Муниципальное бюджетное учреждение лицей№4
г. Данкова Липецкой области
Урок русского языка в 9классе.
Тема. Сложносочиненные предложения.
Подготовила
Овцынова Нина Михайловна
учитель русского языка и литературы.
Данков 2018г.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели урока:
Обучающая: создание условия для усвоения программного материала при изучении темы: « Понятие о ССП», систематизация материала о сложносочинённых предложениях, отработка умения находить ССП в тексте, различать ССП и ПП с однородными членами
Развивающая: формирование умения аргументировать, доказывать; привитие интереса к урокам русского языка, развитие навыков постановки знаков препинания в ССП в тексте.
Воспитывающая: формирование языковой компетенции, воспитание любви к русскому языку, воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи, воспитание сознательной дисциплины.
Методы обучения: метод активизации познавательной деятельности, слово учителя, анализ языкового материала.
Задачи:
1.Знать: порядок синтаксического анализа предложения, правила постановки знаков препинания в простом осложненном и сложном предложениях.
2.Уметь: логически мыслить, применять полученные знания в практической деятельности, производить синтаксический анализ предложений.
Планируемый результат:
знают основные понятия темы;
знают правильную постановку пунктуационного знака;
преобразовывают информацию: предложение – схема;
формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее.
Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная: систематизация полученных знаний, оценка собственной деятельности на уроке, самоконтроль, взаимоконтроль.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку “Сложносочиненное предложение”, русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. – «Дрофа», 2014
Ход урока
1.Организационный момент.
Добрый день, ребята! Хотелось бы сегодняшний урок начать словами известной песни:
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись улыбкою своей, и она еще не раз к тебе вернется!
Ребята, поделитесь улыбками друг с другом. Пусть у вас будет хорошее настроение!
2.Проверка домашнего задания
Один ученик выписывает слова из упр.67, в которых пропущены буквы, объясняет условия их выбора; остальные задания проверяются по цепочке
3.Орфографическая пятиминутка. Взаимопроверка.. (Слайд 2)
Ложь, говоришь, точь-в-точь, решение задач, выигрыш, хорош, стеречь, речь, наотмашь, ночь, сплошь, богач, замуж, с крыш, рожь, прочь, беречь, товарищ, колюч, плачь, плач, грош, еж, настежь, дремуч, плеч, мышь, барыш, навзничь, невтерпёж, сторож, из-за туч, возле дач.
4. Актуализация знаний.
Обратите внимания, что общего во всех данных предложениях? (союз И)
- Одинаковую ли синтаксическую функцию он выполняет в каждом из предложений? Что он связывает?
- Как называются предложения с несколькими грамматическими основами между которыми стоит союз И?
- Покажите графически, где однородные(каким второстепенным членом выражены) и где ССП. Определите виды простых предложений. (Слайд 3)
1.Север дышит ветром ночи и полынь колышет.
2.На небе облака летят и тают, и на земле творятся чудеса.
3. Лес тянулся на несколько километров, и можно было заблудиться в нем.
4.Зима, и уже холодно.
5.Порхают снежинки в вышине и землю белым пухом укрывают.
6. Уже смерклось, и в комнате стало темно.
7.Посидите на берегу с удочкой, и вы почувствуете прилив сил.
8.В саду было тихо, и лишь откуда-то издалека доносился шум дождя.
(Слайд4)
- Значит, ССП – это…(дети заканчивают фразу)
- Какие сочинительные союзы вы знаете? (и, а, но, зато, однако, либо. . )
5. Определение темы урока. (Слайд5) Целеполагание.
-Какие цели для себя вы определите на сегодняшнем уроке, исходя из названия темы? Чему вы можете научиться?
6. Знакомство с теоретическим материалом.
П.9, стр 48-49
-Что узнали нового из текста?
-Когда в ССП ставятся точка с запятой, тире?
-А когда запятая не ставится вССП? (Слайды6,7)
7. Анализ предложений с объяснением постановки знаков препинания. (Слайд8)
1. Затих повсюду шум и гам, и воцарилося молчанье.
2. Здесь краски не ярки и звуки не резки.
3Он знак подаст – и все хохочут.
4.По сообщению синоптиков, дожди прекратятся и наступят солнечные дни.
5. Скоро весь сад ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях; и старый сад в это утро казался таким молодым, нарядным
Проверка(Слайд9)
7. Применение знаний. Работа с учебником.
Упражнение 70. Запишите данные предложения в такой последовательности: сначала простые, затем – сложные.
Взаимопроверка: обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполнения.
-Назовите союзы, соединяющие части сложносочиненных предложений.
- Устно проведите синтаксический разбор 5-го предложения.
Физкультминутка.
Если одноклассник правильно выполняет разбор предложения, то
вы делайте хлопок. Если ошибется, то вы сводите и разводите руки, показывая, что хлопка не получается.
8.Закрепление материала. а) Работа с текстом. (Слайд10)
Все меньше звуков в ночи, и все тише они. И поля молчат, и село уснуло, и все кругом заглохло. Ночь как бы постепенно наливалась тишиной и вот уже налилась дополна, до самых краев. (С. Шуртаков.)
Озаглавьте текст. Определите его тип. Укажите глаголы, употребленные в переносном значении. Как это связано с особенностями стиля?
Укажите лексические средства, с помощью которых автор передает мотив тишины в природе. (Меньше звуков, тише, молчат, уснуло, заглохло, тишин
Случайно ли, с вашей точки зрения, употребление однокоренных глаголов совершенного и несовершенного вида в одном предложении? (Наливалась — налилась; используя видовые пары, писатель передает продолжительность, повторяемость действия, а потом результат).
Прочитайте второе предложение, опустив повторяющийся союз и. Сравните с написанным. В каком случае с большей выразительностью передается состояние покоя, тишины? (Повторяющийся союз и заставляет делать паузы при чтении предложения, что как бы замедляет происходящее — наступление ночной тишины.)
Что еще указывает на длительность происходящего? (Повторение слова все в первом предложении.) Запишите схему этого предложения.
Внимание учащихся обращается на то, что мотив тишины заканчивается усиленным аккордом — словами, выступающими в роли синонимов (дополна, до краев).
Составьте схемы предложений.
б)Лингвистическое моделирование. (Слайд11)
Записать предложения трижды, чтобы получилось:
а) простое предложение с однородными членами, соединенными союзом и;
б) сложное предложение союзом и;
в) сложное предложение союзом и, в котором отразилась бы быстрая смена событий.
Образец. Сучок хрустнул и обломился.
Сучок хрустнул, и ветка упала к моим ногам.
Сучок хрустнул - и девочка вздрогнула от неожиданности.
1- В) Раздался шорох…
2-В) Вхожу в комнату…
9.Рефлексия. (Слайд12)
Сегодня я узнал… Было трудно… Было интересно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… | Я приобрел… Я научился… У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Мне захотелось… |
10.Домашнее задание. (Слайд13)
.Прочитать теоретический материал стр. 51-52. И заполнить схему:
СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ
/ \ \
2. Упр.78, задание 1. По выбору обучающихся : задание 2 или 3.
(Слайд14)11. ИТОГ: Спасибо за работу. Выставление оценок.
Список использованной литературы
1. Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. Современный русский язык. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 448 с.
2.Русский язык. Поурочные планы по учебнику под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта – 2014 год
3.Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 9 кл.» М.М.Разумовская. С.И.Львова, В.И.Капинос; Под ред. М.М.Разумовской.- 2-е изд.. –М,: дрофа, 2001
Использованные материалы и Интернет-ресурсы