СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 122. ПЛОЩАДЬ ПРЯМОУГОЛЬНИКА.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для знакомства учащихся с правилом вычисления площади прямоугольника (квадрата); совершенствовать умение решать геометрические задачи; способствовать формированию вычислительных умений; развивать умение обобщать.

Просмотр содержимого документа
«Урок 122. ПЛОЩАДЬ ПРЯМОУГОЛЬНИКА.»

Урок 122. ПЛОЩАДЬ ПРЯМОУГОЛЬНИКА

Цели деятельности учителя

Создать условия для знакомства учащихся с правилом вычисления площади прямоугольника (квадрата); совершенствовать умение решать геометрические задачи; способствовать формированию вычислительных умений; развивать умение обобщать

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата); распознавать геометрические фигуры (многоугольники, окружность, прямоугольник, угол); характеризовать многоугольник (название, число углов, сторон, вершин); вычислять сумму и разность чисел в пределах 100, используя изученные устные и письменные приемы вычислений, а также значения простых и составных числовых выражений; решать составные арифметические задачи в два действия в различных комбинациях; получат возможность научиться: формулировать определения прямоугольника и квадрата; свойства прямоугольника (квадрата).

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – сопоставлять объекты по одному (нескольким) признакам, выявлять их сходство и различие; коммуникатив-
ные
– строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; регулятивные – планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Личностные: мотивировать свои действия; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимание, оказывать посильную помощь

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Форма контроля

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

– Чтобы нам было интересно, давайте возьмем с собой любознательность, дружелюбие, активность.

– С каким настроением вы пришли на урок? С помощью смайликов покажите свое настроение

Сообщают
о готовности к уроку и наличии домашнего задания

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться.

Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место

Устный опрос

II. Актуализация знаний

Устный счет
в игровой форме

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

– Выполните математический диктант.

– Назовите число, которое меньше 30:

а) на 6; б) в 6 раз; в) в 5 раз.

– Какое число больше 9:

а) на 3; б) в 3 раза?

– На какие числа можно разделить каждое из чисел: 12, 9, 8, 10, 18?

Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока

Фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу

Устные ответы

– Решите задачи.

– Соедините линией кружок с номером задачи и карточки с выражениями для ее решения.

Выполняют задания уст-

ного счета

Фронтальная

Устные ответы

– Работаем с геометрическим материалом.

а) Уберите две палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.

б) Уберите две палочки так, чтобы остался 1 квадрат.

в) Уберите три палочки так, чтобы осталось 3 квадрата.

г) Уберите три палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.

д) Уберите три палочки так, чтобы остался 1 квадрат.

е) Уберите три палочки так, чтобы квадратов не осталось.

ж) Уберите четыре палочки так, чтобы осталось 3 квадрата

Работают

с геометрическим материалом

Фронтальная

Устные ответы

III. Сообщение темы урока

Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Рассмотрите чертежи на доске.






1 см2


1 см2






– Как называются данные фигуры?

– Как быстро вычислить количество клеток в каждой фигуре? (4 · 2 = 8 и 2 · 2 = 4.)

– Как узнать площадь прямоугольника?

– Прочитайте тему урока на доске.

– Определите цели урока, используя опорные слова.

– Сегодня на уроке мы узнаем, как вычислить площадь прямоугольника, используя арифметическое действие

Слушают
и обсуждают тему урока.

Отвечают

на вопросы учителя, формулируют цель урока

Фронтальная

Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Устные ответы

IV. Изучение нового материала

Фронтальная работа

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Какую геометрическую фигуру называют прямоугольником?

– Назовите свойство его сторон

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение

Фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – ориентируются в учебнике, определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности; наблюдают и делают простые выводы.

Регулятивные: умеют следовать режиму организации учебной деятельности; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения

Устные ответы.

Выполнение задания в рабочей тетради

Работа по учебнику.

Задание 1
(с. 122)

Сначала учитель вводит термины «длина» и «ширина» прямоугольника. (Начертить заранее на доске любой прямоугольник, расположив его произвольно.)

Показывает две смежные стороны этого прямоугольника и называет большую из них длиной, а меньшую – шириной прямоугольника.

– Измерьте длину и ширину прямоугольника.

– Какова площадь прямоугольника?

– Как найти площадь прямоугольника вычислением?

Знакомит учащихся с правилом в учебнике (с. 122)

Измеряют длину и ширину прямоугольника.

Знакомятся с правилом нахождения площади прямоугольника

Фронтальная

Устные ответы

Задание 2
(с. 122)

– Как называется первая фигура? (Прямоугольник.)

–Какие измерения необходимо выполнить, чтобы найти площадь прямоугольника? (Нужно измерить длину и ширину.)

– Как называется вторая фигура? (Квадрат.)

– Какие измерения необходимо выполнить, чтобы найти площадь квадрата? (Достаточно измерить длину только одной стороны.)

Далее учащиеся работают самостоятельно.

Запись:

1) 6 · 2 = 12 (см2) – площадь прямоугольника.

2) 3 · 3 = 9 (см2) – площадь квадрата.

Ответ: 12 см2, 9 см2

Выполняют измерения и вычисляют площадь каждой фигуры

Индивидуальная, фронтальная

Выполнение задания в рабочей тетради

V. Первичное осмысление и закрепление

Работа в печатной тетради № 2.

Задание 4

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости, проверяет ответы. Комментирует ход решения.

Чертеж:

Стороны прямоугольника: 1 см, 4 см.

Сторона квадрата: 2 см

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Чертят прямоугольник и квадрат

Индивидуальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – ориентируются в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят

выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректи-

руют выполнение задания в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

Выполнение задания в рабочей тетради

Работа по учебнику.

Задание 7
(с. 123)

– Работаем с графами.

– Составьте схемы-«машины»:

а)

Решение:

8 + 4 = 12.

Ответ: 12.

б)

Решение:

8 · 4 = 32.

Ответ: 32

Составляют схемы-«машины».

Выполняют вычисления

Индивидуальная

Выполнение задания в рабочей тетради

Задание 8
(с. 123)

– Составьте схемы-«машины»:

а)

Решение:

21 : 3 = 7.

Ответ: в 7 раз.

б)

Решение:

21 – 3 = 18.

Ответ: на 18.

в)

Решение:

21 : 3 = 7.

Ответ: в 7 раз.

– Задаем вопросы: «Во сколько раз 3 меньше, чем 21?» и «Во сколько раз 21 больше, чем 3?»

Составляют схемы-«машины».

Выполняют вычисления

Индивидуальная

Выполнение задания в рабочей тетради

Задание 9
(с. 123)

– Решите задачу.

– Что известно? Что требуется узнать?

– Запишите условие задачи в таблицу.


В 1 день

Количество с.

Всего дней

I кн.

9 с.

36 с.

II кн.

45 с.

– Запишите решение данной задачи разными способами.

Решение:

Способ 1.

1) Сколько дней читали I книгу?

36 : 9 = 4 (дн.).

2) Сколько дней читали II книгу?

45 : 9 = 5 (дн.).

3) Сколько дней читали обе книги?

4 + 5 = 9 (дн.).

Способ 2.

1) Сколько всего страниц в двух книгах?

36 + 45 = 81 (с.).

2) Сколько дней читали обе книги?

81 : 9 = 9 (дн.).

Ответ: 9 дней

Записывают условие задачи в таблицу.

Решают задачу разными способами

Индивидуальная, фронтальная

Выполнение задания в рабочей тетради

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– Как вычислить площадь прямоугольника?

– Назовите единицы измерения площади.

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Проводит упражнение «Музыкальный тест».

Нотный стан – у каждого ребенка – небольших размеров (с тетрадный лист). Каждый школьник получает маленькую нотку. Если дети знакомы с нотной грамотой, то для них не составит труда нахождение нот на нотном стане. В конце урока детям предлагается оценить свое настроение по своеобразной восьмибалльной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотка прикрепляется в нужном месте. Можно узнать, минорное или мажорное настроение преобладало сегодня у каждого ученика. В зависимости от этого палочка у нотки «смотрит» вниз (минор) или вверх (мажор)

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; осуществляют оценку результатов работы

Оценивание учащихся за работу
на уроке

Домашнее
задание

Поясняет домашнее задание.

№ 10, 11 (учебник); № 1 (рабочая тетрадь)

Записывают задание

Фронтальная

Наблюдение




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!