СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 9класс Сложносочиненные предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок 9класс Сложносочиненные предложения»

Муниципальное бюджетное учреждение лицей№4

г. Данкова Липецкой области









Урок русского языка в 9классе.

Тема. Сложносочиненные предложения.











Подготовила

Овцынова Нина Михайловна

учитель русского языка и литературы.





Данков 2018г.




Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели урока:

 Обучающая: создание условия для усвоения программного материала при изучении темы: « Понятие о ССП», систематизация материала о сложносочинённых предложениях, отработка умения находить ССП в тексте, различать ССП и ПП с однородными членами

 Развивающая: формирование умения аргументировать, доказывать; привитие интереса к урокам русского языка, развитие навыков постановки знаков препинания в ССП в тексте.

 Воспитывающая: формирование языковой компетенции, воспитание любви к русскому языку, воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи, воспитание сознательной дисциплины.

 Методы обучения: метод активизации познавательной деятельности, слово учителя, анализ языкового материала.

Задачи:

1.Знать: порядок синтаксического анализа предложения, правила постановки знаков препинания в простом осложненном и сложном предложениях.

2.Уметь: логически мыслить, применять полученные знания в практической деятельности, производить синтаксический анализ предложений.

Планируемый результат:

  • знают основные понятия темы;

  • знают правильную постановку пунктуационного знака;

  • преобразовывают информацию: предложение – схема;

  • формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее.



Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная: систематизация полученных знаний, оценка собственной деятельности на уроке, самоконтроль, взаимоконтроль.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку “Сложносочиненное предложение”, русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. – «Дрофа», 2014

Ход урока

1.Организационный момент.

Добрый день, ребята! Хотелось бы сегодняшний урок начать словами известной песни:

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется.

Поделись улыбкою своей, и она еще не раз к тебе вернется!

Ребята, поделитесь улыбками друг с другом. Пусть у вас будет хорошее настроение!

2.Проверка домашнего задания

Один ученик выписывает слова из упр.67, в которых пропущены буквы, объясняет условия их выбора; остальные задания проверяются по цепочке

3.Орфографическая пятиминутка. Взаимопроверка.. (Слайд 2)

Ложь, говоришь, точь-в-точь, решение задач, выигрыш, хорош, стеречь, речь, наотмашь, ночь, сплошь, богач, замуж, с крыш, рожь, прочь, беречь, товарищ, колюч, плачь, плач, грош, еж, настежь, дремуч, плеч, мышь, барыш, навзничь, невтерпёж, сторож, из-за туч, возле дач.

4. Актуализация знаний.

Обратите внимания, что общего во всех данных предложениях? (союз И)

 - Одинаковую ли синтаксическую функцию он выполняет в каждом из предложений? Что он связывает?

 - Как называются предложения с несколькими грамматическими основами между которыми стоит союз И?

 - Покажите графически, где однородные(каким второстепенным членом выражены) и где ССП. Определите виды простых предложений. (Слайд 3)

1.Север дышит ветром ночи и полынь колышет.

2.На небе облака летят и тают, и на земле творятся чудеса. 

3. Лес тянулся на несколько километров, и можно было заблудиться в нем.

4.Зима, и уже холодно.

5.Порхают снежинки в вышине и землю белым пухом укрывают.

6. Уже смерклось, и в комнате стало темно.

7.Посидите на берегу с удочкой, и вы почувствуете прилив сил.

8.В саду было тихо, и лишь откуда-то издалека доносился шум дождя.

(Слайд4)

 - Значит, ССП – это…(дети заканчивают фразу)

 - Какие сочинительные союзы вы знаете? (и, а, но, зато, однако, либо. . )

5. Определение темы урока. (Слайд5) Целеполагание.

-Какие цели для себя вы определите на сегодняшнем уроке, исходя из названия темы? Чему вы можете научиться?

6. Знакомство с теоретическим материалом.

П.9, стр 48-49

-Что узнали нового из текста?

-Когда в ССП ставятся точка с запятой, тире?

-А когда запятая не ставится вССП? (Слайды6,7)

7. Анализ предложений с объяснением постановки знаков препинания. (Слайд8)

1. Затих повсюду шум и гам, и воцарилося молчанье.

2.  Здесь краски не ярки и звуки не резки.

3Он знак подаст – и все хохочут.

4.По сообщению синоптиков, дожди прекратятся и наступят солнечные дни.

5. Скоро весь сад ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях; и старый сад в это утро казался таким молодым, нарядным

Проверка(Слайд9)

7.  Применение знаний. Работа с учебником.

Упражнение 70. Запишите данные предложения в такой последовательности: сначала простые, затем – сложные.

Взаимопроверка: обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполнения.

-Назовите союзы, соединяющие части сложносочиненных предложений.

- Устно проведите синтаксический разбор 5-го предложения.

Физкультминутка.

Если одноклассник правильно выполняет разбор предложения, то

вы делайте хлопок. Если ошибется, то вы сводите и разводите руки, показывая, что хлопка не получается.

8.Закрепление материала. а) Работа с текстом. (Слайд10)

Все меньше звуков в ночи,  и все тише они. И поля молчат,  и село уснуло,  и все кругом заглохло. Ночь как бы постепенно наливалась тишиной и вот уже налилась дополна, до самых краев. (С. Шуртаков.)

  • Озаглавьте текст. Определите его тип. Укажите глаголы, употребленные в переносном значении. Как это связано с особенностями стиля?

Укажите лексические средства, с помощью которых автор передает мотив тишины в природе. (Меньше звуков, тише, молчат, уснуло, заглохло, тишин

  • Случайно ли, с вашей точки зрения, употребление однокоренных глаголов совершенного и несовершенного вида в одном предложении? (Наливалась — налилась; используя видовые пары, писатель передает продолжительность, повторяемость действия, а потом результат).

  • Прочитайте второе предложение, опустив повторяющийся союз и. Сравните с написанным. В каком случае с большей выразительностью передается состояние покоя, тишины? (Повторяющийся союз и заставляет делать паузы при чтении предложения, что как бы замедляет происходящее — наступление ночной тишины.)

  • Что еще указывает на длительность происходящего? (Повторение слова все в первом предложении.) Запишите схему этого предложения.

Внимание учащихся обращается на то, что мотив тишины заканчивается усиленным аккордом — словами, выступающими в роли синонимов (дополна, до краев).

Составьте схемы предложений.

б)Лингвистическое моделирование. (Слайд11)

Записать предложения трижды, чтобы получилось:

а) простое предложение с однородными членами, соединенными союзом и;

б) сложное предложение союзом и;

в) сложное предложение союзом и, в котором отразилась бы быстрая смена событий.

Образец. Сучок хрустнул и обломился.

Сучок хрустнул, и ветка упала к моим ногам.

Сучок хрустнул - и девочка вздрогнула от неожиданности.

1- В) Раздался шорох…

2-В) Вхожу в комнату…

9.Рефлексия. (Слайд12)

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Было интересно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…



10.Домашнее задание. (Слайд13)

.Прочитать теоретический материал стр. 51-52. И заполнить схему:

СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ

/ \ \





2. Упр.78, задание 1. По выбору обучающихся : задание 2 или 3.



(Слайд14)11. ИТОГ: Спасибо за работу. Выставление оценок.





Список использованной литературы



1. Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. Современный русский язык. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 448 с.

2.Русский язык. Поурочные планы по учебнику под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта – 2014 год

3.Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 9 кл.» М.М.Разумовская. С.И.Львова, В.И.Капинос; Под ред. М.М.Разумовской.- 2-е изд.. –М,: дрофа, 2001





Использованные материалы и Интернет-ресурсы

    1. http://festival.1september.ru/


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!