СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 2 по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для индивидуального обучения

Просмотр содержимого документа
«Урок № 2 по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"»



Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

для обучающегося 5 класса с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


Мальчик неговорящий. Говорит учитель. Речь ребёнок воспринимает. Общению помогают жесты, мимика. За долгие годы совместной деятельности учитель и ученик научились понимать друг друга. Работа проходит в доброжелательной обстановке, в сотрудничестве, по определённому плану (ребёнок, в основном, понимает последовательность этапов урока).



Тема: Звук и буква «А».

Цель: повторить тему: «Звук и буква «А» продолжать учить дифференцировать понятия звук и буква.

Задачи:

  1. уточнить артикуляцию звука [а], развивать подвижность и переключаемость движений губ. Учить слышать и выделять звук [а] среди других звуков. Учить определять позиции звука [а] в слове. Повторить с обучающимся написание букв «А, а» и «А,а»

  2. Корригировать и развивать фонематический слух обучающегося, связную речь, мышление, внимание.

  3. Воспитывать мотивацию к чтению, доброжелательность.

Оборудование:

-Алфавит : печатные буквы, письменные буквы (заглавные, строчные).

-Алфавит: набор пластмассовых букв

-Разрезные картинки: ворона, лягушка, осёл, гусь, собака

-Карточки со словами: гав-гав-гав; кар-кар-кар; га-га-га; ква-ква- ква; иа - иа-иа

-Аэробол – тренажёр по коррекционной педагогике, который эфффективно развивает речевое дыхание. (Проще сказать,трубочка для надутия шарика).

-Массажный шарик Су – джок.

-Тетрадь «Годовой цикл занятий», раздел «Читаем и пишем», здесь нам помогают «Ми-ми-мишки»: Кеша, Тучка, Лисичка, Цыпа.

-Альбом для рисования, простой карандаш, цветные карандаши, ручка.

-Книга «Пальчиковая гимнастика».








Ход урока


I.Организационный момент.

1. Проверка готовности к уроку.

-Всё, необходимое к уроку «Речь и альтернативная коммуникация» лежит в отдельной сумочке. Саша знает, что нужно поставить на стол алфавит и назвать все буквы в алфавитном порядке. (Ученик показывает букву простым карандашом, учитель называет её).

2.Далее, выложить из сумочки на стол все предметы, каждый на определённое место.

3.Ты сюда пришёл учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работай старательно,

Слушай внимательно!

.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающегося.

1. Саша, смотри на забавную картинку, слушай загадку. (Учитель читает загадку, ребёнок показывает отгадку на картинке).

Это старый наш знакомый

Прилетает к нам весной

Он живёт на башне –

Длинноногий, длинноносый

Длинношеий, безголосый

Он летает на охоту

За лягушками в болото.(А-а-а-ист)


Круглый-круглый,

Сладкий-сладкий,

С полосатой кожей гладкой,

А разрежешь - посмотри:

Красный-красный

Он внутри.(А-а-а-рбуз)

2.Работа по определению позиции звука (в начале слова).

3. Ещё раз протяжно произносим: а-а-аист, а-а-арбуз, а-а-ананас – во всех этих словах есть звук « а». Протянем а-а-а.

4.Саша, вспомним колыбельную песенку. Мама укачивает малыша и поёт: а-а-а, а-а-а, а-а-а, а-а-а.

-А теперь вместе: а-а-а, а-а-а, а-а-а, а-а-а.

- Звук [а] – гласный. Гласный звук можно произносить протяжно и петь.

-Звук запиши буквой. Покажи букву в алфавите.


III. Объяснение нового материала.


1.Дыхательная гимнастика (работа с аэроболом)



2.-Разложи на столе карточки с изображением животных.

Учитель читает загадки, ученик показывает на рисунок - отгадку...


-С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

А хвост колечком.(Собака)


-Окраской - сероватая,

Повадкой- вороватая,

Крикунья хрипловатая-

Известная персона.

Это …(Ворона)


-По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Одежда белая, а ножки

Обуты в старые сапожки.(Гусь)


-Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка)


-Посмотри на этих симпатичных животных. Все они умеют произносить звук

«а».

-Покажи собачку. Собачка: гав-гав - гав. Смотри на меня, повторяй губками: гав-гав- гав.

-Покажи ворону, Ворона: кар-кар-кар.

Работа по определению позиции звука (в средине слова).


-Покажи лягушку. Лягушка: ква – ква –ква.

-Покажи гуся. Гусь: га – га – га.

-Покажи ослика. Ослик: и-а, и-а, и-а.


Работа по определению позиции звука (в конце слова).


4.Физкультминутка

Видим, скачут по опушке,

Две весёлые лягушки,

Прыг – скок, прыг – скок.

Две зелёные лягушки

Рано утром умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо , влево наклонялись

И обратно возвращались.

IV. Закрепление материала

1.Чтение слов с буквой «А», соединение слова с предметом. (Стр.6 – «Годовой курс занятий»).

(Обратить внимание на позицию буквы)


2.Работа с массажёром Су – джок.


3.Рисование предметов на букву « А» в альбоме для рисования.

(Ученик рисует по памяти; может нарисовать от 1 до 5 простейших предметов: растения, животные, игрушки. Может попросить учителя рисовать. Отказ учителя может не принять. Всё зависит от настроения. Настаивать нельзя, можно навредить. Чаще всего мальчик рисует 1 или 2 предмета.Что или кого нарисовать предлагает учитель.

На данном уроке: автобус, апельсин, ананас, алыча )

4.Работа с алфавитом печатных букв .

Нахождение буквы «А,а» . Подписывание рисунков печатными буквами.

Работа с алфавитом письменных букв.

5.Пальчиковая гимнастика.

Кап-кап-кап!Закапал дождик.(Стучим указательным пальчиком по ладошке).

Быстро мы раскрыли зонтик.(Поднимаем руки над головой).

Раз,два,три,четыре,пять,(Загибаем каждый пальчик).

Дождику нас не достать!(Грозим пальчиком).

Нахождение буквы «А ,а» . . Подписывание рисунков письменными буквами.

(Ребёнок по количеству времени работает по – разному : может резко прекратить работу, а может достаточно продолжительно работать.)


V. Итог урока.

- Какой звук мы сегодня изучали, пропоем его.

- Какой буквой обозначается этот звук? Покажи букву « А».

V I. Рефлексия.

Саша, посмотри на мальчиков: Антон – грустный, Алёша весёлый.


Кто тебе больше нравится? (Показывает)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!