Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
для обучающегося 5 класса с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Мальчик неговорящий. Говорит учитель. Речь ребёнок воспринимает. Общению помогают жесты, мимика. За долгие годы совместной деятельности учитель и ученик научились понимать друг друга. Работа проходит в доброжелательной обстановке, в сотрудничестве, по определённому плану (ребёнок, в основном, понимает последовательность этапов урока).
Тема: Звук и буква «А».
Цель: повторить тему: «Звук и буква «А» продолжать учить дифференцировать понятия звук и буква.
Задачи:
уточнить артикуляцию звука [а], развивать подвижность и переключаемость движений губ. Учить слышать и выделять звук [а] среди других звуков. Учить определять позиции звука [а] в слове. Повторить с обучающимся написание букв «А, а» и «А,а»
Корригировать и развивать фонематический слух обучающегося, связную речь, мышление, внимание.
Воспитывать мотивацию к чтению, доброжелательность.
Оборудование:
-Алфавит : печатные буквы, письменные буквы (заглавные, строчные).
-Алфавит: набор пластмассовых букв
-Разрезные картинки: ворона, лягушка, осёл, гусь, собака
-Карточки со словами: гав-гав-гав; кар-кар-кар; га-га-га; ква-ква- ква; иа - иа-иа
-Аэробол – тренажёр по коррекционной педагогике, который эфффективно развивает речевое дыхание. (Проще сказать,трубочка для надутия шарика).
-Массажный шарик Су – джок.
-Тетрадь «Годовой цикл занятий», раздел «Читаем и пишем», здесь нам помогают «Ми-ми-мишки»: Кеша, Тучка, Лисичка, Цыпа.
-Альбом для рисования, простой карандаш, цветные карандаши, ручка.
-Книга «Пальчиковая гимнастика».
Ход урока
I.Организационный момент.
1. Проверка готовности к уроку.
-Всё, необходимое к уроку «Речь и альтернативная коммуникация» лежит в отдельной сумочке. Саша знает, что нужно поставить на стол алфавит и назвать все буквы в алфавитном порядке. (Ученик показывает букву простым карандашом, учитель называет её).
2.Далее, выложить из сумочки на стол все предметы, каждый на определённое место.
3.Ты сюда пришёл учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работай старательно,
Слушай внимательно!
.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающегося.
1. Саша, смотри на забавную картинку, слушай загадку. (Учитель читает загадку, ребёнок показывает отгадку на картинке).
Это старый наш знакомый
Прилетает к нам весной
Он живёт на башне –
Длинноногий, длинноносый
Длинношеий, безголосый
Он летает на охоту
За лягушками в болото.(А-а-а-ист)
Круглый-круглый,
Сладкий-сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь - посмотри:
Красный-красный
Он внутри.(А-а-а-рбуз)
2.Работа по определению позиции звука (в начале слова).
3. Ещё раз протяжно произносим: а-а-аист, а-а-арбуз, а-а-ананас – во всех этих словах есть звук « а». Протянем а-а-а.
4.Саша, вспомним колыбельную песенку. Мама укачивает малыша и поёт: а-а-а, а-а-а, а-а-а, а-а-а.
-А теперь вместе: а-а-а, а-а-а, а-а-а, а-а-а.
- Звук [а] – гласный. Гласный звук можно произносить протяжно и петь.
-Звук запиши буквой. Покажи букву в алфавите.
III. Объяснение нового материала.
1.Дыхательная гимнастика (работа с аэроболом)
2.-Разложи на столе карточки с изображением животных.
Учитель читает загадки, ученик показывает на рисунок - отгадку...
-С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост колечком.(Собака)
-Окраской - сероватая,
Повадкой- вороватая,
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Это …(Ворона)
-По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Одежда белая, а ножки
Обуты в старые сапожки.(Гусь)
-Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)
-Посмотри на этих симпатичных животных. Все они умеют произносить звук
«а».
-Покажи собачку. Собачка: гав-гав - гав. Смотри на меня, повторяй губками: гав-гав- гав.
-Покажи ворону, Ворона: кар-кар-кар.
Работа по определению позиции звука (в средине слова).
-Покажи лягушку. Лягушка: ква – ква –ква.
-Покажи гуся. Гусь: га – га – га.
-Покажи ослика. Ослик: и-а, и-а, и-а.
Работа по определению позиции звука (в конце слова).
4.Физкультминутка
Видим, скачут по опушке,
Две весёлые лягушки,
Прыг – скок, прыг – скок.
Две зелёные лягушки
Рано утром умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо , влево наклонялись
И обратно возвращались.
IV. Закрепление материала
1.Чтение слов с буквой «А», соединение слова с предметом. (Стр.6 – «Годовой курс занятий»).
(Обратить внимание на позицию буквы)
2.Работа с массажёром Су – джок.
3.Рисование предметов на букву « А» в альбоме для рисования.
(Ученик рисует по памяти; может нарисовать от 1 до 5 простейших предметов: растения, животные, игрушки. Может попросить учителя рисовать. Отказ учителя может не принять. Всё зависит от настроения. Настаивать нельзя, можно навредить. Чаще всего мальчик рисует 1 или 2 предмета.Что или кого нарисовать предлагает учитель.
На данном уроке: автобус, апельсин, ананас, алыча )
4.Работа с алфавитом печатных букв .
Нахождение буквы «А,а» . Подписывание рисунков печатными буквами.
Работа с алфавитом письменных букв.
5.Пальчиковая гимнастика.
Кап-кап-кап!Закапал дождик.(Стучим указательным пальчиком по ладошке).
Быстро мы раскрыли зонтик.(Поднимаем руки над головой).
Раз,два,три,четыре,пять,(Загибаем каждый пальчик).
Дождику нас не достать!(Грозим пальчиком).
Нахождение буквы «А ,а» . . Подписывание рисунков письменными буквами.
(Ребёнок по количеству времени работает по – разному : может резко прекратить работу, а может достаточно продолжительно работать.)
V. Итог урока.
- Какой звук мы сегодня изучали, пропоем его.
- Какой буквой обозначается этот звук? Покажи букву « А».
V I. Рефлексия.
Саша, посмотри на мальчиков: Антон – грустный, Алёша весёлый.
Кто тебе больше нравится? (Показывает)