Урок № 32
Тема: Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.
Цель: познакомить учащихся со строением и особенностями лимфатической системы, ее значением.
Задачи: Образовательные - изучить строение и особенности лимфатической системы; показать взаимосвязь между лимфатической и кровеносной системами.
Развивающие - продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы по результатам работы, работать с о схемами, таблицами, решать проблемные вопросы. Воспитательные - воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: называть структурные компоненты лимфатической системы, их значение; сравнивать состав лимфы и плазмы крови; описывать и объяснять роль лимфатической системы в организме человека, особенности движения лимфы по лимфатическим сосудам, связь лимфатической и кровеносной систем, связь лимфатической системы с формированием иммунитета. Метапредметные
Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях;
Регулятивные: ставить цель и анализировать условия достижения цели; уметь планировать и регулировать свою деятельность.
Познавательные: осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов; устанавливать причинно-следственные связи; давать определение понятиям.
Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёром; умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Личностные: умение нести ответственность за свое здоровье, формирование здорового образа жизни; формирование ответственного отношения к обучению, интеллектуальных умений; умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Технологии обучения: проблемно-поисковая технология, использование компьютерных технологий, здоровьесберегающие технологии.
Оборудование: мультипроектор, презентация, таблица «Лимфатическая система», видео «Строение лимфоузла».
Новые понятия: «лимфатическая система», « лимфоидные органы», «лимфоузел», « лимфатические протоки».
ХОД УРОКА
1.Организационный момент (Приветствие, проверка присутствия и готовности к уроку).
2.Формулирование темы урока, постановка целей и определения задач урока (слайд№1)
Учитель: по какому принципу органы объединяют в единую систему органов? Какие системы органов вы уже изучили? (Отвечают на поставленный вопрос)
Загадка:
Я не кровь, но в связи с нею,
свои функции имею.
К тканям жидким отношусь
И в сосудах нахожусь. (Лимфа)
Вопрос: назовите тему сегодняшнего урока, укажите задачи и способ изучения нового материала.
Отвечают на вопросы, формируют тему урока, записывают тему урока в тетрадь. Ставят цели урока и определяют задачи, которые нужно достичь на уроке, предлагают способ достижения целей и задач урока.
Тема: Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем)
Задачи:
-определить строение и функции лимфатической системы;
-отличие лимфатической и кровеносной систем;
-указать связь лимфатической и кровеносной систем.
Способ изучения- объяснение учителя, работа с учебником, с презентацией.
3. Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности.
Учитель: что такое лимфа? Какое значение имеет лимфатическая система для нашего организма?
Высказывают свои предположения, формируют определение лимфа
Лимфа – это внутренняя среда организма, прозрачная жидкость, сходная по химическому составу с плазмой крови; образуется из тканевой жидкости, просочившейся в лимфатические капилляры и сосуды.
-Сформулируйте определение лимфатическая система.
Лимфатическая система — совокупность сосудов, собирающих лимфу из тканей и органов и отводящих её в венозную систему.
Проблемный вопрос: Чем отличается лимфатическая система от кровеносной? Какой путь движения осуществляет лимфа внутри нашего организма? (слайд№2 )
4.Изучение нового материала
А) Состав и функции лимфы, работа с учебником, с. 71-72. (слайд № 3)
Учитель: какой химический состав имеет лимфа и какие функции выполняет лимфатическая система? Ответы на этот вопрос мы можем найти в учебнике на стр.71
Состав лимфы, отличие от плазмы крови. Содержит в 3-4 раза меньше белков, чем плазма крови(3-4%), глюкозу(0,1%), минеральные вещества(1%); реакция лимфы щелочная. В ней присутствует фибриноген, поэтому она способна свертываться. В лимфе нет эритроцитов, в небольших количествах содержатся лейкоциты, проникающие из кровеносных капилляров в тканевую жидкость. Количество лимфы -2-4 л.
Функции лимфатической системы: (слайд № 3)
Защитная (в лимфатических сосудах происходит размножение лимфоцитов и фагоцитирование болезнетворных организмов, а также вырабатываются антитела).
Дренажная система в организме-дополнительная система оттока жидкости от органов.
Участвует в обмене веществ (всасывание продуктов расщепления жира).
Гомеостаз (поддержание постоянства состава крови)
Заслушивание ответов и запись главного в тетрадь.
Б) Схема «Лимфатическая система», работа в парах (учебник с. 71-72 ,презентация).
Учитель: с помощью учебника и слайда презентации составьте схему «Лимфатическая система», определите какие органы относятся к лимфоидным и какие сосуды имеют лимфатическая система (слайд № 4)
Лимфатическая система.
лимфатические сосуды лимфоидные органы
↓ ↓
лимфокапилляры лимфоузлы лимфососуды (вены) тимус протоки (грудной) селезёнка
миндалины
аппендикс
Проверка правильности дополнения схемы, коррекция выполненного задания (слайд № 5).
Особенности строения лимфатических сосудов, работа в группах, работа с учебником, с70-71.
1 группа изучает строение и особенности лимфатических капилляров.
2 группа изучает особенности и строение лимфатических сосудов
3группа изучает особенности строение лимфатических протоков
Выступление участников групп, запись главного в тетрадь.
Физминутка
В) Строение и работа лимфоузла, просмотр видео, или объяснение учителя, работа с изображением строения лимфатического узла, учебник рис. 4.13,с 71 (слайд № 6,7).
По ходу лимфатических сосудов располагаются лимфатические узлы. Узлы играют роль фильтров, задерживающих микроорганизмы. В них в большом количестве находятся лимфоциты, активно участвующие в иммунных реакциях организма. Лимфатические узлы представляют собой образования округлой, овальной, бобовидной, реже лентовидной формы размерами от 0,5 до 5 см. Имеет корковый и мозговой слои. К узлу подходят лимфатические капилляры, которые приносят лимфу. Мозговое вещество состоит из щелей - синусов. В просвете синусов имеются сети из тонких соединительнотканных волокон, в петлях которых задерживаются и уничтожаются лимфоцитами чужеродные частицы, микробные тела. Очищенная лимфа вытекает из узла по выносящему сосуду, и поступает в лимфатические вены.
Г) Проблемный вопрос: Какой путь движения осуществляет лимфа внутри нашего организма, работа в парах.(слайд № 8,9)
Учитель: каким образом происходит движение лимфы в сосудах? Попробуйте выстроить последовательность передвижения лимфы.
Схема «Лимфообращение и связь с кровеносной системой»:
тканевая жидкость → лимфа → лимфатические капилляры → лимфатические сосуды → лимфатические протоки → верхняя полая вена
Вопрос: Назовите причины кровообращения, будут ли причины лимфообращения и кровообращения одинаковыми.
Причины движения лимфы (слайд № 10)
-наличие клапанов в сосудах, благодаря которым лимфа движется в одном направлении,
-сокращение стенок сосудов,
-сокращение скелетных мышц конечностей,
-присасывающая сила вдоха.
Заслушивание ответов и запись главного в тетрадь.
Вывод урока.
Учитель: назовите проблемный вопрос и получили мы ответ на этот вопрос.
Отличие лимфатической и кровеносной систем (запись в тетрадь) (слайд № 11)
-нет эритроцитов, меньше белков;
-незамкнутая;
-один круг;
-нет насоса;
-лимфа движется медленно;
-сворачивается медленно;
- нет артерий, возвращает жидкость в кровеносную систему (движение к сердцу).
7.Первичное закрепление.
Тесты (слайд№ 12,13) 1. Лимфатическая система служит для:
а) возврата веществ из тканевой жидкости в кровь +
б) обеспечения иммунного ответа на заражение
в) снабжения органов кислородом 2. В какой кровеносный сосуд поступает лимфа из лимфатической системы:
а) капилляры
б) артерии
в) вены + 3. Укажите функции лимфатических узлов:
а) иммунная, транспортная
б) барьерно-фильтрационная
в) оба варианта верны +
г) оба варианта не верны
4.Лимфатические капилляры отсутствуют в:
а) головной и спинной мозг +
б) наружное ухо
в) кости
г) глазное яблоко+
Самопроверка выполнения.
8.Домашнее задание: § 27, рисунок лимфоузла (слайд №12).
9. Рефлексия и итоги урока (слайд №12). Учитель предлагает закончить предложения и оценить свою работу на уроке Сегодня я узнал (а)… Было интересно… Затруднения вызвал вопрос о… Меня удивило то, что… Урок дал мне знания о… В жизни мне пригодится…
Выставление оценок.