждая группа получает конверт (содержимое конвертов для трех групп одинаковое), в котором лежат картинки животных и растений всех сред обитания. И на отдельных листочках напечатаны особенности, характерные для сред обитания. Но каждая группа работает по одной среде обитания. Каждой группе выдается полватмана, на него они будут наклеивать животных и растений своей среды обитания и особенности, характерные для данной среды.
Работа в группах:
1 задание: Распределите животных и растения согласно той среде обитания, в которой они проживают. Наклейте их на листочки. А потом объясните нам всем, почему вы так решили.
2 задание: Определите условия, характерные для каждой среды обитания, наклеить их и тоже нужно обосновать. При выполнении этого задания вы можете воспользоваться учебником на стр.118-121.
Ребята выполняют задания
Физкультминутка Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайке добежим
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем.
Улыбнитесь и садитесь
Проверяем и слушаем, что же у нас получилось. Кто-нибудь с группы выходит и презентует свою работу. Другие могут дополнять. Могут 2-3 человека выступать. Потом идет обсуждение, исправления ошибок ребятами других групп и оценивания работы группы, а может быть самооценка. Это все зависит от подбора в классе.
1 группа: «Наземно-воздушная среда обитания»
Достаточно кислорода
Не хватает влаги
Значительное изменение температуры
Сезонные изменения в природе
Много света
Специальные приспособления для добывания, запасания и экономичного расходования воды
Приспособленность к передвижению (ноги – бег, прыгают; крылья для полета)
2 группа: «Водная среда обитания»
Достаточно воды
Незначительно меняется температура
Кислорода не хватает
Мало света
Имеются специальные органы для дыхания: (жабры, кожа).
Приспособленность к передвижению (плавники, ласты, плавательные ножки и перепонки между пальцами)
3 группа: «Почвенная среда обитания»
Мало кислорода, больше углекислого газа
Много воды
Температура ровная (мало меняется)
Света нет
Животные имеют маленькие глаза или лишены органов зрения
Приспособление к передвижению (плоские, с большими когтями, мощные передние зубы, тело овальное, хорошо развито обоняние и осязание)
IV. Задание на дом:
В учебнике стр. 118-121, прочитать и рассмотреть рисунки и заполнить табличку.
Характеристика сред обитания
Название среды | Краткая характеристика | Обитатели | Приспособленность к среде обитания |
1. | | | |
V. Закрепление нового материала
Тест на соответствие:
воробей
еж
кузнечик
крот
дождевой червь А. Наземно-воздушная среда
ель Б. Водная среда
медуза В. Почвенная среда
черемуха
дельфин
акула
бабочка
корни деревьев
лягушка
кенгуру
окунь
личинка майского жука
крокодил
гидра
водоросли
роза
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Соединить стрелочками:
Приспособленность к передвижению (плавники, ласты, плавательные ножки и перепонки между пальцами) Специальные приспособления для добывания, запасания и экономичного расходования воды Мало кислорода, больше углекислого газа Сезонные изменения в природе Животные имеют маленькие глаза или лишены органов зрения Кислорода не хватает | А. Наземно-воздушная среда Б. Водная среда В. Почвенная среда |
VI Подведение итога урока
Добрый день! Присаживайтесь.
Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
Физкультминутка Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайке добежим
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем.
Улыбнитесь и садитесь