Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку. – Чтобы нам было интересно, давайте возьмем с собой любознательность, дружелюбие, активность. – С каким настроением вы пришли на урок? С помощью смайликов покажите свое настроение | Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место | Устный опрос |
II. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Выполните математический диктант. – Назовите число, которое меньше 30: а) на 6; б) в 6 раз; в) в 5 раз. – Какое число больше 9: а) на 3; б) в 3 раза? – На какие числа можно разделить каждое из чисел: 12, 9, 8, 10, 18? | Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
– Решите задачи. – Соедините линией кружок с номером задачи и карточки с выражениями для ее решения. | Выполняют задания уст- ного счета | Фронтальная | Устные ответы |
– Работаем с геометрическим материалом. а) Уберите две палочки так, чтобы осталось 2 квадрата. б) Уберите две палочки так, чтобы остался 1 квадрат. в) Уберите три палочки так, чтобы осталось 3 квадрата. г) Уберите три палочки так, чтобы осталось 2 квадрата. д) Уберите три палочки так, чтобы остался 1 квадрат. е) Уберите три палочки так, чтобы квадратов не осталось. ж) Уберите четыре палочки так, чтобы осталось 3 квадрата | Работают с геометрическим материалом | Фронтальная | Устные ответы |
III. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Рассмотрите чертежи на доске. – Как называются данные фигуры? – Как быстро вычислить количество клеток в каждой фигуре? (4 · 2 = 8 и 2 · 2 = 4.) – Как узнать площадь прямоугольника? – Прочитайте тему урока на доске. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Сегодня на уроке мы узнаем, как вычислить площадь прямоугольника, используя арифметическое действие | Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Устные ответы |
IV. Изучение нового материала | Фронтальная работа | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Какую геометрическую фигуру называют прямоугольником? – Назовите свойство его сторон | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – ориентируются в учебнике, определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности; наблюдают и делают простые выводы. Регулятивные: умеют следовать режиму организации учебной деятельности; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения | Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
Работа по учебнику. Задание 1 (с. 122) | Сначала учитель вводит термины «длина» и «ширина» прямоугольника. (Начертить заранее на доске любой прямоугольник, расположив его произвольно.) Показывает две смежные стороны этого прямоугольника и называет большую из них длиной, а меньшую – шириной прямоугольника. – Измерьте длину и ширину прямоугольника. – Какова площадь прямоугольника? – Как найти площадь прямоугольника вычислением? Знакомит учащихся с правилом в учебнике (с. 122) | Измеряют длину и ширину прямоугольника. Знакомятся с правилом нахождения площади прямоугольника | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 2 (с. 122) | – Как называется первая фигура? (Прямоугольник.) –Какие измерения необходимо выполнить, чтобы найти площадь прямоугольника? (Нужно измерить длину и ширину.) – Как называется вторая фигура? (Квадрат.) – Какие измерения необходимо выполнить, чтобы найти площадь квадрата? (Достаточно измерить длину только одной стороны.) Далее учащиеся работают самостоятельно. Запись: 1) 6 · 2 = 12 (см2) – площадь прямоугольника. 2) 3 · 3 = 9 (см2) – площадь квадрата. Ответ: 12 см2, 9 см2 | Выполняют измерения и вычисляют площадь каждой фигуры | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
V. Первичное осмысление и закрепление | Работа в печатной тетради № 2. Задание 4 | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости, проверяет ответы. Комментирует ход решения. Чертеж: Стороны прямоугольника: 1 см, 4 см. Сторона квадрата: 2 см | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Чертят прямоугольник и квадрат | Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – ориентируются в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректи- руют выполнение задания в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Выполнение задания в рабочей тетради |
Работа по учебнику. Задание 7 (с. 123) | – Работаем с графами. – Составьте схемы-«машины»: а) Решение: 8 + 4 = 12. Ответ: 12. б) Решение: 8 · 4 = 32. Ответ: 32 | Составляют схемы-«машины». Выполняют вычисления | Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 8 (с. 123) | – Составьте схемы-«машины»: а) Решение: 21 : 3 = 7. Ответ: в 7 раз. б) Решение: 21 – 3 = 18. Ответ: на 18. в) Решение: 21 : 3 = 7. Ответ: в 7 раз. – Задаем вопросы: «Во сколько раз 3 меньше, чем 21?» и «Во сколько раз 21 больше, чем 3?» | Составляют схемы-«машины». Выполняют вычисления | Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 9 (с. 123) | – Решите задачу. – Что известно? Что требуется узнать? – Запишите условие задачи в таблицу. | В 1 день | Количество с. | Всего дней | I кн. | 9 с. | 36 с. | | II кн. | 45 с. | – Запишите решение данной задачи разными способами. Решение: Способ 1. 1) Сколько дней читали I книгу? 36 : 9 = 4 (дн.). 2) Сколько дней читали II книгу? 45 : 9 = 5 (дн.). 3) Сколько дней читали обе книги? 4 + 5 = 9 (дн.). Способ 2. 1) Сколько всего страниц в двух книгах? 36 + 45 = 81 (с.). 2) Сколько дней читали обе книги? 81 : 9 = 9 (дн.). Ответ: 9 дней | Записывают условие задачи в таблицу. Решают задачу разными способами | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Как вычислить площадь прямоугольника? – Назовите единицы измерения площади. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Проводит упражнение «Музыкальный тест». Нотный стан – у каждого ребенка – небольших размеров (с тетрадный лист). Каждый школьник получает маленькую нотку. Если дети знакомы с нотной грамотой, то для них не составит труда нахождение нот на нотном стане. В конце урока детям предлагается оценить свое настроение по своеобразной восьмибалльной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотка прикрепляется в нужном месте. Можно узнать, минорное или мажорное настроение преобладало сегодня у каждого ученика. В зависимости от этого палочка у нотки «смотрит» вниз (минор) или вверх (мажор) | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; осуществляют оценку результатов работы | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 10, 11 (учебник); № 1 (рабочая тетрадь) | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |