СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2023 ОГЭ Январь Биология Вариант 1

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип 1 № 12121 

Какое явление из жизни растений изображено на рисунке?

2. Тип 2 № 35144 

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  каракатица лекарственная

Б)  вешенка обыкновенная

В)  орляк обыкновенный

Г)  дифтерийная палочка

 

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Грибы

2)  Бактерии

3)  Растения

4)  Животные

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г

3. Тип 3 № 379 

Расположите в правильном порядке систематические категории, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  Пресмыкающиеся

2)  Гадюка

3)  Хордовые

4)  Гадюка обыкновенная

5)  Чешуйчатые

4. Тип 4 № 12461 

Изучите график зависимости изменения частоты сердечных сокращений путешественника в состоянии покоя на разной высоте над уровнем моря (по оси х отложена высота над уровнем моря (м), а по оси у  — частота сердечных сокращений (уд/мин)).

Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне высот?

1)  На высоте меньше 2000 м сердце не бьется.

2)  Зависимость частоты сердечных сокращений от высоты прямая.

3)  Частота сердечных сокращений изменяется скачкообразно.

4)  После 3500 м над уровнем моря частота сердечных сокращений растёт медленнее, чем до 3500 м.

5)  Частота сердечных сокращений зависит от концентрации углекислого газа.

5. Тип 5 № 2017 

Установите последовательность действий в эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях на свету в зелёных частях растения хлорофитума. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  на обе стороны листа хлорофитума наложите полоски чёрной бумаги так, чтобы они плотно облегали весь лист, включая белую каёмку по краю

2)  опустите лист хлорофитума в раствор йода

3)  прокипятите лист хлорофитума в воде в течение 2–5 мин.

4)  расположите лист хлорофитума напротив источника света и оставьте на сутки

5)  прокипятите лист хлорофитума в спирте (40–70%)

6. Тип 6 № 1262 

На фотографии изображён спирометр, с помощью которого проводят спирометрию. С какой целью врачи организуют данную процедуру?

 

1)  определение жизненной ёмкости лёгких

2)  определение уровня сахара в крови

3)  определение артериального давления крови

4)  определение состава и структуры ДНК

7. Тип 7 № 2979 

Какие из приведённых признаков характерны для большинства представителей класса Костные рыбы? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

    1) 

скелет хрящевой

    2) 

плавательного пузыря нет

    3) 

есть жаберные крышки

    4) 

встречаются преимущественно в морях и океанах

    5) 

хорда имеется только у зародышей

    6) 

очень плодовиты, икра мелкая

8. Тип 8 № 1401 

В таблице приведены ткани растений и их функции.

 

 

ТКАНЬ ФУНКЦИЯ
... проведение веществ к корням
эпидермис защита нижележащих тканей

 

Какой термин необходимо вписать на место пропуска?

 

1)  пробка

2)  ксилема

3)  флоэма

4)  камбий

9. Тип 9 № 1241 

Какие признаки являются общими для голосеменных и папоротникообразных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  размножение зависит от воды

2)  имеют проводящие ткани

3)  имеют побеги с листьями

4)  имеют корни

5)  образуют семена

6)  образуют шишки

10. Тип 10 № 380 

Вставьте в текст «Жизнедеятельность растения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАСТЕНИЯ

Растение получает воду в виде почвенного раствора с помощью ___________ (А) корня. Наземные части растения, главным образом, ___________ (Б), напротив, через особые клетки  — ___________ (В)  — испаряют значительное количество воды. При этом вода используется не только для испарения, но и как исходный материал для образования органических веществ в ходе процесса ___________ (Г) .

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) дыхание 2) корневой чехлик 3) корневой волосок 4) лист
5) побег 6) стебель 7) устьица 8) фотосинтез

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г

11. Тип 11 № 1618 

Установите соответствие между признаком моллюска и моллюском, к которому относится данный признак. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ПРИЗНАК

 

А)  на заднем конце тела имеются сифоны

Б)  глаза хорошо развиты

В)  имеет 10 щупалец

Г)  раковина редуцирована

Д)  голова редуцирована

Е)  хищник

 

 

 

МОЛЛЮСК

 

1)  беззубка

2)  кальмар

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д Е

12. Тип 12 № 408 

Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

 

А.  Все органы растений дышат.

Б.  Органические вещества в процессе дыхания синтезируются с поглощением световой энергии.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13. Тип 13 № 2648 

Рассмотрите фотографию лошади породы вестфальская. Выберите характеристики, соответствующие его (её) внешнему строению, по следующему плану: постановка головы, форма головы, форма спины, расположение запястья передней конечности, постановка задних конечностей. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д

14. Тип 14 № 35187 

Под каким номером изображены лёгкие человека?

15. Тип 15 № 168 

Какой признак, свойственный человеку, является признаком животных типа Хордовые?

 

1)  нервная система узлового типа

2)  жаберные щели в стенке глотки зародыша

3)  лёгкие, состоящие из альвеол

4)  волосяной покров

16. Тип 16 № 35306 

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение дыхательной системы человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  гортань

2)  надгортанный хрящ

3)  носоглотка

4)  трахея

5)  бронх

6)  альвеолы

17. Тип 17 № 857 

Что характеризует энергетический обмен в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  по своим результатам противоположен биосинтезу

2)  идёт с поглощением энергии

3)  завершается в митохондриях

4)  завершается в рибосомах

5)  сопровождается синтезом молекул АТФ

6)  завершается образованием кислорода и углеводов

18. Тип 18 № 35330 

Установите соответствие между тканями человека (мышечная или нервная) и характерными для них свойствами.

 

 

 

ВИД ТКАНИ

 

1)  мышечная

2)  нервная

 

 

 

СВОЙСТВА

 

А)  проводит электрический импульс

Б)  клетки способны к сокращению

В)  бывает гладкой и поперечнополосатой

Г)  в клетках может быть несколько ядер

Д)  в клетках строго одно ядро

Е)  большинство клеток имеет множество отростков

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

A Б В Г Д Е

19. Тип 19 № 35222 

Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания белоголового орлана.

Список характеристик:

 

1)  находится на вершине пищевой цепи

2)  доминирующий вид

3)  консумент третьего порядка

4)  фитопланктон

5)  плотоядное животное

6)  паразит

 

 

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.

 

20. Тип 20 № 35202 

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит лесная дикая кошка. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

21. Тип 21 № 35242 

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность лесных диких кошек и растительности, если в течение нескольких лет шло увеличение численности кроликов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность лесных диких кошек Численность растительности

 

22. Тип 22 № 12248 

Рассмотрите схему строения кровеносной системы пчелы. Имеют ли для пчелы смысл понятия «артериальной» и «венозной» крови? Приведите два аргумента своей точки зрения.

23. Тип 23 № 20983 

Учёный изучал условия прорастания семян гороха. Он взял два одинаковых стакана, налил в оба немного воды. В каждый из стаканов учёный положил одинаковое количество гороха. В один из стаканов насыпал землю. Оба стакана он поставил на столе в комнате. Через несколько дней в обоих стаканах пророс горох.

Какой вывод можно сделать на основании этого опыта? Какой из изученных факторов необходим для прорастания семян?

24. Тип 24 № 479 

Используя содержание текста «Регулирование в организме численности форменных элементов крови» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.

 

1)  Какая железа внутренней секреции участвует в регуляции количества форменных элементов в крови?

2)  К каким изменениям в крови приводит обильное потоотделение?

3)  Составьте рефлекторную дугу регуляции количества лейкоцитов человека.

 

 

РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗМЕ ЧИСЛЕННОСТИ ФОРМЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КРОВИ

 

Численность форменных элементов крови должна быть оптимальной и соответствовать уровню обмена веществ, зависящему от характера и интенсивности работы органов и систем, условий существования организма. Так, при повышенной температуре воздуха, интенсивной мышечной работе и низком давлении количество клеток крови увеличивается. В этих условиях затрудняется образование оксигемоглобина, а обильное потоотделение приводит к увеличению вязкости крови, уменьшению её текучести; организм испытывает недостаток кислорода.

 

На эти изменения наиболее быстро реагирует вегетативная система человека: из кровяного депо выбрасывается находящаяся в нём кровь; из-за повышенной активности органов дыхания и кровообращения возникает одышка, сердцебиение; возрастает давление крови; снижается уровень обмена веществ.

 

При продолжительном нахождении в таких условиях включаются нейрогуморальные механизмы регуляции, активизирующие процессы образования форменных элементов. Например, у жителей горных местностей число эритроцитов повышается до 6 млн в 1 мм3, а концентрация гемоглобина приближается к верхнему пределу. У людей, занятых тяжёлым физическим трудом, отмечается хронический рост количества лейкоцитов: они активно утилизируют обломки повреждённых мышечных клеток.

 

Количество форменных элементов в крови контролируется рецепторами, которые располагаются во всех кроветворных и кроверазрушающих органах: красном костном мозге, селезёнке, лимфатических узлах. От них информация поступает в нервные центры головного мозга, в основном гипоталамус. Возбуждение нервных центров рефлекторно включает механизмы саморегуляции, изменяет деятельность системы крови в соответствии с требованиями конкретной ситуации. В первую очередь увеличивается скорость движения и объём циркулируемой крови. В случае, если организму не удаётся быстро восстановить гомеостаз, в работу включаются железы внутренней секреции, например гипофиз.

 

Любое изменение характера нервных процессов в коре больших полушарий при всех видах деятельности организма отражается на клеточном составе крови. При этом включаются долгосрочные механизмы регуляции

кроветворения и кроверазрушения, ведущая роль в которых принадлежит гуморальным влияниям.

 

Специфическое действие на образование эритроцитов оказывают витамины. Так, витамин В12 стимулирует синтез глобина, витамин В6 – синтез гема, витамин В2 ускоряет образование мембраны эритроцита, а витамин А – всасывание в кишечнике железа.

25. Тип 25 № 832 

Пользуясь таблицей «Соотношение компонентов к общей массе дерева (в %) в 19-летних сосновых посадках разной густоты» и знаниями, полученными на уроках биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Соотношение компонентов к общей массе дерева (в %)

в 19-летних сосновых посадках разной густоты

 

 

 

Густота насаждений

(в деревьях на гектар)

Ствол Хвоя Ветви
100 58,9 13,2 8,9
185 63,7 14,2 7,7
400 66,4 10,0 6,3
500 64,9 13,4 5,0
700 72,8 8,7 4,9

 

1)  В посадках какой густоты биомасса хвои по отношению к прочим компонентам наивысшая?

2)  Если сложить показатели компонентов в таблице, то 100% не получится. Биомасса какого органа не учтена?

3)  Почему лесоводы активно занимаются искусственным разведением хвойных лесов?

26. Тип 26 № 12961 

По утрам Эвелина занимается ритмической гимнастикой в течение 1,5 часа. После этого она завтракает тем, что ей положила в сумку мама: сложный горячий бутерброд с ветчиной, салат овощной и чай с сахаром. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на вопросы.

1)  Каковы энергозатраты на тренировки?

2)  Превышает ли калорийность завтрака Эвелины затраты на тренировку?

3)  Усвоение каких питательных веществ нарушается при недостатке в организме человека желчи?

 

Таблица 1

 

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафетерия

 

 

Блюда и напитки Энергетическая ценность (ккал) Белки (г) Жиры (г)

 

Углеводы (г)

 

Сложный горячий бутерброд со свининой (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина) 425 39 33 41
Сложный горячий бутерброд с ветчиной (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина) 380 19 18 35
Сложный горячий бутерброд с курицей (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица) 355 13 15 42
Омлет с ветчиной 350 21 14 35
Салат овощной 60 3 0 10
Салат Цезарь (курица, салат, майонез, гренки) 250 14 12 15
Картофель по-деревенски 315 5 16 38
Маленькая порция картофеля фри 225 3 12 29
Мороженое с шоколадным наполнителем 325 6 11 50
Вафельный рожок 135 3 4 22
Сладкий газированный напиток 170 0 0 42
Апельсиновый сок 225 2 0 35
Чай без сахара 0 0 0 0
Чай с сахаром (две чайные ложки) 68 0 0 14

 

Таблица 2

 

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

 

Виды физической активности Энергетическая стоимость
Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин
Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин
Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

лёгкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин
Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин

Просмотр содержимого документа
«2023 ОГЭ Январь Биология Вариант 1»

Тип 1 № 12121 

Какое явление из жизни растений изображено на рисунке?

2. Тип 2 № 35144 

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  каракатица лекарственная

Б)  вешенка обыкновенная

В)  орляк обыкновенный

Г)  дифтерийная палочка

ЦАРСТВА

1)  Грибы

2)  Бактерии

3)  Растения

4)  Животные

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3. Тип 3 № 379 

Расположите в правильном порядке систематические категории, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  Пресмыкающиеся

2)  Гадюка

3)  Хордовые

4)  Гадюка обыкновенная

5)  Чешуйчатые

4. Тип 4 № 12461 

Изучите график зависимости изменения частоты сердечных сокращений путешественника в состоянии покоя на разной высоте над уровнем моря (по оси х отложена высота над уровнем моря (м), а по оси у  — частота сердечных сокращений (уд/мин)).

Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне высот?

1)  На высоте меньше 2000 м сердце не бьется.

2)  Зависимость частоты сердечных сокращений от высоты прямая.

3)  Частота сердечных сокращений изменяется скачкообразно.

4)  После 3500 м над уровнем моря частота сердечных сокращений растёт медленнее, чем до 3500 м.

5)  Частота сердечных сокращений зависит от концентрации углекислого газа.

5. Тип 5 № 2017 

Установите последовательность действий в эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях на свету в зелёных частях растения хлорофитума. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  на обе стороны листа хлорофитума наложите полоски чёрной бумаги так, чтобы они плотно облегали весь лист, включая белую каёмку по краю

2)  опустите лист хлорофитума в раствор йода

3)  прокипятите лист хлорофитума в воде в течение 2–5 мин.

4)  расположите лист хлорофитума напротив источника света и оставьте на сутки

5)  прокипятите лист хлорофитума в спирте (40–70%)

6. Тип 6 № 1262 

На фотографии изображён спирометр, с помощью которого проводят спирометрию. С какой целью врачи организуют данную процедуру?

 

1)  определение жизненной ёмкости лёгких

2)  определение уровня сахара в крови

3)  определение артериального давления крови

4)  определение состава и структуры ДНК

7. Тип 7 № 2979 

Какие из приведённых признаков характерны для большинства представителей класса Костные рыбы? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

скелет хрящевой

  

 2) 

плавательного пузыря нет

  

 3) 

есть жаберные крышки

  

 4) 

встречаются преимущественно в морях и океанах

  

 5) 

хорда имеется только у зародышей

  

 6) 

очень плодовиты, икра мелкая

8. Тип 8 № 1401 

В таблице приведены ткани растений и их функции.

 

ТКАНЬ

ФУНКЦИЯ

...

проведение веществ к корням

эпидермис

защита нижележащих тканей

 

Какой термин необходимо вписать на место пропуска?

 

1)  пробка

2)  ксилема

3)  флоэма

4)  камбий

9. Тип 9 № 1241 

Какие признаки являются общими для голосеменных и папоротникообразных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  размножение зависит от воды

2)  имеют проводящие ткани

3)  имеют побеги с листьями

4)  имеют корни

5)  образуют семена

6)  образуют шишки

10. Тип 10 № 380 

Вставьте в текст «Жизнедеятельность растения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАСТЕНИЯ

Растение получает воду в виде почвенного раствора с помощью ___________ (А) корня. Наземные части растения, главным образом, ___________ (Б), напротив, через особые клетки  — ___________ (В)  — испаряют значительное количество воды. При этом вода используется не только для испарения, но и как исходный материал для образования органических веществ в ходе процесса ___________ (Г) .

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) дыхание

2) корневой чехлик

3) корневой волосок

4) лист

5) побег

6) стебель

7) устьица

8) фотосинтез

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11. Тип 11 № 1618 

Установите соответствие между признаком моллюска и моллюском, к которому относится данный признак. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК

А)  на заднем конце тела имеются сифоны

Б)  глаза хорошо развиты

В)  имеет 10 щупалец

Г)  раковина редуцирована

Д)  голова редуцирована

Е)  хищник

МОЛЛЮСК

1)  беззубка

2)  кальмар

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

12. Тип 12 № 408 

Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

 

А.  Все органы растений дышат.

Б.  Органические вещества в процессе дыхания синтезируются с поглощением световой энергии.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13. Тип 13 № 2648 

Рассмотрите фотографию лошади породы вестфальская. Выберите характеристики, соответствующие его (её) внешнему строению, по следующему плану: постановка головы, форма головы, форма спины, расположение запястья передней конечности, постановка задних конечностей. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14. Тип 14 № 35187 

Под каким номером изображены лёгкие человека?

15. Тип 15 № 168 

Какой признак, свойственный человеку, является признаком животных типа Хордовые?

 

1)  нервная система узлового типа

2)  жаберные щели в стенке глотки зародыша

3)  лёгкие, состоящие из альвеол

4)  волосяной покров

16. Тип 16 № 35306 

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение дыхательной системы человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  гортань

2)  надгортанный хрящ

3)  носоглотка

4)  трахея

5)  бронх

6)  альвеолы

17. Тип 17 № 857 

Что характеризует энергетический обмен в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  по своим результатам противоположен биосинтезу

2)  идёт с поглощением энергии

3)  завершается в митохондриях

4)  завершается в рибосомах

5)  сопровождается синтезом молекул АТФ

6)  завершается образованием кислорода и углеводов

18. Тип 18 № 35330 

Установите соответствие между тканями человека (мышечная или нервная) и характерными для них свойствами.

ВИД ТКАНИ

1)  мышечная

2)  нервная

СВОЙСТВА

А)  проводит электрический импульс

Б)  клетки способны к сокращению

В)  бывает гладкой и поперечнополосатой

Г)  в клетках может быть несколько ядер

Д)  в клетках строго одно ядро

Е)  большинство клеток имеет множество отростков

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Е

19. Тип 19 № 35222 

Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания белоголового орлана.

Список характеристик:

 

1)  находится на вершине пищевой цепи

2)  доминирующий вид

3)  консумент третьего порядка

4)  фитопланктон

5)  плотоядное животное

6)  паразит



Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.

20. Тип 20 № 35202 

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит лесная дикая кошка. В ответе запишите последовательность букв.

 



21. Тип 21 № 35242 

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность лесных диких кошек и растительности, если в течение нескольких лет шло увеличение численности кроликов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность лесных диких кошек

Численность растительности



22. Тип 22 № 12248 

Рассмотрите схему строения кровеносной системы пчелы. Имеют ли для пчелы смысл понятия «артериальной» и «венозной» крови? Приведите два аргумента своей точки зрения.

23. Тип 23 № 20983 

Учёный изучал условия прорастания семян гороха. Он взял два одинаковых стакана, налил в оба немного воды. В каждый из стаканов учёный положил одинаковое количество гороха. В один из стаканов насыпал землю. Оба стакана он поставил на столе в комнате. Через несколько дней в обоих стаканах пророс горох.

Какой вывод можно сделать на основании этого опыта? Какой из изученных факторов необходим для прорастания семян?

24. Тип 24 № 479 

Используя содержание текста «Регулирование в организме численности форменных элементов крови» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.

 

1)  Какая железа внутренней секреции участвует в регуляции количества форменных элементов в крови?

2)  К каким изменениям в крови приводит обильное потоотделение?

3)  Составьте рефлекторную дугу регуляции количества лейкоцитов человека.



РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗМЕ ЧИСЛЕННОСТИ ФОРМЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КРОВИ

 

Численность форменных элементов крови должна быть оптимальной и соответствовать уровню обмена веществ, зависящему от характера и интенсивности работы органов и систем, условий существования организма. Так, при повышенной температуре воздуха, интенсивной мышечной работе и низком давлении количество клеток крови увеличивается. В этих условиях затрудняется образование оксигемоглобина, а обильное потоотделение приводит к увеличению вязкости крови, уменьшению её текучести; организм испытывает недостаток кислорода.

 

На эти изменения наиболее быстро реагирует вегетативная система человека: из кровяного депо выбрасывается находящаяся в нём кровь; из-за повышенной активности органов дыхания и кровообращения возникает одышка, сердцебиение; возрастает давление крови; снижается уровень обмена веществ.

 

При продолжительном нахождении в таких условиях включаются нейрогуморальные механизмы регуляции, активизирующие процессы образования форменных элементов. Например, у жителей горных местностей число эритроцитов повышается до 6 млн в 1 мм3, а концентрация гемоглобина приближается к верхнему пределу. У людей, занятых тяжёлым физическим трудом, отмечается хронический рост количества лейкоцитов: они активно утилизируют обломки повреждённых мышечных клеток.

 

Количество форменных элементов в крови контролируется рецепторами, которые располагаются во всех кроветворных и кроверазрушающих органах: красном костном мозге, селезёнке, лимфатических узлах. От них информация поступает в нервные центры головного мозга, в основном гипоталамус. Возбуждение нервных центров рефлекторно включает механизмы саморегуляции, изменяет деятельность системы крови в соответствии с требованиями конкретной ситуации. В первую очередь увеличивается скорость движения и объём циркулируемой крови. В случае, если организму не удаётся быстро восстановить гомеостаз, в работу включаются железы внутренней секреции, например гипофиз.

 

Любое изменение характера нервных процессов в коре больших полушарий при всех видах деятельности организма отражается на клеточном составе крови. При этом включаются долгосрочные механизмы регуляции

кроветворения и кроверазрушения, ведущая роль в которых принадлежит гуморальным влияниям.

 

Специфическое действие на образование эритроцитов оказывают витамины. Так, витамин В12 стимулирует синтез глобина, витамин В6 – синтез гема, витамин В2 ускоряет образование мембраны эритроцита, а витамин А – всасывание в кишечнике железа.

25. Тип 25 № 832 

Пользуясь таблицей «Соотношение компонентов к общей массе дерева (в %) в 19-летних сосновых посадках разной густоты» и знаниями, полученными на уроках биологии, ответьте на следующие вопросы.

Соотношение компонентов к общей массе дерева (в %)

в 19-летних сосновых посадках разной густоты

 

Густота насаждений

(в деревьях на гектар)

Ствол

Хвоя

Ветви

100

58,9

13,2

8,9

185

63,7

14,2

7,7

400

66,4

10,0

6,3

500

64,9

13,4

5,0

700

72,8

8,7

4,9

1)  В посадках какой густоты биомасса хвои по отношению к прочим компонентам наивысшая?

2)  Если сложить показатели компонентов в таблице, то 100% не получится. Биомасса какого органа не учтена?

3)  Почему лесоводы активно занимаются искусственным разведением хвойных лесов?

26. Тип 26 № 12961 

По утрам Эвелина занимается ритмической гимнастикой в течение 1,5 часа. После этого она завтракает тем, что ей положила в сумку мама: сложный горячий бутерброд с ветчиной, салат овощной и чай с сахаром. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на вопросы.

1)  Каковы энергозатраты на тренировки?

2)  Превышает ли калорийность завтрака Эвелины затраты на тренировку?

3)  Усвоение каких питательных веществ нарушается при недостатке в организме человека желчи?

 

Таблица 1

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафетерия

 

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Сложный горячий бутерброд со свининой (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина)

425

39

33

41

Сложный горячий бутерброд с ветчиной (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)

380

19

18

35

Сложный горячий бутерброд с курицей (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)

355

13

15

42

Омлет с ветчиной

350

21

14

35

Салат овощной

60

3

0

10

Салат Цезарь (курица, салат, майонез, гренки)

250

14

12

15

Картофель по-деревенски

315

5

16

38

Маленькая порция картофеля фри

225

3

12

29

Мороженое с шоколадным наполнителем

325

6

11

50

Вафельный рожок

135

3

4

22

Сладкий газированный напиток

170

0

0

42

Апельсиновый сок

225

2

0

35

Чай без сахара

0

0

0

0

Чай с сахаром (две чайные ложки)

68

0

0

14

 

Таблица 2

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

Виды физической активности

Энергетическая стоимость

Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин

Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин

Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

лёгкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин

Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!