СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии, 8 класс "Лимфатическая система"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Лимфатическая система" - урок получения новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии, 8 класс "Лимфатическая система"»

Урок № 32

Тема: Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

Цель: познакомить учащихся со строением и особенностями лимфатической системы, ее значением.

Задачи: Образовательные - изучить строение и особенности лимфатической системы; показать взаимосвязь между лимфатической и кровеносной системами.

 Развивающие - продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы по результатам работы, работать с о схемами, таблицами, решать проблемные вопросы. Воспитательные - воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: называть структурные компоненты лимфатической системы, их значение; сравнивать состав лимфы и плазмы крови; описывать и объяснять роль лимфатической системы в организме человека, особенности движения лимфы по лимфатическим сосудам, связь лимфатической и кровеносной систем, связь лимфатической системы с формированием иммунитета. Метапредметные

Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях;

Регулятивные: ставить цель и анализировать условия достижения цели; уметь планировать и регулировать свою деятельность.

Познавательные: осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов; устанавливать причинно-следственные связи; давать определение понятиям.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёром; умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Личностные: умение нести ответственность за свое здоровье, формирование здорового образа жизни; формирование ответственного отношения к обучению, интеллектуальных умений; умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Технологии обучения: проблемно-поисковая технология, использование компьютерных технологий, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: мультипроектор, презентация, таблица «Лимфатическая система», видео «Строение лимфоузла».

Новые понятия: «лимфатическая система», « лимфоидные органы», «лимфоузел», « лимфатические протоки».


ХОД УРОКА

1.Организационный момент (Приветствие, проверка присутствия и готовности к уроку).

2.Формулирование темы урока, постановка целей и определения задач урока (слайд№1)

Учитель: по какому принципу органы объединяют в единую систему органов? Какие системы органов вы уже изучили? (Отвечают на поставленный вопрос)

Загадка:

Я не кровь, но в связи с нею,
свои функции имею.

К тканям жидким отношусь
И в сосудах нахожусь. (Лимфа)

Вопрос: назовите тему сегодняшнего урока, укажите задачи и способ изучения нового материала.

Отвечают на вопросы, формируют тему урока, записывают тему урока в тетрадь. Ставят цели урока и определяют задачи, которые нужно достичь на уроке, предлагают способ достижения целей и задач урока.

Тема: Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем)

Задачи:

-определить строение и функции лимфатической системы;

-отличие лимфатической и кровеносной систем;

-указать связь лимфатической и кровеносной систем.

Способ изучения- объяснение учителя, работа с учебником, с презентацией.


3. Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности.

Учитель: что такое лимфа? Какое значение имеет лимфатическая система для нашего организма?

Высказывают свои предположения, формируют определение лимфа

Лимфа – это внутренняя среда организма, прозрачная жидкость, сходная по химическому составу с плазмой крови; образуется из тканевой жидкости, просочившейся в лимфатические капилляры и сосуды.

-Сформулируйте определение лимфатическая система.

Лимфатическая система — совокупность сосудов, собирающих лимфу из тканей и органов и отводящих её в венозную систему.

Проблемный вопрос: Чем отличается лимфатическая система от кровеносной? Какой путь движения осуществляет лимфа внутри нашего организма? (слайд№2 )


4.Изучение нового материала

А) Состав и функции лимфы, работа с учебником, с. 71-72. (слайд № 3)

Учитель: какой химический состав имеет лимфа и какие функции выполняет лимфатическая система? Ответы на этот вопрос мы можем найти в учебнике на стр.71

Состав лимфы, отличие от плазмы крови. Содержит в 3-4 раза меньше белков, чем плазма крови(3-4%), глюкозу(0,1%), минеральные вещества(1%); реакция лимфы щелочная. В ней присутствует фибриноген, поэтому она способна свертываться. В лимфе нет эритроцитов, в небольших количествах содержатся лейкоциты, проникающие из кровеносных капилляров в тканевую жидкость. Количество лимфы -2-4 л.

Функции лимфатической системы: (слайд № 3)

Защитная (в лимфатических сосудах происходит размножение лимфоцитов и фагоцитирование болезнетворных организмов, а также вырабатываются антитела).

Дренажная система в организме-дополнительная система оттока жидкости от органов.

Участвует в обмене веществ (всасывание продуктов расщепления жира).

Гомеостаз (поддержание постоянства состава крови)


Заслушивание ответов и запись главного в тетрадь.


Б) Схема «Лимфатическая система», работа в парах (учебник с. 71-72 ,презентация).

Учитель: с помощью учебника и слайда презентации составьте схему «Лимфатическая система», определите какие органы относятся к лимфоидным и какие сосуды имеют лимфатическая система (слайд № 4)

Лимфатическая система.


лимфатические сосуды лимфоидные органы

↓ ↓

лимфокапилляры лимфоузлы лимфососуды (вены) тимус протоки (грудной) селезёнка

миндалины

аппендикс


Проверка правильности дополнения схемы, коррекция выполненного задания (слайд № 5).


Особенности строения лимфатических сосудов, работа в группах, работа с учебником, с70-71.

1 группа изучает строение и особенности лимфатических капилляров.

2 группа изучает особенности и строение лимфатических сосудов

3группа изучает особенности строение лимфатических протоков


Выступление участников групп, запись главного в тетрадь.

Физминутка

В) Строение и работа лимфоузла, просмотр видео, или объяснение учителя, работа с изображением строения лимфатического узла, учебник рис. 4.13,с 71 (слайд № 6,7).

По ходу лимфатических сосудов располагаются лимфатические узлы. Узлы играют роль фильтров, задерживающих микроорганизмы. В них в большом количестве находятся лимфоциты, активно участвующие в иммунных реакциях организма. Лимфатические узлы представляют собой образования округлой, овальной, бобовидной, реже лентовидной формы размерами от 0,5 до 5 см. Имеет корковый и мозговой слои. К узлу подходят лимфатические капилляры, которые приносят лимфу. Мозговое вещество состоит из щелей - синусов. В просвете синусов имеются сети из тонких соединительнотканных волокон, в петлях которых задерживаются и уничтожаются лимфоцитами чужеродные частицы, микробные тела. Очищенная лимфа вытекает из узла по выносящему сосуду, и поступает в лимфатические вены.

 

Г) Проблемный вопрос: Какой путь движения осуществляет лимфа внутри нашего организма, работа в парах.(слайд № 8,9)

Учитель: каким образом происходит движение лимфы в сосудах? Попробуйте выстроить последовательность передвижения лимфы.

Схема «Лимфообращение и связь с кровеносной системой»:

тканевая жидкость → лимфа → лимфатические капилляры → лимфатические сосуды → лимфатические протоки → верхняя полая вена

Вопрос: Назовите причины кровообращения, будут ли причины лимфообращения и кровообращения одинаковыми.

Причины движения лимфы (слайд № 10)

-наличие клапанов в сосудах, благодаря которым лимфа движется в одном направлении,

-сокращение стенок сосудов,

-сокращение скелетных мышц конечностей,

-присасывающая сила вдоха.


Заслушивание ответов и запись главного в тетрадь.


Вывод урока.

Учитель: назовите проблемный вопрос и получили мы ответ на этот вопрос.

Отличие лимфатической и кровеносной систем (запись в тетрадь) (слайд № 11)

-нет эритроцитов, меньше белков;

-незамкнутая;

-один круг;

-нет насоса;

-лимфа движется медленно;

-сворачивается медленно;

- нет артерий, возвращает жидкость в кровеносную систему (движение к сердцу).


7.Первичное закрепление.

Тесты (слайд№ 12,13) 1. Лимфатическая система служит для:
а) возврата веществ из тканевой жидкости в кровь +
б) обеспечения иммунного ответа на заражение
в) снабжения органов кислородом 2. В какой кровеносный сосуд поступает лимфа из лимфатической системы:
а) капилляры
б) артерии
в) вены + 3. Укажите функции лимфатических узлов:
а) иммунная, транспортная
б) барьерно-фильтрационная
в) оба варианта верны +
г) оба варианта не верны

4.Лимфатические капилляры отсутствуют в:

а) головной и спинной мозг +

б) наружное ухо

в) кости

г) глазное яблоко+

Самопроверка выполнения.


8.Домашнее задание: § 27, рисунок лимфоузла (слайд №12).


9. Рефлексия и итоги урока (слайд №12). Учитель предлагает закончить предложения и оценить свою работу на уроке Сегодня я узнал (а)… Было интересно… Затруднения вызвал вопрос о… Меня удивило то, что… Урок дал мне знания о… В жизни мне пригодится…

Выставление оценок.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!